Не делай зла болеть не станешь...

Андрей Сметанкин
36.


Не делай зла – болеть не станешь,
И зло к тебе уж не вернётся,
Затем в колодец ты не плюй,
Но пей талант великой чашей,
Других вокруг не оскорбляя,
Чтоб извинений не просить.
Но только грустно получилось,
Что Воронцов здесь не вписался
И угодил под острый нож
Моей жесткой эпиграммы
За то, что сердце некой дамы
Не захотели поделить.
Не предавай любви желанной,
Её разлукой не заменишь,
А потеряешь – не найдёшь.
Как можно лгать, что лишь теряю
И обретаю беспокойство,
Когда любовь я нахожу?
Но поднимает вдохновенье
Над суетой, что вижу звёзды...
А после страшно падать вниз...
(Друзья, на этом перестану,
Не то от частых поминаний
Сейчас завою на луну...)
Вот дождь прошёл, и вышло солнце,
И облака открыли небо,
Что падший дух возликовал.
В степи сырой, но и свободной
Сверкали капли дождевые
Алмазом света и огня.
Всё дальше, дальше от Одессы
Коляска, старая телега –
Телега жизни по степи,
Где степь – судьба мужчин и женщин,
Живущих ныне без единства
И чтящих право суеты.
Зачем кричать: «Кати быстрее!»?
Как тише едешь, дальше будешь
И всё получишь чередом:
Покой натуры и признанье
Среди империи бескрайней,
А там, под занавес – любовь?!
Питомец моря в бурях смелый,
Под парусами поседелый,
Тебе завидую давно,
Что ты находишь избавленье
От тягот жизни и лишений
И правишь лодку в океан.
Прошу тебя, подай же руку,
Когда меня в водовороте
Вдруг закружит шальная жизнь...
Не оставляй на поруганье,
Когда земли усталый житель
Искать тепла придёт к тебе.
Не отвращай лица от просьбы
И не ссылайся, что ты занят,
Когда о помощи спрошу...
О чём жалеть, друзья, сегодня?
Что я карьеры и не сделал?
Так примириться я успел
С подобной мыслью. Что мне плакать?
Что мне до жалованья, верно,
Когда моя литература
Приносит больший мне доход?
Так я могу своею службой
Сейчас пожертвовать во имя
Своих занятий по письму.
Писать стихи – хитра наука,
Когда помимо упражнений
Необходимо много знать
И достоверно, не по слуху,
О мире, что нас окружает,
О людях, что вокруг живут,
И располагать таким уменьем,
Что называется талантом,
Чтоб эти знанья применять, –
Ты должен просто изъясняться
И разрабатывать талант,
Как будто жилу в рудниках,
О том не зная сожаленья,
Тому не ведая управы
И занимаясь каждый час.
Я не могу и не желаю,
Мои друзья под нашим солнцем,
На дружбу графа притязать,
Коль покровительство и дружба
В лице начальника по службе
Мне от рождения претят.
Ничто, порой, так не бесчестит,
Не унижает так поэта,
Как покровительство верхов
(Так говорю здесь, как умею,
Что никому я не был должен
И не обязан, в том числе).
Свои имею предрассудки,
Что демократии желанны,
С лицейских дней на этот счёт.
Они превыше предрассудков,
Когда от гордости исходят,
Что ты во всём аристократ.
Устал ужасно здесь зависеть
От столь хорошего, дурного
Пищеварения лица,
И одного я свято жажду –
Безоговорочной свободы,
Самостоятельности дней!
Да, независимости алчу,
Её в трудах своих лелею.
Зачем другое мне искать?