Актёр Александр Демьяненко

Петр Панасейко
                На днях посмотрел в очередной раз советский фильм «Сотрудник ЧК», вышедший на экраны в 1963 году. Вновь любовался прекрасной игрой актёра Александра Демьяненко. Он сыграл как раз того чекиста «с чистыми руками, горячим сердцем и холодной головой», о которых пел когда-то  Иосиф Кобзон. Да, таковых чекистов было мало в ведомстве Дзержинского, но они были. Это потом, в 1937 году, в большинстве из них «руки станут по локоть в крови». Очень сильно смотрится   эпизод в конце фильма, когда герой Демьяненко стоит у могилы погибшей  Марии Королёвой. Своей рукой он дописывает: «Сотрудник ЧК». Вспыхнувшая ярко в начале фильма между ними любовь, в конце его угасла по уважительной причине: задерживая банду до прихода  отряда особого назначения, Мария погибает. В этом фильме актёр замечательно сыграл драматическую роль.
            
                Кстати, она была не первой. Дебютом в кино Александра Демьяненко была  роль в фильме «Ветер» 1958 года. Ещё студентом он сыграл Митю, делегата Первого Всероссийского съезда молодёжи. Тут его герой сам погибает, уходя от погони.
            
                Родился Александр Демьяненко в бывшем Свердловске 30 мая 1937 года. В выборе будущей профессии немаловажную роль сыграл пример его отца- театрального актёра. Обучаясь в школе, Саша записался в кружок художественной самодеятельности при местном Дворце пионеров. Тем не менее, по не совсем понятной причине ( возможно, не хотел уезжать из родного города), он после окончания в 1954 году средней школы подаёт документы в Свердловский госуниверситет на юридический факультет.  И надо же было такому случится, что в это же время в город приезжает приёмная комиссия МХАТа с Москвы. Александр идёт туда, но его не берут. Если бы члены комиссии знали, что перед ними стоит будущий всенародно любимый и талантливый киноактёр, наверное, догнали бы его уходящего и забрали  с собой.
 
                Не отчаявшись, Демьяненко на следующий год едет в столицу с намерением выучиться на актёра. Успешно сдаёт вступительные экзамены и поступает в ГИТИС, который когда-то окончил его отец. Актёрская династия продолжилась. Как уже было сказано, на последних курсах студента заметили режиссёры  Алов и Наумов, готовившиеся к съемке своего фильма «Ветер». Случаев, когда студенты, будущие актёры, играют в фильмах главные роли не так уж и много. Дипломные фильмы не в счёт, разумеется.
               
                Режиссёрам Демьяненко, видимо, понравился и они дают ему ещё одну главную роль в фильме «Мир входящему» (1961 год), с которой он, уже дипломированный актёр, успешно справляется. Другие режиссёры тоже на него «глаз положили». Следом на экраны выходят два замечательных фильма «Карьера Димы Горина» и «Взрослые дети», где в он главной роли. Затем были следователь КГБ в фильме  1964 года «Государственный преступник», немецкий солдат в фильме того же года «Пока фронт в обороне».
             
                Как видим, вначале карьеры ничего не говорило о том, что актёр через несколько лет из драматического  превратится в комедийного, что  его «Шурик» не будет с ним расставаться до самой смерти актёра 22 августа 1999 года. Сам Александр не любил «Шурика». А как его любить, если по его словам, режиссёры перестали предлагать интересные и серьёзные роли в кино? Все они видели теперь перед собой не «сотрудника ЧК», а «Шурика».
            
                Тысяча девятьсот шестьдесят пятый год для Демьяненко стал переломным в карьере: на киноэкраны выходит легендарный фильм Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Фильм состоит из трёх частей. Но мне кажется, «Шуриком» он стал сразу же в первой части «Наваждение», с первых кадров. Это не случайно: «Напарник» и  «Операция «Ы» значительно уступают по сюжету «Наваждению». В следующем году мы увидели снова «Шурика» в фильме «Кавказская пленница».  Прав ли Александр Демьяненко, осуждая своего «Шурика»? Частично. Что я имею ввиду?
          
                После этих двух комедий, актёр снимался в «серьёзных» фильмах: «Угрюм-река» (1968 год), «Завтра, третьего апреля» (1969 год),  «Рокировка в длинную сторону» (1969 год), « Миссия в Кабуле» (1970 год), «Даурия» (1971 год), «Найди меня, Лёня» (1971 год). Но вот наступает 1973 год. Леонид Гайдай снимает третий фильм из серии о «Шурике». На экраны выходит «Иван Васильевич меняет профессию». Вот тут-то Александру Демьяненко и надо было отказаться. Ведь после «Кавказской пленницы» прошло семь лет, образ «Шурика» в глазах кинозрителей был немного "позабыт". Увы! Режиссер его уговорил, сняв очередной свой киношедевр, но тем самым окончательно «похоронив» драматического актёра Демьяненко. Я посмотрел список сыгранных ролей им после «Ивана Васильевича» и убедился, что «Шурик» здорово «навредил» актёру. В последующих фильмах с его участием, в том числе телевизионных «Старые песни о главном-2» (1997 год) и «Старые песни о главном-3» (1999 год) уже без смеха на актёра смотреть было невозможно: перед глазами «стоял Шурик».
          
               С другой стороны, именно благодаря «Шурику» зрители всегда будут  помнить и любить Александра Демьяненко. При этом они могут забыть  его «сотрудника ЧК»,  «делегата на съезд комсомола»,  «милиционера»,  «следователя», но  всегда будут слышать его прекрасный голос: «Надо, Федя, надо!».

02.07.2016 г.