Да по широкой по дороге

Татьяна Пороскова
Задушевная моя!
Любила дролечку не я.
Любили серые глазёночки
да молодость моя!


Всё ходил да уговаривал:
- Даси, даси, даси!
- Не ходи, не уговаривай!
Не дам и не проси!

Знакомые  частушки неслись над дорогой.  Лидия глянула в окно и замерла, как заворожённая.
Неужели и вправду гармонист с девками идут по дороги от одной деревни к другой?
Нет, не пригрезилось ей…

В светлый вечер  престольного праздника во всю ширину дороги шли  девки и пели деревенские, не забытые с молодости частушки.
Это были уже не девки, а бабы за шестьдесят и старше. Они шли под ручку с обеих сторон гармониста Миши. Даже в городах, где жили они, не забыли этих частушек и гуляний вечерних.

Мише было к семидесяти. Но других гармонистов нет. А он наяривал на своей видавшей виды гармошке знакомое, не забытое смолоду. Сегодня был его вечер, его игра, и он, как парень,  шёл опять по этой дороге мимо цветущих в  темноте луговин.
Пахнуло на них прохладой у  Глазихи, иван-чаем дышала обочина, шептались листья осин и берёз.

В самых потайных уголках  памяти вот такие гуляньица от одной до другой деревни.
Стеной, широко,  шли под ручки с гармонистом девки.

А гармонистов было не считано.
А навстречу шла другая стена девок, с другим гармонистом.
И не разойтись, не разбежаться.
Только бочком, бочком обойти друг друга. До устали ходили. Вот весело - то было!
И это было круче всякой дискотеки.
А дискотека-то и вправду была выездная, платная, с музыкой современной.

Только, как раскинул гармошку Мишка у бывшего сельсовета, народ туда потянулся.

Как же я пожалела, что не была там в тот час, не шла об руку с этими людьми!
А только представила себе это по рассказу Лиды!
- Лид, а какие они частушки ещё пели? Записать надо!
- А зачем?
- Так ведь когда-то никто и не будет их помнить, если не записать.
- Уговорила. Они у меня с пятнадцати лет на памяти. Слушай! Сначала про гармониста.

Гармонист, гармонист!
Не гляди глазами вниз!
Гляди прямо на меня!
Завлекать буду тебя!

                Гармониста я любила,
                Гармониста тешила,
                Гармонисту на плечо
                сама гармошку вешала.

Игорочок, игорочок!
Да за игру дам пятачок!
Хорошо будешь играть,
по рублю буду давать!

                За весёлую игру
                спасибо окончательно,
                Ещё разик повторю:
                Играли замечательно!

А это про измену.

Мене милый изменил.
Мою подругу полюбил.
Гуляй, подруга милая!
Я - то не ревнивая.


Изменил да и подходит.
- Здравствуй, ухажорочка!
- Теперь на все четыре стороны
катися, моя дролечка!

Перебейка носит шляпу.
А я шляпу не ношу.
Одену белую косыночку,
Её  перефоршу!

Меня дома-то ругают.
На окошко навалюсь.
Навалюсь да и подумаю:
- Ругайте, не боюсь!

Меня дома-то ругают,
что я много хлеба ем.
Сшейте белую котомочку.
Уйду! Не надоем!

Меня дома - то ругают,
больше всё за Мишу.
Ничего не говорю.
Будь-то бы не слышу!

А вот эти частушки мужские.

Выпью водочки стаканчик,
Погляжу на донышко.
Нету дроли на гулянье.
Большое горюшко!

Выпил, да мало!
Ещё добавлю!
Сероглазая, тебя
всё равно оставлю.

Мы с товарищем вдвоём
ЗеленУю водку пьём!
Коней к дереву привяжем,
Сами к деушкам пойдём.

Проводил свою милую
до высоких до елЕй!
Завалил её в канаву,
Поиграй повеселей!

Я понимаю, что в запасе у Лиды ещё много частушек.
И на душе у нас стало теплее.
Что-то невидимое коснулось нас.
Страдания, измены и любовь, прежняя чистая жизнь, без мусора.
Водой родниковой омылись мы, вспоминая частушечки.


перебейка - соперница


фото автора