Путевые люди

Полина Ребенина
Три дня назад умер мой брат. Непостижимо, жутко, это потеря самого близкого человека. Наплыв мыслей и чувств в связи с невосполнимой утратой.

...В жизни у человека много препятствий и невзгод:  несчастная любовь, предательство друзей, нелады с супругой, неудавшаяся карьера, сплетни, пересуды, происки недоброжелателей и т.д., и т.п., но в конечном итоге у всех остаются лишь два страшных и самых серьезных врага- это болезнь и смерть, которые приходят исподтишка и расправляются без пощады...

...Чем объяснить, что наше поколение живет меньше, чем поколения предыдущие? Уж конечно не тем, что жизнь у нас такая "тяжелая". Бабушка наша прожила 95 лет, дед- 82 года, невзирая на необычайно тяжелую жизнь, на войны, революцию, голод 30-х годов, трагедию затопления родного города. Мать брата умерла, когда ей было за 80, и тоже пережила голодное детство, Великую Отечественную войну, рано овдовела и боролась с трудностями в одиночестве. А у дорогого моего брата было изначально прекрасное здоровье, счастливое сытое детство, спокойная безбедная жизнь. Жил он беспечно, избегал взваливать на свои плечи ответственность за других, да и за самого себя. О здоровье своем не желал заботиться, для того доктора существуют. И ушел в 60 с небольшим...

А может быть все-таки не телом, а духом мы стали слабее?!

Моя бабушка принадлежала русскому роду Юдиных, живущему в поволжском городе Весьегонске и его окрестностях. Помню, что она, говоря о ком-либо из знакомых, всегда характеризовала человека одним из двух слов: "путевый" или "непутевый". "Путевый"- это тот, кто следует извечным заповедям заложенным в крестьянской общине- живет в постоянном труде, заботе о семье и родных, в радости и любви к людям. Жили все они согласно правилу: "делу время- потехе час". Тяжко трудились, но и отдыхать умели: собиралась в праздники вся большая семья, все братья и сестры со своими семьями, накрывали большой стол заставленный в изобилии закусками и напитками, ели, пили и пели песни. Знали они во множестве русские песни, пели их от души, красиво, выводили мелодию на разные голоса. Не знали уныния, жили дружно и весело, и великие труженики были. 

И я не помню, чтобы когда-либо употребляли алкоголь в будние дни, пили только по большим праздникам, и то лишь до состояния хмельной радости и веселья, но никогда до беспамятства, до того чтобы не держаться на ногах. И никто из наших дедов не курил. Сквернословия в обиходе не было, мне казалось что наши деды даже и слов таких не знали. Может быть я ошибаюсь, но точно, что в употреблении они не были. Тех же кто отклонялся от заведенного порядка, жил беспутно, разбрасываясь из стороны в сторону, или же совершал бесчестные поступки, употреблял грубые слова, тех называла моя бабушка одним словом "непутевый", то есть беспутный человек, верить которому и полагаться на которого нельзя.

А их дети, наши отцы и матери, хоть и начали многие в войну курить, да и пить, принимая фронтовые 100-граммовые, но считали все это вредными привычками, "баловством" и старались после войны от них избавиться. А уж наше поколение, хоть и ни революций, ни войн нам пережить не привелось, но наливали щедрой рукой, пили по поводу и без повода, и меру в употреблении алкоголя многие забыли. Да и курили наши сверстники, особенно мужчины повально. Сквернословие стало обычным, без этих "сочных" слов стало обходиться трудно, вроде и разговор, не в разговор. Да и работать стали под настроение, бессистемно, то навалятся на работу, а то вроде и делать ничего не хочется. Отчитала бы нас моя бабушка: "Избаловались вы совсем, непутевыми стали, нету на вас укороту!"

Душевная, нравственная сила состоит прежде всего в стремлении жить по законам труда, добра, чести и любви к людям. Не ставить себя выше других, гордыня всегда считалась одним из тяжких грехов. А мой брат был человеком несомненно добрым, талантливым, красивым, но с годами становился все более высокомерным и нетерпимым. Жил последние годы очень изолированно и одиноко, с родными и друзьями встречался редко. Пил, нещадно курил, о здоровье совсем не думал. Да тут и семейные нелады навалились... И не оказалось у него поддержки от родных и близких людей в критический момент жизни. А ведь наши деды жили очень дружно, по общинному, и как зеницу ока берегли родственные связи. И в будни нередко встречались, чтобы помочь друг другу, а уж праздники всегда отмечали вместе, большой семьей. А брат мой заболел, ослаб, опустил руки, перестал бороться и скончался.

В нашей жизни порой все так непросто, и как трудно оказывается быть "путевым", не свернуть с нравственного пути. У человека всегда есть выбор поступка, а жизненные обстоятельства иногда подсказывают, иногда навязывают этот выбор. Выбор поступка, исходя из моральных устоев говорит о нравственной силе личности. Она тем больше, чем больше степень противодействия ему со стороны жизненных обстоятельств. Ведь неблагоприятными обстоятельствами можно оправдать любой проступок: пью, потому что живётся не так как мечталось, изменяю, потому что скучно жить, предаю, потому что надоело возиться, курю- потому что не могу бросить и т. д.

Но эта так часто отвергаемая нами сила и поддерживает человека и, как утверждает Н.В. Гоголь, «сила влияния нравственного выше всяких сил». И именно эта нравственная духовная сила ведет человека по жизни  и дарит ему долгую и счастливую жизнь!