Мысли по поводу. О государственной независимости

Сергей Дерябин
 
   На статью  «День независимости» (Георгий Цвикевич)

 

  Вполне понятно стремление каждого государства обзавестись павлиньим хвостом ярких заявочных признаков, воплощенных в гербах, знаменах, гимнах, и, конечно же, государственных праздниках. Но так уж сложилось, что все эти "дни независимости" весьма редко имеют реальное обоснование, став просто государственными памятными днями. Глядя со стороны, легко придти в изумление, например, от  французского главного гос. праздника -  Дня взятия Бастилии. Спрашивается, чем может быть памятен и славен этот день для Франции, если он открыл дорогу не Свободе, Равенству и Братству, но дядюшке Сансону с его гильотиной, а затем и единовластию диктатора Наполеона? Однако вот, поди ж ты, этот день 14 июля свят для всей французской нации! И всему миру остается только с уважением принять такой выбор. Как и все остальные дни нации по всей планете.
  А еще можно часто слышать (особенно на постсоветском пространстве) гордые слова о том, что, мол, "мы состоялись как государство". И вот эти утверждения лично у меня  вызывают прямо-таки непреодолимые сомнения.  Особенно после событий, связанных с гражданской войной в Сомали, когда в этой стране перестали действовать буквально все государственные функции на местах. В том числе работа всех учреждений, путей сообщения, а, главное, денежное обращение. Сельское население перешло на натуральное хозяйство, а горожане стали толпами рыскать по окрестностям в поисках какого-то  пропитания или хоть какой-нибудь поживы. Казалось бы, всё, кирдык государству? Черта с два! Министры продолжают заседать, парламентарии дебатировать, президент издавать указы, которые не уходят дальше президентского дворца, а в ООН как ни в чем ни бывало по-прежнему сидит представитель Федеративный Республики Сомали. И ничего с  державным  статусом страны  не сделалось: все  чиновники на местах (их даже числом прибавилось), народ как-то научился выживать, будучи предоставленным самому себе. И эта несчастная территория по-прежнему считает себя состоявшимся государством! Хотя теперь оно фактически раскололось на несколько частей, в каждой из которых есть свой президент, правительство, парламент… И даже - что делается! - один из этих президентов (вроде как самый главный) Хасан Шейх Махмуд недавно заявил:  «Я сделаю всё, чтобы не допустить превращения Сомали в Украину».  Каково?!
    Однако как ни крути, а  со всей очевидностью раз за разом из моря словесов  выплывает айсберг главной истины:   состоятельность любого государства определяется  прежде всего качеством жизни граждан, а так же  обеспечением их конституционных  прав. И  даже если в борьбе за элементарную выживаемость народа или же в силу эгоизма  правящей элиты   забота об этом самом качестве будет отодвигаться в сторону, то оно, это качество,  в конце концов все равно будет упрямо  вставать на первое место как главная цель государства,  которое образовали граждане, чтобы не пропасть по одиночке. И если у государства есть собственные возможности и стремление  двигаться в направлении процветания народа, то это и будет его настоящей независимостью.