И небо - в чашечке цветка гл. 13

Ольга Парусникова
Глава 13.
Хлеб насущный

Хлеб – это и основной продукт питания, и вся еда в целом (хлеб насущный)
Молитва Господня:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Множество чудес, сотворённых на земле Богом, связаны с хлебом. Когда Моисей вёл свой народ по пустыне Господь послал им в пищу хлеб небесный (манну небесную):
Псалом 77. «И говорили против Бога, и сказали: «Может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?»... Господь услышал, и воспламенился гневом... Он повелел облакам свыше, и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости... (И клеветаша на Бога, и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни?.. Сего ради слыша Господь и презре... И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе, и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек, брашно посла им до сытости...)
Иисус Христос смог накормить семью хлебами четыре тысячи человек - Евангелие от Марка:
«8. В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; если не евшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли из далека. Ученики Его отвечали Ему: Откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? И спросил их: Сколько у вас хлебов? Они сказали: Семь. Тогда велел народу возлечь на землю; и взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. И ели и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. Евших же было около четырех тысяч. ... опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И рассуждая между собою, говорили: Это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: Что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? Имея уши, не слышите? И не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: Двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: Семь. И сказал им: Как же не разумеете?..» [Евангелие от Марка. Библия, книги священного писания ветхаго и новаго завета, каноническия, в русском переводе, С.-Петербург, 1907].
Святитель Тихон, епископ Амафунтский, за свои многие чудеса назван чудотворцем. «Первое чудо, сотворенное им еще в отрочестве, было следующее. Отец святого Тихона, содержавший семью свою печением и продажею хлебов, посылал сына продавать хлебы. Святой же Тихон раздавал беднякам хлеб даром. Отец его, узнавши об этом, опечалился и, разгневавшись на сына, начал ругать его за это. Благочестивый же отрок сказал на это отцу:
- Отчего ты печалишься, отец, как бы что-нибудь потерявши? Я дал хлебы взаймы Богу, а в святых книгах сказано: «дающий Богу, сторицею приимет». Если ты не веришь сказанному там, то пойдем в житницу и ты сам увидишь, как Бог отдает долг заимодавцем Своим.
Сказавши это, он пошел с отцом в житницу, и когда они хотели открыть дверь, то увидели, что то помещение, которое было пусто, все наполнено чистою пшеницею. Видя такое чудо, отец святого Тихона весьма изумился и, упав на колени, поклонился Богу, воздавая Ему благодарения; с этого времени он перестал гневаться на сына и не препятствовал ему раздавать нищим хлеб, сколько он желал [«Житие святого отца нашего Тихона чудотворца, епископа Амафунтского»].

Молитва может творить чудеса и в современном мире – вот что рассказывает Нина Павлова в своей книге «Пасха красная»:
«Рассказ о том, как инок Трофим пек в Оптиной «целебный» хлеб.
Печь свой хлеб заставила нужда. Как раз в 90-х годах при отсутствии неурожаев и стихийных бедствий в стране наступил тот подозрительный голод, когда хлеб стали выдавать по карточкам. В долгих очередях за хлебом козельчане возглашали: «Москву на вилы!» А в монастырской трапезной для паломников нередко объявляли: «Братья и сестры, простите нас Христа ради, но хлеба к обеду сегодня нет». Тогда и было решено возродить хлебопашество и выпекать свой хлеб.
Печь хлеб в Оптиной никто не умел. И на послушание пекаря поставили о. Трофима, пролагая, что он деревенский, а в деревне хлеб все же пекут.
Рассказывает Пелагея Кравцова: «Прибегает ко мне Трофим и спрашивает: «Поля, как хлеб пекут?» - «Рецепт пирога, - говорю, - могу дать. А хлеб? Да кто ж теперь хлеб печет?!» Вспомнили с ним, как в старину проверяли качество хлеба: на хорошо выпеченный хлеб можно сесть – он пыхнет и снова пышно поднимется. Ох, и побегал он тогда по бабушкам, пока нашел рецепт настоящего старинного хлеба. Зато караваи у него выходили пышные, как куличи, а вкусные! Бывало, купишь в магазине хлеба, а не выдержав, зайдешь в пекарню: «Трофим, дай настоящего хлебца отведать!» Помню, как вместе хрустели горячей корочкой».
В трапезной для паломников рассказывали случай. Один бизнесмен, уезжая из монастыря, попросил дать ему рецепт монастырского хлеба и сказал: «Я имею личного повара и питаюсь в лучших ресторанах, но у меня больной желудок и хлеба не принимает. А ваш хлеб просто целебный – ем и наслаждаюсь!» Рецепт ему, разумеется, дали, спохватившись после его отъезда, что не сказали главного: сколько же молился над каждой выпечкой о. Трофим! «Да он по сорок акафистов над каждым замесом читал», - сказала одна женщина из трапезной. «А ты считала?» - спросили ее. Никто, конечно, не считал. Но все видели, как о. Трофим полагал многие земные поклоны перед иконой Божией Матери «Спорительница хлебов» и, действительно, долго молился. Хлеб был намоленный. Необычайно вкусный монастырский хлеб шел нарасхват. Им благословляли в дорогу именитых гостей…» [Нина Павлова. «Пасха красная. О трех Оптинских новомучениках, убиенных на Пасху 1993 года», православное издательство «Апостол веры», 2011].
Во время неурожаев и засухи по молитвам святых совершались многие чудеса.
Во время голода вдова из Сарепты приютила пророка Илию, и он в благодарность сделал так, что мука в кадке не истощалась и масло в кувшине не убывало...
А вот Житие преподобного Прохора чудотворца - «Он из травы, называемой лебеда, молитвой своей сотворил сладкий хлеб, а из золы – соль».
«... В дни княжения в Киеве Святополка Изяславича много насилия было нанесено князем народу. ...
В эти дни пришел из Смоленска в Печерский монастырь блаженный Прохор к игумену Иоанну ... Стал он подвизаться крепко в добродетелях и приучил себя к великому воздержанию, так что лишил себя и обычного хлеба, но собирал он траву лебеду и, протирая ее своими руками, делал себе хлеб и им питался. В летнее время он заготовлял его на весь год и, когда снова наступало лето, делал то же для будущего года, так что во всю жизнь он не нуждался в обычном хлебе, и прозван он был «лебедник», потому что кроме просфоры в церкви в келии не ел никогда даже овощей, но только лебеду, и не пил ничего, кроме воды.
Бог, видя терпение святого в таком воздержании, сотворил для него ту горечь хлеба, сделанного из лебеды, в сладость. И была ему вместо печали радость. Никогда не скорбел этот блаженный, но в радости работал Богу. Не страшился он никогда набегов неприятелей, потому что жил, как птица, не имея ничего, кроме лебеды ... Подражая птицам, преподобный легко проходил туда, где росла лебеда, и оттуда приносил ее в монастырь на плечах, как на крыльях. И так питался он несеянной пищей с непаханной земли, как птица.
Во время этих подвигов святого начался в Русской земле от постоянных войн великий голод, так что смерть угрожала людям. Бог же, желая прославить угодника Своего и помиловать людей Своих, умножил тогда произрастание лебеды более чем в другие годы; и потому блаженный Прохор все больше трудился, беспрестанно собирая эту траву, растирая ее руками и делая из нее хлебы, которые раздавал неимущим и погибающим от голода. Некоторые, видя, как он собирал лебеду, начали также собирать, чтоб пропитаться во время голода, но не могли есть от горечи. Тогда все нуждающиеся обратились к святому, и он не отказывал никому в своем хлебе из лебеды. И всем вкус этого хлеба казался сладким, как будто он был смешан с медом, так что охотнее хлеба печеного из пшеницы брали этот хлеб, испеченный из травы руками блаженного Прохора. Но замечательно и то, что хлеб этот, только если давался блаженным с благословением, казался светлым, чистым и был сладок на вкус; а если кто брал его тайно, он становился черен, как земля, и горек, как полынь. Один из братии взял у блаженного хлеб тайно, без благословения, и начал есть. И он оказался в руке его как земля, а во рту горьким сверх меры, так что он не мог его есть. Так случалось несколько раз. Он стыдился открыть блаженному этот грех и просить у него хлеб с благословением. Но, будучи очень голоден, и не в состоянии выносить позывов голода, видя смерть перед глазами своими, пришел к игумену Иоанну и рассказал ему происшедшее, прося прощения. Игумен, не поверив рассказу, приказал другому брату взять тайно хлеб у святого, чтобы видеть истину, так ли это. Когда хлеб был принесен, оказалось то же, что говорил первый брат: никто не мог есть его от горечи. Этот хлеб был еще в руках их, когда игумен снова послал к святому попросить хлеба от его благословения. «Уходя от него, - сказал игумен, - возьмите тайно и другой хлеб». Когда эти хлебы были принесены, хлеб, взятый тайно, изменился перед ними и стал черным, как земля, и горек, как полынь, как и первый хлеб; а хлеб, взятый из рук его, казался чистым и был сладок, как мед. После этого чуда прославился Прохор повсюду и, напитав алчущих, оказал пользу многим...» [«Патерик печерский или отечник», издание Киево-Печерской Лавры, Киев, 2007].
А вот событие, произошедшее в двадцатом веке на святом Афоне -Попечение иконы Божией Матери Гликофилусы об обители преподобного Филофея:
Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец Савва, узнав об этом, опечалился и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, в том числе историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии (см. 3Цар.17), и его, наконец, послушались. Однако по прошествии какого-то времени старца стали донимать укорами, говоря:
- Мука закончилась. Что теперь будет?
Старец им отвечал:
- Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит.
В кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве:
- Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет?
Но благочестивый и исполненный веры старец на это отвечал:
- Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас.
Когда у них закончился последний хлеб, то не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога. Конечно, больше всех славил Бога и благодарил Божию Матерь отец Савва, всегда воссылавший Ей благодарения самой своей святой жизнью.
После этого он напоминал отцам: «Разве я не говорил вам, что Божия Матерь нас не оставит?» 
[Паисий Святогорец «Отцы-святогорцы и святогорские истории», Издательство «Свет Афона», Минск, 2014].
Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, начальника иноков русских, которые стали подвизаться в монастырях по уставу.
Не оскудевали чудеса, молитвами преподобного пополнявшие оскудение...
Пришел однажды к преподобному старший по печению хлебов и сказал: «Нет у меня муки, чтоб печь братии хлебы». Преподобный ответил ему: «Пойди, осмотри житницу, не найдешь ли в ней пока немного муки, а там Господь попечется о нас». А тот ответил преподобному: «Воистину говорю тебе, отче, я сам вымел закром, в нем нет ничего, в одном только углу немного отрубей, три или четыре горсти». И сказал ему преподобный: «Поверь мне, чадо, Бог может и из того малого количества отрубей подать нам муки. Как при Илии сделал он для той вдовицы, которой из единой горсти подал множество муки, так что она с детьми своими прокормилась в голодное время, пока снова не вернулось изобилие. И ныне Бог тот же, и может нам из немногого сотворить много. Иди же и смотри, будет ли на том месте благословение Божие». После этих слов брат ушел и, войдя в амбар, увидел закром, который был прежде пуст, а по молитвам преподобного отца нашего Феодосия теперь полон муки, так что она просыпалась через верх на землю. И в ужасе, видя это преславное чудо, вернулся он к преподобному и рассказал ему. Преподобный же сказал ему: «Иди, чадо, и не говори о том никому, но делай для братии хлебы по обыкновению. Молитвой преподобных братий наших Бог послал нам Свою милость». Так велико было усердие преподобного отца нашего Феодосия к Богу и упование на Господа нашего Иисуса Христа, что он не имел никакой надежды на земную помощь и не уповал ни на что в мире этом, но во всем всей душой и мыслию обращался к Богу и на Него возлагал все упование, не заботясь о завтрашнем дне, но имея постоянно в памяти слова Господа, Который сказал: «Взгляните на птиц небесных - они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?...» (Мф. 6, 26). ...
 ... Много дней и много ночей досаждали ему [Феодосию] злые духи, не давая ему нисколько уснуть, пока он не победил их совершенно благодатью Божией и получил над ними такую власть, что они и издали не смели приступить к тому месту, где преподобный творил молитву, но бегали от него. Это подтвердилось многими чудесами, об одном из которых расскажем.
В келии, где пеклись хлебы для братии, бесы причиняли немалый вред: то рассыпали муку, то разливали дрожжи, приготовленные для хлебного теста, то делали другие неприятности. Старший из пекарей пришел к преподобному Феодосию и рассказал ему все. Преподобный в тот же вечер пошел в ту келию и, затворив за собой двери, пробыл в ней, молясь до утрени, и с тех пор бесы не являлись на том месте и не причиняли больше вреда... [«Патерик печерский или отечник», издание Киево-Печерской Лавры, Киев, 2007].
«Пополнение оскудения и недостатков» происходило и по молитвам преподобного Сергия Радонежского чудотворца.
«...С увеличением монастыря росли и его нужды...
Часто в обители нечего было есть... Как-то раз он утешал проголодавшуюся братию словами Евангелия: «Воззрите на птицы небесные, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец Ваш Небесный питает их» (Мф. 6, 26). Не успел Преподобный договорить, как постучались в ворота: привезли целый воз свежих хлебов» [«Житие преподобного Сергия Радонежского»].
Святитель Николай Чудотворец – скорый помощник, быстро откликающийся на сердечную молитву к нему и помогающий во всяких бедах и нуждах.
«Рассказывает отец Филадельф. Он был одним из первых насельников Троице-Сергиевой Лавры после её открытия после Великой Отечественной войны. Пришёл он в Лавру из ссылки, из далёкой Сибири.
С детских лет, имея особенную любовь к святителю Николаю, отец Филадельф и в лагере не преставал возносить свои молитвы к сему угоднику. Случай, о котором идёт речь, произошёл в глухой тайге, на лесоповале. Отец Филадельф в числе других арестантов был заброшен по зимнику глубоко в тайгу. Раз в неделю, на снегоходах, им подвозили провизию. Охраны было немного, бежать было не куда. Жили в небольших срубах по несколько человек. Бригада была небольшая. В нескольких километрах было ещё несколько таких бригад. работали, как водится от зари до зари, из последних сил. И так многие из арестантов были доходягами из-за скудного питания, а тут ещё приключилась беда. Занепогодило. Обильные снегопады, бури и метели продолжались так долго, что от голода стали пухнуть. Не было сил затопить печь. Дверь не прикрывалась, снег врывался в темную хибарку и горкой лежал на полу. Все лежали вповалку. Оставляли силы и отца Филадельфа. Чувствуя приближение кончины, он в последний раз воздохнул  с молитвою к «Николаю милостивому». И, прикрыв глаза, впал на некоторое время в забытье. Очнулся от сильного стука. Открыл глаза. Все было по-прежнему. Никто не входил, а стучать было некому. Или почудилось? Но нет, стук был явный. Или кто свалился в бессилие у двери, прибредя из соседнего барака, или из охраны. Собравшись с последними силами, отец Филадельф добрёл до двери. Толкнул. Никого. Выглянул за дверь. Метель и вой вьюги. И вдруг у самых ног, у притолоки, заметил огромную брезентовую суму, а от неё следы. Господи Иисусе! Втащил суму в хибарку. Дрожащей рукой стянул тряпку и обмер. Горячие, пахучие хлебы были в ней. Ими они и продержались до окончания непогоды. А на других участках многие примерли. Случай этот отец Филадельф рассказывал со слезами...» [«Канон, акафист, житие святителю Николаю Чудотворцу» ].
Святитель Спиридоне, епископ Тримифунтский, чудотворец, часто помогал бедным земледельцам в беде. «Однажды во время засухи на острове не все киприоты проявляли сочувствие к страданиям соотечественников. Многие купцы в погоне за большой прибылью не соблюдали установление Божие: «раздели с голодным хлеб твой» (Ис. 58, 7). Для быстрого обогащения на высоких ценах перекупщики придерживали зерно и бессовестно наживались на горе людей. К одному из таких весьма преуспевших в торговле уроженцев Тримифунта пришёл крестьянин из предместья. Засуха оставила его без урожая, и земледелец вместе с женой и детьми сильно страдал от голода. У бедняги совсем не было денег, и селянин попытался одолжить зерно под проценты – он плакал и даже валялся в ногах у жадного богача, но слёзы и мольбы разорившегося человека не тронули окаменевшее сердце купца.
- За плату, - ответил одержимый сребролюбием стяжатель, - я дам тебе всё, что ты хочешь: и ячмень, и пшеницу, и бобы. Ступай и принеси мне деньги.
Не получив помощи от скупого торговца, нищий селянин отправился к Спиридону и поведал доброму пастырю о своем отчаянном положении и жестоком поступке купца.
Великодушный святитель пожалел несчастного человека и\. по наитию свыше, пророчески предрек:
- Не горюй, чадо. Богач, не захотевший сегодня спасти от неминуемой смерти твою семью, завтра сам станет уговаривать тебя взять у него как можно больше зерна. Он будет жалок и смешон в глазах людей, а твой дом наполнится яствами. Это мне открыл Святой Дух.
Бедняк подумал, что владыка говорит так, дабы утешить и успокоить его. Поэтому крестьянин пошёл домой опечаленный, не надеясь на скорое исполнение предсказания. «Но вопли жнецов дошли до Господа Саваофа» (Иак. 5, 4). С наступлением ночи по мановению Божьему на землю обрушился мощный ливень. Под напором стихии упал заполненный до самого верха амбар алчного лихоимца. Разбросанные потоками воды, злаки и плоды лежали повсюду.
Утром владелец рухнувшей житницы вместе со слугами бегал по Тримифунту и умолял прохожих помочь ему собрать хлеб, ячмень и бобы, однако ни у кого не нашёл сочувствия. «Ведь кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан» (Притч. 21, 13). Вся городская беднота ринулась подбирать с земли даровую пшеницу и плоды, отнятые провидением у жадного человека. Среди них был и наш разорившийся селянин. Купец не мог помешать изнемогавшей от голода страждущей толпе, но, увидев вчерашнего посетителя, он притворился добрым и предложил ему в долг без барыша набрать побольше валявшегося на дороге хлеба. Земледелец, посмеиваясь над лицемерием и бесстыдством наказанного Богом скряги, взял даром, как и другие тримифунтцы, довольно много зерна. Крестьянин от всего сердца восславил человеколюбивого Господа и Его угодника Спиридона, ибо, не сея и не пожиная урожай, ему удалось наполнить закрома благами, уготованными нищим и убогим по праведному Божьему Суду» [А.В. Бугаевский «Святитель Спиридон епископ Тримифунтский великий чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим рукописям», М., Скиния, 2010].
Однажды к святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому «пришёл крестьянин и, сетуя на неурожай, попросил немного зерна на посев. Владыка сказал просителю, чтобы он сам зашел в сарай и взял необходимое количество. «Разве ты не пойдёшь со мной посмотреть, сколько я у тебя беру, чтобы знать, сколько с меня требовать обратно?» - спросил крестьянин. «Я просто знаю, что ты возьмёшь столько, сколько тебе требуется, а вернёшь столько, сколько сможешь», - спокойно ответил Святитель. Проситель был очень удивлён ответом Святого, но когда зашел в сарай, то просто физически не смог взять больше, чем ему действительно требовалось – лишнее зерно высыпалось у него из рук» [«Святитель Спиридон Тримифунтский .Житие, чудеса, канон, акафист». Данилов мужской монастырь (Даниловский благовестник), М., 2008].
      
В начале XVI века на острове Корфу (греческое название - Керкира) «была сильная засуха, и начался страшный голод. В эти трудные дни люди собрались в церкви святого Спиридона и день и ночь молили своего заступника о помощи. И спасение не задержалось: три парусника, груженные зерном, держали путь в Италию, но когда они проходили мимо Керкиры, моряки увидели, что корабли сами вдруг поменяли курс и направились в сторону острова; в помощь им переменился и ветер. В Страстную Субботу суда доставили спасительный груз в гавань. Удивлённые моряки рассказывали местным жителям, что впереди парусников, как бы показывая дорогу, двигался одетый в рясу старец, он обещал им хорошее вознаграждение: моряки слышали сильный голос, который несколько раз повторил: «В сторону Керкиры. Там люди голодают. Вам заплатят. В сторону Керкиры».
Как и в дни своей земной жизни на Кипре, так и после смерти милосердный Спиридон не оставил голодающих без помощи. В память чудесного спасения каждую Страстную субботу совершается крестный ход со святыми мощами святителя Спиридона» [«Святитель Спиридон Тримифунтский .Житие, чудеса, канон, акафист». Данилов мужской монастырь (Даниловский благовестник), М., 2008].
       (продолжение следует...)