Значение профессионального образования

Димитрий Крылов
Личные архивы видимо дело очень важное. Нашлась еще одна статья из сборника материалов научно-практической конференции, подаренного племяннице. Думаю 10 лет которые прошли с момента публикации не так уж много изменили в оценках и статья будет все еще интересна читателю. Не зря же Крылов читал эти журналы и статьи, на которые ссылается по тексту

Значение  профессионального образования для молодежи (по материалам журнала «Экономика образования»)
________________________________________

Начиная с конца 2000 года в нашей стране издается научный журнал «Экономика образования». Журналов посвященных различным аспектам социальных и гуманитарных наук (в том числе проблемам развития образования и педагогики) в нашей стране издается немало. Однако именно этот названный выше журнал подробно анализирует экономические механизмы функционирования системы образования. Журнал проводит регулярный обзор  материалов зарубежной прессы, российских кандидатских и докторских диссертаций, посвященных проблемам экономики образования. Анализу материалов за несколько прошедших лет и хотелось бы посвятить данную статью.
Сегодня, в самом начале XXI века, мы имеем четкую и взвешенную Концепцию модернизации образования в России. То есть впервые с начала реформ государство наконец внятно выразило основные направления в развитии отечественной системы образования на период до 20010 года. Согласно данной Концепции «цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государств» . С этим было созвучно и выступление Путина с Посланием Федеральному Собранию 26 мая 2004: «…Следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников…работало по специальности» .

В рамках данной статьи автору хотелось бы рассмотреть вопрос о значении и необходимости некоторого уровня образования для современной молодежи. Какие выгоды сегодня приносит учеба в целом и обладание дипломом о соответствующем уровне образования в частности? Какие проблемы в области экономики образования стоят сегодня перед обществом? Как эти проблемы отражаются на жизни современной молодежи и молодежной политике государства?
«В современном мире человеческие ресурсы стали определяющим фактором для достижения конкурентных преимуществ экономики страны: технологические изменения, от которых зависит экономический рост, не привносятся извне, а возникают преимущественно внутри самой макроэкономической системы как результат накопления человеческого капитала.

Важнейшими видами инвестиций в человека считаются расходы на образование, профподготовку на рабочем месте, медицинское образование, поиск экономически значимой информации, рождение и воспитание детей» . Трудно не согласиться с выводом сделанным в исследовании доцента ГУУ о человеческом капитале России. Т.е. уровень образования признается инвестицией в человека и значимым компонентом при формировании человеческого и социального капитала. При этом большинство исследователей сходятся в том, что «человеческий капитал приобретается в процессе обучения и приносит его владельцу дополнительные доходы в течение его дальнейшей жизни, предоставляя ему возможность занимать более высокооплачиваемые должности» . А в статье ректора Современного Гуманитарного Университета профессора, доктора технических наук М.П.Карпенко образование  вообще приравнено к факторам безопасности жизнедеятельности человека . И это также на мой взгляд абсолютно справедливо.
 
Теперь главное – разобраться – зачем же молодежи получать образование? В исследовании доктора социологических наук Л.И. Романковой  приводятся эмпирические данные исследований, которые показывают – большинство выпускников школ стремятся пойти учиться дальше чаще всего для того, чтобы овладеть какой либо профессией (чаще всего престижной). А в рамках среднего профессионального образования, то по данным статистики в 2002 г. мы наблюдали некоторый спад доли студентов обучающихся на внебюджетной основе в общей численности студентов ССУЗов. И если тогда специалисты Министерства образования объясняли этот факт спадом популярности юридических и экономических специальностей, то сегодня колледжи и техникумы столкнулись с более глобальной проблемой. Их выпускники в принципе должны заполнить среднее звено специалистов на предприятиях. Однако тарифно-квалификационный справочник пока не доработан и государственные предприятия не спешат брать выпускников ССУЗов в штат. А следовательно выпускники попадают в разряд безработных или работают не по специальности, что, в сущности и подтверждают, цитируемые выше нормативные документы. Но это уже тема отдельного разговора и отдельного исследования.   

Вернемся к анализируемой проблеме – что есть образование для молодежи сегодня. В  статье сотрудников Кемеровского института качество жизни человека в современном мире напрямую увязано с качеством имеющегося у него образования. Эта точка зрения вполне объяснима и перекликается с результатами не только отечественных, но и зарубежных исследований процессов в сфере образования и социальной жизни общества.
В обзоре зарубежной прессы в журнале «Экономика образования» (№5 за 2003 год с. 63 – 64) было выделено несколько ключевых проблем, исследованием которых сегодня занимается экономика образования как наука. Одной из этих проблем является, по мнению авторов обзора, является изучение поведения учащегося в школе. С одной стороны наблюдается стремление «уравновесить возможную отдачу и выгоды от образования с задачами и ресурсами, определяемые качеством учебного заведения». Но такая модель не объясняет например, как же влияют школьные ресурсы на успеваемость.

Министр науки и образования России А. Фурсенко неоднократно в последнее время выступал с критикой системы образования и работы вузов. Методично аргументируя переход к реализации Болонского процесса министр, к примеру, на заседании Правительства заявил, что «что дисциплины специализации, за редким исключением, превращаются в вузе в профанацию». По данным министра около двух третей выпускников вузов не находят работу по специальности, не говоря уже о тех, кто имеет узкую специализацию. И государство готово сегодня платить из бюджета только за подготовку необходимых народному хозяйству страны специалистов. В свете этих решений интересен обзор зарубежной прессы в журнале «Экономика образования» в № 4 еще за 2003 год. Исследование профессора бельгийского Лувенского университета выявило ряд «ловушек» на пути развития образования в нашем глобальном мире. Он убедительно доказывает, что развитие системы образования в стране должно быть ориентировано не на удовлетворение спроса на рынке труда, а на удовлетворение потребностей общества в целом (гражданское, социальное, политическое, культурное развитие граждан). И само образование по мнению этого зарубежного специалиста должно сегодня оставаться «общественным благом, не имеющим рыночной цены», а не объектом купли-продажи .

В исследовании британских специалистов (журнал «Экономика образования» № 2 за 2002 г.) была предпринята  попытка дать количественную оценку выгод, которые получают выпускники университетов. Среди индивидуальных выгод от высшего образования, по их мнению, не все поддаются количественному измерению. К числу таких выгод в исследовании отнесены такие не имеющие денежного выражения выгоды, как получение знаний, удовлетворение потребности в труде и уже упомянутое выше более высокое «качество жизни» (курсив мой Д.К.). Они существуют реально и имеют очень большое значение, но вряд ли могут быть измерены достаточно точно. Гораздо легче считают британские специалисты оценить индивидуальные выгоды от высшего образования с точки зрения зарплаты, которую получают выпускники университетов. Анализ эмпирических данных проведенных исследований позволил им сформулировать следующий вывод: «Экономический мотив остается главным при поступлении в университеты, отказываясь от трудоустройства и получения зарплаты сегодня, 18-летние рассчитывают на более высокие доходы в будущем. Их ожидания, как показали различные исследования, являются вполне обоснованными. Средняя норма отдачи затрат на высшее образование высока и остаётся таковой всю трудовую жизнь выпускника вуза. Этот факт, а также рост доли занятых среди лиц с высшим образованием говорят о том, что современному обществу требуется все больше высококвалифицированной рабочей силы. Успешное развитие основанной на знаниях экономики невозможно без увеличения объема и повышения качества человеческого капитала» .

Уже цитируемая выше Концепция модернизации образования предполагает ряд практических шагов и в сфере среднего профессионального образования. «В системе профессионального образования опережающее развитие должны получить начальное и среднее профессиональное образование, поскольку на современном этапе резко возрастает потребность народного хозяйства в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятель¬ность по укрупнению, интеграции профессий. Необходимо обеспечить соот¬ветствие подготовки этих кадров потребностям местных рынков труда -предстоит передача ПТУ и в перспективе большинства техникумов на уро-вень субъектов федерации (разумеется, с надлежащим их финансированием в рамках межбюджетных отношений)» . Однако не следует забывать о сложностях на пути практической реализации данной концепции. Так на пресс-конференции в  Министерстве образования 20 января 2004 г., говоря о будущем учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, министр В.Филиппов сказал, «что в …российской школе…к 2008 г. останется всего 13,5 млн. детей. Из 11-х классов в 2008 г. выйдут примерно 800 тыс.чел. Это резко сократит приток поступающих во все учебные профессиональные заведения» .

Закончить эту статью хочется призывом к молодежи нашего региона, участникам форума – делайте осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути после получения школьного аттестата. В современном образовании, как мы видим есть несколько аспектов: экономический, социальный, культурологический. Как говорил немецкий классик «каждому – свое». Выбор друзья всегда за вами.

В качестве эпилога хочется вернуться к такой популярной учебной дисциплине как ландшафтный дизайн. Тут требуется не только определенный уровень знаний, но и креативность мышления, нестандартные идеи. Отсюда - выбор такой картинки из недр интернета. Уровень этой самой креативности бывает увы разный. А профессия рынком востребована.
   1. Филиппов В.М. О концепции модернизации российской системы образования на период до 2010 г. // Экономика образования – 2002, № 1, с.7
   2. Послание Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (26 мая 2004 г.) (извлечения) // Экономика образования – 2004, № 5, с.7
   3. Сумарокова Е. В. Человеческий капитал России: тенденции макроуровня // Экономика образования – 2005, № 4, с. 48
  4. Крутий И.А., Чернов С.Г. Оценка отдачи от образования для выпускников и общества в целом (опыт СГА)  //  Экономика образования – 2005, № 5, с.40
   5. Карпенко М.П., Мирмович Э.Г., Озеров А.А.  Высшее образование как фактор безопасности жизнедеятельности //  Экономика образования – 2005, № 3, с.42 – 47
 6.  Романкова Л.И. Стоимость образования и плата за обучение: проблемы теории и практики // Экономика образования – 2003, № 5, с.14 – 15.
 7.  Препятствия на пути развития образования  //  Экономика образования – 2003, № 4, с.64 – 65.
  8. Индивидуальные выгоды от высшего образования // Экономика образования» 2002, № 2, с.88 – 89.
  9. Филиппов В.М. О концепции модернизации российской системы образования на период до 2010 г. // Экономика образования – 2002, № 1, с.11
  10. Пресс-конференция в Министерстве образования, посвященная вопросам экономики образования // Экономика образования – 2004, № 3, с. 156