Детство

Наталья Катаева-Вергес
       Свою младшую сестру Алю бабушка называла всполошенной. Она всегда куда-то торопилась, прибегала и быстро говорила-тараторила.
       Однажды она прибежала к нам и сказала:
       - Собирайтесь, мы пельмени настряпали.
       Бабушка и мама начали одеваться, тётя Аля что-то рассказывала взахлёб...
       Меня одевали в последнюю очередь...
       По дороге женщины разговаривали, смеялись, я сначала послушно семенила рядом, но потом вдруг прошептала:
       - Ножки.
       Мама взглянула на меня и сказала:
       - Ты уже большая, я не буду брать тебя на ручки.
       Через некоторое время я снова произнесла:
       - Ножки, ножки …
       И тут только женщины, взглянув на мои ноги, увидели, что я иду по снегу в шерстяных носочках.
       - Валенки забыли надеть! - всплеснула руками бабушка и схватила меня на руки, тётя Аля начала растирать ножки, а мама припустила бегом в гору домой за валенками.
       - Что случилось? - удивились дед с отцом, которые остались дома.
       Мама схватила валенки.
       - Ну и ну, - покачал головой дед. - У семи нянек дитя без глаза!
       Мама прибежала, надела мне валенки, и мы отправились к тёте Але.
                ***
       Рассказывают, что в детстве я была очень непоседливым и весёлым ребёнком. Едва завидев какого-нибудь малыша, я бежала к нему со всех ног, обнимала и заливисто смеялась. Радость переполняла всё моё существо.
       Бабушка, показывая пальцем в небо, говорила:
       - Она, как первая звёздочка на небосводе, такая же яркая.
                ***
       Март 1962 года. Мне 2 года 10 месяцев. По разговорам взрослых я понимаю, что мама куда-то собирается.
       - Куда? - спрашиваю я.
       - В театр к тёте Ане. (Это старшая бабушкина сестра, которая работает администратором)
       - В театр ночью не ходят! - говорю я.
       - Ходят! Там есть вечерние спектакли! – уверенно говорит бабушка.
       - С чемоданом? – говорю я с сомнением.
       - С чемоданом.
       Меня укладывают спать, а мама уезжает в Ялту в санаторий Ливадия.
       Она приезжает через месяц. Мы с бабушкой поднимаемся в гору, и вдруг я слышу голос мамы:
       - Наташа!
       Оглядываюсь и мчусь ей навстречу.
       Вечером у меня поднимается температура, и… о счастье! Мама вместе со мной на бюллетене целую неделю.
       После этого я от мамы не отхожу ни на шаг, следую за ней хвостиком, а вечером, вцепившись в её волосы, чтобы она никуда от меня не ушла, говорю:
       - Читай, читай!
       И она читает мне сказки.
       Я очень люблю слушать, как читает мама.
       Моими любимыми книгами в детстве были «Козетта» Гюго и «Растрёпанный воробей» Паустовского.
                ***
       Мне 4 года. Мама везёт меня на саночках. Сегодня такой счастливый день - мама получила зарплату и купила шоколадку.
       Я знаю, что зарплата у неё небольшая, и поэтому она не может часто покупать игрушки и сладости, но я каждый раз канючу:
       - Мама, купи шоколадку!
       - Наташа, денег мало.
       - Ну, тогда купи шоколадный сырок.
       - Ты же его есть не будешь!
       - Буду! - говорю я уверенно.
       Откусываю кусочек, проглатываю с трудом и отдаю маме. Не люблю я шоколадный сырок, но всегда почему-то прошу его купить.
       А сейчас у меня в руках шоколадка в бирюзовой фольге. В свете фонарей фольга таинственно мерцает.
       Ложусь на спину и смотрю в небо.
       - Мама, а Терешкова сейчас летает? - спрашиваю я.
       - Летает, летает! - говорит мама, думая о чём-то своём.
       И я ей верю. Это позже я узнаю, что Терешкова летала в июне 1963 года.
                ***
       Дедушка и папа возвращаются из леса и приносят мне хлеб.
       - Это тебе зайчик передал!
       - Вы его видели?
       - Конечно!
       Они улыбаются, глядя на то, как я уплетаю хлеб. А он действительно вкусный, ароматный, пахнет лесом!
                ***
       Мне 5 лет. Кто-то из детей сказал, что Дед Мороз в детском саду ненастоящий. Мы внимательно всматриваемся  в него и понимаем, что Дед Мороз - это заведующая Евгения Петровна. Значит, Дед Мороз не существует? Вот оно первое разочарование...
       Дома уже стоит нарядная ёлка, и я, по примеру мальчика из рассказа Житкова «Как я ловил человечков», решаю посмотреть, кто живёт в игрушечных домиках.
       Пока никто не видит, подхожу к ёлке, нахожу белую избушку - ледяную, как у лисички, и осторожно начинаю соскребать ногтем краску, потом заглядываю внутрь: кто там живёт? Но никого не вижу.
       Затем добираюсь до другой избушки - лубяной, в которой должен жить зайчик, но и там никого нет.
       Вот и ещё одно разочарование. Сколько ещё их будет в жизни! А пока я верю сказкам, которые рассказывают взрослые.
       Верю, что Дед Мороз просто не успел к нам добраться, ведь у него так много дел, поэтому он попросил Евгению Петровну развеселить нас и подарить подарки!
       Верю, что лиса и зайчик временно покинули домики для того, чтобы отметить Новый год в лесу.
       И ещё я верю в то, что мама и папа всегда будут молодыми и будут жить вечно! 

       Автор иллюстрации Екатерина Бабок

       КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ УКАЗАНИЯ АВТОРСТВА НЕДОПУСТИМО.