Старший брат

Полина Зборовская
 


                Посвящаю памяти брата моего
                – Павлова Бориса
 
   Очень интересные возникают воспоминания, а еще интереснее  иногда являются сновидения.

   О чем-то уже давно-давно забыто, никогда не вспоминается в обыденной жизни. И вдруг – яркое воспоминание или сновидение из той, как кажется, из прошлой жизни.
 
    А иногда бывают частые сны с участием какого-то пейзажа, или улицы, дома, которые часто снятся, и во сне располагаешься в этой обстановке, как в очень знакомой. И представляется , что в памяти  всё строго расставлено по «полочкам» и глубоко спрятано. И тут появляется маленький фонарик и начинает «шарить» по ним и вдруг высвечивает что-то из прежней жизни – прожито уже много лет и есть, о чем забыть.

    А может быть, это совсем-совсем не из этой жизни, ведь говорят, что каждый человек проживает их несколько. Жаль, что опыта эта прежняя жизнь до  реинкорнации ничего не даёт . . .

    Часто посещают воспоминания из детства. Одно из них яркое, которое заставило подумать о душе. Как врач, знаю, что душу люди поселяют в сердце («как сердце подскажет», «сердцем чувствую», «понимаю не умом, а сердцем» и так далее и тому подобные глупости), и как врач знаю, что душа  это психика человека. И любит, ненавидит, предугадывает, предчувствует человек мозгом, то есть высшей нервной субстанцией. А сердце заведует гидравликой тела (какая проза!) , является электростанцией,  которая работает для обеспечения кровотока  жизненно важным органам (ой, ну ужас, какая проза!)

   Но есть одно воспоминание, которым пришлось поделиться в свое время и было сделано предположение, что в тот момент душа наблюдала за происходящем.

   1953 год, брат возвратился из армии, служил аж три года в Германии. Радость от появления старшего брата – моего защитника и моей опоры в юной жизни, была велика.
 
   В один из дней, когда еще не устали от разговоров и воспоминаний, я вдруг рассказала об одном эпизоде, который как мне казалось, произошел со мной. 

. . .    Большая комната со стеклянной входной дверью, в нескольких метрах от неё стоит детская кроватка. В ней маленькая девочка, над которой склонились два мальчика. Их руки на  её тоненькой шейке, она задыхается, синеет, мечется и вдруг открывается дверь, врывается еще один мальчик, отгоняет «душителей» и видение исчезает.  Наблюдала  за этим я, откуда-то сверху. И  всегда при воспоминании об этом мне казалось, что наблюдала я за собой. При моём рассказе об этом видении маме присутствовал брат.

И вот что рассказал он.
Когда мы жили в эвакуации, маму каждое утро с другими женщинами увозил на другую сторону реки Камы пароход. Там женщины исполняли трудовую повинность,  работали «на турнепсе».  Это название в моем сознании представлялось каким-то ужасным чудовищем,  которое отнимало у меня на весь день  нашу маму.

   Однажды в жаркий день мальчики (брат с друзьями) решили пойти купаться на реку. Условием старой хозяйки квартиры, у которой была поселена наша семья, было согласие присматривать за мной только спящей. Поскольку  засыпать я не хотела, друзья моего брата решили меня «усыпить», пережав сонные артерии (где-то они слышали, что это самый эффективный метод погружения в сон). Эксперимент не удался, и  благодаря моему брату я была спасена от гибели.

    Мой брат судьбой был определен моим спасителем. Когда мы двинулись в эвакуацию, мне было неполных три месяца. Во время бомбежек и  вынужденных длительных переходов  я была его ношей. По воспоминаниям мамы он ни разу не возмутился и не отказался нести меня. Рядом с пожитками мама клала сверток со мной и брат немедленно брал меня на руки.

   Он так же как и я не переносил разлуку с мамой и однажды, когда она категорически отказалась на пристани, куда он каждое утро ходил её провожать, взять его на пароход, отвозящий  женщин на полевые работы, он кинулся в Каму и переплыл её. (Уже во взрослой жизни я ехала поездом через Пермь и увидела Каму. Мне стало страшно, когда я увидела, как широка река). Его заметили, когда он был на середине реки, брошенный спасательный круг он оттолкнул и маму встречал на берегу. Наказания не понёс. К счастью после этого инцидента нашу дорогую мамочку больше на турнепс не отправляли – была другая повинность: каждый день она должна была шить и сдавать в военкомат 500-700 мешочков для пороха. Поскольку она была, как сейчас бы сказали перфекционисткой, то норму перевыполняла и сдавала постоянно более 700 штук. Вот так брат восстановил status quo нашей мамы.

   Очень хорошо помню, как его исключали из школы – он был героем и я восхищалась им.

  Мне шесть с половиной лет, я ученица первого класса. Мой брат старше меня на девять с половиной лет, ученик седьмого класса (в год эвакуации семья обосновалась в Молотове – Перми, когда уже заканчивалось первое учебное полугодие и он пропустил один класс).  Мой брат был высокий, красивый,   спортсмен, танцор, защитник слабых и «угнетенных». В канун зимних каникул  маму вызвала в школу учительница географии и рассказала, что её сын угрожает ей расправой над нею. Выяснилось, что в классе был мальчик , у которого после перенесенного полиомиелита была значительно укорочена нога,  которая не росла,  была хромота, он был маленьким и сгорбленным, так  как прибавление в росте, постоянное хождение с костылем очень изменило его фигуру. И бестактная учительница однажды обозвала его уродом, потому что он задавал много вопросов, которые ставили её в тупик. Он, как многие дети, лишенные мальчишеских игр и развлечений на улице, запоем читал литературу, далеко не по школьной программе и значительный  интерес был  именно к географии, (он называл её историей земли). Он знал ВСЮ  «историю», как казалось одноклассникам. Его очень любили и уважали и не один однокашник, не говоря уже об одноклассниках, никогда не посмел над ним посмеяться.    Мой брат после уроков подошел к "географичке" и предупредил, если она не извинится перед мальчиком в присутствии учеников всего класса и не прекратит его унижать, то он обязательно с нею разберется так, что она никогда больше не выйдет из больницы. По тем временам это было страшное действо (даже на словах) по отношению к педагогу. Но действия не было и быть не могло. Как выяснилось потом, была только угроза расправы от отчаяния и  невозможности согласиться с педагогом, которая могла посметь такое несправедливое  оскорбление.

   Были созваны срочно педагогический  и родительский советы, в последнем наша мама была председателем. Нет смысла вдаваться в подробности. Брату  объявили выговор и было категорически запрещено появляться на новогоднем утреннике. Вечера были у старшеклассников ( с 8 класса).
 
   В 10 часов утра в первый день каникул директриса вошла в актовый зал, и видит непостижимую для её понимания сцену: мой брат танцует, и не с одноклассницей,  а с учительницей физики. Не было предела гневу начальницы школы. Брат был изгнан с утренника и был подписан приказ об его исключении. Приказ был зачитан по окончании каникул, нас выстроили в коридоре, брата поставили на «стул позора» и по окончании объявления приказа он спрыгнул со стула, поднял его за одну ножку и как древко флага вскинув вверх, прокричал : «Гип-гип, УРА-УРА-УРА!» Все школьники были в восторге от происходящего, я же тряслась от страха ( я была трусихой классической), как осиновый лист. Восторг и гордость пришли позже.

   Помимо занятия спортом (волейбол и бокс) брат великолепно танцевал. Его чечетка вызывала восхищение. Часто смотрю фильм «Зимний вечер в Гаграх», сравниваю исполнителя чечетки  с исполнением моим братом и понимаю, что профессионал не идет ни в какое сравнение.

   . . . В наш маленький городок на гастроли приезжал ансамбль Игоря Моисеева.  Брат попросил руководителя посмотреть его. И с распиравшей грудь радостью он пришел к родителям и сказал, что Игорь Моисеев его может взять в ансамбль. Родители категорически запретили  даже думать о карьере танцовщика. У них была одна мечта - дать нам высшее образование. Брата они хотели видеть только ИНЖЕНЕРОМ (произносилось с придыханием). Он был несовершеннолетним и решать свою судьбу не мог. Сейчас по прошествии времени я понимаю, что родители (наши горячо любимые родители) сломали его судьбу. Он умел танцевать (это был талант от природы – никогда не учился танцу), он был прекрасный спортсмен (мастер спорта по волейболу, по боксу был победителем многих боёв, но в решающем поединке ему не повезло. Его вывели из строя (сломали челюсть кастетом, спрятанным в перчатку). Был прекрасным пловцом, но жизнь в степном краю не способствовала занятиям этим видом спорта.
 
   И еще одна страсть была у него – любил готовить. Часто вспоминаю его руки, когда он делал нарезку продуктов, это были руки актера.

   Интересный и смешной случай вспоминаю из его "творческой" биографии, когда мама чуть не погибла в корчах от смеха. У неё два дня болели мышцы живота. Брату в самодеятельности техникума поручили исполнять роль запорожца Ивана в спектакле «Запорожец за Дунаем». Голос был сильным, хорошо окрашенным и слух был неплохим, но что-то на репетициях не ладилось,  и он решил позаниматься дома и подключил меня для помощи. И . . . начался дуэт:

   Я – Одарка,

Одарка: видкиля це ты узявся,
де ты доси пропадав?
    И далее по тексту. . .

Иван: Ось послухай, що вчинылось,
страх мэнэ бэрэ й тепер. 
Дальше идут перипетии случивщегося с Иваном – жуткая брехня.

 И апофеоз, который и довёл маму до смеха.

Иван: Ой, Одарко, годи, будэ,
пэрэстань-бо вже крычать

Одарка: Ни! Нехай же чують люды
и нэ буду я мовчать.

    Пела я очень серьезно, руки держала "в боки" и по роли укоризненно водила пальцем перед носом брата. Поза была скопирована с позы соседки во время её ссор с мужем.
Это шло длительным рефреном, с костюмом брата происходила метаморфоза: подушка, которая была под рубашкой, съезжала на сторону, а однажды и на спину, фигура его очень менялась. Во время пения он подхватывал свой «живот» и отправлял на положенное место.  Я костюма не имела. Была в своём естестве, что и было крайне смешным – тоненькая, длинненькая, в то время кос больших еще не  имела. Но было желание сделать так, чтобы их видно было. Их всегда прятали то бантики, то уши. Они были слишком коротки, чтобы можно было перекинуть на плечо. И в день «репетиции» взрослая соседская девочка вплела мне в волосы проволочки и мои «косы» торчали из-за ушей двумя рогаликами. Вид был  очень смешной . . .
Ни одна любительская сцена никогда не видела такого уникального дуэта, особенно Одарку.

   Брат  был ещё и барабанщиком в духовом оркестре при доме культуры. Оркестр принимал участие в чествовании заслуженных граждан города,  при проведении праздников. Маме не очень нравилось, когда её юного сына в числе других музыкантов называли «лабухом».  Но ничего уж очень плохого она в этом не усматривала и относилась снисходительно. А папа о событиях в семье, о наших увлечениях узнавал чаще от мамы (одного выходного в неделю не всегда было достаточно для бесед) и мнение его всегда с маминым совпадало.

   И вот однажды . . . мама возвращалась откуда-то домой и увидела поравнявшуюся с нею похоронную процессию.  Она не стала её опережать и решила переждать.  Каково же было её изумление, когда она увидела барабанщика, который должен был сидеть на занятиях в горном техникуме!  Мама видела только его и слышала только его - тяжелые удары колотушкой по барабану усиливали трагизм, глубину траура и её в тот момент несчастье.

На семейном совете было решено запретить участие в духовом оркестре.

   Было очень много всяких случаев из жизни брата, которые приводили родителей в смятение, один из них – игра в бильярд . . . на деньги. Открылась эта страсть совершенно случайно,  во время стирки брюк, в карманах которых были обнаружены деньги. Количество их значительно превышало  сумму, выдаваемую для обедов в техникуме. Поскольку он был отличным игроком, денег было не мало.

    Деньги были нужны для девушек, которых у него было такое огромное количество, что за передачу ему любовных  писем, сообщений о том, что его будут ждать там-то и там-то и других сведений , я ходила в подарках – у меня была куча брошек, бусиков, заколок, бантиков,  носовых платочков и прочего женского счастья.

   Деньги тратились на мороженое,  конфеты, кино, посещение спектаклей в дворцах культуры , летом – на заезжий цирк.

   Очень любил животных - это у нас семейное. Притаскивал несчастных животных (вырывал из рук живодеров с обязательной кодой для них в виде жестких подзатыльников),  которых потом выхаживали всей семьей. Однажды у нас  скопилось 7 собак и 3 кошки.

   К сожалению, не могу сказать, что мы были большими друзьями. Наверное, сказывалась разница в возрасте. Он был моим покровителем, контролером, пытался воздействовать на мою волю, подчинить своей. Был вторым папой, как все братья младших сестер. Но "Одарку" можно было только убить, победить её было невозможно, поэтому непонимание меня им - взрослым, а мной со своими возрастными представлениями о бытии - его, приводили к размолвкам. Первым к примирению склонялся он.

    Жизнь брата не сложилась счастливо. Счастливо в представлении родителей. Инженером он не стал. Учился в нескольких институтах, но по одному, полтора года.
 
   Принимал участие в спартакиадах, олимпиадах, сессии сдавал с трудом, так как пропускал много занятий . Был неглупым, обладал прекрасными математическими способностями. Очень много читал. Читал иногда до рассвета, до такой степени зачитывался.

  Он из армии привез стопку грамот подписанных  А.А Гречко – бывшим в те годы главнокомандующим советских  войск в Германии, и в которых не было ни одной за отличную службу и самоподготовку (такая формулировка была у многих демобилизованных солдат), все были исключительно за победы в художественной самодеятельности и спорте.

  Дважды был женат. Первую жену любил со всею пылкостью и страстью души, на которую был способен. Во втором браке жена обожала его, любила, терпела всю 47-летнюю совместную жизнь, а он был очень благодарен ей за то, что встретилась на его жизненном пути и никогда не упрекнула за неровный характер, за допускаемые прегрешения, ошибки.

  После её смерти отказался жить – перестал принимать пищу, лекарства, потерял интерес к жизни и ушел за нею спустя пять месяцев . . .  Наверное, боялся стать обузой. Кто знает, о чем он думал. Со мной об этом не поделился. Я успела приехать к нему в этот период. Поблагодарила его за подвиг, который он совершил, будучи девятилетним мальчиком, дав мне возможность жить.

  А его дети. . ., что дети?   Миксты - рожденные  и воспитанные в период заката советской власти и в условиях новой эпохи.  У них своё видение жизни. . .

  Я убедилась только в том, что супружеские скрепы не идут в сравнение  ни с какими  другими.

  Давно хотела написать о моём брате для его детей и внуков, для внучатых племянников, для его знакомых и не знакомых. Может быть, этот рассказ пополнит их представление об отце, дедушке, дяде. Может быть, его жизнь станет примером того, что не всегда надо решать судьбу детей по своим меркам и его родственникам и любому из тех, кто прочтет моё воспоминание о нём.

   И вот в год ОБЕЗЬЯНЫ, год, в который он  родился, сподобилась.

 PS:   Из восточного гороскопа:  " . . .   Для родившихся в год Обезьяны людей вся жизнь — игра, подмостки театра, на которых так хочется перепробовать себя во всех ролях. Самые счастливые «обезьяны» — актеры и актрисы, так как они действительно играют самые разные роли на сцене, а в реальной жизни не могут найти себя и быть собой . . .
        . . .  «Обезьян» везде принимают с распростертыми объятиями, они в любом обществе и в любом коллективе кажутся своими. Проблема «обезьян» в том, что им постоянно нужны новые впечатления и от скуки они могут менять партнеров или перескакивать с одной работы на другую, как с лианы на лиану . . .
               . . .   Людям, рожденным в год Обезьяны, нужно все и сразу. Они живут в соответствии с девизом «Живи настоящим!» и не задумываются о завтрашнем дне.   
        . . .   Каждый день, прожитый с Обезьяной, праздник".

        Возможно это правда, в любом случае нашим родителям было не до скуки.