Поэзия в моём сердце. Беседы о поэзии и поэтах

Евгений Борисович Мясин
Из книги  Ich wurde geboren...(Я был рожден). Беседы с Моной Лизой и Амазонкой
Издательство: ВКН, 2015, ISBN: 978-5-9906061-0-4

Никогда не считал себя поэтом, но поэзия в моей жизни много значит. Первое мое приобщение к высокой поэзии произошло лет в 12-13. Сестра принесла растрепанную книжицу стихов Блока. С этого всё и началось. Оказалось, что мир прозы, который был для меня отрадой, и позволял путешествовать во времени, примерять на себя судьбы самых разных героев, без поэзии не полноценен. Она добавляла образность, красоту и главное, что меня пленяло  - отточенную форму.

 Я даже в армии держал при себе чемодан поэтических сборников. Практически никогда не писал стихи по заказу. Они все были результатом моих любовных переживаний. Эти стихи разных лет  я объединил в единый цикл «Я метался в поисках любимой». О том,  как  он создавался, и какое место поэзия занимала в моей жизни, я поделился со своими виртуальными собеседницами Мона Лизой и Амазонкой.

17.05.2006 г.

Мона Лиза - мне:
 
Посылаю тебе строки А.А.А/Ахматовой/ . Они  полностью отражают мое сегодняшнее настроение.
Не недели, не месяцы - годы
Расставались. И вот наконец
Холодок настоящей свободы
И седой над висками венец.
 
Больше нет ни измен, ни предательств,
И до  света не слушаешь ты,
Как струится поток доказательств
Несравненной моей правоты.
 
И как всегда бывает в дни разрыва,
К нам постучался призрак первых дней,
И ворвалась серебряная ива
Седым великолепием ветвей.
 
Нам, исступленным, горьким и надменным,
Не смеющим глаза поднять с земли,
3апела птица голосом блаженным
О том, как мы друг друга берегли.

 Интересно, а как у тебя складывались стихотворные строки? У Мандельштама стихи рождались в устах, он их проговаривал, а потом только записывал. Цветаева каждое утро, говорят, садилась за стол работать, т. е. писать стихи.

 В некотором смысле к поэзии имеет отношение наш с тобой школьный спор о стихах Есенина. Интересно, что ты помнишь из этой школьной истории? Так как в моей летописи эта история не описана, то здесь мы с тобой наравне.  Эдельштейн "скрестила" нас, предложив прочитать свои сочинения о поэзии Есенина вслух. Ты все читал отрывки из "Москвы кабацкой", а я тебе в ответ все про "белую березу..." Долго мы так препирались, у каждого были свои аргументы.   

 Не так давно, правда, еще в Москве в присутствии одного из литераторов, опять у меня зашел разговор о Есенине, и опять я говорю о " белой березе", а мне в ответ о "Москве  кабацкой". К счастью литератор, как мне кажется, хорошо подвел итог нашему с приятельницей спору, пить то пил, но пи(я)титомничек оставил.

  Недавно, прочитав "Е.О.", я начала восхищаться  поэзией Пушкина, а в ответ опять летят слова. "Любил Шампанское, оставил долг в 100000 рублей". Так и хочется ответить, пить то пил, но 10-томничек оставил. И это за 37 лет жизни! Неужели частная жизнь человека для потомков важнее, чем его творения? С этим я до сих пор не могу согласиться.

 22.05.
Я- Мона Лизе:

 Лизонька, готов поговорить о Поэзии и моем месте в ней (шутка!)Начну с того, что я долгое время не очень любил Ахматову. Относился к ее стихам слегка настороженно. Она мне  казалась слишком надменной и академичной. Прорвало, когда услышал: Магдалина билась и рыдала. Ученик любимый каменел. А туда, где молча мать стояла, так никто взглянуть и не посмел.

С творчеством Мандельштама (в самиздатовском варианте) я познакомился будучи в достаточно зрелом возрасте, вернувшись из армии, то есть в 22 года. До этого знал лишь его  переводы сонетов Петрарки. Считаю до сих пор, что эти строки  недостижимая. сказочная  вершина в мировой поэзии –«Из последней мочи я в горсть зажал лишь пепел наслаждений».
 
Цветаева - это моя боль и любовь. Чем больше я ее узнавал (через самиздатовские помятые листки до толстых томов собраний сочинений) - тем сильнее она  меня брала за душу.

(Примечание: Удивительно, что одно из лучших стихотворений Марины запало в душу и моему 10-летнему Илье:

 Рас-стояние: версты, мили ...
 Б. Пастернаку

Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав

Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили - рассорили,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.

Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!
М.Цветаева.24.03.1925.) 

Честно говоря, я не очень помню наши с тобой споры по есенинскому творчеству. Точно знаю, что моими кумирами  тогда все же были Блок, Бальмонт, Северянин, Брюсов, Пастернак, отчасти Маяковский (Лилечка, вместо письма), а из современных - Вознесенский и Рождественский.
 
Когда я в армии обосновался в спортивном батальоне во Львове, то привез с собой чемодан поэзии. Во мне всегда присутствовал дух просветителя. Многих своих коллег по спорту приобщил к высоким образцам литературы. В этом году на 9 мая мне позвонил из Львова  Йося Кочкодан. В разговоре он в шутливой форме высказал мне упрек, что я его в свое время разорил на книгах. Под моим влиянием он понакупил  собраний сочинений Бёля, Хемингуэя, Бабеля, много поэтических сборников. Вот только Меттерлинк ему почему-то не понравился.

Помню и другой случай. У нас в батальоне был фехтовальщик родом из Ивано-Франковска Бодя (Богдан)  Бондарук. Типичный провинциал по уровню образованности, но цепкий и амбициозный. Он вцепился в мой книжный чемодан. Читал все запоем. Учил стихи наизусть (чтоб чудачкам голову морочить - его слова). Я не удержался и решил над ним чуть-чуть подшутить. Взяв за основу стихотворение "Хочу быть сильным..." Бальмонта, я его  переделал, доведя почти до полного неприличия, но в духе Бодиных переживаний. Прочитав мой продукт, он загорелся, два дня его заучивал и отправился на свидание.

Не знаю точно, - то ли девица ему попалась шибко образованная, то ли слишком целомудренная, но Бодя получил по физиономии. После этого он ходил неделю мрачнее тучи и в конце концов спросил, действительно ли это был Бальмонт или нечто. Пришлось признаться. Но все-таки этот случай мне как просветителю  пошел в плюс: ученик пусть и не сразу, но сумел отличить подделку от оригинала.

(Примечание. Этим дело не закончилось.Следующий кусок воспроизводит мое письмо другой моей виртуальной собеседницы - Амазонки в продолжение  этой истории:
 "Я часто над ним (Бодей) подтрунивал. Он долго терпел, но как-то после очередной шутки, побледнел и сквозь зубы  процедил: я тебя вызываю на дуэль. Деваться было некуда и не в моих правилах уходить от вызова. Но чтобы не подставляться перед спортивным и армейским начальством, решили драться не на  шпагах до первой крови, как могло быть на гражданке, а на боксерском ринге по правилам, но до полной победы без ограничения по времени.

Бодя до армии учился в ИнФизе. Был невероятно накачан, ловок и главное умел боксировать. Я ему уступал по всем показателям, кроме одного: прежде много и зло дрался. Был вспыльчив, но в драке после первого же обмена ударами становился холодным и расчетливым.

Начался бой, Бодя молотил меня нещадно раунда три. Но не сломал. А потом мне повезло: я влепил ему пару раз, и он поплыл. Открыли счет, а после второго нокдауна бой остановили. Бодя не возражал, что меня удивило. После этого он меня зауважал не только как москвича-интеллектуала, но и как "физика". Он потом женился на дочке профессора львовской консерватории (стихи помогли!), правда, вскоре они разошлись").

Я - Мона Лизе
Отвлекся от Есенина. Конечно же, тогда "Москва кабацкая" мне была ближе. Я и сам был не дурак выпить с ребятами, случалось  похулиганить и подраться, да и влюблялся частенько. Красоты природы я воспринимал тогда только связанные с морем. К сожалению, я сейчас читаю мало. Плохо знаю современников. Они для меня закончились Чухонцевым, Рубцовым и Бродским. Но стихи Бродского я сам читать не люблю. Может быть после того, как услышал их в его совершенно завораживающем чтении.

К вопросу, как делать стихи (помнишь, так называлась статья  Маяковского?). Во-первых, я написал их очень и очень мало (естественно, я не считаю то, что было сделано для стенгазет, к дням рождения и прочим памятным событиям, а также эпиграммы). Во-вторых, я обязательно должен быть влюблен или хотя бы увлечен. В-третьих, -  это получалось по-разному. Из того. что я тебе показывал, к стихам-упражнениям можно отнести "Над тобою алые паруса",  "Сонет", "Я метался в поисках любимой", "Любовь должна приносить лишь радость", "Какая мука". То есть в этих случаях изначально задавалась установка.

 Конечно, требовался какой-то толчок. Например, в прощальном ко мне обращении Ленка Легат (ты, наверное, в курсе, что у нас с ней несколько лет был роман. Одно время я ходил в официальных женихах, а Ленка на конвертах подписывалась: Е. Мясина-Легат) написала: любовь должна приносить радость. Когда спустя пару лет она прочитала этот  стих (мы потом долгое еще время общались семьями), то сильно возмутилась, ведь я, добавив «лишь», исказил ее слова. Но не искази их я, то и стихотворения бы не было!

"Одеяло лишнее" и "Не понимаешь" я правил на протяжении лет двадцати, отсекая лишнее и добиваясь полного проникновения. Другие – наговаривались иногда в полудреме или во сне: "Где-то есть речка Лыбедь", "Спасибо, милая", "Таня, Танечка, Танюша". Третьи - вдруг начинали сами литься, только успевай,  записывай.

 "Ночь. На улицах Ростова", например, родилась после  ночной прогулки по Ростову Великому  (я туда водил экскурсии, а это была двухдневка с ночевкой  в городе). И описание маршрута, и  рыжая собака, и состояние одиночества - все было взаправдашнее. Вернулся в гостиницу и за час все перенес на бумагу. Был единственный спотык: слово "любимая" не вписывалось в размер. Вариант "нет любимой здесь со мною" мне не нравился из-за слова "здесь". Поэтому пришлось "любимую" заменить на "возлюбленную" - хоть это слово  мне тоже не нравится. Но поскольку поэзия сама по себе достаточно условна, с такого рода не вполне жизненными речевыми оборотами и словами приходится подчас мириться.
Вот и всё.
Пока, Женя

Продолжение разговоров о поэзии с Мона Лизой и Амазонкой

31.12 .2009
Я – Мона Лизе.
Ли-зонь-ка, привет! Ты уже приготовилась к году Тигра? Не боишься?  Посылаю тебе вместо новогодних поздравлений знаменитого «Тигра» Блейка в двух разных переводах. Выбирай, что тебе больше по вкусу.

Блейк/Маршак
Тигр, о тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи,
Кем задуман огневой
Соразмерный образ твой?

В небесах или глубинах
Тлел огонь очей звериных?
Где таился он века?
Чья нашла его рука?

Что за мастер, полный силы,
Свил твои тугие жилы
И почувствовал меж рук
Сердца первый тяжкий звук?

Что за горн пред ним пылал?
Что за млат тебя ковал?
Кто впервые сжал клещами
Гневный мозг, метавший пламя?

А когда весь купол звездный
Оросился влагой слезной, -
Улыбнулся ль наконец
рук своих творец?

Неужели та же сила.
Та же мощная ладонь
И ягненка сотворила,
И тебя, ночной огонь?

Тигр, о тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи!
Чьей бессмертною рукой
Создан грозный образ твой?

Блейк/Бальмонт
Тигр, тигр, жгучий страх,
Ты горишь в ночных лесах.
Чей бессмертный взор, любя,
Создал страшного тебя?

В небесах иль средь зыбей
Вспыхнул блеск твоих очей?
Как дерзал он так парить?
Кто посмел огонь схватить?

Кто скрутил и для чего
Нервы сердца твоего?
Чьею страшною рукой
Ты был выкован - такой?

Чей был молот, цепи чьи,
Чтоб скрепить мечты твои?
Кто взметнул твой быстрый взмах,
Ухватил смертельный страх?

В тот великий час, когда
Воззвала к звезде звезда,
В час, как небо все зажглось
Влажным блеском звездных слез, -

Он, создание любя,
Улыбнулся ль на тебя?
Тот же ль он тебя создал,
Кто рожденье агнцу дал?

А нам все равно. Не боимся мы тигра и сову! Дело есть у нас...
Желаю тебе в Новом году здоровья, успехов в науке,  благополучия близким.   Женя



4.01.2010
Мона-Лиза – мне:
Женя, привет! Спасибо за новогоднее поздравление. Оно меня порадовало хотя бы тем, что в тебе еще полностью не пропало желание общаться с людьми. Твое поздравление порадовало меня и своей формой, два перевода одного и того же стиха, в которых общее только то, что речь идет о Тигре. Все это заставило меня найти оригинал и попытаться понять, о чем же все-таки шла речь в оригинале. Полностью перевод всего стиха я еще не осилила, но вот  какое у меня получилось первое четверостишие.
Тигр,тигр, жгучий свет.
Ты горишь в ночных лесах.
Чьи бессмертные рука и глаз
Создали твой грациозный стан.
Получается жгучий свет - в первой строке, но никак не "жгучий страх" как у Бальмонта. В четвертой строке - грациозный стан, но не "страшного тебя", как опять же у Бальмонта. Ближе к оригиналу у Маршака:"соразмерный образ", но опять же не образ-впечатление, а фигура-стан.
Пока все. Если эта работа будет продолжена, о результатах постараюсь сообщить. Л.
Р.S. А как идут дела над книгой "Я был рожден!"?

6.01.2010
Я– Мона Лизе
Привет, Лиз!
Тигр, тигр, слепящий свет, Ты во мрак лесов одет, Кто, бессмертною рукой Создал страшный облик твой?               
Это перевод Коновалова.

Мона Лиза - мне
 Ты во мрак лесов одет ( Коновалов ) - Нет, скорее как у Бальмонта:"Ты горишь в ночных лесах". " Создал страшный облик твой" ( Коновалов), нет, не страшный, а все-таки прекрасный. Итак, смысл понятен, переводы - свободное изложение на выбранную тему. Так что в зависимости от таланта поэта и получаем результат- разные стихи. Л.
8.01.2011
Я – Мона Лизе
Задача стихов передать смысл не через текст, а образами и ощущениями. Тогда и получается поэзия, а не рифмоплетство. Иногда ставятся и формальные задачи, но это уже скорее декаданс. Я раньше очень любил сравнивать переводы известных произведений великих поэтов разных авторов, например, Ворона Э.По, Пьяного корабля А.Рембо, сонетов Петрарки. Это такое наслаждение! Увы, сейчас подобное удается крайне редко. Думал, покончу с основной работой - оттянусь по полной, но пока не получается. Женя

8.04.2010 
Я – Амазонке.
Сейчас вспомнил, что недавно перечитывал нашего одноклассника Владимира Резниченко - мастера классических переводов португальских сонетов и создателя нового жанра - сонетов маргинальных.

Например, ГОП-компания:
  Иван убил жену и спрятал труп.
Степан подделал фирменные бланки,
Руслан похитил три лимона в банке.
Богдан братану выбил глаз и зуб.
Колян украл баян, забравшись в клуб,
Толян угнал машину со стоянки,
Вован соседский дом спалил по пьянке,
а я подсыпал теще яду в суп.
Изысканные, тонкие натуры,
мы, обсуждая новости культуры,
сидим теперь в СИЗО и ждем суда.
Кто хочет наши оценить таланты,
попить чифира, похлебать баланды,
ограбь, убей - и приезжай сюда!

А еще у него появился цикл Алкоритмов. Например:
Очередная несостыковка
Бредя по столбовой дороге русской,
вновь разминулась выпивка с закуской.

Праздничный марафон
От стопки к стопке - путь усталых стоп...
Стоп-кран сорвать бы, да еще грамм сто б!

Памятник Зеленому змию
Змея бессмертна. Жить змее - века
в нетленном образе змеевика.

Цветовая гамма
Художник, чтоб обогатить палитру,
брал красного и белого по литру.
Последнее, наверное, должно понравиться Лауру*

Но, пожалуй, самое его известное:
            Сумасшедшая
В меня влюбилась сумасшедшая,
не знаю, что во мне нашедшая,
зачем пришедшая ко мне.
Срывает это увлечение
назначенное ей лечение -
больная мечется в огне.

Все началось у нас не сразу:
все те же фазы, те же фразы,
что у знакомых и друзей...
Но черепки разбитой вазы
годятся разве что в музей.

Я по-мальчишески восторжен -
как будто, наш союз расторжен!
Но, память о былом храня,
служу в музее этом сторожем...
А весь музей - внутри меня.

И каждый вечер сумасшедшая,
не знаю, как сюда вошедшая,
вдруг возникает и, легка,
по залам кружит бледным призраком -
и это служит верным признаком,
что все не кончено пока.

9.04.2010
Амазонка – мне.
 Вот это напросилась! Жуть какая. Ну, безусловно талантлив. хотя я пугаюсь.  Но Лауру про литры передам.
Что с Вами было, Королева грез моих? Что с Вами стало, мое Призрачное счастье? Вот всё хотела спросить, откуда столь романтичные слова, .из провинции мы, пробелами страдаем..

Я –Амазоке
- Это потрясающая история. Когда я посмотрел "Опасные гастроли", меня очень задел романс в исполнении В.Высоцкого. Он как-то сразу проассоциировался  на мои с тобой отношения.

Было так - я любили и страдал.
        Было так - я о ней лишь мечтал.
Я ее видел тайно во сне
Амазонкой на белом коне.
Что мне была вся мудрость скучных книг,
Когда к следам ее губами мог припасть я!
Что с Вами было, королева грез моих?
Что с Вами стало, мое призрачное счастье?

Впоследствии я неоднократно пересматривал фильм по ТВ, но там не звучали две первые строфы.  Я сходил с ума, мне уже стало казаться, что я сам придумал эти строки или они были посланы мне из иного мира. Но, слава Богу, я недавно нашел оригинальный полный текст романса, и все встало на свое место. Вероятно, фильм под ТВ-версию подмонтировали и слова романса сократили. В инете можно найти этот романс с полным текстом, но обрезанным исполнением. Однако твоей фантазии должно хватить  для восполнения отсутствующего.



4.02.2011
Я - Амазонке -
Привет, Рыжик! Ты меня совсем опустошила. Я все это пережил заново, очень живо. Конечно, на оценке событий того лета сказался мой сегодняшний опыт, некоторое переосмысление отношений, но я старался не лукавить, хоть это и не просто. Ночью был сбой в сети. Пришлось один блок воспоминаний восстанавливать. Трудное это дело. Ну, да ладно**

 Амзонка – мне
- Я сделала всё правильно. Рассказал, снова пережил, отошёл душой от грусти последних событий. А опыт и переосмысление - куда ж мы без него...Да и своё удовольствие от твоего рассказа я получила….. . И это только номер 1. Продолжим список. Впрочем, я бы постаралась узнать, как сложилась Наташина жизнь.

7.02.2011
Я – Амазонке
- Ты всерьез думаешь, что я буду описывать тебе все свои романы? Многие из них имеют ценность только для меня. Они не прибавят ни тебе, ни кому-то другому ничего нового обо мне. Были бы это известные личности, может это и стало бы кому-то интересно.
Понимаешь, в некоторых моих коротких стихах-посвящениях можно найти не меньше, чем в предыдущем многословном описании. любовной истории. Все они глубоко выстраданы, истории отношений много-много раз пережиты прежде, чем стихи легли на бумагу. Например, сонет "Я твой покой нарушил не нарочно" и стих "Всё что было... " практически в точности  воспроизводят развитие одного из моих романов  от завязки через кульминацию до развязки. Описывать это все другими словами? Бред! Ну, назову я ее имя Аня и что это тебе даст? Возможно я еще что-то расскажу о своем былом, но только то, что может дать тебе пищу для новых оценок меня  как личности либо переоценки своих взглядов на человеческие отношения.
Пока, я, правда, сильно устал за эти три дня. Беру паузу.

*Речь идет о художнике Валерии Лауре – нашем общем друге
** Речь идет о моем рассказе «Мой первый роман»
Приложение. Встреча выпускников 1962 года. Тостует Владимир Резниченко http://www.proza.ru/2017/02/02/1042

С моим циклом стихов (1964-1992 годов) можно познакомиться здесь http://www.proza.ru/avtor/evgmyasin&book=1#1
Спустя двадцать лет я, как бы в поэтической форме,  подвел итог своей бурной жизни.http://www.proza.ru/2015/09/07/797
А здесь на Прозе.ру решил попробовать себя ещё и в ХОККУ. http://www.proza.ru/2016/07/25/1439