Станица Магнитная в 20-е годы

Валерий Ефимов
После 1917 года в стране еще несколько лет сохранялось старое название крупных административных районов - губернии. Разделение Урала на районы началось в ноябре 1923 года. когда постановлением правительства была образована Уральская область, а Челябинская губерния и входящие в нее уезды упразднены.
По новому административному делению в Уральскую область вошел Троицкий округ, созданный на базе Троицкого и Верхнеуральского уездов, а Магнитная волость была преобразована в район. Так бывшая крепость, а затем и казачья станица, стала районным центром.
Одновременно с созданием партийных органов были созданы местные органы Советской власти. В Магнитный район вошли бывшая Магнитная и Янгельская волости и 21 поселок Черниговской волости На площади 26325 квадратных километра жили 15645 человек. На территории района - 47 населенных пунктов.
Магнитный район был типично сельскохозяйственным. Промышленность представлена кожевенным заводом да золотыми приисками, на которых было намыто золота один пуд три фунта и 83 золотника. Кроме того, в районе молола муку паровая мельница в Среднеуральске (километрах в трех от поселка Магнитного - Валерий Ефимов). и на реках Урале, Гумбейке и Янгельке крутились четыре водяные мельницы. Все мельницы и завод сдавались в аренду. На 62 мелких кустарных предприятиях по обработке дерева, шерсти, кожи и овчины работали 103 человека. Такова была "промышленность" в районе в середине 20-х годов.
В районе было 3453 крестьянских хозяйств. Крестьяне имели 3036 лошадей, крупного рогатого скота 8233 головы.
В среднем на одно хозяйство приходилось менее лошади, по одной корове и менее пары волов, две десятины сенокосов, око восьми десятин пашни. Опираясь на такую тягловую силу, невозможно было хорошо обрабатывать даже имеющуюся землю.
Крестьяне жили бедно. в районе было 450 батраков, 62% крестьян освобождались от налогов.Бедняки в районе составляли 65%, середняки 22% и лишь 13 % крестьян считалось зажиточными.
Коллективные формы ведения хозяйства только зарождались. В 1924 - 1925 годах в районе работало три сельскохозяйственных кружка. Имеющийся колхоз, как писали в отчете райкома, имел только форму колхоза. Таким же был и совхоз. Были и кооперативные потребительские общества в Магнитном, Янгельском и Аблязовском поселках.
Несмотря на трудное положениеп крестьянства, продовольственный налог сделал свое дело. Осенью 1924 и зимой 1925 года на рынок в магнитную было вывезено 4510 пудов хлеба, что превышало наполовину потребность района в хлебе.
Медленнее развивалось животноводство. Крестьянам приходилось покупать скот в других районах или выменивать его у казахов на хлеб.
В районе не было  ни агронома, ни ветеринарного врача.
Что касается социальной сферы, то положение здесь было еще сложнее, чем в экономике. В конце 1925 года в Магнитном районе работали 16 начальных общеобразовательных школ и 14 пунктов по ликвидации неграмотности, 4 библиотеки и 5 изб-читален. Только в райцентре был клуб, именуемый народным домом. Все здравоохранение размещалось в пяти фельдшерских пунктах и трех больницах на 40 коек. И здесь не было специалистов с высшим образованием. Такова экономическая и социальная картина Магнитного района в первый год его существования.
Во второй половине 20-х годов в партии и стране развернулась сначала дискуссия, а затем и политическая борьба о путях и методах построения социализма в СССР. Важнейшими были вопросы индустриализации и коллективизации, отношение к крестьянству. Постепенно  стал свертываться НЭП и вырисовываться курс на коллективизацию деревни. В Магнитном районе также обсуждались эти проблемы. Здесь не велось больших теоретических дискуссий, но практические мероприятия проводились в соответствии с решениями партии.
Однако коллективизация крестьянских хозяйств шла слабо.
В 1927 году за счет бедняцких и маломощных крестьянских хозяйств было создано 9 колхозов, в которых было 45 едоков. На следующий год было уже 42 колхоза с 655 едоками. Тогда учет вели по едокам, а не по работающим.
По мере начала коллективизации участились случаи расправы с единоличниками. Сначала боролись с так называемыми "лже"-товариществами, отбирая у них сельскохозяйственный инвентарь, скот и хлеб. Так начиналась в Магнитном районе коллективизация.


Порядок раскулачивания определялся секретной инструкцией ЦИК СССР и Совнаркома от 4 февраля 1930 года.
Предписывалось кулаков - участников активистских движений (1 категория) арестовывать и передавать дела в органы ОГПУ.
Зажиточные  влиятельные кулаки (2 категория) переселялись в пределах области и в другие районы страны. Основными районами кулацкой ссылки стали Урал, Сибирь, Кавказ и Дагестан.
До начала коллективизации в России насчитывалось около 700 тысяч кулацких хозяйств (менее трех процентов крестьянских хозяйств). Однако, в годы Советской власти понятие "кулак" так и не было конкретизировано. Крестьянское население поэтому "причесали под одну гребенку". Число раскулаченных было значительно выше: в некоторых районах до 10-15 процентов крестьянских хозяйств. В число кулаков и подкулачников нередко попадали середняки и даже бедняки. Так, в поселке Магнитный станицы Магнитной выселено 38 хозяйств из общего числа 49 хозяйств.
Уже в  1929 году использование наемных работников на своем поле, даже сезонных, стало причиной причисления крестьян к"кулакам", независимо от имущественного состояния.
Из выписки имущественного положения Ефимова Михаила Филипповича:
1.  Количество семьи: всего - 6, трудоспособных - 2 (четверо детей)
2.  Рабочих лошадей и быков - 1
3.  Крупного рогатого скота - 2
4.  Мелкого скота - 4
5.  Сельхозинвентарь - 2
 ... и потянулись по стране "телячьи" вагоны, увозившие людей подальше от родных мест, где они рискнули стать зажиточными. В одной из таких теплушек ехал и мой шестилетний отец Виктор со своими близкими  (Путь им предстоял неблизкий: осваивать поселок Березово, 500 километров от Ханты - Мансийска).
Навстречу им двигались эшелоны таких же обездоленных, насильно лишенных крова, людей.


В истории бывшей крепости и станицы Магнитной начался новый  период.

Источники.
В. Баканов, И. Галигузов "Станица Магнитная", А. Дегтярев "Легенды и были горы Магнитной", В. Ефимов "Люди улочек моей Магнитки", В. Ефимов "Причал светлой памяти".