5. Медитация и особые состояния сознания

Фокас Владимир
ГЛАВА  5

МЕДИТАЦИЯ И ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.

МЕДИТАЦИЯ (лат. meditatio, от лат. meditor — размышляю, обдумываю) — один из приёмов духовной практики, заключающийся в приведении своего сознания в сосредоточенное состояние, сопровождающееся подавлением крайних эмоциональных проявлений и снижением реактивности.

Принципиально медитация разделяется на два вида:

МЕДИТАЦИЯ НА ПУСТОТЕ,  которая может вызвать вслед за собою особое состояние осознавания, называемого на Востоке «Просветление».

ОДНОНАПРАВЛЕННАЯ МЕДИТАЦИЯ — это созерцание конкретного объекта, например, собственного дыхания, сознания или визуального образа. При этом целью медитации «на одном» является погружение в медитацию «на пустоте», чтобы обрести состояние «Просветления».

В литературе описаны сотни разных методов для погружения в состояние медитативного транса. Исследования показали, что самым главным (и общим почти для всех медитативных практик) элементом такого погружения является глубокое сосредоточение на монотонно повторяющемся действии.

В основном медитативные практики разделяются по объекту концентрации. Самыми популярными объектами являются следующие:

- чакра (кундалини-медитация) •

- мантра

- трансцендентальная медитация

- внутренний звук (Наам, Шабд, Анахата Нада)

- дыхание (анапанасати-медитация)

- свеча или отражение в зеркале (Тратака)

- собственное сознание (Випассана-медитация)

Состояние медитации — это прежде всего состояние углубленной сосредоточенности психики и ума, которое происxодит в определенной последовательности психофизиологических актов, складывающихся в единый целостный и непрерывный процесс.

Первичным этапом во всех вариантах практики является достижение медитирующим состояния расслабленности, пониженной чувствительности к внешним объектам, отрешенности от них, а также от других  второстепенных внутренних переживаний. Это общее свойство, присущее всем религиозным, религиозно-философским, психотерапевтическим и другим медитативным практикам.

Умение отрешиться от всего постороннего, реализуемое разными людьми в различной степени, прямо связано со степенью сосредоточенности. Оно является условием, без которого состояние транса остается недостижимым.

Другим общим свойством во всех типах практики выступает также заключительный или один из последних этапов медитации — озарение, просветление, прозрение, экстаз ("Эврика!"). Это результат медитации и одновременно контроль ее правильности.

В таком широком понимании медитация с древнейших времен рассматривалась на Востоке как средство самовыражения человека, позволяющее вместе с тем реализовать скрытые возможности человеческого "Я". Так, озарение и экстаз — не единственные следствия медитации. Другие "плоды" медитации, например - изменение стереотипов поведения человека или исцеление.

Особое развитие и конкретную направленность медитация получила в индийской йоге и буддизме (как одно из основных средств достижения религиозного освобождения).

Медитацию можно обнаружить и в античном «философском экстазе» платоников и неоплатоников (причём у платоников она выступала как необходимая предпосылка теоретического мышления, в частности математического), в «экзерцициях» (духовных упражнениях) иезуитов, в еврейской Каббале, в учении о «Пути» мусульман-суфиев. Сегодня медитация прочно вошла в национальные и религиозные культуры многих стран, особенно стран Востока.

В христинстве медитация служила основой исихазма – мистически погруженного сознания, направленного на единение с Богом.

В США огромный толчок популярности медитации дало в 1960-х и 1970-х годах движение хиппи. Хиппи считали медитацию одним из основных средств для достижения гармонии с собой и окружающими, и хотя популярность самого движения хиппи постепенно угасла, но именно с тех пор медитация получила такое распространение в развитых западных странах. В России интерес к медитации появился во время перестройки и достиг пика в начале 1990-х годов.

В современной психотерапии очень широко применяются медитативные методы. Считается, что медитация способствует расслаблению, освобождению от стресса, очищению сознания от ненужных мыслей и переживаний, получению душевного покоя и внутренней гармонии.

*** 

Медитация как средство достижения измененных состояний сознания (ИСС) является наиболее органичным и естественным методом. Вся же система ИСС в транскрипции трансперсональной психологии выглядит следующим образом:

- МЕДИТАТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ.

- СОСТОЯНИЯ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ МИСТИЧЕСКИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ.

- СОСТОЯНИЯ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ПСИХОДЕЛИКАМИ.

- ТВОРЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.

- СВОБОДНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ.

- РАЦИОНАЛЬНОСТЬ НЕВРОТИЧЕСКАЯ.

- СОН.

- ГИПНОГАГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.

- ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.

- ТОКСИКОГЕННЫЕ ПСИХОЗЫ.

Согласно общепсихологической классификации, ИСС выглядят несколько иначе:

- ПОЛНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ.

- ОБЫЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ С НЕВРОТИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ,

- ТВОРЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ОБРАЩЕННЫЕ К ВНУТРЕННИМ ИМПУЛЬСАМ ЛИЧНОСТИ.

- СОН И СНОВИДЕНИЯ.

- ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ГАЛЛЮЦИНОГЕНАМИ, АЛКОГОЛЕМ И НАРКОТИКАМИ.

- ПСИХОЗЫ.

В таком подходе к ИСС высшим и максимально значимым для человека признается некое «компьютерное» состояние полной рациональности – союза высокого интеллекта и научного метода познания мира.

«Обычная» рациональность всегда невротична, ибо базируется не столько на разуме, сколько на бессознательных побуждениях, инстинктах и малоуправляемых эмоциях, преобладающих в жизни большинства людей.

Значение и оценку творческих состояний трудно определить как-то однозначно, т.к. они появляются на высоте эмоционального накала, свойственного для людей с художественным типом восприятия, поэтому их возникновение трудноуловимо и непредсказуемо.

Мистические и религиозные состояния в данной классификации относятся либо к невротическим, либо к психопатическим, а о состояниях медитативных не упоминается вообще. Состояние полной рациональности не допускает существования чего-либо мистического и непознаваемого, считая, что всему должно быть «естественное» объяснение. Все, что не входит в эти рамки, признается либо невротическим, либо психопатологическим, либо продуктом невежества и суеверий.

Такое общественное сознание было характерным, например, для СССР с момента его образования до конца 80-х годов ХХ века. К этому периоду и «рациональность», и «естественное» объяснение смысла человеческого бытия стали по своей сути настолько иррациональными, что породили всеобщую невротизацию и даже психопатизацию, что дало начало всплеску интереса к  всему «мистическому», «эзотерическому», «космическому» и т.д.

Таким образом, в обществе проявились два направления самоосознания: ортодоксально-рационалистическое и мистико-невротическое, находящиеся на разных полюсах и во всем противостоящие  друг другу.

Можно ли сказать, что первое наилучшим образом служит целям выживания в условиях повседневности? Что делать, если вдруг эта «повседневность» перестает быть незыблемым и надежным основанием и личного, и общественного бытия? И можно ли сказать, что признание мистических переживаний высшими состояниями сознания является наилучшим путем к самореализации и самоактуализации?

Что можно сказать о прагматическом обществе, сознательно и целенаправленно трансформирующем своих членов, да и весь мир «по своему образу и подобию», сколь бы аморальными и бесчеловечными эти «образ и подобие» ни были? Что можно сказать о власти, культуре и  государстве в целом, строящих такой мир?

Что можно сказать о странах, в которых наряду с многотысячелетней культурой и великими духовными традициями продолжают оставаться нормой жизни голод, нищета, бесправие большинства населения и бесконечные религиозные конфликты?

Что дало США движение хиппи, помимо взрыва наркотизации и широчайшего распространения буддистского мировоззрения, давшего начало движению «Нью Эйдж»?

Как расценивать появление феномена авторской песни в СССР – как особое творческое состояние немногих, ставшее катализатором изменения сознания целых поколений?

Как относиться к музыкальной культуре второй половины ХХ-го века, когда не в ходе религиозных обрядов, а в повседневности широчайшие человеческие массы стали искать музыкально-мистических и музыкально-медитативных состояний?

Как относиться к явной трансформации мировой литературы от ортодоксально-реалистической к экзистенциальной, мистической и фантастической?

Можно задать еще множество вопросов, но ответ кажется однозначным:  создается впечатление о целенаправленном воздействии какой-то многоликой надсознательной и надразумной Силы, задача которой - ИЗМЕНЕНИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ.

Иными словами, осознание необходимости измененных состояний сознания для жизнедеятельности человека открыло заново целый спектр глобальных направлений и методов, служащих вхождению в эти состояния огромных человеческих сообществ не в религиозно-мистическом обряде, а в ходе обычной жизни и деятельности.

Отсюда и некая неопределенность, и несводимость медитации к чему-то одному, отсюда и ее избирательность и абсолютная обусловленность целью и намерениями  человека, входящего в ее пространство.

Здесь очень важно понять, что отношение к медитации как к ИСС должно быть дополнено осознанием ее дискретности: медитирующее сознание восходит по определенной лестнице, на каждой из ступеней которой развертывается своя особая реальность, которая становится базовой для следующей, более высокой.

Существует два пути: либо максимальное освоение и «проживание» каждого из уровней, либо только их констатация. Во втором  случае все мистическое, а также большинство пси-феноменов признаются несущественными и излишними, чем-то вроде «побочного продукта» восходящего сознания.

*** 

Все ощущения медитирующего сознания делятся на состояния, сохраняющие определеннные формы и содержание, и состояния вне формы и содержания. Речь идет именно о ступенях сознания, восходящего от общего до трансцендентального.

Инволюционный это путь или эволюционный, неясно. Скорее всего, не тот и не другой – все зависит от цели этого восхождения, а она различна в разных школах, например, в буддистском Пути Прозрения и Концентрации, в Учении Арики с его шестью уровнями сатори, в Каббале, Суфизме, Супраментальной Йоге и др.

Очень важно понимать различия между медитацией, медитативным трансом и непрерывным медитативным состоянием. Встречающееся иногда определение: «полное прекращение психической деятельности», - следует признать некорректным, т.к. подобное состояние несовместимо с жизнью.

Медитация обычно является сосредоточением на каком-либо определенном объекте: дыхании, образе, символе, звуке, чакре. Главным элементом служит ритмичное, монотонное, повторяющееся действие: джапа, молитва, перебирание четок, особые упражнения, ходьба и даже медленный бег.

Очень распространена концентрация на одной или нескольких чакрах, слагающаяся в определенный порядок движения – нисходящего или восходящего. Возможно сочетание этих направлений, а также контроль и управление «пульсацией астрального тела». Последняя методика применяется для достижения так называемого «астрального выхода из тела».

Под медитативным трансом понимается состояние сознания, при котором отсутствует мышление, исчезает ощущение «я» и времени, но сохраняется осознание. Такой транс сопровождается чувством освобожденности, радости и глубокого внутреннего покоя, а также слиянием собственного сознания со всем окружающим миром.

Любая медитативная техника основана на полном отсутствии напряжения – физического, эмоционального, ментального. Глубина медитативного транса колеблется в очень широких пределах и зависит от множества факторов.

Например, целью трансцендентальной медитации является достижение предельной реальности – Абсолюта; целью исцеляющей медитации является купирование боли, излечение от того или другого недуга, достижение оптимального эмоционального состояния; в Бхакти-Йоге целью служит растворение в Божественной Любви; в Виджняна-Йоге – прямое постижение Истины-Знания и т.д.

Рассмотрим высшие состояния сознания, обретаемые на буддистском Пути Концентрации.

СОСТОЯНИЯ, СОХРАНЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ.

- Общедоступное состояние. Сосредоточение, преодоление мешающих мыслей, осознание ощущений. Невозмутимость. Устойчивое сохранение объекта концентрации.

- Угасание телесных ощущений, мыслей и эмоций. Устойчивое внимание. Ощущение восторга, блаженства.

- Ощущение блаженства. Сосредоточение и безучастность. Восторг утихает.

СОСТОЯНИЯ, УТРАТИВШИЕ ФОРМУ И СОДЕРЖАНИЕ.

- Безучастность и сосредоточенность. Блаженство. Прекращение телесных ощущений.

- Состояние бесконечности. Безучастность и сосредоточенность.

- Осознание пустотности и беспредметности. Безучастность.

- Нет ни ощущений, ни их отсутствия. Всеохватная безучастность.

Учение Арики, основанное на чувстве освобождения и концентрации в одном из центров сознания, имеет своей целью добиться соответствия с законами универсальной гармонии. Рассмотрим подробнее классификацию ИСС, предлагаемую этим учением.

- Невротическое состояние. Страдание, страх, вина. Обычные действия и эмоции. Снижение толерантности к алкоголю и наркотикам. Нарушения сна. Централизация психической энергии отсутствует.

- Нейтральное состояние. Человек способен усваивать новые идеи, программы, действия, учиться и обучать других. Психический центр – в области малого таза. Контакт с реальностью приземленный, натуралистический.

- Состояние гармонического единства, целостности. Деятельность растворяет в себе индивидуальное «Я». Наслаждение от дела, выполнение его наилучшим образом. Психический центр – в области солнечного сплетения.

- Блаженное состояние. Ощущение Божественной Милости, Космической Любви, Космической Энергии. Гармонизация личного и космического мировосприятия. Бытие в Любви. Психический центр – в области сердца.

- Предельно концентрированное «точечное» состояние. Энергия, свет, любовь. Астральные путешествия и другие пси-феномены. Слияние с иными сущностями. Центр психической энергии - в голове.

- Классическое сатори. Слияние с Универсальным Сознанием, единение с Богом. Человек чувствует себя Творцом Энергии и Пустоты. Психический центр - над головой.

Если Путь Концентрации основан на возрастающем уменьшении и сведении «Всего» к «отсутствию Всего», то в Учении Арики явно прослеживаются две составляющие. Первая состоит из трех нижних сатори и в целом отражает реальное состояние сознания живущего человека. Вторая значительно сложнее, причем преобладают высшие ступени ИСС.

В обычной жизни люди на уровне 4-го сатори встречаются редко, производя впечатление «блаженных» и внесоциальных личностей. 5-е сатори может  быть достигнуто только при особых условиях и не предназначено для нормальной земной жизни. 6-е сатори - уровень даже не святых, а чего-то (кого-то)  значительно более высокого. Сознание изменяется настолько, что перестает быть человеческим в привычном понимании этого слова.

Здесь необходимо уточнить, что вышеприведенная схема стала закономерным следствием эры психоделиков, с которыми целенаправленно работали выдающиеся исследователи человеческой психики: С.Гроф, Дж.Лилли, Г.Бейтсон и многие другие. Ценность этой работы в доказательстве того, что подобные состояния вполне возможны и у обычных людей, а также в попытке связать их с энергетической (чакровой) системой человека.

Наверное, стоит остановиться и на более мягких и общедоступных видах медитативного транса, основой которого становятся эстетические реальности. «Эстетический транс» возникает при созерцании красоты и концентрации на идее  красоты. Этот аспект особенно характерен для дзен-буддизма, распространенного в Китае, Японии и других странах юго-восточной Азии.

В основе другого вида концентрации лежит музыкальное восприятие, доведенное до совершенства. Сегодня доказаны универсальные законы воздействия гармонического звука на все формы жизни, и не только жизни в привычном понимании этого слова.

Исследования знаменитого японского ученого и целителя Масару Эмото показали, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды, не только зависит от ее чистоты, но и изменяется в зависимости от того, какую над этой водой исполняют музыку, какие ей показывают изображения и произносят слова, и даже от того, думают люди о ней или не обращают на нее внимания.

Доктор Эмото считает, что, поскольку вода способна реагировать на очень широкий спектр электромагнитных колебаний («вибраций», или хадо, как он их называет), она отражает фундаментальные свойства Вселенной в целом. Как люди, так и вся наша Земля на 70 процентов состоит из воды. Вода - это связующее звено между Духом и материей. Поэтому, убежден Масару Эмото, мы можем исцелить самих себя и планету, сознательно культивируя важнейшие позитивные «вибрации» любви и признательности.

Таким образом, получено экспериментальное подтверждение мощного воздействия эстетических, нравственных и звуковых факторов не только на психику человека, но и на окружающую среду в целом.

Что же касается йоги, то она всегда была избирательной, и каждая ее разновидность используется для достижения определенных целей. Например, Хатха-Йога, Пранаяма и Тантра-Йога имеют дело с физическими и витальными сферами и низшими энергетическими уровнями.

Более высокие разновидности йоги, например, Карма-Йога, Раджа-Йога, а также буддизм, воздействуют уже на кармические области. Цель медитации здесь – трансцендентное свидетельствование при полном прекращении любых форм субъективного дуализма.

Очень часто задается вопрос о продолжительности медитации. Здесь нет никаких строгих правил. Во-первых, есть люди, в принципе не способные к ней; во-вторых, важной является не столько ее продолжительность, сколько понимание медитации как очень нужного, незаменимого и ценного метода для целенаправленного достижения поставленной цели.

Основой такого понимания является стремление к росту и развитию, сущностная потребность в изменении собственной жизни не за счет внешних атрибутов, а в ходе глубинной  внутренней трансформации.

Медитация происходит на разных уровнях и планах – физическом, витальном, ментальном, духовном, и на каждом из них можно испытать не только ананду (радость чистого существования, блаженство), но и целый спектр разнообразных и очень высоких переживаний.

Любой рост вообще, будь то рост разума, чувства, познания, становления, превосхождения, физического благополучия, любви, - всегда связан с позитивными изменениями всего существа и ведет к все более и более высоким уровням. Освоив, например, савикальпа самадхи, можно погружаться в медитативный транс и на уровне ментала, и на уровне витала, и на уровне тонкого физического.

Видимая неспособность к медитации есть не абсолютный факт, а лишь показатель  неспособности Учителя направить Ученика в верном направлении и неспособности Ученика к индивидуальному углубленному поиску. Такой поиск -  вещь достаточно сложная и требует определенного времени для нахождения и усвоения подходящей именно для этого  человека методики.

В Супраментальной Йоге (Пурна-Йоге) поиск еще более сложен. Главная ее цель – полная трансформация всей природы человека, включая и физическую. Для  достижения этой цели необходимо научиться использовать все виды энергий, как внутренних, так и универсальных, а также научиться способам использования нисходящей Силы-Истины для трансформации всех внутренних планов.

Без понимания сущности супраментальных миров и умения управлять их  возможностями невозможно добиться согласованного динамического взаимодействия всех уровней человеческого существа.

Отсюда ясно, что одной только медитации, сколь бы высокой она ни была, совершенно недостаточно. Атман, Дух – лишь гарантия возможности восхождения, основными же героями этого восхождения становятся психическое существо и Душа.

Трансформация всех уровней имеет не транцендентальное, а абсолютно человеческое и понятное содержание. Не одобряется ни максимальный аскетизм, ни слепое нетворческое следование букве учения; необязательно достижение предельно высоких уровней йогического транса (самадхи); в то же время приветствуется жесткая самодисциплина и постоянное личное усилие.

Тезис: «Вся жизнь есть йога», - означает именно устремление жизни во всем многообразии ее проявлений, противоречий и неоднозначности к все более и более высокой реализации. Медитация как метод применяется лишь в начале обучения, в дальнейшем ее заменяет правильное осознание и полное ментальное молчание.

*** 

На определенной стадии духовного поиска привычный мир человеческих отношений исчерпывает себя. Возникает или разочарование в них жизненной силы (витала), или непонимание других людей, или внезапное осознание того, что близкие люди, как и люди вообще, в целом не являются тем, чем пытаются казаться.

Однако основой этого процесса становится тайное разочарование какой-то части внутреннего существа, не переводимое или плохо переводимое на язык ума и чувства и ожидавшее от этих людей и этих отношений значительно большего, чем они могут дать.

Эта причина имеет место у многих, кто жаждет высокой духовной жизни либо подталкивается к ней изнутри. Следовательно, необходима кардинальная перемена: старое должно быть выброшено для освобождения себя-нового, себя-иного, себя-более высокого.

Именно здесь закладывается база для более истинных, высоких и чистых отношений и с миром, и с другими людьми. Это не цель и не средство, а закономерная и обусловленная стадия восхождения и трансформации. 

Начинать с установления полного ментального молчания – не всегда правильное движение, чреватое серьезными и неприятными последствиями. Дело в том, что восхождение никогда не начинается с «пустого места» - оно опирается на то, что есть в наличии, и то, что готово стать лидером, первопроходцем, испытателем в этом процессе.

Побуждения, приведшие человека в религию, йогу, теософию и эзотерику вообще, не всегда ясны и самому искателю. Еще не пробудилась Душа, не раскрылось психическое существо, а на уровне Сил действуют лишь внутренние, личностные силы.

Базовая триада здесь – Чувство, Желание, Мысль, за которыми скрывается Внутренний Человек – сплав тонкого физического, высшего витала, эмоционального существа и высокого разума. У каждого из них собственный путь роста и развития, свое детство, отрочество, юность и зрелость; «старости» же нет вообще.

Человек, движимый жаждой познания и поисками истины, всегда начинает с разума и разумного. У человека, влюбленного в жизнь во всех ее проявлениях и желающего изменить ее к лучшему, ведущим становится витал. Страстные, пламенные натуры не могут продвигаться вперед без эмоциональной «огненной» пищи. Люди мечтательные и обладающие чутким восприятием, почти сразу вступают в таинственные и полные чудес тонкие области. Слабый физически желает овладеть Силой, а сильный хочет поделиться своей Силой с теми, кто в ней нуждается.

Достигший значительного успеха в ментальной трансформации может надолго остановиться, т.к. не успел раскрыть витальный и тонкофизические центры. Самый сильный витал делает остановку в восхождении, пока не научится разумно использовать и контролировать свои энергии. Эмоциональное существо, подверженное драме, в ходе которой оно то и дело обрушивается в бездны отчаяния или же воспаряет к вершинам радости, вынуждено сделать длительную остановку, пока не научится держать душевное равновесие…

Очень хорошо, когда все составляющие Внутреннего Человека обретают способность слышать и чувствовать друг друга и продолжают совместную работу, поочередно выдвигая в лидеры какую-то одну из них, наиболее подходящую для данного этапа восхождения.

Успокоение ума или полное ментальное молчание – только верхушка айсберга. На самом деле все гораздо сложнее. Тело с его потребностями и требованиями постоянной нагрузки («Чем больше, тем лучше!..») учится тратить свои  силы не только на себя, но и концентрировать их, отдавая более слабым своим собратьям. Поэтический и художественный витал делает паузу для осмысления и себя, и всего, им прожитого и сотворенного. Эмоциональное существо уже не впадает в экстаз или безудержное отчаяние по любому поводу или без оного.

Но самые серьезные изменения происходят все-таки на уровне разума – иначе и быть не может, поскольку человек в первую очередь есть МАНОМАЙЯ ПРАНА ШАРИРА НЕТА – ментальный руководитель жизни и тела, Существо Разумное. Однако это не статическое образование, а растущий Гнозис, Сила Жизни и Радость Жизни. Это множество Сил и уровней, среди которых УЖЕ ЕСТЬ уровень супраментальный либо то, что готово войти в эту стадию.

Далее происходит внутреннее разделение. Часть бывшего ментала уходит вверх, становясь контролером и распорядителем; часть, оставшаяся внизу, осуществляет все виды коммуникаций, но лишь в пределах необходимого. Рассказать, КАК это происходит и как выглядит «изнутри», крайне трудно.

Дискурсивное мышление действительно исчезает – оно не только изжило себя, но и представляется теперь чем-то громоздким, неуклюжим, неэффективным и неистинным. Сам же этот первичный супраментальный уровень представляет собой сознание, но не инертное, безжизненное, монотонное и монохромное – в  нем великое множество сочетаний жизни во всем ее великолепии…

Обычному человеку почти невозможно представить себе состояние НЕ-МЫСЛИ, или ВНЕ-МЫСЛИЯ. В процессе медитации внутреннее молчание лишь осваивается и продолжается в течение короткого отрезка медитативного транса, в случае же выхода на супраментальный уровень оно становится устойчивым и постоянным. Назвать его «молчанием» неправильно, столь же неверным будет и термин «прекращение психической деятельности».

ЭТО ИНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АБСОЛЮТНО ИНОЙ СИСТЕМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Неизбежно меняется и эмоциональное восприятие – оно не прекращается, не выцветает, не становится безразличием, а является чем-то широким, глубоким и бескрайним, ничем не напоминающим прошлые эмоциональные штормы и «миротрясения».

У многих людей такие состояния бывали и прежде, хотя и очень кратковременно. В таких случаях они достаточно неприятны и очень напоминают некий ступор, в котором разум утрачивает способность управлять телом, а само тело как бы "забывает", что надо делать, как дышать, ходить, говорить, как и на что реагировать.

Вся эта перестройка занимает определенное время, и если приходится выполнять какую-либо умственную работу, то включиться в нее крайне трудно – разум как бы утрачивает эту способность. К счастью, возможность переключения на вновь обретенные виды той или иной деятельности развивается достаточно быстро, и все эти затруднения остаются в прошлом.

Это не просто важный, а решающий этап, без которого дальнейшее продвижение невозможно. И тело, и чувства, и витал, и разум должны создать и опробовать множество моделей, чтобы выбрать самую оптимальную из них и уже совместно начать претворять ее в жизнь.

Если говорить очень упрощенно, то теперь прежние горячо любимые «походы и путешествия» уже не привлекают; жадность к чтению «умных книг» и умственная медитация на их смысле и идеях исчезает; написание чего-либо «от себя» превращается в обременительную обязанность, а поэтический метод познания мира и себя в мире истощается, не в силах выразить новую реальность.

Все это не избыто, не вычеркнуто, не уничтожено как что-то ненужное, а стало прекрасным фундаментом, на котором выстраивается новая личность. И еще: не знаю, как у кого, а у меня в этом новом сознании сохранилась МУЗЫКА и ПОТРЕБНОСТЬ В МУЗЫКЕ, причем не только «духовной», а ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ. Что будет дальше и во что трансформируется потом, я не знаю…

Уверен лишь в одном: все делается ПРАВИЛЬНО, ибо в этом новом сознании есть нечто, что можно назвать здравым смыслом – очень простым и в то же время бесконечно тонким, не имеющим ничего общего с хорошо знакомым здравым смыслом полной рациональности. Именно этот "рациональный здравый смысл" – источник и творец множества трагедий на пути духовного восхождения…

У кого-то был дар высокого мощного мышления… Затем он истощился, а выход не найден, и стала бессмысленность, и стала смерть… Поэт по самой сути своей, по жизни и дыханию, не смог удержать в себе Поэзию – и стала проза, и стала зима, холод и небытие… Гениальный писатель «исписался», а высокий мыслитель понял, что мысль остановилась, потому что выше для нее уже нет места… И не стало дома, ибо прежний разрушился, а новый не был выстроен…

И понимать начинаешь, и удивляться - и преклонишься перед невообразимо прозорливой Силой и тончайшим умением Того, Кто провел тебя столь сложным и невероятным путем, и предусмотрел все, и развил все, что можно и нужно было развить, и вдохнул во все это жизнь, а когда все стало готово, одним движением дал этой ЖИЗНИ возможность БЫТЬ…

И эту новую возможность БЫТЬ бесконечно удивляет широко тиражируемая псевдоистина: «Чтобы вечно жить и развиваться, надо столь же вечно умирать в себе, для себя и вне себя – умирать ежесекундно…».  Я не знаю, ЧТО означает здесь понятие «умирать», тем более «ежесекундно», но ЗНАЮ, как ежесекундно РОЖДАТЬСЯ, потому что этому меня научили в первую очередь…

Да и говорю я все это лишь затем, чтобы стало понятным: и медитацию, и медитативный транс нельзя воспринимать как единственные  универсальные механизмы и приемы – здесь нет и не может быть никаких шаблонов, стереотипов и одинаковых для всех рекомендаций.

Приступая к освоению всей сокровищницы мирового опыта, нужно предельно искренне ответить на один главный вопрос: чего вы в сущности хотите и к чему стремитесь? И в зависимости от полученного ответа вы сможете избрать тот метод, который будет наиболее эффективным для достижения поставленной вами цели.

*** 

Любая духовная практика может очень и очень многое. При изучении медитации было установлено, что в ее процессе урежается сердцебиение и дыхание, а в состоянии медитативного транса они замедляются настолько, что можно говорить о почти полном их прекращении. Резко замедляется обмен веществ. Наиболее сильные йоги могут пребывать в таком состоянии многие месяцы, не употребляя ни воды, ни пищи, а некоторые практически обходятся и без воздуха, замуровывая себя в ограниченном пространстве.

У них наступает полная релаксация мышечного тонуса; снижается до минимума потребление кислорода и содержание серотонина в крови одновременно с массивным выбросом особых «эндорфинов покоя»; снижается содержание молочной кислоты; снижается артериальное давление; увеличивается электрическое сопротивление кожи; резко увеличивается потенциал так называемых «акупуктурных точек».

На нейрофизиологическом уровне отмечается активизация височных областей мозга в зонах внимания и памяти с одновременным торможением активности в теменных областях; резко усиливается амплитуда гамма-волн; отмечается сочетанная согласованная работа эпифиза и практически всех отделов «новой коры» головного мозга.

Комплексное динамическое исследование лиц, занимающихся медитацией не менее 10-ти лет, показало целый ряд существенных изменений функционирования организма, среди которых: усиление иммунитета; выраженная устойчивость к любым токсинам; перестройка мыслительной и эмоциональной сфер; уменьшение либо полная ликвидация множества висцеральных проявлений тех или иных болезней; снижение либо прекращение тяги к алкоголю и наркотикам; повышение творческих и интеллектуальных способностей; углубление самоосознания; отсутствие отождествления себя с телом; изменения пространственно-временных соотношений; изменение целеполагания; достижение высокой жизнеспособности; иное понимание жизни и смерти.

И, наконец, зафиксированы изменения на клеточно-анатомическом уровне:  ликвидация последствий  инфекционных болезней и сосудистых катастроф; увеличение доли серого вещества в лобной и височной долях правого полушария и правого таламуса со столь же значительным (на несколько порядков) ростом синаптических связей между всеми отделами и уровнями мозга.

Именно поэтому медитация и медитативный транс давно вышли за пределы чисто духовной практики, найдя широкое применение в терапии не только психогенных, но и всех других заболеваний. Они по-прежнему сохраняются как культовые, религиозные либо эзотерические приемы, в то же время войдя как необходимая составляющая в большинство психотерапевтических и биоэнергетических методик.

В последние десятилетия выделено еще одно направление – дидактико-пропедевтическое. «Дидактика» означает обучение, «пропедевтика» - введение в какую-либо науку, ремесло или искусство, системное сокращенное изложение азов и начал, некий подготовительный курс.

Это направление имеет самое непосредственное отношение к феномену контактерства (ченнелингу), где тоже используются методики вхождения в ИСС. Большая часть текстов различных откровений представляет собой именно подготовительный курс, введение в то или иное знание, направление, искусство.

В понятие «дидактика» входит также и понятие дидактической поэзии, т.е. прямого либо символического изложения обучающего и развивающего содержания в виде монолога или диалога. В человеческой истории множество примеров подобной поэзии, наиболее известным из которых является «Божественная комедия» Данте Алигьери.

*** 

Главными и определяющими факторами в достижении эффективности восхождения к супраменталу становятся абсолютная искренность, стремление и научение жить в этом устремлении постоянно. Никакой фальши, никакой театральности, никакого притворства, никаких «ролей», «масок», «теней», «субличностей» - пусть этими занимаются психологи.

Любые сомнения и неуверенность, вытесненные в подсознание, выйдут оттуда окрепшими, заодно приведя с собой еще более пагубные вещи. Самовнушение в духовной работе бесполезно либо действует в очень ограниченной степени. Осознанное сомнение означает в первую очередь СО-МНЕНИЕ, с которым можно поспорить и которое можно победить.

Сколько бы вы не кричали: «Я – ДУША!..», – продолжая вести себя как личность и понимая себя как личность,- это будет ложью. И сколько бы вы не говорили: «Я вышел на уровень супраментала!..», - оставаясь в пределах пусть даже высокого, но все-таки еще разума,-  никуда дальше не сможете пройти, пока будете продолжать обманывать себя.

Нужны великое терпение и вера, кропотливая работа и самодисциплина, понимание сути и этапов собственного движения, понимание того предела, которого вы можете достигнуть сегодня, но за которым станут видимыми и достижимыми новые пределы… Нужно научиться радоваться тому, что есть, и не печалиться по тому, чего еще нет…

Поэтому я не стал анализировать раздел «Медитация», изложенный в «Проекте Атман» Кеном Уилбером. Он годится для психолога и психотерапевта, но совершенно непригоден для желающих превзойти эти уровни. Я уже говорил о том, что цель психологии – изучение психических процессов и универсальных законов и механизмов этих процессов. Вы изучаете материал и сдаете экзамен, результат которого оценивается профессиональной общностью (Сангхой), получая право обучать этому знанию других.

Путь через измененные состояния сознания – всегда острый эксперимент, где вы не «студент» и не «преподаватель», а нечто принципиально иное, и чем больше вы «знаете», тем путь труднее. В конце концов, вы приходите к необходимости собственного выбора, и ни вы-прежний, ни ваши прежние учителя уже ни в чем не смогут вам помочь. В доказатедьство приведу слова самого Кена Уилбера, ступившего ЗА порог, за которым нет ни психолога, ни разного рода психологий:

«Медитация – непрерывный инструментальный путь трансценденции. А поскольку трансценденция есть синоним развития, то и медитация есть непрерывное развитие и внутренний рост. Это естественное и упорядоченное развертывание последовательных и более высоких единств, пока все потенциальное не станет актуальным, а все фоновое бессознательное не развернется как сознание. Это именно то, что следует делать индивидууму на нынешней стадии человеческой эволюции».

Можно только порадоваться тому, что сегодня такое широкое распространение получило это древнейшее, но для большинства западных людей новое средство достижения особых состояний сознания. Именно СРЕДСТВО, но не цель. О том, что «следует делать индивидууму на нынешней стадии человеческой эволюции», мы  поговорим дальше. Тех же, кто желает ознакомиться с медитацией и медитативными техниками, я адресую к надежным и основательным руководствам:

- «Медитация» - Юри Каптен; «Медитация» - Шри Чинмой; «Высшее сознание» - П.Рассел, «Мистический космос» - Е.Файдыш; «Основы йоги» - Шри Ауробиндо; «Мистицизм звука» - Хазрат Инайят Хан, а также "Шесть исцеляющих звуков" и «Внутренняя улыбка» - Чиа Мантэк, «Психосинтез» - Р.Ассаджиоли и «Система ДЭИР» - Д.Верищагин.

Должен предупредить, что самостоятельное освоение любого вида  психотехник, к которым относится и медитация, вещь не безопасная и требующая великой осторожности и последовательности в их изучении. В то же время, несмотря на значительное количество самых разнообразных школ и курсов по обучению базовым психотехникам, никогда нет гарантии, что вы попадете к единственному предназначенному для вас Учителю, поэтому не торопитесь с выбором. Выбрав же, идите спокойно и смело - ведь, как гласит народная мудрость, даже самая длинная дорога начинается с первого шага…

***

Иллюстрация: Гилберт Уильямс