7. Созерцание...

Фокас Владимир
Беседа седьмая – СОЗЕРЦАНИЕ.

- Прежде чем перейти к следующей теме, я хотел бы остановиться на  СОЗЕРЦАНИИ. Внимательно изучая все, что изложено как в старых, так и в новых системах духовного обучения и духовного познания мира, неизбежно приходишь к выводу, что основная масса впервые вступающих на этот путь плохо понимает, что же это такое.

Многие ассоциируют созерцание с ментальным молчанием или принимают живую суть этого процесса за некий «йогический», «психологический» либо «философский» прием, обязательный для освоения и применения, но не знают, КАК подойти к нему на практике. 

Дело в том, что на определенном уровне развития все становится настолько взаимосвязанным и целостным, что произвольно выдернутые из контекста принцип, процесс, идея, истина не просто «умирают» вне целого, но и становятся своими противоположностями.

Взявшись за одно из звеньев цепи, мы, как правило, задействуем и всю цепь, причем избранное нами звено совсем не обязательно находится в ее центре, к тому же оно неизбежно перекрывается другими отрезками цепи во всей ее сложности.

Итак, созерцание – это прежде всего особое состояние сознания, являющееся переходным от пассивного предыдущего (релаксация) к активному последующему (концентрация). Взятое отдельно, оно представляется «пустым», бездеятельным и достаточно «бессмысленным». Есть и другое прочтение понятия «созерцание» – невовлеченность, отстраненность, непривязанность.

Как чисто психотехнический прием, умение созерцать необходимо для освоения позиции «Наблюдателя» - неотъемлемой части «внутреннего человека». В то время как «Я-наружное» живет, действует и мыслит во внешнем мире, «Я-внутреннее» наблюдает, впитывает и оценивает, но не вмешивается до поры - до времени.

Именно эта позиция помогает понять проблему субъекта и объекта, наблюдателя и наблюдаемого, исследователя и исследуемого. Во многих восточных школах Наблюдатель (Созерцатель) – главная и наиболее желательная для достижения цель обучения. Таковы Тантра, Майавада, негативистская Нирвана.

В тех же направлениях, где целью является духовная эволюция, созерцание – не более, чем одна из ступеней развития идущего по этому пути. Примерно то же самое утверждает и современная психология, взявшая очень много у восточных духовных школ.

Итак, есть релаксация и есть концентрация. Первая означает максимальное расширение сознания, в котором существуют не только созерцательный, но и аксиологический (ценностный), и когнитивный (познавательный) аспекты. При достаточном расширении личностного сознания оно может выходить в космические и супракосмические области Сверхсознания, превращаясь в сознание надличностное.

Концентрация же, в первую очередь, это медитация на объекте – глубокое погружение в суть вещей, феноменов, процессов, идей. Это сила, устремленность, никогда не идущая от «наружного к наружному», но лишь «от внутреннего к внутреннему».

Концентрация - активный процесс, не столько познавательный, сколько творческий и воспитательный. Здесь не остается места ни для созерцания, ни для обычного чувственного восприятия, которое сверхчувственно либо надчувственно, но не бесчувственно.

Далее, после правильно освоенной и эффективной медитации, наступает стадия созерцания. В некоторых школах оно плотно соприкасается с Нирваной – в буддизме это одно из высших состояний сознания, характеризующееся полным покоем, угасанием (до полного прекращения) эгоических желаний, процессов мышления и всей психической деятельности в целом.

Нирвана не означает ни конца сущего, ни окончания пути человека – после ее прохождения путь только по-настоящему начинается. Чтобы понять это, надо очень внимательно приглядеться к тому, ЧТО есть СОЗЕРЦАНИЕ. Оно, как минимум, тройственно – это и процесс, и состояние, и особая структура пространства-времени.

На самом нижнем уровне созерцание – это чувственная ступень познания, имеющая два аспекта, тесно связанных с интуицией – прозрение и просветление. Это также прямое непосредственное видение разумом Высшего Горнего Мира, источник истинного знания. По словам Аристотеля, «созерцание позволяет нам изредка видеть то, что Бог переживает всегда».

Еще один из аспектов созерцания предполагает особую возвышенную радость, счастье бытия, глубокую благодарность, связанную с освобождением от земных оков. Одним из древнейших видов такого созерцания было любование звездным небом, переходящее в глубокую любовь к Творцу и всему, Им сотворенному.

Но уже с времен Плотина было достигнуто понимание того, что созерцание вечных и прекрасных вещей (эстетический аспект) и метафизически – религиозных (Космос, Бог и Божественное) - не может стать благотворным и судьбоносным без сочетания его с практикой, точнее, с Бытием во всех его проявлениях.

Проще говоря, Душа человеческая должна пройти долгую школу духовного и нравственного воспитания и правильного различения, приложив свои силы в иных областях человеческой деятельности, а не только в служении Богу и Божественному. Таким образом, полное единение с Бытием, Космосом и Божественным возможно лишь при полностью осознанном существовании в сочетании с добродетелью, творчеством и чистой, подлинной любовью ко всему сущему.

Эмоционально ли созерцание? Безусловно. Без этого важнейшего компонента оно мертво и нежизнеспособно. Именно высокие чувства делают созерцание ПЕРЕЖИВАНИЕМ – высшей формой жизни во Вселенной. Не следует лишь путать аффекты и ситуационные эмоции с чувствами как высшей формой отношения человека к наружному и внутреннему мирам и к самому себе.

ЧУВСТВА отличаются от эмоций обобщенностью, устойчивостью, балансом потребностей и ценностей, сформированным в ходе личностного и духовного развития, а точнее – в ходе собственной эволюции. ПЕРЕЖИВАНИЕ – это особая форма существования человека, его Души и Духа, наполненная чувством не просто сопричастности, но и личного участия в происходящем.

Теперь самое время определить место созерцания в процессе эволюции разума, познания и практики. В современной гносеологии принято выделять четыре основные стадии познания: восприятие, осмысление, практика (творчество), становление. Интересно, что в этой схеме не нашлось места таким реалиям, как постижение и сотворение, нет и созерцания ни как скрытой, ни как переходной стадии единого процесса.

Происходит это потому, что для личности, незнакомой ни с надсознательным, ни с надразумным, ни с надличностным, созерцание означает не более, чем  «чувственную ступень познания». Но если внимательно присмотреться, то оно незримо присутствует на всех четырех этапах, готовя человека к более высоким уровням познания – ПРЯМОМУ ПЕРЕЖИВАНИЮ ВСЕОБЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ, ПРЯМОМУ ПОСТИЖЕНИЮ и, наконец, СОТВОРЕНИЮ.

ПОСТИЖЕНИЕ – дитя не практики и не осмысления, но лишь устремленности, расширения и углубления сознания, а СОТВОРЕНИЕ – итог СОЗЕРЦАНИЯ и СТАНОВЛЕНИЯ, неизбежно сменяющихся еще более высоким восприятием, осмыслением, творчеством и становлением. Процесс этот никогда не завершается, а идет по нарастающей, тем самым приводя к все более и более высоким уровням познания мира и самого себя в мире.

ТВОРЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ТВАРНОЕ… Это пределы первого эволюционного этапа, высшее усилие, достигаемое ТВАРЬЮ ЗЕМНОЙ - без всякого уничижительного смысла этого понятия.

СО-ТВОРЕНИЕ же – это вдохновенная, радостная, полностью осознанная и поэтому истинная совместная работа, в которой равные права имеют как Творец, так и Сотворяемое, в которой один прирастает другим и не мыслит себя без другого…

Множество веков эта великая истина была глубоко сокрыта от человека. Человек – «тварь земная» - воспринимался только как искусственно созданная кукла в руках эгоистичного и всевластного Бога-Творца. Ложь, в огромной степени замедлившая рождение из «раба Божьего» Сына Божия… При таком восприятии человека ни о какой духовной эволюции, ни о каком «новом сотворении» и речи  быть не могло…

Именно вследствие приверженности этой религиозной догме созерцание из активного творческого процесса превратилось в нечто безликое, пассивное, безрадостное; более того, именно ТАКОЕ состояние было признано одним из высших достижений на пути духовного совершенствования.

Сегодня пришла пора нового осмысления, новых приоритетов и новых целей. Пришла пора и для созерцания выйти за узкие рамки чисто эстетического, религиозного или философского восприятия.

Многие терпят на этом пути досадные поражения только потому, что привыкли понимать и медитацию, и созерцание как некие чисто технические приемы, после освоения которых наконец-то начнется «духовная жизнь», никак и ничем не связанная с «жизнью земной» и человеческой.

А кто-то приходит к неожиданному выводу: «Может, хватит думать о том, КАК и ПОЧЕМУ все так устроено, а начать просто СМОТРЕТЬ?..» Эстетическое же созерцание Вечного Чуда Жизни не может не породить нового откровения: «Белочки подтверждают, что ничего другого не остается. Сколько в них радости! Рыженькие маленькие и отважные человечки-дети…» И далее:

«Капли доброты падают в железный хлам моей проржавевшей скрипучей души,
И она прорастает ромашками вперемешку с голубиными крылышками.
Тогда заученные ранее схемы меняют свои системные трюки  на бессистемные,
И прорывается жизнь в виде свалившейся на небо луны, огромной и мохнатой,
Которая не выглядит механической шестерёнкой обязательности, а так... висит…»

И это говорит человек, который считает, что ему недоступно созерцание! Созерцание именно в том «безликом» смысле, о котором писалось выше… И удивился бы преизрядно, скажи ему о том, что он уже давно живет духовной жизнью и великолепно умеет СО-ЗЕРЦАТЬ, что и делает органичной частью своих как будто бы "будней"…

Можно было бы привести множество других примеров, но ограничусь этим. Не буду называть и имя этого удивительного человека, ибо его истинное имя и истинная суть и есть ЧЕЛОВЕК…

Достаточно внимательно вглядеться в суть публикуемого на страницах Проза.ру и Стихи.ру, чтобы понять: большинство авторов, может быть, и сами того не подозревая, уже давно пересекли черту, отделяющую жизнь витальную и разумную от жизни духовной, тем самым приступив к реализации одной из важнейших эволюционных задач – личностному и духовному психосинтезу.

Изменилось и само понимание духовности и духовной жизни. Сегодня это не только – и не столько - жизнь, подчиненная религиозным установкам и правилам, это не скит, не йога, не форма и не ритуал. Ныне очень многие очень чутко понимают, что духовная жизнь – скорее Искусство Жить в Духе, чем слепое следование канонам любой из религий и духовных учений.

Пришло новое поколение Учителей, главная цель которых – не воспитание «истинно верующего праведника», а сотворение эволюционно нового человека, скорее Поэта, Мечтателя, Сказочника и Хранителя Сказки, Музыканта, Художника – будущих Архитекторов Вселенной, как видел это Шри Ауробиндо.

Это не «снижение планки», не тактический прием и не сиюминутная потребность – это хорошо продуманная и далеко вперед смотрящая стратегия. Вот почему наряду с земными, не совсем земными и совсем уж не земными контактами, откровениями и прозрениями вновь и вновь предпринимаются и серьезные исследования основ христианства как мировоззрения.

Перед человечеством начинает вырисовываться фигура Христа столь невероятной мощи, в свете которой почти теряется Иисус церковный - догматический, упрощенный, распятый, прикованный тяжелыми ржавыми цепями к тому самому «старому миру», в котором Он был казнен за провозглашение Истин, несовместимых с основами этого мира. И это тоже не ревизия, не подрыв христианства как Учения, но восстановление исторической и духовной справедливости.

СО-ТВОРЕНИЕ… Сегодняшнее время – это короткий интервал между прошлым и будущим, время созерцания и размышления – «время собирать камни»… И, как нет в природе мира ничего, что бы не жило, не двигалось и не развивалось, так нет и отстраненной неподвижности и безучастности в нашем сегодняшнем созерцании мира, себя, своего настоящего, прошлого и будущего.

Все, что при этом СО-ТВОРЯЕТСЯ, становится не умозаключением, не гипотезой, не выводом, а живым строительным материалом – новой материей, в которой объединяются чаяния Творца и неудержимое стремление Сотворяющегося – Нового Человека. И все, что прошло проверку на истинность – если хотите, на Вечную Истину – найдет свое место в этом небывалом процессе.

Возможно, именно в ходе этого возведения «Нового Иерусалима» мы, наконец, поймем, ЧТО означают слова: «Любовь спасет мир»… Поймем, что то, что мы наблюдаем между собой и прописываем исключительно на Земле, есть лишь слабые отблески Вселенской Силы - столь огромной, мощной, дерзновенной и неистовой, что мы пока можем лишь робко прикоснуться к ней и за неимением иного слова назвать ее Любовью…

Время торопит, и если мы будем только ждать нисхождения этой Силы - второго Пришествия Христа – то никогда этого не дождемся, потому что ТАКАЯ СИЛА МОЖЕТ НИСХОДИТЬ ТОЛЬКО В ПОДГОТОВЛЕННУЮ ФОРМУ. И это очень важно понять даже не завтра, не сегодня, а уже вчера…

Ну, а всякие мелочи типа: «Не могу созерцать», «Не могу сконцентрироваться…», «Не могу медитировать – мысли всякие пролезают…», - вещи несущественные. УЛЫБНИТЕСЬ и скажите: «Сегодня я не хочу просто созерцать. Я хочу Жить, Творить, Дерзать, Верить, ибо я и есть ЖИЗНЬ, и другой не будет»…

А созерцание… Для каждого из нас приходит время, когда мы присядем у порога строящегося нами всеми Храма, окинем его внимательным взглядом и вспомним:

«… И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро, день шестой»…

И вдруг поймем тогда – НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО… Значит, надо сделать так, чтобы стало лучше… Чтобы снова был День Первый, Второй и т.д. Чтобы созерцание сменилось новым Сотворением…

И, наконец, самое главное: и познание мира, и самопознание невозможны без СОЗЕРЦАНИЯ – не рефлексии, не самокопания, а именно созерцания – не предвзятого, но милосердного, не субъективного, но объективного, правдивого и зоркого настолько, насколько это вообще возможно в нашем мире…

И особенно это важно тогда, когда настает время Перехода - ПОСЛЕДНЕГО СОЗЕРЦАНИЯ, итога и в то же время НАЧАЛА… Это всегда только ТО, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ, поскольку перед лицом Вечности невозможно ни солгать, ни притвориться чем-то иным, чем ты есть. Таково завещание Будды, последние слова Льва Толстого, завет Иисуса на Тайной Вечере, «Мысли и озарения» Шри Ауробиндо. Поэтому я хочу закончить это короткое исследование словами нашего современника - колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса:

«… Если бы Господь Бог на секунду забыл о том, что я тряпичная кукла, и даровал мне немного жизни, вероятно, я не сказал бы всего, что думаю; я бы больше думал о том, что говорю.

Я бы ценил вещи не по их стоимости, а по их значимости.

Я бы спал меньше, мечтал больше, сознавая, что каждая минута с закрытыми глазами - это потеря шестидесяти секунд света.

Я бы ходил, когда другие от этого воздерживаются, я бы просыпался, когда другие спят, я бы слушал, когда другие говорят.

И как бы я наслаждался шоколадным мороженым!

Если бы Господь дал мне немного жизни, я бы одевался просто, поднимался с первым лучом солнца, обнажая не только тело, но и душу.

Боже мой, если бы у меня было еще немного времени, я заковал бы свою ненависть в лед и ждал, когда покажется солнце.

Я рисовал бы при звездах, как Ван Гог, мечтал, читая стихи Бенедетти, и песнь
Серра была бы моей лунной серенадой.

Я омывал бы розы своими слезами, чтобы вкусить боль от их шипов и алый поцелуй их лепестков.

Боже мой, если бы у меня было немного жизни...

Я не пропустил бы дня, чтобы не говорить любимым людям, что я их люблю. Я бы убеждал каждую женщину и каждого мужчину, что люблю их, я бы жил в любви с любовью.

Я бы доказал людям, насколько они не правы, думая, что когда они стареют, то перестают любить: напротив, они стареют потому, что перестают любить!

Ребенку я дал бы крылья и сам научил бы его летать.

Стариков я бы научил тому, что смерть приходит не от старости, но от забвения.

Я ведь тоже многому научился у вас, люди.

Я узнал, что каждый хочет жить на вершине горы, не догадываясь, что истинное счастье ожидает его на спуске.

Я понял, что, когда новорожденный впервые хватает отцовский палец   крошечным кулачком, он хватает его навсегда.

Я понял, что человек имеет право взглянуть на другого сверху вниз лишь для того, чтобы помочь ему встать на ноги.

Я так многому научился от вас, но, по правде говоря, от всего этого немного пользы, потому что, набив этим сундук, я умираю»…

Это прощальные слова Мастера, который уже однажды подарил миру ЭТО:

"Люби так, как будто тебя никогда не предавали.

Работай так, как будто тебе не нужны деньги.

Танцуй так, как будто тебя никто не видит.

Пой так, как будто тебя никто не слышит.

Живи так, как будто живешь в раю.."

*** 

Иллюстрация из Интернета