И небо - в чашечке цветка гл. 8 ПОСТ

Ольга Парусникова
Глава 8.
Пост

Пост – это не диета и даже не вегетарианство. Употребление постной пищи только маленькая частичка огромной духовной работы над собой, очищения души и тела, покаяния и молитвы... Настоящий православный пост – это подвиг, это духовная радость, это осознание и ощущение связи с Богом!
«Чтобы добиться гармонии устремлений, пробудить душу и поставить её главенствующей над телом, монахи истощали тело постом и укрепляли душу молитвой. Вот это – особенно важно. Пост с молитвой способен вознести человека до святого – пост без молитвы в лучшем случае поможет похудеть.
Постная диета без молитвы бесплодна, так как это только средство – для понимания себя, своих грехов, для осознания и обуздания своей плоти – и облегчения молитвы» [Юлия Гайдыдей. Журнал ЖЖ «Диета, вегетарианство, пост. Где границы?»].
Инок Трофим, Оптинский новомученик, убиенный на Пасху 1993 года, говорил о том времени, когда он ещё не был монахом: «Надо было поститься, а я голодал».
Вооружившись молитвой и постом (именно в этом порядке), изгоняют бесов...
Евангелие от Матфея:
«17. ...Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: Господи! Помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же отвечая сказал: О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: Почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможнаго для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом...»
А вот история, рассказанная Паисием Святогорцем об отце Филарете, игумене афонского монастыря Констамонита (это практически наш современник, живший в середине ХХ века):
«...старец, увидев одного мирянина, говорит ему:
- Эх, несчастный, ты страдаешь не от телесной болезни – зря только деньги на врачей потратил. Тебя мучает бес.
Тот ему говорит:
- Помолись, старче, чтобы мне от него избавиться.
Отец Филарет в ответ:
- Я, дитя мое, буду молиться, но и ты попостись, потому что бес только так может выйти: молитвою и постом, как сказал Христос.
Этот несчастный человек послушался старца и исцелился благодаря посту и молитвам святого» [Паисий Святогорец «Отцы-святогорцы и святогорские истории», Издательство «Свет Афона», Минск, 2014].
Когда святителя патриарха Тихона спросили, почему произошла революция 1917 года, он ответил: «Поститься перестали»... [Н. Павлова «Пасха красная» (О трех Оптинских новомучениках, убиенных на Пасху 1993 года), православное издательство «Апостол веры», 2011].
Преподобного Серафима спросили [Богданов], можно ли есть скоромное по постам, если кому постная пища вредна, и врачи требуют, чтобы ели скоромное. На это старец ответил: «Хлеб и вода никому не вредны. Как же люди по сту лет жили? Не о хлебе едином жив будет человек... А что Церковь положила на семи Вселенских соборах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит..." [Е. Поселянин «Преподобный Серафим, Саровский чудотворец», С.-Петербург, 1908].
Но трудно новоначальным в Пост, непривычно ограничивать себя, идут постоянные искушения...
Вот кусочек из рассказа нашей современницы Нины Павловой об Оптиной Пустыни - «Великопостные пирожные»:
«Это был первый Великий пост в моей жизни. Все было еще в новинку, и все переживалось бурно. Долгие монастырские службы переполняли душу радостью, зато простая великопостная пища была для меня сущим наказанием. Иду однажды в трапезную монастыря и думаю с отвращением: «Опять эти каши, каши!» А я их с детства не выношу.
Задумалась я о ненавистных кашах и не заметила, как откуда-то сбоку подошел архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и говорит:
- А у меня слюнные железы, вероятно, так устроены, что я черный хлеб ем, как пирожные.
Благословил меня архимандрит и помолился, возложив руки на мою голову, забитую помыслами о кашах. Такой была моя первая встреча с великим старцем. Но с той поры и поныне я искренне каюсь Великим постом:
- Батюшка, я же не пощусь, а пирую. До чего все вкусно!» [Нина Павлова «Михайлов день», М., Альта-Принт, 2014].
А это рассказ про один из современных монастырей на Урале: «... А там хоть и пост Рождественский, но всё вкусно. Монастырская пища всегда вкусна, даже если это постные щи или пироги на воде. Готовит братия с молитвой – вот и вкусно. Румяные шанежки картофельные или нежный пирог с капустой. Уха монастырская и рыба прямо из печки по воскресным дням – дух от них такой ароматный! А потом кисель клюквенный или брусничный или чай с травами душистый, к нему сухарики с изюмом...
Старшая братия ела понемногу, схиархимандрит Захария пару ложек щей съест да кусочек пирога отщипнет. Даже отец Валериан, высоченный, широкоплечий, ел немного. Ну, они давно в монастыре... А Петру и Мише духовник благословил есть досыта. Они и старались!..» [Ольга Рожнёва «Рассказы для души», М., Новая мысль, 2014].
Иван Шмелёв в своей книге «Лето Господне» описывает, как держали  Пост в конце XIX века:
 «В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками – великопостные... В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками – как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом  и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»... а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! ...»
«...У Муравлятникова пылают печи. В проволочное окошко видно, как вываливают на белый широкий стол поджаристые баранки из корзины, из печи только. Мальчишки длинными иглами с мочальными хвостами ловко подхватывают их в вязочки.
- Эй, Мураша... давай-ко ты нам с ним горячих вязочку... с пылу, с жару, на грош пару!
Сам Муравлятников, борода в лопату, приподнимает сетку и подает мне первую вязочку горячих.
- С Великим постом, кушайте, сударь, на здоровьице... самое наше постное угощенье – бараночки-с.
Я радостно прижимаю горячую вязочку к груди, у шеи. Пышет печным жаром, баранками, мочалой теплой. Прикладываю щеки – жжется. Хрустят, горячие...»
«...В Сочельник под Рождество, бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто – дар Христу. Ну... будто Он на сене, в яслях ...»

«Старый спор – о социальной пользе и христианской любви. В архиве Ф.М. Достоевского хранится письмо скрипача Императорского театра, порицавшего Христа за то, что не обратил камни в хлебы. Скрипач писал с возмущением, что надо сперва накормить человечество, а потом толковать о любви и Христе. В ответном письме Достоевский рисует картину сытости человечества без Бога и спрашивает, а не превратимся ли мы тогда в сытых свиней, уже не способных поднять голову к небу? Он пророчески предрекает: «хлебы тогда обратятся в камни». Это пророчество, похоже, сбывается, и люди все чаще говорят о голоде среди изобилия безблагодатной «каменной» пищи» [Нина Павлова «Пасха красная. О трех Оптинских новомучениках, убиенных на Пасху 1993 года», православное издательство «Апостол веры», 2011].
Не надо забывать и слова из Библии: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (см. Второзаконие 8, 3).
(продолжение следует...)