Колбаса

Алена Шипицына
Это сейчас в колбасе сплошная химия и аппетита особого данный сомнительный продукт не вызывает. Во времена моего детства колбаска была в почёте. И не только в песенке группы Комбинация поётся про " два кусочека колбаски", у меня тоже есть несколько историй на эту тему. Расскажу две, а весёлые они или не очень, решать вам.

 Многие работники нашего санатория приезжали из Алари. Развозили их на служебном транспорте, но иногда случались поломки, что вынуждало людей добираться пешком. В тёплое время года это было возможно, но зимой приходилось оставаться на ночлег у местных.

 В ту зиму мне шёл третий год. Именно в этом возрасте появились предпочтения в питании и капризы в духе "буду-не буду". В число нелюбимых попали шоколадные конфеты, пряники и хлеб, в списке "хочу всегда" странным образом оказались перловая каша и отварная вермишель без соли. Но в особую категорию были выделены - тесто от варёных пельмешек и, конечно, колбаса в любом виде.

 Повариха тётя Надя работала в столовой с моей мамой. Она иногда бывала у нас в гостях. Когда рабочий уазик сломался в очередной раз, тётя Надя осталась у нас на ночь.
 Мы хорошо поужинали, посмотрели телевизор. Бабушка выгребла горячую золу из печи и задвинула заслонку. Все легли спать. В доме было тепло и уютно. В окно улыбалась заботливая хозяюшка луна. И вдруг, мне немножечко захотелось колбасы.
 Это только сначала показалось, что немножечко, потому что через несколько минут я уже представляла во рту нежный розовый ароматный кусочек.
-Маа, а колбасы нету?
-Какой колбасы?
-Любой. Хоть другой.
-Какой другой? Кушать хочешь? Ты же, вроде, нормально поела.
-Хочу.
-Молоко будешь?
-Буду.

 Мать встала, включила телевизор, чтобы не зажигать свет. Налила молока:
-Иди, пей. Хлеба отрезать?
-Пф-фф. Не хочу хлеба.
-Тогда пей молоко и ложись, спать уже надо, поздно.
 Еле-еле я выпила молоко, но в животе появилось голодное урчание.
-Больше ничего нету?
-Чего тебе надо?
-Колбасы.
-Нету колбасы. Ты чо так сильно есть хочешь? Яйцо пожарить?
-Пожарь.
 Бабушка тоже не уснула. Села у печки, закурила. Тёте Наде было неудобно лежать, когда весь дом на ногах.
-Лежи, Надя. - успокоила её бабушка. - Лежи, сейчас поест и уснёт.

 Но уснуть не получилось. Жареное яйцо совсем не было похоже на колбасу. Погоняв его по блюдцу, я снова, на всякий случай, спросила:
-Колбасы точно нету?
-Точно, доча, точно! - уже в голос кричала мать. - Давай я тебе завтра куплю, специально поеду с утра в Аларь и куплю.
-Давай тогда купишь, - согласилась я и залезла на своё место под одеяло.

 Сон не шёл. Мать спала, бабушка иногда всхрапывала и кашляла, тётя Надя ворочалась на непривычном месте. Луна хитро щурилась и медленно превращалась в огромный смачный кусок с жиринками...вкусный.

 Я села на кровати, прижалась щекой к стене и тихонечко захныкала. Быстрей всех отозвалась бабушка:
-Внуча, иди ко мне. Иди, моя маленькая.
 Я перелезла через мать и пошлёпала к бабушке на диван.
-Ты, чего не спишь?
 Я тихонько скулила и не отвечала.
-Может, болит, что -то?
-Угуу. Живот.
-Сильно болит? Таблетку дать?
-Неет. Ись хочу.
- Ты же весь вечер ела. Конечно, живот заболит. Давай, поглажу его, перестанет болеть.

 Легла с бабушкой. Она положила руку мне на живот. И тут, под её тёплой рукой мой маленький предательский живот начал петь свои громкие предательские песни.
-Правда, что-ли кушать хочешь? Что же это такое-то, ребёнка накормить не можем. - ворчала бабушка.
-Только одну колбасу.
-Ну, нету у нас её, нету-уу!
 Но мне казалось, что весь дом пропитался колбасным духом. Подушка, одеяло, даже мои руки источали характерный солоновато-пряный аромат.
-Ба-аб, где-то есть.
-Ну, нее-ету. Давай посмотрим.-Бабушка не выдержала, включила свет и открыла холодильник.-Нету, гляди, в холодильнике ни кусочка, в шкафу нету, под кроватью нету...где ещё?
-У тёти Нади, вдруг есть... - еле слышно прошептала я.

 Тётя Надя не выдержала, встала, взяла свою сумку, висевшую в прохладном месте у порога и достала из неё маленький газетный свёрток.
 Не дожидаясь, я уселась за стол.
-Нате, тётя Таня, - гостья протянула свёрток бабушке,- моим на всех мало, пусть ваша поест.
-Да, ты что! Неужели, она колбасы отродясь не видела, - стыдливо оправдывалась бабуля.
-Так бывает, как захочется, чего-нибудь, уж нам-то взрослым...а тут ребёнок.
 Взрослые, так и не уснув, пили чай с молоком. А я уплетала колбасу, едва освободив её из многих слоёв газетки.
-Счастлива, бессовестная? - упрекала мать,- у тёти Нади своих двое, урвала на работе кусочек, а ты позорница детей чужих объедаешь.

Тогда меня не волновали вопросы, что хуже - объедать чужих детей или воровать на работе, кусок этот был такой желанный и восхитительный, что моя маленькая совесть уснула крепким предрассветным сном.

 Когда во второй раз так же нестерпимо сильно захотелось колбасы, мне было уже одиннадцать. Теперь наша семья состояла из семи человек и жила в Алари.
Мы уже привыкли к очередям и талонам. Забыли, что значит "стабильность" и узнали новое слово "путч". Как-то тёплым сентябрьским вечером по селу разнёсся слух, что завтра в совхозном магазине ( при совхозной столовке) будут давать чай. В тот год чай был в страшном дефиците. До глубокой ночи не стихали разговоры. Никто точно не знал, какой дадут - грузинский или узбекский. Понятно было одно - лишь бы не зелёный плиточный, потому что он пахнет вениками.

 В нашей семье не было любителей стоять в очередях, ходить по конторам, бороться за свои права, поэтому сразу разразился скандал, кому завтра провести день в душной и шумной толпе. Имея солидный опыт общения с родственниками, я заранее знала, на кого падёт сей священный жребий.
-Разбудите в четыре, -буркнула я и пошла спать.
Найдя козла отпущения, семья успокоилась и затихла.

 В четверть пятого я стояла на крыльце магазина. Кроме меня там были две соседские бабульки.
-Я-то первая, но вперёд Ира пойдёт-сестра моя, ей потом на работу, вот я ей и караулю. - Сообщила баба Маруся.
Другая бабушка, которую все называли только по имени - Лёля, уточнила:
-Ты за мной будешь, а до меня почтальонша, конторские и ферма.
Это означало, что к открытию набегут доярки, человек двадцать, столько же конторских и у всех родня, друзья, кумовья. Важно не потерять из виду Лёлю, если спутаешь очередь, придётся вставать в хвост, а эта перспектива самая печальная.

 К восьми магазин открыли. Народ вместо того, чтобы встать по порядку, совершенно по-овечьи ринулся в дверь. Не стану живописать, как снесли прилавок, как продавцы грозились "ни шиша не продать", как по швам трещали лучшие наряды селянок, надетые по случаю выхода в свет. Всё это мелочи, в сравнении с новостью о том, что чай завезли чёрный индийский и давать будут без ограничений " в одни руки". Это значит, хоть пять кг бери, лишь бы денег хватило. Прикинув, на сколько мне хватит, я решила и брать пять килограммов ( совершенно не представляя это в объёме.

 Подошёл обеденный перерыв, но моя очередь была ещё далеко. Люди, уже полегче, но всё же продолжали напирать. Чтобы не очень расходовать силы, я опиралась на стоящих рядом. Чтобы не очень скучать - прислушивалась к сплетням.
И вдруг, то ли, кто-то, кому-то шепнул, то ли, от трения женских платьев возник такой звук, но мне ясно послышалось:
-Кол-ба-са.
Потом ещё раз, чуть громче, но удивлённо:
-Колбаса?
И через минуту толпа уже на все лады склоняла это волшебное слово.
Оказывается, шепоток этот возник не на пустом месте. За время обеденного перерыва пришло указание выбрасывать на прилавки колбасу. Но не больше двухсот граммов на руки. Для нашей семьи двести граммов - это каждому на один зубок. Нужно срочно, что-то предпринять.
 
 Мобильных телефонов не было, поэтому позвонить и призвать всю родню к шоппингу не представлялось возможным. Покинуть очередь - большой риск не купить совсем ничего. Поэтому каждого, кто уже отоварился и чей путь домой лежал мимо нашего дома, я просила зайти к нам и передать, чтобы срочно бежали ко мне. Но время шло, а никто из наших так и не появился.
 
 Из окна я заметила сестрёнку, катающуюся на велике. Передо мной оставалось всего два человека. Выйти нельзя. Кричать бесполезно. Я решила гипнотизировать её взглядом, где-то читала, что если долго смотреть на человека, он начинает волноваться и оглядываться. В надежде на то, что сестра заволнуется и поймёт, кто посылает сигналы, все усилия я попыталась сконцентрировать во взгляде... С таким странным лицом и встретила усталую, но приветливую улыбку продавца:
-Чаю сколько? - спокойно спросила женщина за прилавком.
-А? - растерялась я.
-Сколько?
-Пять...килограммов.
-Чаю? Ты не путаешь?
-Да. Чаю.
-Это очень много.
-Нам нормально, дядя в неделю килограмм выпивает.
-Серьёзно? Ты бы лучше колбасы столько взяла.
 И тут до меня дошло. Сестрёнка катается около магазина, её видно из окна, продавцу можно сказать, что нас двое, просто она маленькая, долго стоять не может и тогда дадут четыреста граммов. Это уже лучше, это же каждому по хорошему кусочку!
-Тётенька, а можно колбасы  в двое рук?
-Это сколько?
-Четыреста!
-Ты хорошо подумала? Точно четыреста колбасы и пять кг чаю?
-Точно.
Продавщица взяла толстенный батон Телячьей и стала отрезать тоню-у-сенький кусочек. В этот миг я чуть не захлебнулась слюной. Вдруг меня словно током ударило!
-А почему вы сказали, что лучше бы колбасы столько?
-Потому что сказала.
-Пошутили?
-Какие шутки. Перепутали, что-то и скомандовали по 200 грамм в одни руки, а потом сказали, что до вечера всю продать надо, а её знаешь, на складе сколько, мне тут ночь придётся торговать.
 Стоявшие за мной заметно оживились, стали пересчитывать деньги. Похоже, про чай все моментально забыли.
-Тогда давайте мне пять килограммов колбасы, а чая...ой, всего на четыреста грамм хватит. Давайте на все!
 Сестрёнка встретила меня восторженным визгом. Одной рукой она катила велосипед, другой помогала мне тащить тяжёлую авоську.
-Давай откусим? - нетерпеливо предложила она. Но тут же передумала. - Нет, надо всем нести. Ой, как щас обрадуются! М-мм. Вкусня-атина!
Домочадцы дружно сидели за столом. При виде нашей главной покупки у всех засверкали глаза. Но в целях воспитания или зачем-то ещё, мать злобно выдала:
-Тебя за чем посылали?  Совсем безмозглая!

 Потом все ели колбаску и пили чай. Сначала поели с хлебом. Потом пожарили. На завтра варили макароны с колбасой. Мы тогда ещё не знали, что в этот раз наедаться нужно на долгие годы.
 Я привыкла из всего делать выводы. Этот случай показал, что приносить нужно только то, за чем послали ( но лучше действовать на своё усмотрение). А через несколько лет подобные истории перестали быть забавными. Что забавного в том, что из людей сделали алчных голодных животных?
 Кому-то ещё весело?