Глава тридцатая. Прощание

Светлана Красавцева
   Говорят, что мать чувствует, ЧТО происходит с её ребенком, независимо от его возраста. Мне как-то не особенно в это верилось, тем более, что я не отношу себя к слишком чувствительным натурам. Но числа после третьего мая что-то стало меня изнутри тревожить, даже число при этом присутствовало: 11 мая. Я отгоняла от себя все эти "глупости", временно успокаивалась, но ночами эти предчувствия доводили меня до изнеможения. Я и так-то все эти годы спала отвратительно, а тут и вовсе извелась.
   Вечером 9 Мая позвонил Андрюша:
   - Мамочка, я поздравляю вас всех с праздником! Я вас всех ОЧЕНЬ люблю!
   Потом взяла трубку Елена Дмитриевна (сын звонил от неё):
   - Светлана Анатольевна, мне Андрюшка не нравится! Вам надо приехать! А я завтра уезжаю в Германию.
   Я пообещала, что как только можно будет купить билет, сразу же приеду! А сердце у самой сжалось, как будто ледяная рука смерти коснулась его...
   Вечером 10 мая я пыталась уснуть, но сон никак не шел. Я лежала и читала, когда во втором часу ночи прогремел телефонный звонок... Звонила Оксана по просьбе её родственников:
   - Светлана Анатольевна, Андрею очень плохо, похоже на инфаркт. "Скорая" пытается что-то сделать, но шансов почти нет...
   Я поняла, что это конец... Это конец короткой жизни моего сына, но и конец... его страданиям... Ведь последние семь лет нельзя было назвать полноценной жизнью, как мы ни делали вид, что все нормально. Да, благодаря прибору я вытаскивала его из комы, я продлевала ему жизнь (к огромному счастью - достаточно активную, он до последнего дня работал), у него не было изнуряющих болей. Но все мы (и он в том числе тоже!) знали, что опухоль - этот страшный монстр - живет в его голове и ждет момента напасть... И я прекрасно понимала, что если врачам удастся Андрея реанимировать, это опять даст какую-то отсрочку, продлит его мучения. Ведь то, что было после последней комы, никак нельзя было назвать полноценной жизнью! Я уже писала, что сын как бы большую часть времени находился под водой, изредка (и чем дальше - тем реже!) всплывая на поверхность и становясь таким, каким я его знала раньше.
   Мне было больно и горько, из глаз текли слезы, которых я не замечала, но я шептала, мысленно обращаюсь к сыну
   - Андрюшечка, милый, любимый мой сыночек! Не поддавайся врачам! Не позволяй им вернуть тебя сюда! Уходи! Мне невыносимо, что ты уходишь, мне плохо будет без тебя, но я тебя отпускаю! Так будет для тебя лучше!
   В три часа ночи большая клетчатая сумка, стоящая на коробке в которых хранился товар, вдруг с грохотом свалилась на пол, перевернувшись вверх дном! По всем законам физики произойти это никак не могло! И я поняла: ВСЁ! КОНЕЦ! Андрюши больше нет...
   Тут же раздался звонок из Москвы. Снова звонила Оксана:
   - Светлана Анатольевна, Андрей умер...
   В три часа ночи пришел в этот мир, и в три часа ночи покинул его... А 11.05 в сумме по нумерологии дает 7 (1+1+5=7). И день его рождения - тоже "семёрка" (22 декабря 2+2+1+2=7). Такая вот арифметика... И три года назад, когда у сына была вторая кома, именно 11 мая я впервые поставила ему прибор от полного отчаяния, когда нас решили выписать, а у сына уже заострился нос и посинели ногти и губы... Тогда произошло ЧУДО: Андрюша пришел в себя вопреки всему! Возможно, ещё тогда он должен был уйти? А я продлила ему жизнь (или страдания?!!) на три года!
  Я знаю, что то, что я сейчас пишу, воспримется неоднозначно. Нужно ли обязательно стараться реанимировать безнадежных больных, впавших в кому? Гуманно ли это? Если точно известно, что медицина не может вылечить такого больного, зачем продлевать их мучения?!! Не гуманнее ли дать спокойно уйти?!!
За годы болезни сына и у меня в корне изменилось отношение к смерти. Я перестала её бояться и поняла, что порой она может быть благом.

   Денег у меня не было... Я едва успела рассчитаться с долгами за расходы после недавней поездки в Москву. И хотя там в больнице от меня ничего не требовали за лечение Андрея, но расходов все равно было много: ему нужны были соки, дополнительно к больничной еда, его нужно было полностью одеть и обуть взамен украденных вещей. Дорого стоили билеты... Из-за ухода за сыном торговля моя "буксовала". Да еще недавние похороны тёти Вали (они тоже легли на мои плечи...). И вот сейчас я оказалась перед фактом, что ехать в Москву мне не с чем... Обзвонила своих знакомых, но сумела наскрести только сто евро . С тем и поехала...
   Бедный Николай Петрович встретил меня весь в слезах. Он рассказал, что Надежда Ильинична ночью услышала из комнаты Андрюши какие-то хрипы, пошла посмотреть и увидела, что у него изо рта идет пена. Она сразу вызвала "Скорую". Те возились с ним около двух часов, но сделать уже ничего не смогли... Его жена капала себе и мужу сердечные капли (ведь у Николая Петровича вшитый кардиостимулятор!), попутно рассказывала о своих многочисленных болезнях. Елена Дмитриевна была в это время в отъезде - её пригласили знакомые в Германию.
   Ночевала я в комнате, где жил и умер Андрюша. Спала, правда, не на его кресле-кровати, а на диване. За креслом нашла две бутылки пива "Балтика" -одну начатую, а другую целую. Закрыв дверь, поплакала и помянула сыночка его любимым пивом. Когда легла, попросила мысленно:
   - Андрюшечка, приди ко мне во сне, скажи хоть что-нибудь!
   Нет, не приснился и не сказал. А я, как ни странно спала всю ночь!
   Утром пошла к его начальнику. Тот обещал походатайствовать, чтобы Андрея перевезли из морга судебно-медицинской экспертизы в морг института Склифосовского - здесь, как сотруднику могут сделать скидку на кремацию. А на счет материальной помощи я пошла к главному бухгалтеру. Директор уже подписал распоряжение.
   Главбух встретила меня враждебно:
   - А-а, это вы мама такого-то! Нет, материальную помощь я вам не выдам! Ваш сын обещал мне сделать инвентаризацию и не сделал!
   При этих словах я просто онемела! Когда обрела дар речи, с трудом выдавила из себя:
   - Какую инвентаризацию?!! Вы что - не понимаете: человек УМЕР! Его нет! Он уже не сделает то , что обещал, НИКОГДА!
   Она не сдавалась:
   - Но он ДОЛЖЕН был это сделать!
   Я подумала, что это или я схожу с ума, или она сумасшедшая! Все же уходя, спросила:
   - А у Вас есть дети?
   Она растерялась:
   - При чем здесь это?!! Нет!
   - Тогда Вам не понять, ЧТО значит хоронить своего ребенка! И особенно, если на это нет денег...
   Я вышла из бухгалтерии и долго не могла прийти в себя...

   Мне выделили машину "скорой помощи" для перевозки тела сына в морг института. При получении документов с меня взяли довольно приличную сумму "за обработку". Когда я вышла к машине, водитель и санитар обедали в салоне, включив веселую музычку. Для них это каждодневные будни, просто работа. Правда, увидев, что по моим щекам текут слезы, музыку они выключили. На каталке вывезли то, что раньше было таким прекрасным и веселым парнем. Из черного мешка виднелись только его волосы...
   За кремацию насчитали такую сумму (даже с учетом скидки!), что мне просто поплохело! Почти тридцать тысяч! Где взять такие деньги - я не представляла! А материальная помощь в шесть тысяч, которые отказалась выдать главбух, по сравнению с этим - сущие копейки! Надежда Ильинична дома протянула мне три тысячи. Ещё три привезла Оксана, но сказала:
   - Вы ведь мне их потом отдадите, да?
   Пришлось согласиться! Я была как в тумане. Дни шли, сын лежал в морге, а денег у меня все не было! Хоть иди к метро побирайся! Я и правда уже была близка к этому! Позвонила одной из наших лидеров, с кем раньше работала в одной компании. Попросила занять денег. Та начала говорить, что сама сейчас совсем на мели! Что не может помочь, абсолютно не может! Потом я насмелилась позвонить Маргарите Ивановне - врачу, с которым тут познакомилась на семинаре и которая диагностировала Андрюшу два года назад. И вот эта совершенно чужая женщина, выслушав меня сказала:
   - Завтра тебя устроит? Я могу дать десять тысяч. Отдашь, когда сможешь!
   Есть все-таки нормальные люди в этом городе!
   Потом приехал Андрюшин друг детства, который закрепился в Москве:
   - Тётя Света, сколько Вам надо денег? Я привез 12 тысяч. Возвращать не надо! Все же Андрей был моим другом!
   Вот так только на десятый день после смерти назначили кремацию.
   Все из-за того же безденежья это было жалкое зрелище... Никакой музыки, никаких торжественных слов...Пришли сотрудники Андрюши во главе с начальником. Принесли по паре гвоздичек. Денег никто собрать не догадался. Или здесь не принято? Приехала и Оксана со своей младшей сестрой. Я положила в гроб сына две кремовые розы. Смотрела на его спокойное, но какое-то упрямое лицо и не могла поверить, что все это происходит не в кино, а наяву, со мной, с нами... "Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра"...
   Долго прощаться нам не дали, уже заносили следующий гроб, заходила толпа родственников. Над телом Андрюши никто не проронил ни слова... И кремировать увозили куда-то за город. Только дней через пять можно будет забрать урну с прахом. Прощай, дорогой сыночек! Пусть земля тебе будет пухом!
   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/07/02/1897