Страницы жизни. О. Башкирова, Л. Гиль -5

Любовь Гиль
Публикация Л.Гиль совместной повести двух авторов, учительницы и ее ученицы: О.Башкировой и Л. Гиль


                М О Я  С П О Р Т И В Н А Я  Ж И З Н Ь

                (О.Башкирова)

                -1-

    Я никогда не хотела быть профессиональной спортсменкой,  и в детстве тем более, так как такое понятие мне было вообще незнакомым. Но мне всегда нравились мальчики и девочки спортивного вида, умеющие плавать, бегать на лыжах, на коньках. Они сразу в моих глазах становились красивыми и здоровыми. А я так хотела быть и красивой, и спортивной.
   В детстве было у меня стремление научиться  вязать, шить, рисовать и еще ко многому меня влекло.
  Во время войны, в Красноярске, я научилась вязать и штопать чулки, потому что моя и соседская бабушки воспитывались по-старинному и всё умели. Там же я научилась кататься на коньках. Мои первые коньки, «снегурочки», привязывались веревками к валенкам. Гладких и блестящих катков тогда не было, а были бугристые замерзшие дороги.
   В Баку я научилась плавать. Любовь к шитью от мамы. В послевоенные годы в магазинах  не было  готовой одежды, мама шила всё: и белье, и рубашки, и платья. У нее все получалось на редкость привлекательным, особенно запомнилась очень красивая пижама, сшитая ею для папы после его возвращения  с фронта. Вот тогда и появилась у меня любовь к шитью.
    В школах, которые я сменила за 10 лет учебы, а их было восемь в связи с войной и с переездами отца на новые места работы, уроки физкультуры были всегда на последнем месте,
если они проводились. Всё было очень формально и всерьёз не воспринималось. Да и сейчас,
спустя 70 лет, здоровый образ жизни с трудом внедряется в каждую семью. У меня двое детей и трое внуков, и только сын и тот после своих 30-ти лет стал приверженцем и любителем и плавания, и велосипеда, и настольного тенниса, и туристических походов. А с внуками у меня ничего не получилось, хотя я демонстрировала эту любовь на собственных примерах своей спортивной жизни полных 35 лет.

   Поступив в университет, пришлось сдавать зачет по физкультуре: лыжи, плавание, бегать на различные дистанции. А еще можно было поступить в какую-нибудь секцию, тогда зачет получали единый, а не по частям.
   И почему я выбрала спортивную гимнастику? Непонятно, рост у меня 170 см, в то время я была настоящей акселераткой. Все вокруг маленькие, а я?...  Только  для меня подтягивали вверх кольца, на брусьях поднимали вверх одну из перекладин и т.д. А тренер по волейболу всё время прибегал и звал:
  - Башкирова! Это не твое, иди ко мне! Ну, что это ты выдумала…-
А я не люблю групповые виды спорта, я – одиночка. Я попробовала себя в баскетболе. Был у меня один студент-заочник, Юрий Фрайфельд, он тренировал где-то  баскетбольную команду, я была у него на тренировках не более пяти раз. Это было ужасно, я не могла толкать, вырывать  мяч, все  силовые приёмы не для меня. Сразу же по окончании университета я начала работать на Турбинном заводе инженером-расчетчиком. Там мне предложили принять участие в соревнованиях по волейболу с командой другого завода. Там меня в основном ставили на подаче.
   Всё это было эпизодически. Тогда мне было 25-26 лет, у меня уже была маленькая дочь, заботы. И все эти несерьёзные выпады закончились и замерли  на 20 лет.
   Мы жили по соседству с доцентом кафедры экономики строительства, Барановым Павлом Юрьевичем. Наши сыновья, Гена и Игорь, ходили в один детский сад, в одну школу. Он и позвал меня на стадион ХТЗ на утреннюю пробежку. И это стало уже серьёзным началом моей спортивной жизни. Каждое утро, летом и зимой в 7 часов утра я бегу на стадион и преодолеваю свои 3 или 5 км. Конечно, не всегда это получалось, ведь мы все работали. Но когда я ушла на пенсию, можно было полностью посвятить себя любимым  делам, на которые раньше жутко не хватало времени.
    Вплотную со стадионом ХТЗ расположен Олимпийский центр по легкой атлетике. Это двухэтажное здание школы-интерната, в нем живут и учатся старшеклассники, отобранные на школьных спортивных соревнованиях из всех городов и сел Украины, всего три класса –9-ый,10-й и 11-ый.  Всё на содержании государства. Раз есть школа, значит, нужны и учителя. Меня «подсмотрели» на стадионе, где я регулярно тренировалась. Но я уже тогда была на пенсии.
Я работала в высшей школе, преподавала высшую математику и теоретическую механику, однако
я согласилась. И это оказался самый прекрасный и яркий отрезок моей жизни.
    Три класса, три подготовки, и еще добавили физику в 9-м и 10-м классах. Отношения с ребятами сложились сразу, особенно тогда, когда я решилась пойти с ними на тренировку в легкоатлетический манеж, расположенный тут же на территории стадиона. Мои ученики были изумлены и покорены. Самые слабые в учебе, а их было большинство, начали охотно посещать мои консультации и дополнительные занятия, а  на тренировках они старались показать себя.
Я видела и чувствовала, что они следят за мной: вижу ли я, как они прыгают в высоту, в длину,
толкают ядро. И я радовалась вместе с ними, хвалила. На уроках, не только моих, наладилась дисциплина.  Вместе мы организовали и успешно провели математический вечер. На всех марафонах, проводившихся в Харькове  9-го мая и 23-го августа, я всегда бегала с ними, хотя
и  разные дистанции, а мне уже было 65 лет. Всегда с радостью, с прекрасным настроением
я устремлялась к своим  друзьям, моим ученикам-спортсменам. Уроки математики проводились с утра, потом с  11-ти до 14-ти  часов – тренировки. И я бегу с ними в манеж. А у них после тренировки были другие уроки, и никогда никто не опаздывал, не увиливал. Вечером – вторая тренировка, а после ужина они прибегали, чтобы со мной сделать домашние задания. Конечно, у детей были и свободные вечера, в субботу и воскресенье учебных занятий не было, но тренировки не отменялись.
   В эти годы я была свободна: сын уже работал, а дочь с семьей жила в Чите, потом в Москве.
В этой школе я проработала 8 лет, среди преподавателей школы, скажу мягко, я была самой старшей, почти все остальные были очень молоды, в возрасте  до 30 лет. Но никто из них не соблазнился пойти со мной в манеж, хотя я всегда их звала. В 2001-м году я ушла из школы, можно сказать, по своей глупости, но это другая история. Директор олимпийского центра, мастер спорта по велогонкам, уговаривал меня не ходить. Позже мы встречались на различных соревнованиях, и я каждый раз выслушивала его сожаление в адрес моего ухода.
    Параллельно, опять параллельно, но ничего не поделаешь, я совершала летом со своими друзьями-спортсменами поездки на велосипедах и на байдарках. Мы задумали отправиться в Крым и подняться на вершину горы  Ай-Петри. У меня был хороший спортивный велосипед с несколькими переключателями скоростей.  Ту поездку организовали Валентин Сенченко и его друг, мастер спорта. К ним присоединились жена и 11-летняя дочь Валентина, мой сын Гена, Баранов и я. Вначале ехали поездом, всё погрузили в вагон. Добравшись к кемпингу, там переночевав, уже  на велосипедах мы двинулись на Симферополь.  Жаль, что я не вела тогда дневниковых записей.
Хотя подробностей и не вспомню, но сам процесс восхождения, начавшийся  под Ялтой, запомнился.  Попеременно пешком и на велосипедах  поднимались  долго, может быть, целый день. Мы были нагружены едой, палатками и теплой одеждой. Это было в конце апреля
накануне майских праздников. Наша дорога вилась серпантином, но почему-то в тот день мы никого не встретили. На вершине дул ледяной ветер, было очень холодно. И даже красивейшая панорама, закат на фоне цепи гор не спасали нас от желания поскорее согреться. И это нам удалось вскоре, когда  разбили палатки. Переночевав, вдоволь полюбовавшись утренней
панорамой,  мы начали спускаться. Если поднимались мы целый день, то спустились за какой-то час. Хотя вода в море была ледяной, мужчины плавали. Набережная Ялты была пустынной, природа не воодушевляла и не располагала к прогулкам, и мы направились в Симферополь.
Это было время митингов, как раз были праздники, народ вышел на улицы, Симферополь шумел,  но никто толком не знал,  чего он хочет: отделяться от России или нет. Мы тоже ничего толком не знали и не понимали. Был май 1992 –го года. Домой возвращались на велосипедах. Для меня это было своеобразное  преодоление самой себя.
    Летом 1996 –го и  97-го годов Сенченко организовал путешествие на байдарках по рекам Ворскле и  Псёлу, по 10 дней на каждую. Хочу сказать пару слов о его семье. Там, где жена или муж разделяет интересные задумки супруга, там всё ладится и получается. У Валентина всё есть
для любого путешествия: велосипеды, байдарки, обмундирование на случай  плохой погоды, котелки и всё прочее. Дождевики он сшил сам, дал мне выкройку, материал, и я тоже сшила
себе. Сам он инженер-строитель, работал с Барановым когда-то в проектном институте, там они
подружились на почве любви к спорту, а это всегда – крепкая дружба.
      Об описанных двух поездках лучше всего рассказывают сделанные Валентином фотографии.
Но несколько слов нужно сказать непременно. Живописные места, необъятный простор, излучины,
извилины реки, обрамленные камышом, орешником, плакучими ивами, прекрасные белые кувшинки, как сверкающие короны на зеркальной глади воды. Мне всё казалось первозданным, никем не тронутым.
        Очень редко встречались села. Безлюдье. Хорошо это или плохо?
И я сравнивала это с тем, что видела в Германии, Англии, Австрии. Всё ухожено, разделено,
на полях высохшее сено упаковано в тугие пачки, которые в строгом строе, как солдаты, лежат на полях и ждут своего часа, когда приедут  и заберут их. Там я любовалась не природой, а безукоризненной чистотой и порядком, где каждый кусочек земли обработан. Есть большой повод для раздумий.

На фото
 Ольга Башкирова, 2005 г., Харьковские марафоны, позади 10 км.

Читатьдальше здесь:
http://www.proza.ru/2016/06/30/1236