Всякая жизнь интересна

Маргарита Бахирева
    Автор книги «ОЗАРЕНИЕ» Нина Францевна Горелышева – профессиональный журналист. Член Союза журналистов. Она  много проработала в газетах. Ее творчество неоднократно  отмечалось наградами.

   Но, еще не зная всего этого,  уже  в самом начале чтения книги, я  поняла, что передо мной советская литература. Сейчас так не пишут. Это чувствовалось и по позитивному настрою, идейности и, конечно, по  самим героям очерков. Герои Горелышевой – не олигархи, не бандиты или какие-то там нравственные уродцы, которыми кишит нынешняя литература даже так называемых «классиков при жизни», а простые люди – скромные, порядочные, в том числе коммунисты. Это  честные труженики, как Мария Алексеевна Морозова,  полвека проработавшая на  заводе РТИ прессовщиком, удостоенная многих наград, а также почетного звания «Дочь города» или Валентина Александровна Куликова, освоившая многие тяжелые рабочие профессии: механизатора, тракториста, но оставшаяся  к тому же искусной кружевницей, работы которой отмечались дипломами и наградами на выставках. Это талантливые педагоги, как Андрей Иванович Шевелев, преподаватель математики Пышминской средней школы,  или просто мужественные люди, стойко борющиеся со своим трагическим недугом, но сохранившие в себе достоинства настоящего человека. Я не стану перечислять всех героев книги, скажу лишь, что они -  красивые люди:  добрые, порядочные, зачастую не слишком богатые,  но не способные  «лбом» и «локтями» пробивать себе, может быть, и заслуженные, жизненные блага, те самые бессребреники, которые еще совсем недавно, в отличие от нынешнего времени, пользовались всеобщим уважением в обществе.  Вы прочтете о них в разделе «Судьбы».

   Хочется отметить, что и сама автор – из когорты своих героев. Она тоже по первому зову, а иногда и просто по зову собственной души  бросается на встречу людям, часто незнакомым, но нуждающимся в ее помощи. Или  на призывный  клич  по телевидению С.С. Гейченко, «Михайловского домового»,  едет волонтером в «Пушкиногорье»,   а то -   в детский дом–интернат удивительного педагога А.А. Католикова. Как профессиональному    журналисту и  просто одаренному человеку, Нине Францевне интересно все, но  ко всему она хочет  быть лично причастной. Именно поэтому все написанное автором вызывает неподдельный  интерес.
Назову лишь разделы книги: «Дети войны», «Озарение», «Судьбы», «По городам и весям».

    Особо трогают трагические страницы этого повествования: паломничество  к месту гибели отца – «врага  народа» в Унжлаг – «территорию насилия и скорби»  и долгие поиски родственников отца в других странах, а также свое неприютное детство в качестве дочери безвинно заклейменного родителя.
Есть в книге и другие интересные материалы: о декабристе Рылееве - совершенно незнакомый  материал,  о Верхотурье  - славном городе, «потерянном в горах и снегах» и многое другое.

    Написана книга чистым, грамотным, литературным языком. Ее отличает разнообразие  жанров. Это и очерки, и короткие зарисовки, воспоминания, исторические  и генеалогические исследования и др.

   Я не ставила себе целью  - дать подробный  анализ опубликованного материала. Да, думаю, автору – профессиональному журналисту, это и не нужно. Скорее всего, она разбирается в этом не хуже меня, а, может быть, и лучше.  Я делюсь чисто читательским впечатлением  от прочитанного.   При этом добавлю.

   Хорошо, что опубликована книга именно сейчас. Есть надежда, что ее прочтет молодое поколение, которое уже воспитано на  новых героях и других нравственных ценностях.

   Философ Валентин Толстых в своей статье  «Неразумное устройство», которой завершилась недавно дискуссия о Судьбах России, проведенная «Литературной газетой», пишет: «Но, увы, не верю, что этот призыв (статья президента Медведева  «Россия, вперед!»)  отрезвит тех, кто с упорством, достойным лучшего применения, вот уже четверть века беспардонно поносит Россию и сводит ее историю к одной лишь несуразице, хаосу, непорядкам и порокам. А весь советский период, не заметив здесь никаких завоеваний и светлых сторон, – к репрессиям, насилию и жестокости.
…Гораздо полезнее сегодня заняться самочувствием собственного населения, особенно молодых поколений, формируя у них уважительное и признательное отношение к прошлому».

  И еще. Книгу Н. Горелышевой  нельзя назвать чисто мемуарной. А между тем, именно искренняя мемуарная литература сейчас вызывает повышенный интерес у читателя. Недавно мне даже довелось услышать в выступлении по радио социолога о том, что хорошо было бы,  если люди старшего поколения  написали о своей жизни, но честно, без художественного вымысла. Это – бесценный материал для будущих историков. И даже  была высказана мысль, что неплохо бы им платить за это.  Но  плата, это конечно,  дело сомнительное, однако написание воспоминаний в той или иной форме, несомненно, занятие интересное. И, я бы сказала, более полезное, чем не очень талантливое  наше художество. Для души лучше читать классиков.
Поэтому закончу  словами Герцена:

    «Кто имеет право писать свои воспоминания?
Всякий.
Потому,  что никто их не обязан читать.
Для того чтоб писать свои воспоминания, вовсе не  надобно быть ни великим мужем, ни знаменитым злодеем, ни известным артистом, ни государственным человеком, - для этого достаточно быть просто человеком, иметь что-нибудь для рассказа и не только хотеть, но и сколько-нибудь уметь рассказать.
Всякая жизнь интересна; не личность – так среда, страна занимают, жизнь занимает. Человек любит заступить в другое существование, любит касаться тончайших волокон чужого сердца и прислушиваться к его биению…
Он сравнивает, он сверяет, он ищет подтверждений, сочувствия, оправданья…
Но могут же записки быть скучны, описанная жизнь бесцветна, пошла?
Так не будем их читать – хуже наказания для книги нет».