Язык и смысл

Поляков Лёша
Недавно  был  в гостях у брата,  все-таки 75 лет. Выпивали, болтали.  Разговор получался как салат на столе – маленькие кусочки из разных тем. Поэтому я спросил Вову что  поделывает сейчас. Оказалось - он не забросил свою старую тему – биологическая эволюция – тему его докторской, написанной лет 30 назад.  Вова, видать тугодум ;  -  продолжает …  и не находит дна для обоснованной точки. Про Дарвина брат говорит, что к эволюции он отношения не имеет. Далее Вова заговорил о языке, как основы для понимания передачи биологической информации. Я возразил брату, услышав, что язык – это коммуникация между двумя объектами.  Мне всегда казалось, что язык это способ думать, т.е. используется одним объектом и только для себя. Разговор далее сорвался с этого интересного мне сюжета и заскакал по  персонажам и анекдотам: я же был не единственным гостем. Выпили и закусили обильно и вкусно: Вова – мастер делать плов, салаты, чай.  Уже пара недель миновали как я переварил его угощения, а вот мысль о цели, предназначения языка – не усваивается: не принимается моим организмом услышанное от брата.  Видать и я – тугодум. :)  Если язык – это общение двух и более объектов, то зачем мне язык, когда я наедине с самим собой.  Как, посредством чего я думаю, мечтаю, воображаю ?  Слова всё время возникают как точки опоры, по которым мои мысли и чувства куда-то пробираются в моих фантазиях и размышлениях. Более того :  слова, которые используют мои нафантазированные персонажи поворачивают и управляют моими фантазиями. Но эти персонажи – это же не самостоятельные объекты, с которыми я коммуницирую. Это же я сам ?!  И вообще, каким образом я думаю? Обязательны ли языковые конструкции для думания?  Я замечал, что результат обдумывания частенько разбивался на промежуточные вопросы, из ответов на которые и получалось общее решение – мысль с которой я соглашался. Однако эти промежуточные решения возникали в моём сознании как готовые, неразборные единицы;  возникали вдруг,  непонятно как и явно  без участия языковых помощников.  И инстинктивные, защитные реакции тоже я делаю не обсуждая с самим собой как мне уберечься от огня, машины, сосульки, падения на скользком и т.п.  И сильные чувства типа страсти, амока – тоже гоняли меня бессловесными кнутами.  И животный мир существует без помощи языковых изысков.  Вот простой опыт, демонстрирующий участие слов внутреннего языка в принятии решения и неучастие его в других случаях. Представим улицу, обычное движение машин.  Диалог с самим собой предлагает опыт: перейти дорогу с открытыми глазами, а потом – снова пересечь дорогу, но уже зажмурясь. Первая часть эксперимента понятна и легко выполняется, а вторая – без всякого внутреннего диалога – невыполнима:  бессловесный ужас останавливает. Значит есть способ восприятия, реагирования  без слов. Это интересно.  Нужно попробовать перестать мечтать, идя на работу или обратно, и  получать впечатления от пребывания в состоянии без внутреннего разговора с самим собой. Мечты и фантазии – это как кино, не немое кино, а заполненное представляемыми диалогами. Сюжеты таких фантазий – анестезия от реальности, от времени: незаметно преодолевается расстояние и тяжесть от усталости и скуки. Плата за такое обезболивание – это упущенное понимание реальности от пребывания в ней, потери в фокусе и быстроте реакций.  Я попробую прогнать скуку не фантазиями а удержанием себя в состоянии внутреннего безмолвия и осознавания что же и как воспринимается. Это м.б. интересно. Кстати, это практически и является медитацией,  о пользе которой много болтают.  И ещё … припоминается, что Мережковский в «Вечных Спутниках», говоря об Ибсене, обращает внимание на несоответствие диалогов, слов, скажем в «Норе»,с истинным содержанием задумки автора. Т.е.  описание поступков и разговоров – лишь намекают на настоящее содержание смыслов автора. Впрочем, всё символическое искусство – таково: символы – никогда чётко не понимаемы, они – указывают направление. Мне  захотелось найти свой язык…, наверное, он  будет скудным, но зачем мне океан речей из демагогических, лживых, ненужных для меня слов, в котором я уже давно устал плавать и ничего интересного не вижу. Да ещё сам поливаю на себя, как из душа, внутренним таким же демагогическим, навязанным словесным потоком.  Я легко могу назвать себе людей вроде бы нашедших свой истинный  язык.  Из общеизвестных – это Кашпировский или Нуриев: слушая их общение (по телеку) с людьми я удивлялся и откровенности, и бескомпромисности  главного их вектора, принципа: «Я так хочу»     Это тяжелые в общении, думаю – одинокие, но интересные, помимо их талантов, люди.  Конечно, их яростная заинтересованность смывает демагогию и фальш, но, думаю, что и они в сетях, правда, лучшего качества. Большинство маскирует свои желания, и не старается их осуществлять.