Мозоли

Алексей Шутёмов
   Зашёл как-то в одном кишлаке спор, кто работает больше. И у кого мозоли крепче. И пошла о том весть по земле, и стали собираться в кишлак гончары и кузнецы, каменотёсы и плотники, кожевники и пахари. И у всех руки были в мозолях.

   Но вот вышел почтальон, и на руках у него почти не было мозолей. И он сказал: «На руках моих нет мозолей, но кормят меня ноги. От восхода до заката я хожу без устали по самым дальним горным кишлакам, и редкие сапоги у меня служат год.» И он снял сапоги, а на ногах у него были такие мозоли, каких не было ни у кого. И на плече была мозоль от тяжёлой сумки. И хотели было его признать самым большим тружеником, но тут один кузнец вывел вперёд писаря.

   Писарь смутился, но сказал: «Не так и велик мой труд. Днём я помогаю тем, кто не смыслит грамоты — пишу письма, веду хозяйственные подсчёты, учу детей и взрослых. По ночам переписываю древние труды.» Но увидели все, что на пальцах его правой руки мозоли стёрты до крови, и глаза его были красными от усталости.

   И тогда признали писаря самым большим тружеником.