Двоевластие в революционной России. 1917-1918

Юрий Бахарев
После свержения монархии  в феврале 1917 года в России образовалось двоевластие: Назначенное самопровозглашенным органом Временным Комитетом Государственной Думы (ВКГД) Временное правительство (ВП) и выбранные народом Советы рабочих и солдатских депутатов. (СД) во главе  с Исполкомом Петроградского Совета рабочих депутатов. (Петросовет).

Пока во главе Петросовета стояли Чхеидзе и Керенский, входящие во ВКГД, проблемы во взаимоотношении двух властей, всё же, решались.

Временное правительство попыталось ликвидировать двоевластие, вытеснив большевиков из Петросовета, для чего был организован судебный процесс с обвинением большевиков  в том, что они вошли в соглашение с агентами враждебных государств в целях дезорганизации армии и тыла

Материалы Особой следственной комиссии Временного правительства  были рассекречены только 1990 году, и из них стало ясно, следователям не удалось найти материал для осуждения указанных лиц. Самые главные обвинительные документы оказались фальшивкой. Все арестованные по этому делу большевики были выпущены.

Но по мере развития революции в России власть в Петросовете, законным, выборным образом перемещалась к большевикам.

 31 августа 1917 года,  когда Чхеидзе Н.С., Гоц М.Р., Дан Ф.И., Церетели И.Г., Чернов В.М. - подали в отставку,  и  большевики составили большинство в Петросовете.  Председателем исполкома Петроградского Совета был избран Троцкий.

Во время Корниловского мятежа именно вооруженные силы Петросовета, помогли остановить наступающую на Петроград «дикую дивизию» генерала Крымова, что также сказалось на авторитете Временного правительства.

24 октября 1917 произошёл окончательный  разрыв Петросовета с Временным правительством.
К этому моменту, кроме выборной власти СД и не легитимно назначенным ВП, существовала вполне реальная сила неуправляемой военной толпы, которая порой выступала и против СД и против ВП. От того, кто сумеет укротить эту силу, и зависело решение проблемы двоевластия.

25 октября на Втором Всероссийский съезд Советов, выполнивших функцию парламента, большевики укротили эту силу, провозгласив известные лозунги: Власть - Советам, Фабрики - рабочим, Землю - крестьянам, Мир - народам.

Большевиков поддержало абсолютное большинство депутатов съезда, одобривших свержение не легитимного Временного Правительства и передачу власти на местах СД.  II Съезд Советов сформировал правительство, Совнарком во главе с Лениным.

Через два дня после перехода всей полноты власти к Советам, Совет народных комиссаров принял и опубликовал за подписью В. И. Ленина постановление о проведении 12 ноября  всеобщих выборов в Учредительное собрание. (УС) Но не был определён кворум УС, поэтому 26 ноября Совнарком определил, что УС состоится по мере прибытия 400  депутатов.

5 января 1918 года УС было открыто. Большевики и левые эсеры имели на первом заседании 155 мандатов, антисоветские фракции  255 мандатов. Заседание УС открыл большевик Я. Свердлов и предложил  написанный В. И. Лениным проект «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», 1-й пункт которой объявлял Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Декларация повторяла резолюцию съезда Советов об аграрной реформе, рабочему контролю и миру. Однако Собрание большинством  голосов отказалось даже обсуждать большевистскую Декларацию. В знак протеста, большевики и левые эсеры покинули зал заседаний, лишив его кворума.

 Численность оставшихся депутаты составляла только 33 % от полного  числа депутатов УС. В 4 часа утра следующего дня фразой «Караул устал» была прекращена работа, ставшего недееспособным, УС

Фактически, большевикам разгон УС был не нужен. После ухода большевиков и левых эсеров кворума не было, и любые решения Учредительного собрания были не правомочны.

 Задним числом, когда видны все негативные последствия использования административных мер по прекращению деятельности УС, можно говорить о том, что большевики не проработали более изящный вариант нейтрализации конкурирующего органа власти, который можно было объявить недееспособным по процедурным мотивам.

Таким образом, двоевластие между большевиками и правыми эсерами разрешилось в пользу большевиков, в момент ухода из зал заседаний, может быть, не очень изящным, но вполне легитимным образом.