Санаторные наблюдения

Татьяна Дружинина
     Санаторий «Марциальные Воды» встретил тепло и приветливо, как старых друзей, которых ждал лет десять. Три грации советских времён в чистых струях воды перед входом приятно радовали глаз и приглашали войти в корпус.
     Всё ладилось у двух подруг с самого начала: и номер оказался удобным, и доктор радушный, и завтрак – просто обалденный. А дальше потекли  дни-денечки отдыха от семьи, от внучков, от работы любимой.
     До обеда – бег по оздоровительным процедурам, походы к источнику за целебной водой. А вечером – шопинг и культурные мероприятия.
     Люди в санатории собрались самые разные, со всех концов нашей большой страны, типажы – только наблюдай внимательно! Итак, мои «удивляшки-наблюдашки».
***
    История возникновения санатория «Марциальные Воды» интересна и богата. Идем знакомиться с ней в местный музей, расположенный в деревянной избе, построенной в 1870 году, о чем говорит табличка на ней. Все экспонаты уместились в одной комнате: железные болванки, старые фотографии, стол и стул, за которым, по преданию, работал сам Петр I.
    При входе нас встретил худощавый человек, увлеченный историей своего края. Лицо типичного карела: впалые глазницы, ярко выраженные скулы, черная бородка. Слушать его – одно удовольствие, так много он знает о своем предмете, живо и увлеченно рассказывает о Петре I, смело выдвигает гипотезы, при этом честно говорит, что это – его личное мнение.
В который раз думаю о том, как странно устроена жизнь великих мира сего: сотни умерших от холода и голода крестьян на добыче железной руды – и пуды металла для молодой русской армии. Петр принимал решения, брал на себя ответственность перед Богом за погубленные души во имя процветания Государства Российского.  Мучали ли его по ночам эти мысли, хорошо ли спал государь здесь, среди карельских лесов и болот?
***
Единственное строение, оставшееся со времен Петра I – деревянная церковь. Говорят, что сам Император выбирал для неё место на холме, сделал чертежи постройки, продумывал интерьер. Поэтому в ней интересным образом сочетается древнее русское и новое для Петра западное.
    Шлемовидный купол закончен острым готическим шпилем, сама церковь имеет несколько соединенных шестериков, длинную резную лестницу, ведущую к паперти.
Иконы деисусного ряда написаны в морском стиле, сине-белое во всем. Лица ангелочков второго ряда имеют очень индивидуальные черты, говорят, что их сделали с лиц придворных по просьбе самого царя. Лица разные: глуповаты, недовольные, раздраженные, не всем хотелось жить подолгу среди болот и комаров карельского края.
    Вдоль стен – две длинные лавки для прихожан, они – с петровских времен, совсем не характерны для православных храмов.
Хоры – в форме застекленного закрытого балкона, напоминающего командирскую рубку современного корабля. Говорят, на этих хорах любил сидеть во время службы Государь.
    Рядом с аналоем – три высоких деревянных подсвечника, выточенных (по преданию) самим Петром.
    Удивительно, что церковь сохранилась почти в первозданном виде (поправлена кровля и заменены полы). Даже в годы великой отечественной войны, а в Карелии шли ожесточенные бои, в эти годы, когда был дан приказ уничтожить церковь, чтобы она не стала наблюдательным пунктом бело-финнов, что-то сохранило её, оставив для потомков. И когда сидишь на скамье, слушаешь пение певчих (пусть даже в записи), то очень легко, закрыв глаза, представить Петра, Екатерину, царскую свиту, стоящих в полумраке храма, и тогда понимаешь, что двести лет для истории – ничтожно малая величина.
    Пусть же живет и удивляет нас Петровская церковь в местечке Марциальные Воды!
***
    Под  окном нашего номера растет удивительная береза, сразу видно, что ей много лет: ствол местами стал совсем трухлявым, корни, как натруженные вены, вылезли из-под земли. Но самое интересное, что совсем рядом с ней, обнимая её, растут три молодых березки. И стоит эта белоствольная семейка, будто трое выросших детей поддерживают свою престарелую мать, а она своей высокой густой кроной укрывает их от дождя, ветра и палящего солнца.
***
    Возле физиокабинета стоит совсем пожилая пара. Жена выговаривает мужу за то, что он где-то оставил свой мобильный телефон, и не помнит, где.
    - Как я теперь свяжусь с тобой, ведь время процедур у нас – разное?!
    Муж, опустив голову, стоит, как маленький ребенок, виноватый и несчастный.
    Как хорошо, что рядом со старым и немощным человеком есть свой командир, берущий на себя ответственность за более слабого супруга!
***
    Творческая встреча с местными авторами. В зале – человек тридцать. Свои «мысли», которые ему передают «свыше», читает, чуть завывая, мужчина лет шестидесяти. Простое лицо, волосы, тронутые сединой, 7-й ребенок в семье (по словам самого автора), много лет работал сварщиком и – «я общаюсь с параллельными мирами, я – избранный свыше».
    Сижу, чуть обалдевшая, и думаю: «Он это серьезно или прикалывается над нами?» Похоже, серьезно. Несколько человек встают и уходят. Нас с подругой останавливает второй автор, запевший песню. Прекрасный гитарист, отличная вспомогательная фонограмма с записью аккордеона, приятный мужской голос, а главное, совершенно незнакомая, льющаяся ручейком мелодия!
    И если бы не странные мысли первого автора (кстати, очень банальные), то впечатление от встречи было бы хорошее. С ними приехал их третий друг, который снимал видео, активно фотографировал авторов с разных ракурсов, с обожанием внимая им. Поэт при этом с удовольствием позировал, распрямляя плечи, загадочно улыбаясь.
   И вдруг мне подумалось: «Вот трое взрослых мужчин, по каким-то причинам  застрявших в юности. Не наигравшись когда-то, не найдя себя в жизни, обращаются они вдруг к творчеству, как к спасительной соломинке. Творят в меру своих способностей, несут свои творения людям, получая удовлетворение от аплодисментов, улыбок и добрых слов. Неисповедимы пути твои, Господи!
***
    Замечательная процедура – аромотерапия. Человек 12 устраивается в удобных покачивающихся креслах. Молоденькая медсестра,  волнуясь, начинает читать нам о растении, которым мы сегодня будем дышать. Сразу видно, что девочка работает  совсем недавно, она внимательно смотрит в свой конспект, смешно шмыгая носом, старается  не пропустить ни одного слова.  Затем, стесняясь, не глядя на нас, она быстро проговаривает, под какую музыку мы будем дышать, быстро выключает свет и покидает комнату, плотно прикрыв дверь.
    А мы остаемся одни с музыкой и запахом лаванды, мяты  или герани.        Удивительное состояние: 30 минут полного одиночества в темноте, со своими мыслями и чувствами!
***
    Сегодня в гостях у отдыхающих – самодеятельные артисты из города Беломорска, ансамбль песни и танца «Северянка». Под звуки музыки на импровизированную сцену выплывают женщины в чудесных национальных костюмах, синих с белым. Вперед делает шаг ведущая, невысокая, полноватая, немного смешная. Но как только она улыбнулась и начала  говорить своим густым сильным голосом, забываешь про её внешность. От неё идет такая энергия, что хочется слушать  и слушать.
    А потом зазвучали песни -  лирические, народные, разудалые. Хочется подпевать, это видят и артисты, поэтому, пожалуйста, - вытаскивают отдыхающих на конкурс. Ведущая, та самая, с очаровательной улыбкой, не переставая говорить, какие замечательные люди собрались в зале, приглашает участников для игры.
- Мне нужен красавец мужчина, и это, конечно, вы! – она подходит к лысому плюгавому старичку, который тут же распрямляет плечи, чувствуя себя суперменом, и выходит за ней.
- А теперь мне нужна подтанцовка!
Я не выдерживаю, выскакиваю еще с двумя дамами на площадку.
- Посмотрите, это самая лучшая подтанцовка всей Карелии! – воодушевленно объявляет ведущая.
    И начинается веселое действие: мы дружно танцуем, соревнуясь с мужчинами. Зал весело слушает меткий комментарий ведущей, которая не умолкает ни на минуту. И так всем хорошо, что когда заканчивается концерт, и нам предлагают сфотографироваться на память с артистами, все дружно устраиваются, усаживаются,  как старые друзья. И вспоминаешь слова нашего классика, и понимаешь, как он был прав, говоря о том, что самая большая ценность – человеческое общение!
***
    Нас увозил из Карелии фирменный  скоростной поезд «Ласточка». Посадка в Петрозаводске началась за пол часа до отправления и,  несмотря на многочисленных пассажиров, шла спокойно и быстро. Проводники – молодые вежливые люди в четко подогнанной форме серого цвета, ничего раздражающего глаз. Перед отправлением вдруг зазвучала песня, приятный женский голос пел «Долго будет Карелия сниться…», стало немного грустно и захотелось вернуться сюда еще раз.
    Удобно устроившись в кресле, закрываю глаза, «Ласточка» стремительно летит к дому, а я внимательно слушаю окружающую меня действительность. Какие разные  звуки! Визжат и хрюкают колеса под вагоном.  Вот взрыв смеха:  молодые девчонки играют во что-то. Катятся колеса тележки, тихий голос проводника предлагает кофе. Ребенок что-то восторженно рассказывает родителям. Воркующий ласковый голос девушки, разговаривающей по телефону. И успокаивающий шелест страниц книги у соседки, - звуки мирной человеческой жизни, спокойной и счастливой, будто и нет нигде в мире страшных звуков войны, террористических актов. Господи, спаси нас и сохрани!