На виниловых дисках. Пётр Лещенко

Александр Соханский
       В 30-е годы прошлого века широкой популярностью у ценителей русских песен и цыганских романсов пользовался зарубежный певец Пётр Лещенко. Он не выступал на эстрадных сценах, не участвовал в советских радиопередачах, хотя его песни часто звучали на радио Румынии, Болгарии, Югославии. С исполнительским талантом Лещенко советские любители знакомились по граммофонным пластинкам, записанным им на западных фирмах звукозаписи. Эти пластинки привозились в Советский Союз контрабандным путём и продавались на «чёрном рынке».
       Многие десятилетия имя Петра Лещенко было окружено ореолом загадочности. О нём ходили самые невероятные слухи. Его называли эмигрантом, белогвардейцем и даже предателем Родины. Понятно, что даже прослушивание его записей могло грозить серьёзными неприятностями.

       Как получилось, что Пётр Лещенко оказался за границей России?
       В 1918 году боярская Румыния оккупировала входившую в состав России Бессарабию, в которой проживала семья Лещенко. Одарённый молодой артист оказался за рубежом, где и прошла вся его дальнейшая жизнь. К этому времени двадцатилетний Пётр Лещенко серьёзно занимался народными танцами, освоил техничную игру на гитаре, прекрасно владел от природы поставленным голосом — сочным баритоном широкого диапазона.
       В выступлениях артиста зрителей привлекало темпераментное воплощение стремительных танцев и колоритное исполнение русских, украинских и цыганских песен.

       Ощущая недостаток профессиональной подготовки, Лещенко в 1923 году поступил в балетную школу в Париже, чтобы увереннее чувствовать себя в танце.
       В Париже Лещенко познакомился с девятнадцатилетней латышкой Зинаидой Закит, приехавшей с гастролями хореографического ансамбля из Риги. Спустя два года они поженились. Подготовив несколько совместных эстрадных номеров, супруги с огромным успехом выступали в ресторанах и ночных клубах, а затем отправились в турне по странам Европы, Азии и Африки.

       В середине 30-х годов Лещенко создал замечательный семейный музыкально-хореографический ансамбль, в состав которого, кроме него и жены, вошли его сёстры — одарённые танцовщицы Валентина и Екатерина.

       В 1930-е годы Лещенко подписал контракт с румынским филиалом звукозаписывающей фирмы «Columbia», с которой записал около восьмидесяти песен. Несколько раз он бывал в Риге, где на фирме «Bellaccord» записал на пластинки более шестидесяти своих песен и романсов. Записывался Лещенко также на фирмах «Parlophone», «Electrecord».
       В его репертуаре были народные, цыганские и старинные песни, а также песни собственного сочинения «Не уходи»,  «Андрюша», «Сеньорита», «Давай простимся», «Друзья» и другие. Особым успехом пользовались записанные им эстрадные песни в ритме танго и фокстрота, которые специально для певца писали такие композиторы, как «король танго» Оскар Давыдович Строк («Моё последнее танго», «Голубые глаза», «Спи, моё бедное сердце», «Синяя рапсодия», «Не покидай», «Чёрные глаза» и другие), Марк Григорьевич Марьяновский («Марфуша», «Татьяна», «Барселона», «Настя-ягодка», «Миранда», «Рюмка водки» и другие). Позднее появились записи песен Исаака Осиповича Дунаевского из кинофильмов «Весёлые ребята», «Цирк» и «Дети капитана Гранта» («Сердце», «Капитан», «Спой нам, ветер» и другие) .
       Пластинки Петра Лещенко издавались огромными тиражами во многих странах, проникали они и в нашу страну.
       Его без труда узнаваемый голос, своеобразные песенки, зачастую написанные им самим, под которые было приятно отдыхать или танцевать, звучали на всех континентах. Причём никого из зарубежных почитателей не смущало, что артист пел на незнакомом им русском языке. 
       Граммофонные пластинки (всего было сделано около 180 записей) сохранили живой и выразительный голос Петра Лещенко, его своеобразную певческую манеру и, в известной степени, его актёрское мастерство.

       Накануне второй мировой войны Лещенко находился на пике творческого успеха. Начало военных действий застало его на гастролях в Париже. С большим трудом ему удалось вернуться в Бухарест, где он был владельцем большого ресторана «Пётр Лещенко». Ресторан был оформлен в русском стиле. Здесь выступал оркестр, состоявший из талантливых музыкантов. Пётр Константинович играл на гитаре и пел. Имелся небольшой цыганский хор, три солистки, в их числе известная румынская певица Алла Баянова.
       В этот период возник дуэт Петра Лещенко и молодой пианистки и певицы Веры Белоусовой, ставшей впоследствии его второй женой.

       После освобождения Румынии советскими войсками  от фашистской оккупации, Лещенко ежедневно давал бесплатные концерты в госпиталях, гарнизонах, офицерских клубах советских войск в Румынии. Однажды на его выступлении присутствовали маршалы Г.К.Жуков и И.С.Конев.

       Но путь в Советский Союз был для Петра Константиновича закрыт. В годы сталинского культа личности его творчество не только замалчивалось, но и было под запретом, как и тысячи его грампластинок, после победы над фашизмом ввезённых демобилизованными воинами в нашу страну в качестве трофея.

       В 1951 году на концерте в г.Брашеве артист был арестован румынскими органами госбезопасности. Жизнь Петра Константиновича Лещенко оборвалась в тюремной больнице в июле 1954 года.
       В 1952 году советский военный трибунал осудил Веру Георгиевну Белоусову-Лещенко. В июне 1954 года Верховный суд СССР не усмотрел в её действиях измены Родине и, по амнистии 1953 года, Вера Георгиевна была освобождена и полностью реабилитирована. До выхода на пенсию она работала артисткой Москонцерта.

       Сложным и тернистым был путь признания Лещенко в нашей стране. Слава Петра Константиновича Лещенко пережила его самого. Ни гонения, ни запреты на его пластинки в прошлом не умалили ценности его творчества.
       Впервые творчеству певца были посвящены несколько передач Всесоюзного радио в 1988 году в связи с 90-летием со дня рождения Петра Константиновича. Одновременно в газетах появились первые публикации о нём, а фирмой «Мелодия» была выпущена первая долгоиграющая пластинка.
       Всего с 1988 года по 1991 годы вышла серия из шести долгоиграющих дисков «Поёт Пётр Лещенко» (фото в начале статьи), на которые перезаписаны 84 песни из собрания пластинок 1930-х годов коллекционеров Москвы и Центрального государственного архива звукозаписей СССР.
       По непонятным причинам тираж каждого из выпущенных альбомов, судя по сведениям на конвертах, колебался в широких пределах от 3400 ( выпуск 2) до 23000 экземпляров (выпуск 3). Поэтому полную коллекцию из шести пластинок серии «Поёт Пётр Лещенко» удалось собрать немногим. Тем не менее, в коллекции автора имеются все шесть дисков, изготовленных разными тиражами на заводах грампластинок в Апрелевке, Ленинграде и в Ташкенте.
       А, может быть, у кого-то есть и последующие за шестым диски?… 


      



       Александр Соханский,
               июнь 2016 г.
 

       По материалам статей к серии пластинок «Поёт Пётр Лещенко»