Страницы жизни. О. Башкирова, Л. Гиль -7

Любовь Гиль
Публикация Л.Гиль совместной повести двух авторов, учительницы и ее ученицы: О.Башкировой и Л. Гиль



                М О Я  С П О Р Т И В Н А Я  Ж И З Н Ь


                (О.Башкирова)               
                -3-
 
               
                Соревнования в Будапеште

      Со временем это стало выливаться в быстро растущее движение спортсменов-ветеранов
не только среди стран СНГ, но к нам начали приезжать и американцы. Наша первая значимая поездка за границу состоялась в 1990–м году в Венгрию. В Будапеште проходил чемпионат Европы среди ветеранов. Эту поездку организовал наш президент общества ветеранов спорта
г. Харькова, Владимир Лыков, бывший чемпион по спортивной ходьбе, мастер спорта СССР.
Чемпионат состоялся незадолго до распада СССР,  время было нелегкое. Зарплаты, пенсии платили плохо, возможности у всех были ограниченные. Но всё равно команду Володя собрал,
Павел Юрьевич Баранов и я тоже попали в неё.  До Будапешта мы добирались поездом с пересадкой  во Львове, ночь провели на вокзале и на скамейках возле него, благо было лето, ночи были очень теплые.
  Среди спортсменов было много знаменитостей: Валерий Брумель, Геннадий Близнецов –
наш харьковчанин, олимпийский чемпион  1964 года по прыжкам с шестом, Таисия  Ченчик,
тоже олимпийка, и наш президент, Владимир  Лыков. Пока все мы вместе, пока СССР  жив.
Опять-таки, не могу не вспомнить: через год или два были соревнования в Москве,  уже среди ветеранов СНГ, так после соревнований, когда команды совершали торжественный круг перед трибунами,  при появлении нашей команды, послышались крики с трибун: «Украина! Не уходи!
Украина!  Останься с нами, не уходи!». Мы шли и плакали, вернее мы не плакали, мы рыдали, и
даже сейчас вспоминать это без слёз невозможно. 
 
  В Будапеште нас поселили в помещении спортивного училища, женщин в учебных комнатах с
поломанными партами и скамейками, мужчин в спортивном зале, где были только маты и снаряды. Как-то мы все устроились, женщины сдвинули парты и скамейки, у кого-то были пледы и даже у некоторых спальные мешки и маленькие подушечки, а мужчинам до комфорта было еще дальше.
Мы были бедны, и отношение к советским спортсменам было пренебрежительное. Иностранцы были богаты, они  устроились  в  гостиницах. Экипировка у нас тоже отличалась от их экипировки. У нас, в лучшем случае, кроссовки не первой молодости, а, в основном, кеды  и даже какие-то легкие спортивные тапочки. У иностранцев – шикарные кроссовки и спортивные костюмы. 
Тренировки  проходили стихийно, каждый проводил тренировку сам с собой, кто прыгал, кто бегал. Геннадию Близнецову  выдали шест не той длины, не того веса, это же касалось и дисков, и ядер.  Во время тренировок мы пили простую воду, а они разные соки и напитки в прозрачных
бутылках.  Но мы не горевали, настроение у всех было отличное. Кормили нас очень хорошо,
сытно, с фруктами и соками. Очевидно, наш спортивный комитет это оплатил. Он и деньги выделил на каждого, но пообещали их выслать потом, а пока мы остались без таковых.  И после тренировки мы дружно вышли на базар. Ещё дома нам сказали – « берите с собой водку, фены,
постельное белье и всякое-якое, там продадите, и это будет у вас на первый случай, а там вышлем». Конечно же, нам очень хотелось привезти домой какие-то приятные сувениры. На базаре объяснялись жестами. Многие запаслись и водкой, и постельным бельем, и бритвами…
Я с собой ничего не брала, но у меня было тоненькое обручальное колечко. За него я купила подарки: водонепроницаемые  часы, плеер и коробку с косметикой. Все было вьетнамского производства. Часы сразу испортились под водой, плеер не работал, а косметика – окрашенный мел.
  Сами  соревнования проходили, как им и положено. Все мы были разбиты по возрастам: 55-60 лет, 60-65, 65-70, и т.д. Мне тогда было 58. В моем возрастном интервале соперниц было достаточно, особенно бывших профессионалок, но я одну из них, из Бровар, обогнала. Возможно кого-то еще, не помню, для меня ведь главным было – участие. Бежали мы  5 км. Были и дистанции: 10 км, 20 км и марафон. Бегом я активно занималась до 68 лет, а затем до 75 перешла на спортивную ходьбу. Надо сказать, что чем дальше отодвигался мой возрастной интервал, тем
меньше оставалось соперников.  Как-то на соревнованиях в Москве я завоевала золотую медаль, но были у меня и серебряные, и бронзовые медали. Конечно же, чтобы участвовать в больших соревнованиях  в возрасте 70 лет, нужен и опыт, и большое желание, и сила воли.
  Но вернусь в Будапешт 1990 года.  Среди мужчин я с восхищением вспоминаю ходока Никиту Ларионова, учителя из Татарстана. В этом же возрасте был и наш президент, Володя Лыков. Был сильный ливень, а они шли на 20 км. Никита шел в обычной майке, одно плечико у него спустилось, в семейных трусах и в старых кедах, но завоевал «серебро», а наш Володя – «золото»!  А  как  за Никиту   болели иностранцы, они скандировали: «Никита! Никита!»
    В пятницу вечером прислали деньги, а утром в субботу мужчинам предстоял марафон. Время марафона с 9 до 13 часов, а магазины закрываются в 14. И вот, мы, женщины, поджидаем на финише наших мужчин с их деньгами и бегом в магазины за покупками. Все покупаем для подарков жвачки, конфетки, сникерсы, ведь в те далекие времена у нас эти гадости только появлялись. Вечером мы уезжаем.
               
               

  Вспоминается всё самое отрадное, хотя выглядело всё не так уж замечательно…
Поездок было много. В 1987 году был пробег в Ленинграде «Пушкин – Ленинград». Жаль только, что не оставалось времени на осмотр достопримечательностей. Приезжали, сразу же начинались тренировки, затем соревнования, после которых вскоре уезжали. На память оставались медали и грамоты.
  Каждый год у нас были соревнования среди стран СНГ в Москве во время весенних школьных каникул. У меня в Москве живут дочь, зять, дети, внуки, правнуки. Я всегда останавливалась у них.
Приезжала всегда за неделю до соревнований, которые проводились в легкоатлетическом манеже
стадиона ЦСКА. С утра я ездила туда на тренировку, она проходила в огромном спортивном зале,
 и тренироваться там было сплошным удовольствием. Часто со мной на тренировки ездила моя внучка, ученица  Аня.


   За многие годы я завоевала немало медалей, но не следует думать, что я всегда и везде завоевывала призовые места. В итоге у меня 1-е и 2-е места по бадминтону, 7 медалей (1-е и 2-е места) по бегу и спортивной ходьбе на 5 и 10 км. Кроме участия в чемпионате на первенство Европы в Будапеште я ещё участвовала в чемпионате мира по спортивному ориентированию среди ветеранов в Шотландии. Об этом я расскажу отдельно.

  Читать дальше  здесь:

http://www.proza.ru/2016/06/30/1269