К 205-летию Белинского. Часть-3

Александр Зинковский
ПРОДОЛЖЕНИЕ:

В 1830 г. Белинский представляет в Московском университете свою драму «Дмитрий Калинин», направленную против крепостного права. Отрицательная реакция университетской цензуры на свободолюбие студента была настолько жесткой, что в результате нервного срыва Виссарион Белинский попал в больницу с воспалением легких. Однако на этом неприятности не закончились.

В 1832 г. Белинский был лишен стипендии и отчислен из Московского университета, якобы по причине «слабого здоровья» и «ограниченных способностей». Это  ухудшило его и без того нелегкое материальное положение, вынуждая писать статьи в журналы, заниматься переводами и частными уроками.

Однако сотрудничество (начиная с 1834-1836 гг.) с журналами  «Молва» и «Телескоп» (издатель Н. Надеждин) стало для Белинского спасением и поворотным событием биографии. На станицах этих журналов состоялся его дебют, как литературного критика, хотя через два года правительство закрыло журнал «Телскоп», отправив издателя в ссылку. Данное обстоятельство вновь поставило Белинского в тяжелое материальное положение, спровоцировавшее у него нервный срыв, сопровождавшийся разгульным образом жизни.


В. Г. Белинский -  "Ничто о ничем, или отчет г. издателю "Телескопа" за последнее полугодие (1835) русской литературы". ( В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Т. I.    Статьи и рецензии. 1834-1841   ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948.    Под общей редакцией Ф. М. Головешченко.  Редакция С. П. Бычкова.    OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru).

 
   "Вы обязали меня сделать легкий и короткий обзор хода нашей литературы, во время вашего пребывания за границей, и привели меня тем в крайнее затруднение. Разве вам не известно, что ничто не ново под луною? Каких же хотите вы новостей от русской литературы, и в такой короткий период ее существования? "Тем лучше для вас, тем меньше вам труда", скажете вы. Нет, вы неправы: труда от этого мне не только не меньше, но предстоит истинно геркулесовский подвиг: я должен написать статью, а из чего я вам напишу ее, о чем буду повествовать вам в ней? О ничем?.. Итак, надо сделать что-нибудь из ничего? - Помните ли вы, как один из знаменитейших наших писателей, из первостатейных гениев, угомонил насмерть свою литературную славу тем, что вздумал писать о ничем, и весь вылился в ничто?.. {149} Конечно, я не пользуюсь литературного славою и, следовательно, не подвергаюсь опасности посадить ее на мель рокового ничто; но у меня другой страх, и очень основательный. Если я не пользуюсь ни тению той лучезарной славы, которою сиял некогда помянутый великий писатель, то вместе не имею и искры его гения, который нашелся, хотя и в конечной погибели своей репутации, высказаться в ничем на нескольких страницах. Притом же, хотя я, в отсутствие ваше, волею или неволею, играл роль сторожа на нашем Парнасе, окликая всех проходящих и отдавая им, своею алебардою, честь по их званию и достоинству, хотя неутомимо и неусыпно стоял на своем посту; однакож многое ускользнуло от моей бдительности. Бывало, нахлынет целая толпа - и тут некогда было расспрашивать каждого порознь; стукнешь алебардою по всем и пропустишь. А теперь неужели мне надо делать поголовную перекличку, бегать по всем закоулкам и собирать народ православной? Нет - отрекаюсь от этого труда; и так было много хлопот и, может быть, много шуму из пустяков! - Да и притом возможное ли это дело? Много ли из тех, которые промчались мимо моей сторожки, остались теперь в живых?.. Итак, я скажу вам только разве о тех лицах, которые особенно врезались в моей памяти, буду повествовать только о тех событиях и случаях, которые особенно поражали мое внимание. Мой обзор будет отрывчат, беспорядочен и несвязен, как всякий рассказ наскоро о предмете многосложном, разнообразном и ничтожном…"



Предыдущая часть http://www.proza.ru/2016/07/02/172

Продолжение http://www.proza.ru/2016/07/04/788

Рисунок - коллаж автора.


Мои произведения на сайте:

155 лет со дня рождения Немировича-Данченко - публицистика
http://www.proza.ru/2014/02/27/1273