Заметки на полях. Часть 2

Екатерина Крысина
****
Мама четвертый месяц заинтересованно читает по второму кругу «Сагу о Форсайтах» Д. Голсуорси. Сегодня разговаривали с ней об этом. Она, конечно, пересказать толком ничего не может. Однако, восхищению нет предела. Эмоции через край. Положительные. И это хорошо. Но это ее пламенное увлечение нисколько не препятствует ежевечернему просмотру всяких телевизионных безумий вроде «Центрального телевидения», «Новых русских сенсаций», малаховских стирок и гузеевских женитьб. Как следствие полный сумбур в голове, страхи, бессонница. Время от времени приходиться быть для нее консультантом. Вместе исправляем ее уныние, настраиваем на оптимистический лад. 

И вот что я подумала, ведь раньше, в пору моего детства и отрочества, а отчасти и юности, она была для меня проводником в этой жизни, но постепенно мы как бы поменялись ролями. Особенно это стало заметно после смерти отца. И это понятно, у нас была классическая патриархальная семья, последнее слово по всем вопросам было за папой. И на нем фактически лежала почти вся ответственность за судьбу семьи. Теперь я для нее первый авторитет во всех вопросах, и обязанность принимать решения лежит на мне. Я, конечно, не отец, но я справляюсь. Иногда, правда, посещают меня иждивенческие настроения и я начинаю думать: «Вот был  бы у меня старший брат, ; а это вполне могло случиться, ; взял бы часть забот на себя ». И тут же вспоминаю, что старшие братья вообще-то разные бывают, и далеко не факт, что так оно и было бы на самом деле. А раз этого нет, то и думать об этом нечего. Живу и работаю в предлагаемых обстоятельствах.

Ей сейчас очень важно общение, очень любит поговорить сама, меньше слушать, что говорю я, но если что-то интересное, то может и помолчать. После нашего с ней сегодняшнего разговора, я подумала, может мне будет интересно, скажем, в следующие выходные вывести ее на беседу о самом Джоне Голсуорси, как о человеке, об его литературной карьере, о том, как он писал самое знаменитое из своих произведений, которое она сейчас читает? Пожалуй, могло бы неплохо получиться. Ведь я тоже не знаю ничего об этом писателе, а он, на минуточку, лауреат Нобелевской премии по литературе. Мне бы не повредило для расширения кругозора. Заметано. Ставлю в план: подготовить доклад о Дж. Голсуорси и продумать, как построить беседу с мамой, чтобы нам обеим было интересно и познавательно. 

Если удастся реализовать задуманное, и телевизор останется не включенным, значит, день будет прожит не зря. Уметь быть интересной в повседневности дорогого стоит. И по моим наблюдениям, очень немногим удается делать это хорошо.



***
Очень люблю фигурное катание. Восхищает эстетическая сторона этого вида спорта. Хорошо поставленная и мастерски исполненная программа даже в рамках соревнований, где главное, казалось бы, баллы, места и медали, способна доставить мне истинное удовольствие.

 В этом сезоне заворожено смотрела обе программы великого Юдзуру Ханю. В его прокат на финале «Гран при» влюбилась сразу и навсегда. Во время просмотра меня не покидало ощущение того, что лучше уже нельзя, что это предел совершенства, за которым Космос. Он просто порхал, демонстрируя невероятно невесомое катание. Сложнейшие элементы Ханю выполнял так чисто и без малейшего усилия, что возникала полная уверенность в том, что на самом деле фигурное катание – это что-то привычное и легкое, доставляющее массу удовольствия, не требующее никакого напряжения. Так как он, может каждый. Надо только купить коньки и выйти на лед, а дальше всё само и получиться. Но конечно это не так.

Такие вершины мастерства – это кропотливый изнуряющий труд, это травмы, это запредельные физические нагрузки и бесконечное терпение. Во имя чего? У каждого своя мотивация. Кто-то идет к олимпийскому золоту самому дорогому и желанному для каждого спортсмена. Здесь можно вспомнить Плющенко, Липницкую, Волосажар и Транькова и еще очень и очень многих. Для кого-то сами соревнования – это своеобразный допинг (опять Плющенко, Алена Савченко, великая Роднина), кому-то важно быть первым, а кто-то таким способом разговаривает с Миром.

По-моему, Ханю принадлежит к последним. После этого триумфального выступления в одном из интервью, он сказал, что очень долго выстраивал кирпичик за кирпичиком обе программы, кропотливо выверяя каждое движение, придирчиво отбирал лучшее из многих и многих вариантов. Ему было важно достичь совершенства. Что ж, ему это удалось. Удалось так, как до него не удавалось никому.

Там в Барселоне под музыку Шопена он разговаривал с Миром, делая историю фигурного катания. А все мы внимательно слушали и наслаждались, наслаждались, затаив дыхание эти несколько минут, которые были бесконечны, потому что время остановилось.  Для меня этот его прокат стал тем источником жизненной энергии, из которого можно пить бесконечно и не напиться никогда.



***
Чуть не отправила в «Корзину» переписку с А. Надо запомнить: до завершения аналитического разбора, выявления и исправления допущенных ошибок все материалы строго хранить и никуда не выкидывать.

Вообще, интересный гражданин попался, готов был преодолеть четыреста с лишним км, только ради одного поцелуя. И всё просил выслать хотя бы фото. Долго не мог взять в толк, почему не может по приезде остановиться у меня. А я после таких заявлений, подумала, что Петька еще долго не увидит личико Гюльчатай. Нужна была хотя бы одна зацепка в виде общего интереса и более или менее подходящая степень заинтересованности с обеих сторон, чтобы можно было начинать думать о том, кто к кому едет в гости. Поцелуи – это конечно хорошо, но начинать сразу с десерта не стоило.  Помню я ему тогда написала в том духе, что зачем же так напрягаться ради одного поцелуя, может стоит обратиться за помощью к кому-нибудь поближе, например, к одной из прекрасных барышень в фитнес-клубе, куда он регулярно ходит поддерживать свою физическую форму. На что получила ответ, мол с ними ему целоваться не интересно, а со мной очень даже увлекательно получиться, он в этом уверен на все сто. Спросить, чем это может быть увлекательно не удалось. Пропал из виду, мой культурист. Зато интеллектуальная разминка получилась у меня что надо.

В сухом остатке: разбираемся, исправляемся и продолжаем поиски. Как-то так.
Да, интересная я штучка. Голыми руками не возьмешь.



***
Мой знакомый как-то сказал, что в наше время у человека должно быть три работы: одна надежная, а две других – интересные. Вспомнилась давнишняя заметка про А.П. Чехова. Привлекала она заголовком, который гласил, что наш великий писатель всю жизнь жил с двумя женщинами. Одну звали Медицина, а другую – Литература. Первая была женой, потому как давала стабильный заработок, но была не любима. А другая – любовницей, приносившей счастье творчества и где-то даже материальный достаток, но бывшая по сути своей ветреной и своенравной барышней.

Почему эта так называемая модель решения вопроса о призвании в наше время претерпела изменения? Действительно, почему вместо одной интересной работы, надо, чтобы было две? Пока узнать не удалось. Но сама мысль не лишена рационального зерна. 



***
Удивительно как все мы похожи друг на друга в своем стремлении развести чужую беду руками. Мы всегда точно знаем, что и как надо сделать другим, чтобы уже наверняка избавиться от той или иной напасти, причем каждая наша рекомендация – это стопроцентная пожизненная гарантия. Если ею воспользоваться и потом жить именно так, как мы говорим, то счастье обеспечено до конца дней. Только сами всем этим богатством почему-то не пользуемся.

Меня тоже заносит в эту сторону. Не часто. Но Судьба моя, она свою работу знает. Если я начинаю активно решать проблемы других, особенно, если меня об этом не просят, то тут же получаю себе такие же. Мне будто говорят: «Не лезь к другим. Займись собой. Если не можешь, мы всегда готовы организовать тебе очередное наказание (читай обучение)». В таких случаях я отвечаю: «Виновата. Исправлюсь», - и быстро-быстро принимаюсь за дело.



***
Если ты предлагаешь что-то рисковое, то есть не безопасное, и не оговариваешь способы минимизации этих рисков, за тобой, скорее всего не пойдут. Потому что безопасность и безрисковость порой гораздо важнее, чем возможная денежная выгода, повышение статуса и прочие блага материального мира. Притча про смертную казнь и черную дверь в неизвестность оказывается справедливой. Последнее время я имею возможность наблюдать это на практике. А для себя учусь открывать эту магическую дверь без тени страха и сомнения, чтобы сделать очередной шаг вперед. Если оценивать промежуточные результаты, то я пока нахожусь на первом уровне сложности. Ближайшая задача – подняться на ступень выше.



***
Когда стоит задача заинтересовать человека или убедить в чем-то нужном и полезном для него, ни в коем случае нельзя выпячивать свое Я и менторским тоном читать ему нотации, попутно обвиняя во всех смертных грехах. Таким способом убедить нельзя, а вот получить себе недоброжелателя запросто. Всего знать невозможно и ненужно. Поэтому прежде чем делать выводы и давать рекомендации, надо сперва изучить язык этого человека. Начать говорить на этом языке. Понять его достоинство в этом вопросе. Выяснить насколько велико его желание, что он сам думает по этому поводу. Может ему не интересно сейчас решать этот вопрос, а ты к нему пробуешь лезть со своими советами. А может то, что ты хочешь предложить, он уже пробовал и ничего не добился, а только ухудшил ситуацию. И вообще, знает и умеет он в этой области больше чем, ты себе можешь представить. Профессиональные советы ему от тебя не нужны, а просто нужно, чтобы ты дал ему, например,  чуточку жизненных сил, ненадолго став источником положительных эмоций. Вариантов может быть много.
Поняла я все это, когда осознанно начала работать в режиме консультирования с мамой, коллегами по работе, и прочими гражданами, с которыми меня сводила и сводит Судьба. Солнышком быть, конечно, здорово, получать ответные улыбки и не только тоже приятно. Однако, надо быть готовой к тому, что это не дешевое и не быстрое удовольствие, поэтому вкалывать придется, как говорил мой бывший начальник, больше чем Папа Карло и добавлял: «Если не хочешь быть обезьяной, трудись – почувствуешь себя человеком». Умный он был. Мы его любили. Настоящий полковник, хоть и в отставке.

А еще надо понимать, что Солнышко не всегда срабатывает. Иногда в интересах дела, бывает нужно включить жесткого лидера или наоборот  побыть простым исполнителем или серым кардиналом, дипломатом, мягкой стенкой в дурдоме или всеми сразу и оперативно. Ситуации ведь разные бывают.  Тут главное, уметь применять свой ум и разум, контролировать свои эмоции и чувства, работая на результат, и не забывать при этом получать удовольствие от процесса.
Не часто, но мне это удается. В такие моменты я бываю самым счастливым человеком на свете. И еще: это затягивает, хочется, чтобы получалось каждый раз лучше, быстрее, интереснее. Наверное, это и есть та жизнь, о которой все говорят, что она трудная, но счастливая.



***
На днях звоню двоюродной племяннице. Она у меня стоматолог в частной клинике. Между нами происходит следующий диалог:
- Привет, ты сейчас занята? (знаю, что может быть на работе, поэтому и спрашиваю)
- Привет, не-а. А кто это?
- Слушай, ну я так не играю. Вот две недели помолчишь, и тебя уже не узнают, забыли.
- А, это ты.
- Да, это я – твоя двоюродная тетка.
- Значит не ты, но это не важно.
- Я по делу. Хочу оказать тебе материальную помощь… на возмездной основе.
- В смысле?
- Понятно. Мне мой передний верхний зуб перестал нравиться. Ты не посмотришь?
- Запишись ко мне ...М-м-м, слушай, давай телефон сброшу, не помню когда у меня там окно. Скажи, что на осмотр.
- Жду.

Через три минуты приходит послание с нужными цифирками. Звоню. Записываюсь на осмотр в полной уверенности, что мне не только посмотрят, но и полечат проблемный зуб.

Прихожу в назначенное время. И тут выясняется, что для меня зарезервировали только полчаса, а работы, если тут же лечить, не меньше чем на два. В итоге договариваемся, что я приеду в следующее воскресенье к ней на вторую работу.
Результат: потерянная неделя моего времени. Плюс вылетает выходной, который я обычно оставляю для встреч с чудесными молодыми людьми.

На будущее себе порекомендую в процессе переговоров быть немного более собранной. Вспомни я вовремя о том, что моя племянница – девушка в чьи правила не входит задавать уточняющие вопросы клиентам, могла бы сделать это сама. Просто спросила бы, сможем, если понадобиться, сразу же и  пролечить мой проблемный зуб. Тогда был бы шанс, не делать лишних движений.