Моя Сибириада. Часть 1. В Белоне

Владимир Параносенков 2
 
                В Белоне.

 26 августа 1996 года ранним утром я прибыл в компанию Белон на новое место работы. Генеральный директор Андрей Добров проводил плановое заседание правления. На то заседание Добров пригласил меня и перед началом работы представил всем присутствовавшим как назначенного на новую должность начальника службы безопасности компании и как ещё одного нового члена правления. Все, кто в тот день присутствовали на заседании, с пониманием отнеслись к столь серьёзным изменениям в структуре компании и к моему появлению в правлении Белона.

      Со многими членами правления я был знаком давно. Они знали меня раньше просто как военного человека и как мужа Татьяны Алексеевны, работавшей в компании Белон с первого дня её создания. Я нередко поздними вечерами приезжал на улицу Богдана Хмельницкого - 56 за своей супругой на машине и забирал её с работы домой. Порой до поздней ночи приходилось ждать когда Татьяна закончит свои бесконечные и срочные дела, чтобы доложив начальнику, уехать со мной домой. Приходилось ждать, пить чай, общаться с припозднившимися на работе сотрудниками компании. Видимо поэтому вопросов ко мне с их стороны тогда не поступило.

      Вечером Андрей Петрович пригласил меня в свой кабинет и после небольшого разговора по кадровым вопросам в компании дал мне первое поручение уже как своему подчинённому начальнику службы безопасности.

     Оно заключалось в том, чтобы при приёме на работу в компанию любого нового человека, были применены жёсткие, прописанные в едином для всех документе требования, создана определенная система проверки и проведения собеседований.
Мы договорились, что я разработаю специальную инструкцию или положение о подборе кадров в компанию "Белон", которую представлю ему на утверждение к вечеру завтрашнего дня. Так в Белоне появился первый разработанный мною и утверждённый генеральным директором Андреем Добровым документ - "Инструкция о подборе кадров в компанию Белон".

     Многие годы этой инструкцией руководствовались при приёме на работу новых людей все сотрудники отдела кадров, начальники отделов и служб, начальники управлений, заместители генерального директора. Суть требований данной инструкции заключалась в том, чтобы каждому работнику, принимаемому на работу в компанию, устраивалась тщательная проверка, устанавливался испытательный срок, оказывалась помощь в освоении написанных на бумаге и подписанных непосредственным начальником должностных обязанностей, которые утверждал генеральный директор компании.

     К разработке и написанию обязанностей для своих подчинённых директора предприятий, начальники отделов, управлений и служб относились с полной ответственностью и пониманием, периодически возвращались к ним, добавляя новые требования и решительно поправляя их в ходе усложнения задач перед организацией.

      Первое время курировать службу безопасности Андрей Петрович поручал юристу компании, бывшему следователю, старшему лейтенанту запаса Николаю Малыхину. Но он вёл эту работу только с Никулиным Николаем Кузьмичём, которого сам рекомендовал в Белон, как сослуживца по специализированнной милиции. С моим назначением на должность начальника службы безопасности курирование службы со стороны Николая Малыхина больше не требовалось и практически закончилось. Лишь по некоторым общим вопросам безопасности компании мы обменивались мнениями, которые я учитывал при решении вопросов своей службы.

     Мне пришлось также написать и представить на утверждение генеральному директору свои должностные обязанности, сформулировать в письменном виде основные направления работы по формированию и созданию службы безопасности компании. При формировании службы безопасности я учитывал то состояние охраны объектов, которое существовало в Белоне при наёмной охране вневедомственной и специализированнной, от первого отдела милиции.

    Надо прямо сказать, что своей службы безопасности до моего прихода в Белоне не было. Лишь один бывший полковник милиции запаса временно исполнял обязанности заместителя начальника отдела безопасности. Такая должность существовала в штатном расписании компании до моего назначения.

    Андрей Добров продуманно, долгое время, подбирал на должность начальника службы безопасности в компанию такого человека, который бы смог организовать и возглавить эту службу. Он хорошо знал какие задачи надо решать по своей личной охране, охране бизнеса и безопасности руководства и сотрудников растущей компании.

    Как - то месяцев десять назад на одной из встреч он подошёл ко мне и осторожно завёл разговор об охране бизнеса и безопасности своей компании и предложил мне подумать о работе в Белоне на этом направлении. Я тогда не думал о работе на гражданке, тем более в коммерческой структуре и был твёрдо нацелен служить до пенсии в войсках, о чём прямо заявил молодому генеральному директору Белона.

    Андрей Добров много читал специальной литературы по безопасности ведения бизнеса западными компаниями, самостоятельно изучил и теоретически знал потребности безопасности своего бизнеса, но не мог сам себе чётко представить как это надо делать практически. Более года он ждал моего увольнения из военного училища с действительной военной службы, надеялся и был уверен в том, что вместе со мной ему удастся создать в структуре компании свою надёжную и полноценную службу безопасности.

     Уже в первой, довольно продолжительной беседе мы условились, что за качество работы по решению задач вооружённой охраны объектов и безопасности в компании только он лично будет с меня спрашивать и только он будет предъявлять свои требования, не противоречащие Российскому законодательству. А я буду отвечать перед ним по полной программе. Мы договорились, что никто, кроме меня, не будет вмешиваться в эту службу. Все кадровые назначения и все увольнения работников службы безопасности, вопросы их обучения и воспитания, требования по дисциплине будут решаться мною.

     Мы также договорились, что только по моему представлению генеральный директор может кого либо из моих работников службы безопасности уволить с работы. Мне была представлена полная самостоятельность при подборе кадров в службу, при назначении людей для выполнения тех или иных задач, связанных с сопровождением документов и ценностей, личной охране здоровья и безопасности генерального директора компании, в решении других вопросов безопасности бизнеса.

     Требования к службам безопасности компаний, которые имели своё служебное оружие были довольно жёсткие. Контроль за оборотом оружия, его хранением и использованием на службе в соответствии с законом Российской Федерации "Об оружии" осуществлялся как строгими районными сотрудниками органов внутренних дел, так и сотрудниками отдела лицензионной и разрешительной системы ГУВД по Новосибирской области. В первые дни моей работы пришлось подробно изучить все требования законов и наставлений по хранению и обороту оружия. Потребовалось немного времени, чтобы подобрать и оборудовать в подвале комнату для хранения служебного оружия, закупить его, предварительно установив сигнализацию с выводом на отдел вневедомственной охраны при Калининском УВД. Такой комнатой стало заново переоборудованное небольшое бетонное помещение в подвале двухэтажного здания, бывшее банковское хранилище денег.

     В соответствии с законом об обороте и хранении служебного оружия, всё оружие, приобретённое в специализированном магазине, было привезено в Белон и помещено под охрану в оборудованную в подвале специальную комнату для хранения оружия.

     Первые люди, принятые мною в службу безопасности, были назначены в личную охрану генерального директора Белона. Это были проверенные на практике и более или менее подготовленные для личной охраны бывшие сотрудники специальной милиции Игорь Пичуев, Андрей Рыбников и Валерий Стариков, которых ранее хорошо знал Андрей Петрович по совместным поездкам на Кузбасс и в Москву. Для круглосуточной охраны центрального офиса и складских объектов, а также для сопровождения документов и материальных ценностей при их транспортировке, мне пришлось принять на работу в службу безопасности лицензированных охранников из числа офицеров запаса МВД РФ, офицеров запаса советской армии и проверенных людей с высшим образованием.

     Первыми охранниками, официально принятыми на работу в службу безопасности, кроме перечисленных выше, были подполковник запаса Евгений Куляба, капитан третьего ранга запаса Геннадий Виклушкин, майор запаса Александр Дубровин, майор запаса Виктор Козбан, майор запаса Вадим Иванов, майор запаса Валентин Дубровский, старший лейтенант запаса Борис Корнев, лейтенант запаса Евгений Захаров.

     После проведённой с ними специальной подготовки они прекрасно несли круглосуточную службу в центральном здании главного офиса Белона на улице Богдана Хмельницкого, на складском комплексе на улице Тайгинская, в магазинах торгового дома "Белон". Все они уверенно владели теоретическими знаниями и навыками стрельбы из служебного пистолета, из гладкоствольного служебного оружия, все отлично справлялись с физическими нагрузками на тренировках по физподготовке, активно участвовали в соревнованиях на спартакиадах компании за сборную команду службы безопасности и в городских соревнованиях среди подразделений силовых структур города и области.

     Мне самому тоже на первых порах работы в Белоне приходилось много учиться, читать специальную литературу по безопасности фирмы. Я читал новые книги по безопасности, выписывал специальные журналы "На боевом посту", "Мир безопасности", "Безопасность" и др. Сам учился на различных курсах по безопасности бизнеса и работе наших спецслужб, посещал различные выставки по этой теме в Москве и в Сибири.

     Однажды мне попалась на глаза небольшая книга доктора технических наук профессора Академии безопасности Владимира Ивановича Ярочкина - "Безопасность фирмы". В ней доходчивым и простым языком изложены азы нашей работы и методы охраны бизнеса и защиты информации.

     Я заинтересовался трудами этого учёного специалиста, автора многих трудов по вопросам безопасности бизнеса, а потом лично познакомился и подружился с этим прекрасным человеком - Владимиром Ивановичем Ярочкиным.

     Я несколько лет подряд ездил к нему на семинары по вопросам безопасности, которые по разным темам проводил на юге в предкупальный сезон Московский институт повышения квалификации информационных работников.

- Володенька, ты зачем каждый год приезжаешь на наши семинары, ведь ты сам можешь их проводить, не хуже нас? У тебя богатейший практический опыт, который надо использовать в обучении специалистов, - давай будем совместно проводить семинары с руководителями служб безопасности и другими специалистами,- предложил однажды за рюмкой чая Владимир Иванович.

     Несколько практических занятий мы совместно провели с Владимиром Ивановичем для группы коллег, которые с большим интересом отнеслись к такой форме подачи материала, разбирая по элементам опыт работы нашей компании по противодействию рейдеровским захватам, по защите информации, технической оснащённости охраняемых объектов и другим не менее интересным темам. Для меня полезным было не только получение теоретических знаний на семинарах, но и опыт других коммерческих компаний. На каждом семинаре я приобретал новых знакомых и друзей из числа коллег, с кем пришлось позже многие годы дружно и плодотворно сотрудничать.

(Продолжение следует)


   Вл. Параносенков г. Новосибирск - Халкидики (Греция )

   28.06.2016 года