Средь нас бывало и такое...

Андрей Сметанкин
21.


Средь нас бывало и такое,
Что протекало раздраженье
Между Амалией и мной.
Она по-детски забавлялась
И снисходительно смеялась
Над воздыхателем своим.
Мою ли душу понимала?
Моё ли сердце сторожила?
Меня ли полночью ждала?
«В нескромный час ночного света,
Когда одна, полуодета,
Зачем встречаешь ты его?
Хотя поэт, не понимаю,
Что ты не знаешь, как страдаю,
Не знаешь, как тебя люблю...»
Я ревновал и замыкался,
Когда встречал соперник прыткий,
Как польский шляхтич молодой.
Могли ли мы делить вниманье,
Делить любезно благосклонность
Прекрасной Ризнич на двоих?
Недолго пытка продолжалась.
Мы не успели разозлиться
И до дуэли не дошли,
Поскольку выпало несчастье
Моей отраде дней одесских –
Её болезнь тому виной.
Из городского магистрата,
Где собирались все бумаги,
Меняя судьбы и людей,
Ивану Ризничу с семейством,
Чтоб всем уехать заграницу,
Был вскоре выдан документ.
Они свидетельство на руки
В конце апреля получили –
Видать, тридцатого числа.
И вот уже в начале мая
С прелестным сыном Александром,
С двумя служанками, слугой
Моя Амалия решилась –
Сама уехала лечиться
И тем чахотку одолеть...
Она уехала с тревогой,
Я в одиночестве остался,
Не в силах женщину забыть.
Забыть ли пламенные очи
И королевской формы шею,
Улыбку нимфы на устах
И взгляд богини средь охоты?
Но всё ж она любила мужа...
И как умела и могла...
Восстановить своё здоровье,
За новой жизнью, новой славой,
Она уехала, друзья,
Свой жаркий след во мне оставив –
След жгучей страсти, непочатой,
И горечь ревности моей...
(Когда к родителям вернулся,
Стал понимать умом и сердцем
Свою Михайловскую глушь,
Письмо вручили из Одессы,
В котором горько и печально
Поэт Туманский сообщал,
Что больше Ризнич не увидим –
Без срока сдав дела земные,
Ушла Амалия от нас...
И мне открылось, что случилось –
Лишился вдруг стремленья к жизни,
Коль потерял, что сам искал.
Объятый Музой вдохновенья,
Искал я женского вниманья
И материнского тепла.
Но вот ушла, её не стало,
И стал отныне одинокий,
Гораздо больше, чем я был.
Она оставила природу,
Меня оставила в печали...
Зачем, Амалия, ушла?
И сын её, как лист печальный,
От древа жизни оторвался
И вслед за матерью слетел.
Настала осень мирозданья,
Пришли унылая пора
И очарование очей –
Так предо мной она явилась,
Как увядание природы,
И в буйство красок перешла.
Она ушла, чтоб здесь остаться –
В моих строках, словах и рифмах,
В моих стихах. Ведь я любил,
И та любовь во мне осталась –
Осталась в сердце не вострённой,
Как невостребованный слог,
Остался образ, отражённый
В моей душе, сейчас закрытой,
И на полях моих страниц...)