Глава 18 Англия при Эдуарде Третьем

Инна Едрец 2
РОДЖЕР МОРТИМЕР, любовник Королевы (бежавший во Францию в прошлой главе), извлек малый урок из участи фаворитов при дворе. Овладев, не без помощи Королевы, состоянием и поместьями обоих Диспенсеров, он стал чрезвычайно напыщенным и амбициозным, с нетерпением ожидая, что вот-вот он станет полноправным правителем Англии.

Юный Король, получив корону в 14 лет, решил, что этому не бывать, и начал преследовать Мортимера до его полного падения.

Народ тоже не любил Мортимера - во-первых, потому что он был королевским фаворитом; во-вторых, считалось, что именно он способствовал заключению мира с Шотландией, в результате которого сестра юного Короля, Джоан, семи лет от роду, была обещана супругой сыну и наследнику Роберта Брюса, пятилетнему мальчику Дэвиду.

Аристократы ненавидели Мортимера за его заносчивость, богатства и могущество. Они зашли так далеко, что готовились подняться против фаворита с оружием, но вскоре вынуждены были отступить. Граф Кент, один из заговорщиков, впоследствии перешел на сторону Мортимера и Королевы, показав пример непостоянства.

Казалось, он обладал всеми качествами, вот только недостаточно благоразумный. Агенты фаворита и Королевы убедили его, будто бедный Король Эдуард Второй на самом деле не умер, а потом его же и предали, представив дело таким образом, будто он вел тайную переписку с прежним Королем, стараясь восстановить его на троне. Графа обвинили в государственной измене, его пытали, признали виновным и приговорили к казни.
 
Несчастного старика вывезли из города Винчестера, и там он два-три часа еще ждал, пока не найдется человек, чтобы отрубить ему голову. Наконец  согласился один преступник, но при условии, что его помилуют. Получив помилование, одним резким ударом он освободил Графа Кента от дальнейших ожиданий.

Будучи во Франции, Королева познакомилась с приятной юной леди, по имени Филиппа, которая, по ее мнению, чудесно подходила на роль супруги ее сыну. Юный Король женился на этой леди вскоре после восшествия на трон, и их сын, Принц Уэльский, впоследствии прославился под прозвищем ЭДУАРД, ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ.

Юный Король, считая, что время удобное, чтобы полностью покончить с властью Мортимера, попросил совета у Лорда Монтакьюта, как это осуществить наилучшим образом. В Ноттингеме собирался Парламент, и Лорд рекомендовал, что фаворита следует схватить в Замке Ноттингема ночью. Но, как часто бывает в таких случаях, легко сказать, но трудно сделать, потому что во имя предосторожности главные ворота Замка на ночь запирались, а ключи уносили в покои Королевы, где они лежали под ее подушкой.

Однако управляющим Замка был приятель Лорда Монтакьюта, и он поведал, как можно проникнуть в Замок через тайный подземный тоннель, указав вход, скрытый  за кустарниками ежевики и поросший травой. Управляющий подсказал, как заговорщики смогут найти покои Мортимера.

Согласно его описаниям, под покровом ночи они прошли весь путь, проникли в тоннель, растревожив крыс, распугав летучих мышей и сов, и благополучно вышли к главной башне Замка, где их встретил Король, в полном молчании провел заговорщиков по лестнице вверх. Вскоре они услышали голос Мортимера, который проводил совет с друзьями, неожиданно ворвались в покои и схватили фаворита.

Королева закричала из своей спальни: "О, мой нежный сын, дорогой мой, пощади доброго Мортимера!"

Однако, фаворита утащили и до открытия  Парламента  обвинили в том, что он будто бы настраивал мать против Короля, что организовал расправу над Крафом Кентом и даже сверг прежнего Короля,- потому что, как вы уже успели убедиться не раз, когда хотят избавиться от человека, уже не особенно важно, в чем его обвиняют.

Мортимера признали виновным по всем пунктам обвинения, приговорили к повешению. Король заточил мать под мягкое тюремное заключение, где она и провела остаток своей жизни. И теперь Король наконец почувствовал себя истинным правителем.

Первым делом он решил завоевать Шотландию. Английские лорды, имевшие земли в Шотландии, "неожиданно" обнаружили, будто "их права ущемляются в результате последнего мирного договора", и решили идти войной за собственный счет. Они выбрали военачальника - Эдуарда, сына Джона Балиола,- который оказался настолько талантливым военным командиром, что менее чем за 2 месяца полностью захватил все Шотландское Королевство.

Вернувшись с триумфом, он был встречен Королем и Парламентом и совместно с Королем окружил крупные силы шотландцев в Бервике. Основная  шотландская армия пришла на выручку своим соотечественникам, и разыгралось кровопролитное сражение, в котором, как уверяют, 30.000 людей были убиты.

После Королем Шотландии стал Балиол, он признал подчинение перед Англией, и все же он недолго наслаждался властью, так как шотландцы снова восстали, спустя короткое время, и после продолжительных военных столкновений через десять лет Дэвид Брюс полностью отвоевал королевство.

Франция была гораздо богаче Шотландии, и Король лелеял надежды завоевать эту страну. Поэтому на какое-то время он оставил Шотландию в покое и сосредоточился на другом направлении, придумав предлог, что он имеет законные  претензии на  французский трон - по праву своей матери. На самом деле, никаких оснований у него не было, но, как вы понимаете, это мало что значило в те времена.

Итак, он собрал под свои знамена несколько мелких принцев и суверенов, и даже добивался союза с народом Фландрии - сообщество работящих  и предприимчивых граждан, которые не склонялись перед королевской властью и выбрали себе руководителем простого пивовара.

С такой армией Король Эдуард вторгся во Францию; но не получил никаких выгод, кроме огромного долга в 300.000 фунтов. Но на следующий год его дела пошли лучше, и он одержал великую победу в морском сражении в заливе Слайис. Успех, однако, был кратковременным, так как фламандцы, охваченный страхом во время сражения при Сент Омере, побежали, оставляя за собой оружие и боеприпасы.

Филипп, Французский Король, приближался со своей армией, и Эдуарду не терпелось поскорее закончить войну, поэтому он предложил разрешить все противоречия с помощью поединка один на один или провести сражение, выставив по 100 воинов с каждой стороны. Французский Король сказал, что очень благодарен, но он уверен в своих силах и потому предпочтет полноценное сражение. 

Все же, после долгих интриг и переговоров удалось установить кратковременный мир.
Однако сам Король Эдуард скоро его нарушил, взяв сторону Джона, Графа де
Монтфорда, французского аристократа, который заявлял свои права против французского Короля, обещая признать главенство английской Короны, если Англия поможет ему овладеть Короной Франции.

Но вскоре этого лорда разгромил  в сражении сын Короля Франции, изменника заточили в башне в Париже, однако его супруга, как говорили, женщина удивительного мужества, с сердцем львицы, собрала народ Бриттани и, показывая им сына-младенца, со слезами на глазах умоляла не покидать ее и их юного правителя.

Народ откликнулся на ее призыв и встал на ее защиту, укрепившись в Замке Хеннебона. Там ее не только осаждали французские войска под предводительство Чарльза де Бле, но также дряхлый епископ, который непрестанно живописал всякие ужасы, которым подвергнутся защитники Замка - сначала чумой, а потом огнем и мечом.

Но эта храбрая леди, не теряя присутствия духа, воодушевляла солдат собственным примером;  она проходила от поста к посту, подобно отважному генералу, она мчалась верхом на коне, в полном рыцарском вооружении и внезапно напала на лагерь французов, сожгла все их шатры, вызвав полное смятение в их рядах. После этой вылазки она беспрепятственно вернулась в Замок, где ее встречали радостным ликованием, потому что многие считали уже ее погибшей.

Но теперь провизия заканчивалась, а помощи от англичан все не было, а одним энтузиазмом сыт не будешь, и надоедливый епископ не унимался: "Я предупреждал вас, к чему это приведет!", и тогда защитники Замка начали терять уверенность, их сердца поникли и они все чаще думали и говорили о сдаче Замка.

И тогда отважная графиня поднялась на башню Замка, обратив полный грусти взор к горизонту. И вдруг она увидела силуэты английских судов - они все же пришли, чтобы спасти ее!

Английский полководец, Сэр Уолтер Мэннинг, настолько был восхищен ее стойкостью, что когда прибыл в Замок со своими рыцарями, после дружеского пира, в качестве десерта совершил налет на лагерь французов и разгромил их. Потом с триумфом вернулся в Замок, к великой радости защитников, и великодушная Графиня в знак благодарности подходила к каждому и целовала.

Эта благородная леди еще раз проявила свое мужество во время морского сражения, когда она плыла в Англию, чтобы получить дополнительную поддержку.

Ее великий пример воодушевил другую леди, супругу французского лорда (которого французский Король  убил варварским образом)... И мы с вами приблизились к тому времени, когда должна была засиять яркая звезда Принца Уэльского в англо-французской войне.

Итак, в июле 1346 года Король высадился в Саутгемптоне, чтобы отправиться во Францию, с армией общей численностью 30.000 человек, в сопровождении Принца Уэльского и нескольких знатных английских аристократов. Они высадились при Ла Хоуг, в Нормандии и, предавая огню и опустошению все на своем пути, по традиции, пришли к левому берегу реки Сены, спалили несколько мелких городков близ Парижа, но за ними с правого берега наблюдал Король Франции со своей армией, так что в субботу, 26 августа 1346 года Король Эдуард оказался на возвышенности за небольшой деревушкой Кресе лицом к лицу с французскими силами. И несмотря на то, что французская армия числом превосходила в 8 раз, он твердо решил - победить или погибнуть.

Юный Принц, при содействии Графа Оксфорда и Графа Уорвика, вел первый дивизион английской армии, два других английских графа вели второй, а Король - третий. С первыми лучами солнца Король принял таинство причастия, произнес молитвы и потом, вскочив на коня, с белым жезлом в руке, проскакал, объезжая свои силы, поднимая воинственный дух командиров и солдат. Потом вся армия завтракала - каждый сидел на траве на своем месте, и потом все поднялись, приготовив оружие к бою.

Первым бросился в бой французский Король со своими силами. Была ужасная погода, наступила тьма, в небе произошло полное солнечное затмение, гремел гром, сопровождающийся проливным дождем, в небе с безумными криками носились стаи птиц. Один капитан французской армии предложил своему Королю, который, несмотря ни на что, пребывал в величайшем воодушевлении, отложить сражение до утра.

Король, приняв совет, дал приказ отступать, но идущие позади не расслышали и, желая превзойти впереди идущих, все напирали и напирали, так что все дороги на большом расстоянии оказались запружены вооруженными людьми, лошадьми, повозками, орудиями...

И к ним еще прибывали крестьяне с окрестных сел, вооруженные кто чем. И вся эта масса добавляла к апокалиптической картине невероятный шум и волнение. При этих обстоятельствах французская армия хаотично продвигалась вперед, каждый французский военачальник отдавал свои приказания, не обращая внимания на приказания других военачальников...

Французский Король возлагал большие надежды на алебардщиков из Генуи, - их он выдвинул вперед, раз уж битва уже была неизбежной. Они крикнули раз, они крикнули дважды, они крикнули трижды, чтобы напугать английских лучников, но англичане могли хоть три тысячи раз слышать их крики, и не шелохнуться.

Наконец, алебардщики выступили несколько шагов вперед и начали заряжать свои оружия, но пока они это делали, англичане выпустили на них такую тучу стрел, что генуэзцы поспешно отступили, бросая тяжелые оружия, а тем временем англичане вставляли новые стрелы с такой же скоростью, с какой они выпускали их...

Французский Король, видя отступление генуэзцев, кричал своим солдатам "убивать этих негодяев, которые вместо службы наносят вред!" Это произвело еще большую сумятицу. А между тем английские стрелки, не прекращая, расстреливали еще больше французских солдат и рыцарей, которых добивали ножами хитроумные корнуольцы и валийцы, незаметно  подползая или подкрадываясь.

В это время Принц со своим отрядом оказались в отчаянном положении, и тогда Граф Уорвик послал гонца к Королю, который наблюдал за сражением со стороны мельницы, - чтобы им направили немедленное подкрепление.

"Мой сын убит?" -спросил Король.

"Нет, сэр, слава Господу!" - отвечал посланник.

"Он ранен?!" - сказал Король.

"Ничуть, сэр".

"Он сброшен на землю?" - продолжал Король.

"Никак нет, сэр, на него сильно наседают".

"Тогда,- сказал Король - возвращайся к тому, кто тебя послал и передай ему, что я не дам подкрепления. Мое сердце говорит, что я могу полностью положиться на своего сына, который в этот день проявит себя как настоящий рыцарь. И также я убежден, что, благодаря Господу, он одержит великую победу!"

Когда эти благородные слова передали Принцу и его солдатам, они воспылали еще большим рвением и сражались, храбрее прежнего.

Французский Король совершил несколько отчаянных попыток наступления, но бесполезно.

Ночь довершила сражение, его конь пал под ним от английской стрелы, а рыцари и аристократы, окружавшие его многочисленной толпой в течение дня, теперь представляли поредевшую, разбросанную массу, и немногие, сохранившие верность до конца, вывели его с поля брани силой, пока он не придет в чувства, и потом они помчались в Эмьен.

А победители-англичане разожгли сторожевые костры и продолжали веселиться на поле, в то время как Король поехал навстречу отважному сыну, принял его в объятия, поцеловал и сказал, что он действовал благородно, доказав, что он достоин и этой победы и королевского венца.

В продолжение ночи Король был твердо уверен в абсолютной победе, но на следующий день обнаружилось, что 11 принцев, 1200 рыцарей и 30.000 простых солдат  остались лежать на поле брани.

Среди них был Король Богемии, слепой старик, который, узнав, что его сын ранен в сражении и Черный Принц не получит подкрепления, призвал к себе двух рыцарей, привязал себя к спине лошади, сев между ними, взяв в руки три пары вожжей, ринулся в бой, в гущу англичан и погиб. На его шлеме с тремя страусиными перьями был выкован девиз "Я служу"

Принц Уэльский взял себе и шлем и девиз и носил до конца жизни - в память о том великом дне.


SOS! Срочно нужна помощь. Карта Сбер: 4817-7602-0876-3924.