Aдам и Рая. 6 глава

Светлана Петровна Осипова
                Прошлое больше связано с будущим, чем настоящее. Эта мысль пришла в Раину голову, когда она предалась воспоминаниям. События далекой молодости, надежды на будущее. Прошлое было насыщено заботой о будущем. Ее настоящее же не в такой степени заботится о будущем в глобальном смысле. Таким образом, логика приводила к выводу о том, что прошлое больше связано с будущим, чем настоящее. Раиса Васильевна иногда приходила к парадоксальным  выводам.
               
                Карусель крутилась сама собой. На детской площадке не было никого. Рая осмотрелась и не заметила нигде уходящих людей - ни детей, ни взрослых. А карусель крутилась не останавливаясь, даже не замедляясь по законам инерции. Вокруг тихо и безлюдно. Площадка располагалась внутри большого квартала пятиэтажек-хрущевок. Здесь они были выкрашены в привлекательные пастельные цвета, дабы придать веселый и по-возможности презентабельный вид кварталу, протянувшемуся от проспекта Стечек до проспекта Ветеранов по территории бывшей усадьбы Якова Вилимовича Брюса, прослывшего в 18 веке колдуном и чернокнижником. После Якова Брюса по завещанию усадьба перешла его внучатому племяннику Александру, а потом уже его сыну Якову Александровичу Брюсу - Петербургскому Генерал-губернатору времен царствования Екатерины II. Говорят, дом Я. В. Брюса в Глинках под Москвой был копией его дома на Финском заливе. Об этом Рая узнала из передачи на телевизионном канале "Культура" 4 сентября 2015 года. Теперь на месте Брюсова дома стоит желтенькая хрущевка. Возможно, что квартал, по которому Риса шла, в  18 веке был занят верхним ухоженным, регулярным, еще его называют французским, в отличие от английского, паркового, нерегулярного, садом с цветниками и оранжереями, фонтанами и беседками - так, как это было принято во всех загородных усадьбах 18 века. Живописный, с прудами и мостиками, пейзажный парк в нижней части усадьбы и сад с цветниками и фонтанами в верхней. В 19 веке, по рассказам историка Максима Лгунова, здесь было большое село с деревянными домами, здесь жил простой люд предместья Петербурга. Широкая улица, по бокам которой, а также вдоль небольшой речки, соединяющей живописные пруды, стояли частные дома, жители занимались своими огородами и садами, сдавали комнаты постояльцам, за счет чего и жили. Мужчины занимались мелкими промыслами - столярничали, строили, клали печи, чинили, мастерили, многие ездили или ходили пешком на Путиловский завод или Северную судостроительную верфь. Недалеко проходила граница города - Нарвская застава - простирался обширный фабрично-заводской район с множеством различных фабрик и заводов, на которых и было занято население предместий - табачное, мыловаренное, текстильное, кожевенное, бумажное производство. Долго еще остатки этих поселений - деревянные дачного типа дома - Рая видела в этих краях. В 1963 году их семья, погрузив в кузов грузовика мебель и остальной скарб, переехала сюда в хрущевскую новостройку, покинув маленькую комнатушку на углу улицы Некрасова и Литейного проспекта. Она помнила этот день. В месте, которое называли Форель, при спуске к проспекту Стачек с Ленинского проспекта, бывшего проспекта Героев, долго стояли два или три, она не припомнит точно, частных деревянных дома, еще заселенных. Психиатрическая лечебница доктора Фореля, располагавшаяся в перестроенной усадьбе Потемкина в 19-начале 20 века дала название кварталу. В советское время здесь был устроен Дом культуры имени С.М.Кирова для рабочих. Парадокс или закономерность?Вместо сумасшедшего дома дом культуры. Простое решение, правильное и логичное - дайте людям развлечение, внесите в их жизнь культуру и не надо будет лечить умалишенных, их будет намного меньше. Советская власть была проста и тем самым умна в самом начале организации нового общества.
                Забавно было наблюдать около десяти утра крутящуюся саму собой карусель на пустой площадке. В дальнем углу площадки Рая вдруг заметила человека, сидящего на скамейке под зацветающей сиренью. Заросший длинной бородой с длинными волосами пожилой худощавый господин держал на коленях старую книгу в кожаном переплете. Он смотрел в  книгу, сидя в тени густой сирени, не обращая внимания на проходившую Раису. Рая шла дальше, но все оглядывалась на карусель, та все крутилась. Потом, уже отойдя на значительное расстояние, Рая, хоть и спешила на работу, все же, остановилась и еще раз посмотрела в сторону детской площадки - карусель начала постепенно останавливаться и наконец остановилась.
            Вспомнила историка Лгунова. Симпатичный молодой мужчина, моложе Раисы на тринадцать лет, не женатый. Теперь узнать подробности о человеке легко, заглянув на его страницу в контакте, возраст, семейное положение, увлечения и тому подобное. Он великолепно танцевал аргентинское танго, особенно танго-вальс, был крепкого телосложения, нес партнершу, как куколку на своем торсе, в чем Рая не раз могла убедиться, танцуя с ним, благо положение близкого объятия предполагало такой угол расположения груди партнерши, что она практически лежала на груди партнера. Блаженство! И он нес ее в вихре вальса, выделывая такие штуки ногами, что Рая едва успевала не помешать ему и порхала, как на стремительной карусели! В беседах за стаканчиком грога оба историка на кухне Тангосинуса -  Лгунов и Иезуитов - порой разворачивали целые панорамы городских кварталов в прошлом... Раиса Васильевна краем уха выхватывала исторические сведения и факты, помещала их в сундучок своего сознания и несла домой. Однажды она попыталась рассказать историку Иезуитову о Сталине в молодости:
- Сталин приехал в Петербург впервые в 1909 году....
В конце лета 1909 года Коба бежал из ссылки и направился в Петербург. Поезд, замедляя ход, подходил к платформе Николаевского вокзала. Было хмурое, дождливое утро. Коба сошел с поезда, вышел из здания вокзала и медленно пошел по Невскому проспекту. Под дождем он проходил весь день. Лишь к вечеру он решился поселиться в меблированных комнатах на Гончарной улице в доме N 3. Тут он предъявил паспорт на имя Петра Алексеевича Чижикова. Я знаю об этом, читала материалы слежки за "Кавказцем", как его называли в полиции, опубликованные в архивном журнале в 1942 году. Я знаю о всех "сталинских" местах в Петербурге. - Тихий голос Раи потонул в чьих-то выкриках.

                Если первую половину жизни Раиса часто и много говорила, пела - в общем звучала, то вторую половину своей жизни она читает, слушает и танцует... Еще гуляет в свои выходные дни, если не хочет выбираться в город. Она обходит соседние более старые кварталы, где больше зелени, цветов, деревьев, чем в ее новостройках, сидит там на скамейках возле клумб и детских площадок, но в основном чаще ходит по дорожкам туда сюда. Не так давно они с Асей открыли для себя путь к заливу, где строители уже устроили променад, а последние дома у залива уже построены, но еще не заселены. Потом, через пару недель, Рая уже одна, после работы, где просидела в духоте десять часов, быстро на скорую руку поужинав, пошла к заливу смотреть закат. Зрелище великолепное. Медное солнце медленно опускается в нежно-бирюзовую воду залива. Все приходят сюда смотреть на закат солнца в хороший летний день. Идут пешком, как Рая, а она шла полчаса, едут на машинах, на велосипедах, на роликах и самокатах.

                Закаты всегда на море, восходы на реке. Женщине, не занятой семейными обязанностями, не озабоченной делами на трудовом поприще, упростившей свою жизнь настолько, насколько это вообще возможно, легко наблюдать и находить истину и гармонию, познавать и делать заключения о законах природы и вообще о законах жизни. Когда-то, когда Раиса училась на психолога, им предложили ответить на вопрос о том возрасте, когда, по их мнению наступает зрелость. Не долго думая, Рая почти сразу определила его (и прежде всего для себя) в шестьдесят лет. Не больше и не меньше. Возраст, когда старость еще не наступила, а молодость прошла. И вот вам совершенный человек, с опытом жизни за плечами, жизни, которая и означала собственно созревание. Теперь перед вами крепкое мощное человеческое дерево. Зрелый, мудрый, завершенный человек. Раиса Васильевна приближалась к такому возрасту. Логичным поэтому было ее танцевание, - еще есть время. Еще не совсем зрелая, но скоро дозреет окончательно. Мысль Раи вернулась к солнцу. Итак закаты всегда на море, а восходы на реке. И точка.

              Птичьи голоса очень похожи на звуки радиоволн в эфире. Вспоминалось из детства и отрочества, что когда шла настройка на волну какой-либо вещательной станции, в радиоприемнике раздавался свист разной частоты, и птичий пересвист очень походил на эти звуки. Рая знала место в парке, где птицы пели на все лады, это было то место,  где регулярная территория соприкасалась с лесной частью парка. Не надо было заходить в лес, достаточно было пройти по дорожке близ него, чтобы услышать птичьи голоса. В начале июня здесь стоял птичий гомон. Раздавались целые фразы, достаточно авторитетно кто-то сообщал одну и ту же весть, была четко слышна интонация согласования, ибо фраза звучала полу-утвердительно, но с легким оттенком вопроса. Лидеру отвечали, соглашаясь, иногда с оттенком некоего предложения или дополнения к сказанному вожаком. Птичий разговор по модуляциям, очередности и интонациям также очень походил на человеческую речь. Действительно, птицы выговаривали целые фразы. И вместе с тем звуки были удивительно похожи на звуки эфира, звуки радиоволн на разных частотах. Напрашивался вывод о том, что птицы прекрасно слышат звуки эфира и подражают этим звукам, более того, они просто пользуются системой передачи сигналов на расстоянии радиоволнами и тем конкретным смыслом, который эти сигналы несут. Далее и логично можно предположить, что человеческая речь имеет те же корни, тот же материал - звуковая и смысловая основа ее тот же эфир. Мы слышим эти звуки, но не осознаем этого, автоматически преобразуя их в мысль, и, возможно, присваивая ее себе и затем передаем ее, озвучиваем так же, как и птицы, пародируя, если не воспроизводя, сигналы радиоволн. Ничего нового не открывала Раиса Васильевна этим наблюдением, но чуждая физическим знаниям, простым наблюдением делала свои гениальные выводы.


                Интересно, что поделывает теперь Адам? Прошел фестиваль " Танго белых ночей", в контакте стали появляться фотографии с фестивальных милонг, но на них его не было видно.
Белые ночи - прямое доказательство того, что миром владеют Инь и Янь.
Слабые позывные Рая почувствовала в это воскресение. Да, тихое-тихое посвистывание... Но пока на дверях ее сердца висит огромный амбарный замок. И она не может выйти из-заперти. Когда он отпадет, неизвестно, Раисин директор не пускает ее никуда.

               Среди ночи Раю разбудил мобильник. Вернее звонок ее знакомого. Этот человек возник в ее жизни шесть лет тому назад. Он звонил ей периодически, с промежутками между звонками примерно в два-три месяца.
- Спишь? Я тебя разбудил.
- Да.
- Что вы все спите по ночам? Я вот сплю всего два часа в сутки. Как ты? Как твои дела? Что нового?
- Ничего особенного, работаю и все. Завтра тоже...
Рая отодвинула занавеску. Над высоткой стояла огромная луна. Сашино время, подумала она про своего друга, бесцеремонно разбудившего ее. Полнолуние.
- Слушай, приезжай ко мне на дачу -
Раиса слышала это не раз и именно в такой комбинации - Бери друзей, или дочь, или мужа, у тебя есть муж?
Тут уж Рая засмеялась, проснувшись окончательно.
- У меня нет никакого мужа, ты это отлично знаешь.
Саша продолжал вне связи с тем, что произнесла Раиса Васильевна.
- Я вас заберу в районе Площади Мужества. Ты сядешь рядом со мной, а сзади поместятся еще три человека. Я вас размещу всех в своем доме. У меня хороший дом, я его сам проектировал в соответствии с золотым сечением...
Рая слушала. Бредит. Потом, уже через день, вспомнила, что точно также, до абсурда, звала Сашу на открытый урок по аргентинскому танго для начинающих, прекрасно понимая где он, а где танго. И ничего, он слушал, отвечал чего-то. Теперь как бы ответное предложение делал, из вежливости. Смешно. А ведь это любовь, подумала Рая. И кто только организовал эти неестественные отношения между ними? Кто срежиссировал? И  ей и ему ведь абсолютно очевидна ненужность этого общения, необоснованность и бессмысленность, но вот подишь ты игра-не игра, не знаю что, продолжается и уже несколько лет. Точнее всего их отношения можно было охарактеризовать, как дружба. Та самая невозможная дружба между мужчиной и женщиной. Невозможность помноженная на неизбежность равняется любовь.
Утром Раиса пришла к выводу, что он звонил, чтобы скоротать время бессонной ночи.
И все же, его звонки напоминают сюжет авторского кино конца шестидесятых-начала семидесятых годов. Героиня просыпается от звонка, ищет рукой будильник, чтобы нажать на кнопку, понимает, что это звонит телефон, встает, идет в коридор коммуналки, в которой живет, снимает трубку телефона, стараясь говорить тише, выясняет, кто звонит. Слышит:
- Рая! Я Вас разбудил?!
- Но ведь ночь...
- Что Вы все спите! Вы можете говорить?
- Не совсем, соседи будут недовольны, мы их разбудим
- Вы можете вот прямо сейчас одеться и выйти, выйти на улицу, ко мне, я буду Вас ждать!
- Вы с ума сошли...а, я поняла, Вы...Вы выпили, Саша?
- Да, я выпил, я пьян в стельку!
- Все, давайте встретимся завтра. Завтра Вы сможете? Допустим, в шесть вечера? У Большого театра...
- Я все смогу..., но я, уважаемая, нет, дорогая Раиса Васильевна, я на Камчатке, я звоню Вам с Камчатки...Представляете!?
- С Камчатки, Господи! Что Вы там делаете? Каким ветром Вас туда занесло?
- Тут такая красота, Вы не представляете себе, Раиса...
Последняя фраза оборвалась, связь потеряна... Героиня кладет трубку, запахивает на ходу халатик, поддевает пальцами ноги соскользнувший тапок, ей не сразу удается его надеть на босую ногу, и с растерянной, смущенной улыбкой, задумчивой и счастливой, идет в свою комнату, ложится в постель, натягивает одеяло до подбородка, все еще улыбаясь, закрывает глаза, но сон ушел... В общем, весь фильм состоит из его звонков...Его играет Визбор. Кстати, когда Рая не спала, разбуженная Сашей, она блуждала по каналам ТВ и на одном из них, кажется на Канале Санкт- Петербург она наткнулась на этот фильм, героиня (Лариса Шепитько) как раз слушала его голос в телефонной трубке, он говорил Сашиным голосом его же слова...