Симфония в трех движениях и Раду Поклитару

Елена Узун
    После премьеры «Гамлета» в Большом театре 11 марта 2015 года первой балетной премьерой сезона 2015-2016 гг.  в  Мариинском театре стала "Симфония в трех движениях" на музыку Игоря Стравинского в постановке Раду Поклитару.
    По словам самого хореографа: «История была не совсем театральная. Аня Матисон решила снимать балетное кино. И то, что я сейчас поставил в Мариинском театре, является частью этого кинопроекта. Мне предложили быть хореографом, который бы осуществил постановку балета, фигурирующего в сценарии фильма, на что я ответил, что мне интересно только в том случае, если это будет репертуарный спектакль Мариинского театра. Так мы с самого начала стали плотно сотрудничать с Анной Матисон, которая является художником спектакля – автором как декораций,так и костюмов. Если же говорить о хореографии, то тут я действовал самостоятельно, хотя бы потому, что Аня в это же время снимала свой фильм и чисто физически не могла присутствовать на репетициях». 
    И вот 30 декабря в 2015 года на второй сцене Мариинского театра состоялась премьера балета на музыку Игоря Стравинского в хореографии Раду Поклитару. А следует напомнить, что первое  и самое известное хореографическое воплощение партитуры «Симфонии в трех движениях» Стравинского было создано в 1972 году мастером бессюжетного симфонического танца Джорджем Баланчиным. Раду Поклитару предложил иное прочтение музыки Стравинского.
    «Этот спектакль  мои размышления о цене, которую человеку приходится платить за право быть индивидуальностью», – говорит хореограф и подчеркивает, что образы его сочинения во многом обусловлены высказываниями композитора.- «Симфония в трех движениях» была написана Стравинским в 1945 году. Хотя композитор и говорил, что она не программная, известны его высказывания, что каждый эпизод связан с конкретным впечатлением о войне. И хотя поначалу я не хотел заниматься военной темой,  в итоге военные аллюзии в спектакле есть».
    «Три парки (одна символизирует молодость, другая — зрелость, третья — старость) прядут и тянут нити судьбы. Когда они обрывают эту нить, человек, согласно мифологии, умирает, в спектакле же Поклитару — рождается для дальнейших испытаний, уготованных тремя дамами. Дамы совместно руководят неким родильным домом, по которому перемещается бесформенная масса эмбрионов. Закинув в эту массу красную веревку, парки цепляют там первую жертву, выуживая на свет божий Юрия Смекалова. А вскоре, чтобы тот не скучал, на красную веревку ловят Светлану Иванову и начинают проводить их через жизненные испытания. Впрочем, герои полностью лишены воли и выполняют несложные пластические задания, проецируемые парками. Неискушенность главных героев приводят дам в недоумение. Наиболее опытная дает господину Смекалову уроки любви. Возмужавший герой возвращается к госпоже Ивановой, но она, сохраняет неколебимое душевное целомудрие. Паркам ничего не остается делать, как наслать на героев кордебалет бывших эмбрионов. Их одели в мундирчики и бриджи и, исполняя святую волю режиссера и дирижера, заставили маршировать. Закончилась «Симфония» людоедством: бывшие эмбрионы сожрали господина Смекалова, госпожу Иванову распяли на пуповине, а три дамы, похоже, остались  не очень довольны экспериментом» (из интернет-рецензии bloha-v-svitere.livejournal.com).
   Концепция и стилистика сценографии «Симфонии в трех движениях» напоминают балет «Перекресток» в образе трех дам, прядущих нить судьбы, хотя глаза их закрыты повязкой. По словам Поклитару, главную идею «Перекрестка» также
определяет богиня из древне-греческой мифологии, которая прядет нить жизни. Незрячие персонажи есть и в «Перекрестке», и в балете «Underground». Военная форма постепенно проникает во все последние балеты Поклитару. Снайперы серой гвардии отстреливают белокрылую стаю в «Лебедином озере», персонажи в военном присутствуют в «Гамлете». А кордебалет эмбрионов напоминает зеленые спиральки человеко-механизмов в «Весне священной» Поклитару, кстати, тоже облаченных в военизированную униформу!