Он сражался за народ

Александр Сиротин
Тема «Шукшин – народ» необъятна. Чем больше исследуешь многогранное творчество Шукшина – тем больше находок. Но и тем сложнее создать целостный всеобъемлющий материал.
Эти размышления далеки от научности, от сложившейся системы – как подходить к оценке личности Шукшина, его творчества.
Каждый человек волен высказать свою точку зрения.
Начну, как ни странно, с Пикета.
Народ, поднимаясь на Пикет – поднимается к Шукшину.
Да, на горе Шукшина можно увидеть знаменитости столичные, алтайские, можно услышать яркие художественные номера. Но все это посвящено Мастеру. Шукшину. Тому, который в сердцах большинства людей, поднявшихся на гору.
Высшая народность в этом выражается.
Как Шукшин шел, когда жил и творил, к народу, так и народ – живя, идет к Шукшину. Творя – для него и – себя. Вырывает из небытия светлый образ Василия Макаровича.
На Пикете в последнее воскресенье июля много народа, но нет здесь суеты, толкотни, присущих городским людским половодьям.
На Пикете никто не спешит.
Здесь соприкасаются с другим…
Пикет – не Храм, хотя общее здесь имеется…
Пикет – это Шукшин. Это – его вечность.
Сростки – это Родина Шукшина. Это – его прошлое.
Музей Шукшина в Сростках – это настоящее Шукшина.
Будущее Шукшина… Зависит оно от народа. От его устремленности к своему заступнику, выразителю чаяний.
Востребованность в этом  будет всегда.
***
И судьба отца В.Шукшина (погиб в Гулаге), и собственная судьба на начальном этапе жизни (неустроенность, оторванность от дома с 16 лет, поиски работы, общаги) содействовали слиянию Шукшина с обездоленной частью народа. Он ощущал зажатость свою, вырывался, как мог, из ее железных клещей. В ряде рассказов можно почувствовать, что персонажи как будто придавлены чем-то. Писатель сознательно не объясняет причину неуюта героев, не аппелирует к их суровому прошлому. Просто – это есть. И все.
Зажатость – как данность. Как черта характера. У Шукшина – у его  «чудиков».
Шукшин боролся, побеждал «мрачную скованность» – его герои шли с ней по жизни. Но писатель, актер Шукшин мог правдиво показать, выявить сидящий в народе этот осадок. Сумеречный, мешающий расти, развиваться, проявлять свой потенциал. Духовный, творческий.
Органическое единение Шукшина со своим народом в правдивом отражении отсутствия внутренней свободы, закрепощенности . мешающей жить, чувствовать, мыслить. Мешающей проявлению своего естества, естественности.
Не все, как Шукшин, стремясь и развиваясь, могли культурно, незримо преодолевать зажатость.
Персонажи Шукшина прорываются к своему естеству, выявлению своей естественности импульсивно. На взгляд  обывателя – странно, даже не совсем, что-ли, законно. Да, часто чудики Шукшина ломают общепринятые нормы поведения, порой они на грани с самим Законом, а иногда – за его гранью…
Однако, писатель, в основном, берет точку зрения своих чудиков. Пусть, дескать, так, импульсивно, реализуются, выявляя свою истинную человеческую природу, подымая ее на свет Божий – где всему должно проявиться. Шукшин и народ… Именно, так. И его Любавины, и его Прокудин – из народа. И Разин.
Почти везде – в крупных произведениях – драмы. Жизней, судеб. Драма народа – драма Шукшина.
Шукшин шел в народ всегда. И ушел в него навечно.
На Пикете это особо ощущается.
Режиссеры, подбирая к своим фильмам артиста, с народной, что – ли, косточкой, похожего на простого мужика – деревенского, городского – останавливались на артисте Шукшине.
 Который не столько играет роль, сколько примеряет, как одежду, роль на себя. И выявляется личность Шукшина, чуть измененная…
Наиболее рельефно, на мой взгляд, это заметно в фильме С. Бондарчука по роману М. Шолохова «Они сражались за Родину».
Убрать, скажем, Шукшинского Лопахина – это что омертвить ленту…
Шукшин сражался за Родину. За народ.
В Павловском районе В.М.Шукшина чтут. Учителя дают открытые уроки (Н.Гребенникова - Новозоринская средняя школа). Работники библиотек готовят литературные вечера. Преподаватель школы искусств О.Никитина нацеливает юных художников на написание ими рисунков, этюдов, связанных с жизнью и творчеством великого писателя.
Конечно, надо загодя и нам готовиться к крупным Шукшинским датам (в 2009 году).
Желательно наладить связи с музеем Шукшина в Сростках. Нужны, короче говоря, подвижники. Молодые и не очень. Разные.
Отрадно, что бывшие павловчане, ныне – кандидаты филологических наук В.Дубровская (Барнаул) и Т.Рыбальченко (Томск) ведут Шукшинскую тему. Есть возможность для сотрудничества с ними, профессионалами – литературоведами. Но нужно, чтобы у самого человека внутри его, в его сердце, горел «Шукшинский огонек». Тогда будут дела. И Шукшин многих «зажигает» – редкое ныне свойство. Удивляюсь оператору А.Заболоцкому. его книгу о Шукшине с прекрасными цветными иллюстрациями я увез к брату в Германию. Как лучший подарок.
И вот – вновь отличная книга. Василий Белов о Шукшине написал. И опять – цветные снимки А. Заболоцкого. И цены приемлемые.
«Шукшин – народу» - это в работах Василия Макаровича, в книгах, фильмах, общественной деятельности.
«Народ – Шукшину» - это вечное  становление. Обновление. Развитие народа.
На основе истинно русских ценностей.