Чему учит история?

Виктор Притула
Очередной обзор многотомной серии «Всемирная история в романах», которая стала одним из ярких книжных проектов московского исторического издательства «Вече», по уже сложившейся традиции начнем со славных страниц нашего героического прошлого.
«Отречение» - шестая книга цикла «Московские государи» - продолжение эпического повествования исторического беллетриста Дмитрия Балашова.
Русь все еще остается под ордынским игом. Князья интригуют на фоне «великой замятни», которая охватила Орду после смерти Бердибека. Начинается новый период борьбы за власть. Великое княжество Владимирское по смерти Ивана Красного было отдано нижегородско-суздальским князьям. В 1362 году впервые упомянутый русскими летописями в западной части Орды темник беклярбек Мамай, фактически управлявший от имени хана Абдуллы, выдал ярлык Дмитрию Ивановичу, и московское войско выгнало из Переяславля и Владимира Дмитрия Константиновича суздальского.
Однако уже в  1370 году Мамай выдал ярлык на великое княжение Владимирское Михаилу Тверскому, и тот развернул активные военные действия в Северо-Восточной Руси, в том числе с помощью литовских князей. Дмитрий собрал войска и открыто не подчинился требованиям пришедшего с Михаилом из Орды посла: «к ярлыку не еду, Михаила на княжение в землю Владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист».
Вот на таком историческом фоне разворачивается роман «Отречение», предваряя великую историческую миссию московского князя Дмитрия Ивановича, который вошел в анналы отечественной истории как предводитель русского воинства на Куликовом поле.
Роман еще одного исторического беллетриста Бориса Тумасова «Власть полынная» переносит читателя из четырнадцатого в пятнадцатый век, когда власть Московского княжества значительно упрочилась.
Главный герой романа - Иван Молодой -
сын великого князя Иоанна III Васильевича от первого брака. Отец доверил ему обширную область участия в делах воинских и административных, дабы выработать в нем искусного полководца и правителя, и утвердить в народе мысль о нем, как о будущем государе.
Когда хан Ахмат в 1480 году направился к русской границе, Великий князь послал сына с многочисленными полками на Угру, а потом выступил и сам к Оке, но скоро возвратился в Москву и потребовал к себе сына, опасаясь за его жизнь. «Ждем татар», — отвечал Иван и тем, по замечанию летописи, «мужество показа, брань прия от отца, и не еха от берега, а крестьянства не выда». Великий князь приказал князю Д. Холмскому насильно доставить сына в Москву, но княжич, сказав Холмскому: «Леть ми зде умрети, нежели ко отцу ехати», все-таки остался на берегу Угры. Когда река покрылась льдом, Иван  перешел, по требованию отца, в Кременец, а потом к Боровску, где Великий  князь рассчитывал дать татарам битву. Но Ахмат бежал от Алексина, и войска возвратились в Москву.
Знаменитое «стояние на Угре» практически венчало окончательное освобождение Руси от ордынского ига.
Четвертая книга из цикла «Веспасиан» - «Павший орел Рима» начинается с убийства Калигулы.
Автор «Веспасиана» английский исторический романист Роберт Фаббри, как и в трех предыдущих романах умело совмещает криминальный «экшн» с эпическими батальными сценами сражений римских легионов с бриттами. В «Павшем орле» не так много сюжетных коллизий, как в первых романах, но зато вторжение в Британию подано значительно круче, чем у его собрата по перу Саймона Скэрроу, который посвятил этим событиям несколько исторических романов.
Но у Роберта Фаббри несколько иная сверхзадача. Его главный герой Веспасиан уже пережил двух императоров-тиранов – Тиберия и Калигулу. А впереди служба у «идиота» Клавдия, затем у Нерона… Путь к имперской власти непрост и извилист.
Крестовые походы – излюбленная тема не только хронистов далекого Средневековья. Множество романов о рыцарях Христа было создано в XIX столетии от сэра Вальтера Скотта до сэра Генри Райдера Хаггарда. Ну а далее, с легкой руки Дэна Брауна тамплиеры пошли кочевать по страницам многочисленных конспирологических, мистических, приключенческих и прочих книг, а также замелькали на экранах  кинотеатров  уже в формате 3D.
Роман Саймона Экланда  «Пустые земли» любопытен прежде всего личностью автора. Среди амбициозной отечественной бизнес-поросли Экланд известен, как автор настольной книги «Ангелы, драконы и стервятники», в которой  он делится секретами инвестиционных технологий.
Однако куда большее удовольствие любителям погрузиться в странные миражи крестовых походов доставит знакомство с первой частью дилогии о  бедном рыцаре Гуго де Вердоне. По воле судьбы он окажется в лабиринте интриг, которыми были окружены первые столкновения двух цивилизаций. Там было начало. Европа посеяла «крестовый ветер» в пустыне в XI столетии, а пожинает «цивилизационную бурю» сегодня, десять веков спустя.
Ближневосточный хаос  вышел на новый виток и новые крестоносцы также обречены на поражение, как и их далекие пращуры.
Так что, похоже, история ничему нас не учит!