Созидание глава 4 1963 год часть 7 олег родился

Дудко 3
На фотографии здание, в котором в бытность действующего монастыря были кельи монахов. В 1960-е годы в этом здании была больница.
Последняя дверь в правом углу здания вела в роддом, который находился на 2-м этаже. Левее, кажется после 4-го окна располагались палаты терапевтического отделения больницы.
В этом роддоме в 1960-м году я родила – дочку Стэллу, а в 1963-м  - сына Олега…
Под этими окнами дежурили родственники в ожидании, когда им из окошка покажут завернутый  в пелёнки кулёчек  -  новорожденного советского человека.


СОЗЕДАНИЕ

ГЛАВА  4   1963 год

ЧАСТЬ 7   ОЛЕГ  РОДИЛСЯ

                О Л Е Г


1963-ий год был для нас знаменным.  Как-то так получалось, что  появление наших детей совпадало с чьим-то уходом в потусторонний мир кого-то из наших близких. Погиб Борис, родилась Ёлочка.

В 1963–ем году угасала жизнь моей любимой бабуси, а я ждала рождение второго ребёнка.

 Олег родился 26 декабря 1963–го, а бабуся умерла в марте 1964–го.            

                ПОЧЕМУ   ТАК   В   ЖИЗНИ   БЫВАЕТ?
                ЛЮДИ   РОЖДАЮТСЯ!!!... и   УМИРАЮТ…


                ХОТИМ   МЫ   ЭТОГО,   ИЛЬ   НЕ   ХОТИМ,
                ПРИХОДЯТ   МЛАДЕНЦЫ   НА   СМЕНУ   ДРУГИМ.




Кончался 1963–ий год. Я готовилась к зимней сессии, перед началом которой я должна была сдать несколько контрольных работ для зачёта.

Помню, я сидела  на низкой кровати, широко расставив ноги, так, чтобы не мешал большой живот. Передо мной стояла табуретка, на ней лежала тетрадка с контрольной по высшей математике. Я пыжилась, стараясь решить задачи. Периодически обращалась за помощью к Вите. Но он жёстко и категорично отвечал одно и то же: «Решай сама»… Я ныла, ворчала, и вдруг почувствовала боль внизу живота. Прислушалась. Подождала. Опять боль. В общем,  в какой-то момент, я всё-таки поняла, что, кажется, ребёночек хочет выйти в самостоятельную жизнь.

В этот раз я не взяла ничего с собой  из еды. Собирались недолго. Витя проводил меня до того же самого родильного отделения, в монастырские кельи. Ночь прошла более-менее спокойно. На этот раз я лежала не в маленькой предродовой палате, а в большой, на несколько коек.

Утром был обход врачей. Дежурила гинеколог – Пирогова. Семья врачей Пироговых пользовалась славой отличных специалистов. Муж – известный хирург, а жена – гинеколог.  Она осмотрела меня, сказала, что пора готовиться к родам, и прорвала пузырь. Отошли воды, а роды не начинаются. Схваточки слабые. Через час доктор опять подошла ко мне, и сказала – «Идите звоните домой, чтобы принесли вам шоколад и сахар-рафинад, для стимуляции». Я позвонила. Виктор очень быстро принёс и шоколад и сахар.

Жевала и то, и другое. Но, схваточки - слабые. Ещё через какое-то время, доктор посмотрела меня, и сказала, что, раз воды уже отошли, ждать больше нельзя, т.к. ребёночек может задохнуться…

Пригласили меня в родильную. Положили на стол. Вокруг меня собрались: дежурный доктор – Пирогова (это Олежкино счастье), ещё врачи, и дежурные акушерки и сёстры… Я не понимала сложность ситуации. А, видимо, она таки была не просто сложной, а катастрофичной.

Схватки были слабые, а потуг не было совсем. Когда мне говорили – «Тужься!», я тужилась, что было силы. Но это были мои тужинья, а не потуги ребёнка. Врачи перешептывались. Уже приготовили вроде бы щипцы, чтобы вытаскивать ребёнка. Я слышала их шёпот, они обсуждали, как накладывать щипцы.  И тут акушерка и медсестра предложили попробовать  последний метод – выдавливания. Они накинули мне поверх живота что-то вроде полотенца, потом, когда заставляли меня тужиться, одновременно нажимали на края полотенца.

Т.е. они давили не руками, а полотенцем, наложенным на верхний край живота. При этом приговаривали что-то, просили  ещё потужиться. А потом остановились. Ничего не помогало. И, наконец, они сказали – «Ну, давай, отдохнула? Попробуем последний раз!».   И надавили с такой силой, что ребёнок, разрывая меня на части, выскочил.

Глупая я ещё была мама. Вместо того, чтобы спросить – «А живой ли?», я спросила – «Кто родился?». Мне ответили – мальчик.

Меня обуяла такая радость. Девочка уже есть. А, теперь для отца родился сын. Мне хотелось скорей взглянуть на него. Я руками нащупала очки, которые оказались где-то под моим боком, постаралась сесть, и только, размахивая руками, приговаривала – «Хорошо-то как!»… А, акушерка, мне и говорит –

«Немедленно лягте, вас ещё зашивать будут – разрывов много. А мальчик сначала закричать должен…».

И тут до меня дошло. А ребёночек-то не кричит…

Принесли таз с тёплой водой. Я не видела, но понимала, что его держали за ноги, головой вниз, обмывали тёплой водой, и шлёпали, шлёпали. Он так нахлебался всякой  дряни, пока его выдавливали, что долго не мог не то, что отдышаться, а просто – вздохнуть… Мне казалось, что времени за этот миг между жизнью и не бытиём хватило бы на целую вечность…


И вот наступило мгновенье, когда я услышала первый басовитый всхлип, потом - вскрик, перешедший, наконец, в детский плач – «Уа-уа-уа!»…

                О Л Е Г   Р О Д И Л С Я ! ! !

То, что это будет Олег, мы знали ещё три года назад, когда выбирали имена. Для девочки – Стэлла, а для мальчика – Герман или Олег…

Через несколько часов (пока послед выходил, пока зашивали, пока просто лежала на каталке), меня перевели в палату.

Вообще, это время было для родильного дома не вполне счастливое. Говорят, что в больнице была инфекция гемолитической желтухи. Уже умерло несколько малышей. Но, роддом не закрыли.

В нашей палате лежала женщина, которой долго не приносили ребёночка – он чем-то приболел. На этой почве мать сдвинулась умом. Говорят, бывает молочная горячка. Эта женщина всё искала своего ребёнка. А потом у неё была попытка суицида. Она разбила окно, и хотела выброситься наружу. Её удержали. Вызвали скорую помощь, и её отвезли в сумасшедший дом. А ребёночка отдали её матери и мужу.

На следующее утро мне принесли первый раз Олежку на кормление. Он был запелёнут. В белой косыночке, он был похож на девочку. Лицо было припухшее, и в синячках. Доктор сказала – «А вы что хотели? Считайте, что он у вас родился чудом. А синячки – от того, что его выдавливали. Радуйтесь, что всё так хорошо обошлось. А доктора Пирогову ваш сынок может считать второй мамой».

Но обошлось ещё далеко не всё. Синячки не проходили, а иногда появлялись новые. Предположили у него болезнь Варельгофа. Это не сворачиваемость крови. Этой болезнью страдал царский наследник, которого успешно лечил (снимал  приступы) знаменитый Распутин.

 Но позже синячки, которые были по всему тельцу,  сошли. Но, странное дело, Олежка пожелтел. Потом желтизна стала такого цвета, как оранжевый желток. Здесь забеспокоились все, опять вспомнили про гемолитическую желтуху…

Мне его перестали носить кормить. В детской комнате его положили под кислородное питание. Моё молоко проверили на антитела. Их, конечно, нашли. Кормить моим молочком было нельзя. Ему давали молочко, которое сцеживали кормящие мамы.

Родился Олег 26 декабря. Приближался новый год. В предпраздничные и праздничные дни пригласить консультанта в роддом не предоставлялось возможным.

При гемолитической желтухе нужно было бы заменить всю кровь у ребёнка сразу же после рождения. Но в Дзержинке это было невозможно. Чтобы его поддержать первые дни, нужно было ему сделать внутривенное внимание плазмы. Плазму достали. Вены маленькие, уколы можно было сделать только в височные вены. Это тоже умеют делать далеко не все медицинские сёстры. На всю больницу только одна медсестра умела делать такие уколы, но она была в декретном отпуске. Кажется, мама ходила к ней и уговорила её сделать несколько уколов. Она сделала два, а потом отказалась, сославшись на то, что это так для неё волнительно… Она боится, что сама преждевременно родит.  С трудом уговорили её сделать третий укол…

Собрался врачебный консилиум, и «расписался в своём бессилии». Нас предупредили, что ребёночка надо переводить в Московскую какую-нибудь специализированную клинику, иначе он здесь погибнет в ближайшие дни…

НАСТУПАЛ НОВЫЙ ГОД…

Придётся продолжить рассказ о том, как спасали Олега – в следующей 5-ой Главе, посвящённой 1964-му году…

А в этой Главе мы оставим  переписку с родными, которая случайно сохранилась, затерявшись в наших старых письмах…

               
Вот они, сохранившиеся записочки из роддома.


                ВИТЯ!

Я сегодня утром велела сразу тебе передать, чтоб не ждал записки, а тебе передали не сразу и ты, наверное, опоздал?

Мне   ничего не надо, полная тумбочка. Ты написал, что ходил Элке за лекарством. Что с ней? И кто водил её к врачу?


Олега кормлю со вчерашнего дня, с 6-и часов утра. Молока еще нет, но он сердится, его прикармливают чужим. Молоко появляется на второй – третий день, а сейчас идет по несколько капель молозива. А Олег – здоровый поросёнок Ему этого мало.

Постепенно принимает человеческий вид. Отёки под глазами спадают. Глаза твои, чуть темнее Элкиных. Голова почти лысая. Но нос – по носу сразу все будут узнавать, что это – Дудко, с ещё более выраженными чертами, присущими всему роду Дудко. Хотя у вас в роду не все курносые-то. Вырастет, пусть в институт красоты едет  - нос менять. А, вообще, парень крепкий и с характером, но орёт много. Он у меня третий номер носит. Няни говорят, что первый и третий номера орут почти всё время, значит тоже в тебя.

Завтра начну вставать понемногу. Ещё все болит, но даже не верится, что всё позади…

В воскресенье пойдёте с Элкой гулять, заранее напишите – во сколько? Я ей помашу в окошко. Когда будете наряжать ёлку? Где её поставите?

Мама пишет, чтобы я первую неделю пожила у них. Я думаю, что лучше сразу ко всему приспосабливаться дома. А к ним можно просто  сходить с Олежкой в гости. Кроватку только сразу нужно приготовить. А вообще-то я сама, когда приду домой, всё сделаю. Выпишут числа третьего – четвёртого. Позвони Филиным, похвались сыном.

Что надо купить в детском мире:

1. Верблюжье одеяло – голубое или зелёное.
2. На него – пододеяльник. Спрашивать специально – на верблюжье одеяло, т.к. все остальные будут малы.
3. 2 тёплые пелёнки.
4. 2 холодные пелёнки.
5. 2 холодные распашонки – белые.
6. 4,5 метра тонкого узкого дешового кружева и отдать маме, она обошьёт простынку.
7. Вату.
8. Марлю (принесёшь от мамы хотя бы немного на первое время).
9. Градусник для купания.
10. Самую маленькую клизму.
11. Голубую ленту  - 1,5 метра – обвязывать одеяло.
12. На кухне стоит бутылка – купи в неё подсолнечного масла, оно пригодится в первый же день.
13. Сосок– штук пять – на бутылочку.
14. Пустышек – штуки две (будет сосать).
15. Элкину  клеёнку разрезать надо пополам и от половинки ещё маленький кусочек, чтобы на улицу заворачивать.
16. Хорошо бы ещё купить клеёнку для купания – дутую, как у нас была.
17. Борный вазелин.
18. Детскую присыпку.

Если когда-нибудь надумаешь передавать мне фрукты, то ничего не надо, кроме яблок, мандарины лучше покупай Эллочке.

Ко мне приходили с работы. Принесли  мандарины, печенье, конфеты и компот из персиков. Так что мне ничего не нужно, а то, что я передала – это Эллочке от Олежки.

Может, ёлку поставишь у Степановых? Элка всё равно там будет на новый год и рождество?

Купи ей коробку для плетения  корзиночек  и кулёк с подарками и ещё что-нибудь.
Как Эля реагирует на Олежку?

Интересно, ты слышал, как я кричала?

Целую.               
                ИРА



                ВИТЯ!

Когда придёшь за мной, нужно будет принести мой паспорт. А я не помню – где он. Поищи заранее.

Питаешься ты в столовой? А как же 1-го января? Можешь съездить к Филиным. Звонил ли тёте Лии? Я забыла, ведь завтра – рабочий день. Так что Эллочку не води сюда. Всем от меня привет.     Олег похудел на 10 грамм. Первые 4 дня он будет худеть, а потом наберёт свой вес.

Приходила Валя – соседка. Принесла яблок и конфет.
Целую. Я помашу в окошко.
               
                ИРА



                ДОРОГАЯ   ИДА!

Как ты себя чувствуешь? Как внук ест? Спокойный, или крикливый? Напиши о всех, интересующих нас вопросах.

Как ты встаёшь с постели? У нас всё без изменений. Мила не приезжала. У неё 29-го сдача последних зачётов, а затем, 6.01. первый экзамен. Она ничего ещё не знает о своём племяннике.

Все ждём твоего возвращения домой.

Целуем все.

                ПАПА.      28.12.03 г.



            ЗДРАВСТВУЙ,   ДОРОГАЯ   ИРУСЯ   И   ОЛЕЖКА!

                ПОЗДРАВЛЯЮ С СЫНОМ!

Желаю тебе и сыну здоровья и благополучия.

А так же поздравляю тебя с Новым Годом! Теперь вас будет четверо: двое мужчин, и две женщин. Не обидно. Войну будете вести двое -  на двое.

Ира! С зачётами у меня всё нормально. Увидимся после нового года.
Целую тебя.      
                МИЛА.
Все тебя целуют. Эллочка пришла со мной из детского сада с подарком. Она тебя целует.
                МИЛА.


               
                ДОРОГАЯ   ИРА!

Поздравляем тебя все-все с сыном, и желаем тебе и Олежке здоровья.

Вчера уж дед с отцом поздравились...

Отец на 7-ом небе, даже и передать нельзя.

Как твоё здоровье? На кого похож Олежка? Маленького трудно определить бывает, но, правда,  по некоторым чертам можно судить.

Мы сейчас говорили о том, что из больницы тебе надо к нам прийти, и пока, хоть первую неделю побыть. Это, видимо, будет что-ни будь к 5-му января?

Черкни, как ты себя чувствуешь, как берёт грудь сын?

Ну, вот пока и всё. Витя поехал в Москву, кое-что купить тебе, и позднее придёт к тебе в больницу. Напиши, что тебе надо?

Целует крепко папа. Бабуся тебя крепко целует, и обнимает.

Эля говорит, что она братика тоже будет качать.

Ну, крепко               
                ЭЛЛА   И   МАМА.

Ёлку Витя купил и очень большую. Поставили на балкон.

Может, из больницы на неделю выйдешь к нам?

               
                МАМА.

Витя сейчас приедет из Москвы, поехал купить всё тебе.

Наряжать ёлку, может, при тебе будем.

                МАМА.



                ЗДРАВСТВУЙ,   ИРА!

Поздравляем тебя с сыном, и с Новым Годом!

Желаем тебе и сыну хорошего здоровья, и быть счастливыми. О здоровье твоём мы знаем, так что можешь нам записку не писать, лучше подойди к окну, и мы тебя поприветствуем.

Надеемся, что дня через два  мы вас с сыном увидим.
               
                СМИРНОВЫ.


               
                ИРА,   ЗДРАВСТВУЙ!

От всей души поздравляем тебя с рождением сына!
Желаем вам обоим отличного здоровья, счастья в жизни.

О доме не беспокойся. Здесь всё в порядке. Папа Витя купил ёлку, так что праздник будет у всех. Ждём.

                С приветом –  соседи КОРНЕЕВЫ.      28.12.03 г.



                ЗДРАВСТВУЙ,   ИРА!

Поздравляем тебя с рождением сына! Ты, конечно, довольна, что сын? Олег Викторович, да?

Сын-то родился по весу достойный матери. Все говорят – «Ах, Ах! Только вчера её видели, а сегодня уже сын.»

Как твоё здоровье, как здоровье сына?

Виктор твой рад, как на крыльях.

У нас по-старому всё, без изменений.

С приветом – вся лаборатория и расчётная группа.

                ЛИПАНОВА.




Поздравляю тебя, ИРИНА, с сыном и с Новым Годом! Если бы ты родила дочь, за печеньем я бы ни за что не пошла, ну, а так как ты родила сына, то кушайте печенье на здоровье.
                НАДЯ.



Ира, как здорово! Сбылась ваша мечта. Теперь у вас Олежек с 4,5 кг. В общем, план выполнен, и это отличный новогодний подарок Виктору.

Желаем тебе и твоему сыну отличного здоровья.

                С   Н О В Ы М     Г О Д О М      ВАС!!!

Жаль, что ты не родила 31 декабря, немного не дотянула.

                ВАЛЯ   И   САША.



 ИРА!   Поздравляю тебя с рождением такого сына! Завидую. Вот бы и мне такого. Желаю вам здоровья и большого счастья в наступающем Новом Году.
               
                ТАНЯ.


               
                ВИТЯ!

Принеси мне ещё бумаги для записок. Передаю список – что мне надо купить в детском мире.

Возьми тетрадь, с лабораторными по физике, у Вали Леонтьевой, и передай её - ей самой, или через Липанову.

А в  мою тетрадь вложи зачётку, и вместе с запиской передай Вале Сухаревой – нашей старосте. Ей звонить 4-33. Сидит она этажом выше тебя, по левой стороне – химическая комната, кажется, третья дверь с номером, оканчивающимся на 2. Ты ей позвони, скажи, что Ира передала записку, она сама к тебе спустится, и возьмёт.

Нужно сделать кровать. Склеить, чтобы она не рассыпалась, и, чтобы её можно было катать по комнате без страха. В общем, приготовь для сына всё сам. Я же тебе говорила – будет сын, воспитывай сам своё чадо со страшным носом и лысой головой. Не мог постараться.

Напиши письмо в Минск, не забудь остальных, кажется, всех поздравили.

В Ташкент черкни. Поздравляю с утверждением темы. Если достанешь ёлку, поставь её так, чтобы она не мешала детской кроватке, и Элкиному креслу. О коляске подумаем потом.         

       Но ты хоть рад? Всем привет. Целую.   
               
                ИРА.

             

                ВИТЯ!

Передаю книгу. Здесь такие  – тяжеловаты для чтения. Правда, я её  всю просмотрела. Передавай каждый день газеты. Если не возьмут не новую книгу, для передачи, выбери что-нибудь лёгкое, но в новом переплёте. Хорошо почитать Зощенко, О-Генри или короткие повести или романы. Беляева я прочитала и 1-ую и 2-ую книги.

Передал ли   контрольные старосте? Нашёл ли мой паспорт? Если его нигде нет, может, он в учебниках вложен, на окне которые.

       Где вы поставили ёлку? Я бы поставила там ёлку, где в прошлом году стояла. Кресло туда, где раньше стояло,  письменный стол опять к окну временно, вплотную, а кресло у книжных полок.

        А детскую кровать - слева от нашей кровати, чтобы рядом было вставать. Под новый год Элку положи спать дома, если нигде не будешь в гостях и утром, рядом с дедом морозом пускай найдёт в башмачке гостинцы. В кулёк положи орехи, мандарины, конфеты, печенье, рядом игрушки. А, если Ёлка будет у мамы, приведи её утром, скажи, что ночью дед мороз приходил, принёс что-то.

Я бы на твоём месте пошла встречать новый год к Смирновым или к Гере с Аней, или бы поехала бы к Филиным, или к тёте Лии.

Олежка стал немножко симпатичней. Отёки под глазами спали, нос тоже не такой припухлый, но дырками вверх. Улыбается во сне. Щёчки пухлые, есть даже маленький второй подбородочек. Ест хорошо. Но сегодня лицо всё с жёлтым оттенком.

Мне сказали, что это бывает здесь почти у всех детей, что это – физиологическая желтуха. Прочитай в медицинской энциклопедии – что это такое, и напиши мне.

2 месяца назад здесь умерла девочка от желтухи, мать лежала с ней месяц, но у неё была настоящая желтуха. В чём разница  между физиологической и настоящей желтухой? Если нет в энциклопедии, прочитай в книге – «Мать и дитя», и напиши мне, чтобы я зря не волновалась.

Подал ли ты заявление на ясли? Надо сходить к Черновой, и исправить в заявлении, что у нас 4 человека.

Животик у меня остался солидный. Будет пропадать не сразу. Когда выписываются, дают няне деньги. Ставка – 3 рубля. Дают все по 5р., некоторые 10 рублей. В общем, 5 рублей приготовь. Выкуп за сына – обязательно, тем более, что он на самом деле рожался с их помощью. Как дела с покупками?

С собой за ребёнком нужно принести:

 1. Одеяло тёплое (верблюжье или ватное),
 2. Ленту,
 3. Пододеяльник,
 4. Две пелёнки: тёплую и холодную,
 5. Распашонки – тёплую и холодную,
 6. 2 подгузника,
 7. Косыночку,
 8. Чепчик байковый,
 9. Простынку с вышитым уголком.
10. Тёплую шапочку или тёплую косыночку – мягкие.

В общем, если ты купишь всё, что я тебе написала, будет всё необходимое, с чем нужно прийти, кроме шапочки – самый маленький размер пуховую или шерстяную. Но их, наверное, не достанешь. Когда будешь покупать  пелёнки тёплые, если будут, бери голубые. Мальчикам принадлежит голубой цвет.

 Как у Элки прошёл праздник? Ты её каждый день ко мне не води, а то у меня для неё гостинцев не хватит. Мне ничего не нужно. Вчера в Элкиных гостинцах передала и тебе – лимон. На праздники приезжайте ко мне на саночках, я посмотрю, как она катается из окна.

Ну, кажется, все распоряжения отдала. Пишите мне записки. Ты спрашивал, как относится ко мне сын? Все очень смеялись. Говорят, что сыну не до матери, он себе девочек выбирает из рядом лежащих, тем более, что соперников рядом много, а девочек в этом году мало. У нас смеются: кто хочет иметь сына, пусть спешит в роддом до нового года – одни мальчики.

Понемногу встаю, но ещё всё болит.

                Целую, ИРА.

             
               
                ДОРОГАЯ   ИРА!

Говорила я с врачом Пироговой. Она говорит, что послали за врачом – специалистом для Олежки. Он вот-вот приедет из Люберец. Она - старая врач и опытная. Завтра и послезавтра, Пирогова сказала, что обязательно придёт навестить его. Будь мужественна, и не волнуйся. Меры все будут приняты.

Целую.                МАМА

Папа сегодня с Сарой Яковлевной поговорит.


               
                ДОРОГАЯ   ИДА!

Приехал с работы и узнал о заболевании внучонка. Ты, ради Бога, не нервничай, и береги себя. В отношении Олежки, меры все приняты, какие только возможно было принять.

Мама говорила с женой моего начальника С.Я. Если потребуется, я схожу к ним на квартиру.

Но за судьбу нашего младенца больница несёт полную ответственность.

Врачи рекомендуют оставить всё до 2 января, и, во всяком случае, принять все-все меры, решительные меры.

Основное – не расстраивайся, и помни, что у тебя, кроме Олежки есть ещё Эллочка, которая всё время вспоминает, и говорит о тебе.

Посылаю тебе мягкого пирога с яблоками. Все целуем тебя.

                ПАПА.     30.12.63 г.



                ДОРОГАЯ   ИДА!

Поздравляем все тебя с наступившим Новым Годом! И желаем тебе, чтобы всё было в этом году благополучно и с тобой и с Олежкой.

Как он себя чувствует?

Вчера, после твоего письма, мы так расстроились. Я позвонила в Москву, тёте Лии, Кречевскому,  зав отделением, где ты лежала. Он обзвонил все телефоны детских педиатрических б-ц, и сказал, что там таких маленьких не принимают, а звонил в МОНИАКИ, что там есть детское отделение. И врач вчерашняя дежурила – Князева.

 Она (тел. И-1-25-98) сказала ему, что без Глав. врача принять не может. А в приёмном покое дежурила Фёдорова Нина Никифоровна. Тел. И-1-14-24. Эта же Нина Никифоровна обслуживает же и у нас в больнице, и можно всё сделать. Но она сама не может, должна звонить лечащий врач.

Я позвонила т. Пироговой и всё ей объяснила, что в эту педиатрическую б-цу не принимают, а вот такое положение… Она мне сказала, что ребёнок в «таком» положении, и она отправлять его до 2-го не будет, и по дежурным врачам звонить нет смысла, и я её вроде измучила. Всего третий раз разговариваю с ней, и она уже разозлилась.

Может быть, она рассердилась, когда я ей сказала – дайте адрес сестры, мы сходим и упросим, чтобы она пришла, сделала переливание крови 1-го января. Она сказала – «Неужели вы думаете, что вы беспокоитесь, а я нет. Я первая подняла тревогу»… И в то же время говорила, что эта болезнь  у неё в практике ещё не была.

Мы принимаем все меры, чтобы 2-го его вывезти. Тётя Лия сказала, что 2-го с утра созвонится с МОНИАКИ, т.е. не она, а Доцент.

Ты так не волнуйся, мы никогда не оставим. Я с утра пойду звонить к тёте Лии по прямому телефону. Раньше 10-ти у Вас в больнице нечего делать.

Сейчас пришёл Витя и сказал, что ты написала.

Если Пирогова не согласится, всё равно нам его не отдадут. После вчерашнего разговора, она должна прийти, конечно.

Ты тоже сама требуй, её согласие нужно обязательно, а то, вдруг, что случится по дороге. Всё расспроси .Целуем.

                МАМА,   ПАПА.

Витя сейчас пойдёт с Элкой за подарком.

                С   Н О В Ы М   Г О Д О М !!!

Бабуся желает тебе и Олежке здоровья, тебе терпения, и спокойствия!
Крепко тебя  целуем и, обнимаем.


                ПАПА.

С Эллочкой сейчас ходим, смотрим башмачок. Она сначала взяла один кулёк, и думала – всё. Ей сказали – «Смотри ещё». Она потянулась, взяла ещё один, а потом ещё один. Она растерялась. Она коробку большую не взяла. Ей опять сказали – «Смотри, нет ли ещё чего-нибудь». Вытащила её. Она тяжёлая. А затем  и книжку взяла. Восторг!!!

Что тебе надо принести? Витя не знает.


               
                ДОРОГАЯ   ИРА!

Ну, как дела? Что с Олежкой? Как он себя чувствует? Что решили, когда повезут? Что сказал врач?

Целую.                МАМА.


               
                ДОРОГАЯ   ИРА!

То, что Олежка без изменения, это уже лучше, но меня удивляет, почему разрешили давать твоё молоко. Вот, что сказано в медицинской энциклопедии:

ГЕМОЛОГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ НОВОРОЖДЕННЫХ (кровь – разложение), характеризующееся разрушением красных кровяных телец (эротроциты), и развитием малокровия. Различают три формы Г.б.к.

1. Врождённое малокровие – наиболее лёгкое.
2. Отёчная форма          и
3. Наиболее частая – желтушная форма.

Если при беременности резус – отрицательный у женщины от резуса положительного супруга, плод унаследует кровь отца, эротроциты плода, содержащие резус – фактор, попадая в ток крови матери, вызывают здесь выработку анти-резус антител, последние, проникая от матери в кровеносные сосуды плода, склеивают его эротроциты, затем разрушают, и растворяют их. Это сопровождается развитием малокровия.

Выработка антител у беременной происходит медленно, поэтому первенцы могут не заболевать Г.б.н., но при последующих беременностях чувствительность резко усиливается.

В отличие  от желтухи новорожденных, которая часто появляется у многих  здоровых детей на 3-ий, 4-ый день жизни, для Г.б.н. характерно появление очень раннего, в первые часы и сутки жизни ребёнка, желтушного окрашивания, с последующим его усилением, и резким ухудшением общего состояния.

ЛЕЧЕНИЕ:  При тяжёлом и бурном развитии заболевания, ребёнку производится заменное переливание резус отрицательной крови, с целью удаления возможно большего количества антител, и введения резус отрицательных эротроцитов, не разрушаемых антителами. Применяют также другие лечебные средства.

Ввиду возможности наличия у матери антител, и в грудном молоке, необходимо кормить ребёнка с первого дня жизни сцеженным грудным молоком от других матерей.

Мать может кормить ребёнка своим молоком только после исчезновения из него антител, исчезновения желтухи, и после прекращения снижения гемоглобина, эротроцитов, и улучшения состава крови ребёнка.

Но у тебя, Ира, резус положительный, а у ребёнка, наверное, наоборот, но всё равно лечение такое же, наверное. Кто разрешил кормить тебе? Без врача сами ничего не делайте.

Витя наряжает ёлку с Ёлкой с утра, как позавтракали, так и до сего времени нет, наверно, придут только обедать.

Витя поедет, наверное, как ты пишешь, к Лии, и договорится, как быть с институтом. На мой взгляд, это дело серьёзное, и для окончательного лечения надо в институт, тем более, Тамара Алексеевна поставила правильный диагноз, до Люберецкого врача, но мне она сказала, в её практике это первый раз, то, значит, и опыта тоже нет в этой болезни. Вот Виктор говорил с врачом через Лию, и назвал болезнь «Варельгофа». Они сомневаются, чтобы такой крошка болел этой  болезнью.

Наверное, действительно, это то, что написано о Г.б.н.

Что тебе принести из еды? Сейчас я приду, и буду стирать. Как тебе передать молокоотсос, Витя купил в аптеке. Как ты сцеживаешь? Не больно ли груди?

Ну, поздравляю тебя с Новым Годом. Больше сегодня не придём. Так что, напиши, что тебе принести завтра.

Целую тебя и Олежку.

                МАМА.
   

               
                ДОРОГАЯ   ИРА!

Как чувствует себя Олежка? Была ли врач? Сколько замерили гемоглобин? Делали сегодня переливание крови?

Если была врач, что она сказала? Витя с Элей до сих пор у Ани.

Ты меньше сама нервничай, а что говорят они, меньше обращай внимания, насчёт недоедания.

Привет от бабуси и папы.

                МАМА.

Тебе всё погладила, и Олежке одеяло атласное он купил. Из чего сделать подгузники? 

             

                ВИТЯ!

Возвращаю тебе ненужные книги, чтобы завтра не везти их в Москву. Сейчас сестра перепелёнывала Олежку, и сказала – синячков ещё меньше стало, новых нет. Бледность такая же. Губки тоже бледные. Но говорит – «Что же вы хотите? Гемоглобин 56, а должен быть у маленьких больше 100. Стал немного поактивней. Когда развернут, ручками и ножками двигает. А то был вялый».

Я видела  - на головке слева и справа с двух сторон обрито – вливали когда кровь, обрили. Сестра предупредила – «Увидите обритое, не пугайтесь». Я говорю – «Я уже видела».

Самое главное, что ему стало немного лучше, но это всё после первого вливания. А вдруг, завтра будет хуже, т.к. не вливали кровь сегодня? И ещё -  неизвестно, какой у него гемоглобин.

Врач не была, и не звонила. Во всяком случае, сестра не говорила, что она звонила, да и я не слыхала.

Будем надеяться на лучшее.

Утром молока много, к вечеру - меньше, а в левой груди, вообще, меньше молока, чем в правой.

Самое главное – впереди: хорошо довезти его – в смысле, чтобы не сделать новых синячков, а затем там, после дороги ему сделают все анализы, вольют кровь и т.д. Когда это всё пройдёт нормально, ему останется только поправляться.

Если у ребёнка окажется резус отрицательный, то, возможна и желтуха кроме болезни Варельгофа.

Кстати, у Олежки не плохая свёртываемость крови, а пониженная, иначе, он бы уже истёк кровью. Когда у него брали кровь на анализ гемоглобина, так она только течёт дольше, чем у всех, но потом перестаёт.

Ну, пока всё.
                ИРА.


                ВИТЯ!

Видела Олежку. Вроде отёк прошёл. Синяки почти прошли – так сказала няня. Весит 4 кг. 70 гр. Прибавил ещё 10 грамм. На вид – вроде немного лучше. Во всяком случае, если гемоглобин стал лучше (ещё не проверяли), то за дорогу я совсем не боюсь. Всё будет хорошо. Отёчность лица прошла. И что ты думаешь, нос-то не бабушки Веры, а вылитый твой – маленький и до чего курносый. Сосёт из бутылочки хорошо. Орёт – дай бог каждому такую глотку. Мне лично кажется (при условии повышения гемоглобина), что КРИЗИС прошёл.

Витя! Т.к. Олегу лучше, а отсюда выписывают совсем, ты няне дай, что положено. Если будет ребёнка отдавать врач или сестра, то не надо. А, если они специально дадут вынести ребенка няне, то ты ей положи в карман деньги или так отдай, а то все-таки и она повозилась немало…
Я только боюсь, что врач увидит, что Олегу стало лучше, и сама захочет его вылечить, и  не отправит его в Москву.

Целую.
                ИРА.

Вчера вечером приходили трое Смирновых, передали яблоки, печенье и банку сгущённого молока. Саша зажигал под окном бенгальские огни. А мы ему в ответ тоже зажигали.


               
                ВИТЯ!

Гемоглобин у Олега – 68. Новых синячков нет, старые проходят. Немножко стал бодрее. Видите, как гемоглобин растёт:

30 декабря  – 52
31  декабря – 56
1 января ---------
2 января    - 68

ВИТЯ!  Я спрашивала про дочку Гали Ладецкой. Врачи не стали её расстраивать – у её дочки родимое синее большое пятно вокруг глаза. Можно только удалить путем операции, и то, -  в более старшем возрасте.

Что мне говорить, если врач предложит в Москву не возить, а отвезти туда анализы и, если нет желтухи, долечивать здесь? Настаивать на Москве?

Сейчас пришла врач и сказала, что в Москву отправлять нужно, но лучше не в МОНИАКИ, а в институт педиатрии, куда звонила главврач.

Идите к главврачу. Как только она дозвонится, повезут сразу же туда.

Целую. Привет всем.
                ИРА




Почему-то все записки Вити оказались сложенными вместе. Я их так отдельно все и перепишу.

                ИРА,   ПОЗДРАВЛЯЮ!

Отметили у Степановых, они тоже поздравляют. Отправил телеграммы. Сейчас еду в Москву за фруктами.

Тему кандидатской утвердили. Эллочка ночью спала у меня.

Прислали твою зачтённую 1-ую контрольную. Что принести?

                ВИКТОР.       27.12.63 г.


               
                ЗДРАВСТВУЙ,   ИРОК!

Что случилось? Почему ты мне не ответила утром? Что тебе принести? Как твоё самочувствие? Когда придёшь? Сколько ждать? Как сынишка? Ты его уже кормила? Как он к тебе относится? Что нового?

Минск прислал поздравление. Отец пришлёт завтра.

Какую книгу тебе принести, если тебе не нравится та, которую я принёс?

Завтра отдам твою контрольную. Что ещё тебе принести? Все меня поздравляют, и передают тебе привет. В том числе – Смирновы, Ратмир, Люда Липанова и другие.

Жду от тебя ответа.

                ВИКТОР.   28.12.63 г.

На обратной страничке записки, дописано:

Завтра у Эли утренник! Где белые тапочки?

Мы пришли с Элкой! Она говорит – «Малентина Михайловна говорит, что мама в больнице. Идём смотреть, как она кормит Олежку» - «Кто же тебе говорил, что она кормит Олежку?» - спрашиваю я. – «Это воспитательница» - отвечает она.
Привет от Гамиёв.  Их сейчас встретил.

Пришла вторая контрольная. Зачёт «условно». Записку Сухаревой ещё не отдал.
               

                ВИКТОР.


               
                ЗДРАВСТВУЙ,   ИРОК!

Опять ем, и пишу. Пишу, и спешу.

Элка сегодня ночевала там и мне нужно отвести её, дойти до тебя, а затем снова на работу. Как ты себя чувствуешь? Когда выйдешь? Кормила ли ты Олега?

Постараюсь купить всё, что ты написала. Ищу контрольные. Старосте позвоню после обеда.

Из нужного купил уже водяной градусник, когда ходил Элке за лекарством. Твой пакет отдал Элке. Она с удовольствием ест. Спрашивает: «Папа, это ты привёз из Москвы?» - «Нет, это мама передала тебе» - «А где мама? Хочу к ней» - «Она поехала за Олежкой» - «Хочу к ней»…

Сейчас позвонили с телеграфа, вернули телеграмму из Бреста. Пришлось добавить два слова – «Сын Олег 26-го».

Что тебе ещё принести? Спешу. 8-45.

                ВИКТОР.


               
                ИРА,   ЗДРАВСТВУЙ!

Шёл от тебя утром, стоит очередь за ёлками. Встал (у хоз. магазина). Стоял 3,5 часа. Купил ёлку – 4 метра за 3,5 руб. Потом поехал в Москву. Нашёл (с трудом) фрукты – мандарины. Купил 2 кг. Присылаю тебе немного. Там же купил 1 кг. орехов грецких и 0,5 кг. печенья.

Сейчас собираюсь есть суп - твой (может быть, доем). Привёз хлеб. Передаю тебе батон за 13 – он более мягкий. Купил сахар – тоже передаю тебе. Зайду в аптеку и куплю одеколон «Кармэн» и передам тебе.

Все поздравляют меня. Со Смирновым и Ратмиром мы вчера немного трахнули, а потом я купил 0,5 и с твоим батей мы отметили это дело.

 Недаром сегодня ничего ещё не ем, а Элка легла со мной рядом, и, обсикала меня, а рано утром - обсикала свою кровать – просто не знаю, что делать.

Ёлку буду ставить сегодня – завтра. Отрубил верхушку (около метра) и снизу около 0,5 м. Элка видела, когда я её нёс. Она дома (ёлка). Окно весь день открыто и у нас страшно холодно.

Поел. Сейчас иду к тебе. Варенье принесу завтра утром, если ты не возражаешь. А то ходить будет не с чем. А за вчерашнее прости. У меня, наверное, было глупое лицо новоявленного счастливого папаши (а, может быть, я так старался казаться?)

                СЧАСТЛИВО. ПИШИ.

Деньги тают. Что купить? Тебе, может быть, принести песок?

                В. ДУДКО.


               
                ЗДРАВСТВУЙ,   ДОРОГОЙ   ИРОК!

Попросил  маму вымыть всю посуду.

Сегодня я опять был в Москве – купил 2 распашонки холодные, 2 – пелёнки холодные и 2 тёплые, клизму, 5 сосок на бутылочку  (всего на 6 с чем-то, а ты хотела иметь и машину одновременно). Я видел одеяла – их много и трудно выбрать:

1.   Полушерстяное – 6,60 (140 Х 102).
2.   Полушерстяное – 7,80
3.   Шерстяное        – 15,5
4.   Шерстяное        – 17,50 -  так называемое – верблюжье.
5.   Пуховое стёганное – 23,00

За одеялом думаю поехать после нового года. Пододеяльник стоит 4-60 руб. Резиновых ковриков больше не выпускают – таких, какой у нас был.

Хочу получить консультацию – что купить из этих вещей?

Написал три письма (вернее, открытки) в Минск (сказал, что подробнее позже напишем), в Бийск – Макаровцу, и в Ташкент, и сегодня их отправил.

Звонил тёте Лии. Она поздравляет тебя, и желает тебе всего наилучшего. Приглашает на Новый Год, а пока всех поздравляя, обещала приехать после Нового Года.

Я поставил ёлку в ведро с водой дома. Завтра будем наряжать, а сегодня я искупаюсь.

Коля (сосед) думает дома справлять Новый Год. Я хотел бы избежать встречи вместе с ним. Если бы его не было, мы с Элкой были бы одни дома у ёлки. А сейчас я не знаю, что и делать. Может, пойти к Гере, на ТЕЦ. Да я не знаю телефона, чтобы их известить.

Твою работу ещё не отдал.

Не знаю, что купить Элке в подарок. Был в Мире и не нашёл ничего (хотел купить маленькие лыжи с палками – 3,5 руб). Что-то не хочется ехать опять в эту толкучку. Филиным не звонил – некогда было.

Липанов передаёт тебе привет. Как у тебя дела? Что тебе ещё притащить? Как ведёт себя Олег?

                ВИКТОР.

               

                ЗДРАВСТВУЙ,   ДОРОГОЙ   ИРОК!

Что это ты вдруг со мной стала говорить на Вы по телефону? Голос у тебя несколько сдал. Это ещё вчера заметила Милка. У неё 6-го анатомия, и она в течение этого времени не появится.

Прочёл в энциклопедии:

«У новорожденных на 2-3-ий день жизни часто возникает так называемые физиологическая желтуха, которая зависит от временной недостаточности печени, и проходит без лечения на 1-2 недели».

А, в общем, желтуха не является самостоятельной болезнью, - «а  лишь симптомом тех или иных заболеваний».

В книге «Матери о ребёнке» сказано – «Это – физиологическая желтуха новорождённых, которая специального лечения не требует». Я её тебе посылаю. Прочти. В общем, мы все тебя ждём вместе с Олежком.

Выпил чаю и бегу к тебе. Извини за опоздание.

                В. ДУДКО.

Контрольные отдал сегодня, а паспорта нет.


               
                ЗДРАВСТВУЙ,   ДОРОГОЙ   ИРОК!

Хорошо, что ты немного успокоилась.

Я вчера понемногу стал наряжать ёлку – вешать осталось ещё очень много игрушек. Сейчас мы продолжим это дело с Эллой. Элка по тебе соскучилась. Спрашиваю – «Элла, где мама?» - «В больнице» - «А что она там делает?» - «А у Олежки болит головка, и мама с ним там лежит». Вот чешет. Откуда только и берётся?

С ёлкой боюсь не управимся до 2-ух часов. Передаю немного мандарин – ты ешь, Элке хватит. У меня 2 кг. их, и она уплетает зараз по 4 – 6 штук.

Если поеду в детский мир, то постараюсь купить Элке подарок.

В пакет, на дне положу маленькую ёлочку. Привет от всех нас. От тёти Лии. Она сказала, что 2-го будем думать, что делать дальше. Как Олег? Как твоё самочувствие?

Целуем все мы.

                ВИКТОР.

Паспорта ещё не нашёл. Смирнова не заходила?



Я до сих пор помню то мучительное чувство страха за жизнь своего ребёнка… Наверное, поэтому я писала родителям и Вите жестокие по содержанию записки о том, что никогда в жизни им не прощу, если что-нибудь случится с Олегом. Я им написала, что, находясь в больнице, я ничего не могу предпринять, а они, находясь «на свободе», обязаны принять все меры по его спасению…


                ЗДРАВСТВУЙ,   ДОРОГОЙ   ИРОК!

Я последовал твоему совету только отчасти – сообщил тёте Лии. Время было слишком позднее, и, в общем, она ничего сделать, в смысле помещения в больницу, не сумела.

Делалась только консультация бывших там врачей. Врач лично мне сообщила, что с  болезнью Варельгофа живут долго и нечего особенно расстраиваться. Нужно себя беречь - ведь ты можешь сыну понадобиться в любое время, а у тебя вдруг не будет молока.

Тётя Лия обещала сделать всё, но только после первого.

 Эти два дня нужно поддержать ребёнка, а уж после можно будет направить в специальное лечебное заведение. Если же сейчас вас перевозить, то это трудно, да и опасно, так как на это требуется время, да и врачи везде дежурят в основном – не специалисты.

Конечно, если бы всё эти диагнозы были на день раньше – всё бы уже устроилось.

В общем, ты не волнуйся. Новый год я буду, наверное, у ваших там, а, в крайнем случае, у Герки.

Дед очень расстроен, бабушка тоже.

Мы будем наготове, чтобы можно было ехать в любое время.

Все тебе советуют не расстраиваться, держать себя в руках. Передают тебе привет. Завтра утром зайдём. Вечером тоже.
Вчера в Москве, в троллейбусе встретил пацана, очень похожего на Женю. Вдруг это он был?! Голос такой же, рост и возраст тот же? На меня он посмотрел. Это, наверное, галлюцинация.

Вчера я мылся в нашей коммунальной ванной - с ней – она – это маленькая лягушонка. Как только она там живёт. Чем питается! Думаю, что все тоже будут жить, раз она живёт в таких условиях без внимания.

Пришли с дедом.

                В. ДУДКО.