Часть 4 - Человеческий цикл...

Фокас Владимир
Система  концентрированного  опыта  (СКО),  базовые  перинатальные  матрицы  (БПМ).  Реальность  тонкая  и  реальность  виртуальная. 

До-жизнь... Сегодня  под  ней  понимается  период  внутриутробного  развития  плода  от  момента  слияния  половых  клеток  до  момента  рождения  ребенка.

Принято  считать,  что  СОЗНАНИЕ -- что  бы  под  этим  не  подразумевалось -- есть  первая  реальность,  вступающая  в  свои  права  после  физического  воссоединения  сперматозоида  и  яйцеклетки.  Некоторые  ученые  высказывают  предположение  и  о  том,  что  это  воссоединение  является  не  только  наследственно-генетическим,  но  и  разумно-избирательным,  предусматривающим  некий  аналог  сознания  на  уровне  клеток.

В  эзотерической  традиции  такое  понимание  присутствует  давно;  есть  оно  и  в  традиции  религиозной,  если  понимать  Дух  как  Универсальное   Сознание.  В  ней  же  принято,  что  Творец  своим  «вдохом»  в  материальное  (прах)  привносит  Жизнь,  определяющую  человека  как  «Душу  Живую».  Таким  образом,  Дух  и  Душа  определяют  Божественную  Сущность  созданного  Существа,  а  жизнь – это  способ  его  существования,  союз  физического  и  сознательного (Духовного).

Иными  словами,  Дух  и  Душа  в  человеке  изначальны,  это  есть  первый  Дар;  разум  же  появляется  позже.  Суть  его  двойственна:  качество  разумности  есть  одновременно  и  Дар,  и  Проклятие.

С  этой  точки  зрения,  Душа  никак  не  может  быть  «внедрена»  в  человеческий  эмбрион,  она  есть  его  Суть  и  Сущность,  несущая  на  себе  «печать»  и  «личную  подпись»  Творца;  она  есть  неотъемлемая  часть  Замысла,  без  которой  невозможно  эволюционное  движение  в  мире.

Сегодня  доказано,  что  при  слиянии  половых  клеток  происходит  взрывообразное  высвобождение  энергии  преимущественно  светового  (фотонного)  спектра.  Этот  факт  мгновенно  включает  рождение  (сотворение)  человека  в  цепь  общего  творения  через  реальность  Большого  Взрыва  с  высвобождением  энергии  и  библейским  «Да  будет  Свет».

В  буддистской  традиции  нет  описания  «перворождения»,  в  отличие  от  Веданты,  зато  есть  утверждение,  что  после  распада  физических  оболочек  (являющихся  плотными  иллюзиями)  остается  САНСКАРА – фиксированное  представление;  комплекс  (пучок)  ассоциаций;  запечатление;  привычная  реакция,  сформировавшаяся  в  прошедшей  жизни.  Именно  эта  связка  (пучок)  ассоциаций  и  возвращается  в  поле  физического  проявления,  т.е.  в  эмбрион.

  Идея  Кармы  как  морально-этического  Закона,  и  реинкарнации  как  следствия  исполнения  этого  Закона,  определяющего,  в  каком  теле  и  в  каком  качестве  происходит  это  перерождение,   появилась  значительно  позже.
 
В  трансперсональной  психологии  принят  термин  СКО – система  конденсированного  (концентрированного)  опыта.  Методики,  применяемые  для  активизации  внесознательного,  действуют  как  сканер,  позволяя  выявлять  наиболее  плотные  энергетические  и  эмоциональные  комплексы,  достаточно  устойчивые  и  автономные.  В  дальнейшем  это  понятие  было  распространено  на  уровень  посмертного  существования,  где  формируется  единая  система  СКО,  обладающая  квазижизнью  и  квазисознанием.

Термин  «перинатальный»  означает  «вокруг»,  «около»,  «поблизости»  рождения.  Исследования  трансперсональных   психологов  доказывают,  что  перинатальная  память  содержится  ВНЕ  мозга  и  ЦНС.

По  восточной  традиции,  такая  память  принадлежит  физическому  тонкому  телу  и  кармической   сути,  трактуемой  как  единство  причинно-следственных  отношений – биологических,  морально-этических,  социально-групповых,  культурно-исторических,  религиозных  и  онтологических.

Четыре  главных  базовых  перинатальных  матрицы  (БПМ)  определяют  основные  периоды  внутриутробного  развития  и  процесса  рождения.  Человек,  погуженный  в  транс  по  специальной  методике,  сохраняет  самоощущение  и  самоидентификацию;  отчет  о  пережитом  всегда  ведется  от  имени  "Я",  но  никогда  от  имени  «Он»,  «Она»  или  «Они».

  Материалы  исследований  имеют  самый  разнообразный  характер  и  вариируют  у  каждого  исследуемого.  Причина  такого  разнообразия  пока  неясна.  Согласно  концепции  М. Ньютона,  это  зависит  от  степени  развитости  Души,  входящей  в  физическое  проявление.

Сам  же  спектр  переживаний  воистину  безграничен;  в  первую  очередь,  это  элементы  и  архетипы  коллективной  памяти  человечества  и  архивов  природы,  связанных  с  животным,  растительным  и  минеральным  царствами.

В  первой  стадии  нередки  переживания  космического  пространства  и  сознания,  иногда  выступающего  в  виде  океанического  сознания.  Почти  обязательно  присутствует  видение  «царства  небесного»  или  «звездного»  с  радостным  и  гармоничным  существованием  различных  форм  жизни,  прекрасным  небом,  чистым  светом  Солнца  и  сверканием  живых  Звезд,  изумительными  цветами  и  разумными  растениями.  Характерно  отсутствие  понятий  времени  и  пространства  Чувство  единства  и  абсолютной  взаимосвязанности  Бытия,  глубокая  любовь  к  Творцу  являются  характерными  для  этой  БПМ -1.

Далее  появляются  архетипические  и  мифические  образы  Сил  Зла,  а  также  фигуры  вечно  проклятых  (Агасфер,  Ирод,  Прометей,  Сизиф  и  т.д.),  которым  противостоят  Силы,  Существа  и  Присутствие  Божественной  Иерархии;  кроме того,  могут  присутствовать  Духовные  Учителя,  помогающие  человеку  выстоять  в  этой  вселенской  борьбе. 

  Завершает  эту  цепь  борьба  Жизни  и  Смерти,  непременными  участниками  которой  являются  планетарные  и  космические  катастрофы,  сцены  чудовищных  бунтов  и  беспредельного  насилия,  религиозные  и  мифологические  аспекты,  тяготеющие   к  темам  жертвоприношения  и  самопожертвования,  а  также  Огня – как  сжигающего,  так  и  очистительного.

И,  наконец,  БПМ –4 – это  переживание  Смерти  и  Возрождения.  В  конечной  и  полной  форме  смерть  Эго  означает  окончательный  отказ  от  отождествления  Истинного  Я  и  Эго,  Человека  физического  и  Человека  духовного,  Души  и  Разума.

Смерть  Эго  и  возрождение  Истинного  Я – не  одноразовые  переживания.  При  глубоком  систематическом  самоисследовании  эти  переживания  постоянно  возвращаются  под  разными  масками,  пока  процесс  не  будет  завершен.

Кроме  смерти  физической,  человеку  предстоит  пережить  смерть  близких  людей,  смерть  творческую,  моральную,  социальную  и  духовную;  пережить  смерть  идеи,  идеала,  принципа,  способности  мыслить,  действовать,  чувствовать  и  помнить.

Все  эти  многочисленные  смерти  должны  быть  уравновешены  столь  же  многочисленными  рождениями  себя,  но  уже  не  на  физическом,  а  на  духовном  плане.

Более  подробно   рассказано  о  БПМ  и  СКО  в  книге  С.  Грофа  «За  пределами  мозга»,  поэтому  здесь  лишь  кратко  перечислены  их  основные   моменты.

Полный  спектр  трансперсональных  переживаний  соизмерим  с  самим  существованием,  т.е.  с  Бытием  в  его  космическом  понимании.  Именно  этим  фактом  и  определяется  истинная  зрелость  Души.
Старая  биологическая  истина  гласит:  «Филогенез  повторяет  онтогенез».  Переживание  космогенеза,  как  правило,  следует  за  переживанием  полной  планетарной  эволюции.

  Переживания,  подразумевающие  расширение  сознания  за  пределы  общепринятой  реальности,  совсем  не  обязательно  являются  следствием  психоделических  сеансов  либо  трансово-медитативных  состояний.

  Так,  Прометеев  комплекс  и  высшие  творческие  состояния  могут  стать  базой  и  реализатором  практически  всех  трансперсональных  феноменов,  включая    опыт  Демиурга  и  Космического  Творения.

Как  правило,  эти  группы  (ассоциации)  очень  устойчивы  и  способны  к  истинно  эволюционному  развитию.

Опыту  переживания  «прошлых  жизней»  часто  предшествуют  сложные  прозрения,  почти  инструкции  (во  сне  либо  наяву)  о  Законе  Кармы  как  важнейшей  составляющей  Космического  порядка,  об  ответственности  за  весь   комплекс  последовательных  воплощений  и  о  способах  выхода  из  кармических  тупиков.

Все  это  свидетельствует  о  том,  что  сознание  в  союзе  с  творческим  разумом  и  духовным  чувством  необходимым  образом  включены  в  космогенез. Известный  астрофизик  С. Дэвис  выдвинул  принцип,  гласящий: «Намерение  создать  Вселенную,  в  которой  будет  существовать  разумная  жизнь,  присутствовало  в  процессе  Творения  ИЗНАЧАЛЬНО».

Теперь   подведем  итоги.

Первое,  что  мы  должны  признать – это  изначальное  существование  человека  как  комплексного,  соборного,  композитного  существа.  Понятие  «симбиотическое»  здесь  надо  отбросить  как  искажающее  положение  вещей,  ибо  симбиоз  является  чисто  биологической  формой  сосуществования  двух  или  нескольких  форм  жизни, например,  тела  и  присутствующих  в  нем  микроорганизмов-симбионтов  как  жизненно  важных  факторов  взаимной  жизнедеятельности.

Второе:  присутствие  в  нас  таких  реальностей,  как  Душа  в  библейском  понимании  или  Душа  в  понимании  М. Ньютона,  а  также  СКО,  БПМ  по  терминологии  С. Грофа  или  Внутреннего  Человека  и  Психического  Существа  Ведантизма,  открытие  памяти  личных  прожитых  жизней  и  коллективной  памяти  человечества,  в  том  числе  глубинного  знания  основ  планетарной  и  космической  эволюции  с  громадным  спектром  всего  живого  и  разумного  в  ней  ни  в  коем  случае  не  должно  смущать  нас.  Наоборот,  в  сути  своей  именно  это  и  ЕСТЬ  МЫ – Человек  Земной  и  Человек  Космический,  начало  и  продолжение,  творение  и  пересотворение,  постижение  и  взросление.

Третье:  Старая  идея  уничтожения  «неистинных»  своих  частей  должна  быть  признана  ложной  и  ведущей  в  тупик.  Именно  это  трагическое  непонимание  делает  нас  «рабами  Кармы  и  Агасферами  перерождений»,  по  словам  Шри  Ауробиндо.  Нам  необходимо  не  только  знать  о  своей  сути  и  предназначении,  но  и  сделать  все  возможное  и  даже  невозможное  в  реализации  Высшего  Замысла  в  отношении  Человека.

Четвертое – мы  должны  с  пониманием  и  терпением  относиться  к  первым  и  поэтому   несовершенным   попыткам  самопознания  и   самоинтерпретации – это  всего  лишь  «болезнь  роста»,  склонность  к  восприятию  «нефизических  реальностей»  в  рамках  «среднечеловеческого»  и  поэтому  уплощенного.

Пятое – нам  нужно  воздерживаться  от  резких  движений  и  поспешных  выводов  в  деле  ускорения  человеческой  эволюции,  как  бы  того  не  хотелось.  Похоже,  что  все  эволюционные  процессы  подчиняются  одним  и  тем  же  законам,  будь  то  эволюция  космическая,  планетарная,  социальная,  личностная  или  духовная.

  Есть  те  (то),  кто  (что)  готовит  ее  движение  и  прозревает  ее  формы,  есть  те,  кто  активно  участвует  в  ее  процессе,  и  есть  те,  в  ком  этот  процесс  происходит.  И,  наконец,  есть   его  результаты – почти  всегда  не  те,  на  которые  мы  рассчитывали.

Сегодня  об  этом  написано  очень  и  очень  много.  Эволюция – грандиозное  поле,  где  можно  бродить  до  конца  времен,  но  так  ничего  и  не  понять.  Скажем  только,  что  пристальное  внимание  сегодняшней  психологии  к  проблеме  личности  не  должно  насильно  «выдирать»  ее  из  социокультурной,  исторической  и  религиозно-духовной  сферы.

  Понятно  желание  психологов  дать  этому  удивительному  феномену  максимально  полное  и  логически  непротиворечивое  объяснение,  но  психология  просто  вынуждена  делать  основную  ставку  на  Личность  и  Самость, ибо  ничего  другого  у  нее  нет.  Какими  бы  философскими,  буддистскими,  мистическими,  йогическими  и  другими  эзотерическими  красками  Личность  не  расписывалась,  в  какие  бы  одежды  не  рядилась,  она  все  равно  остается  краеугольным  камнем  социума,  намертво  привязанным  к  нему  многочисленными  нитями.

Непрерывная  социальная  динамика  делает  трудно  достижимым  формирование  унифицированных  критериев  зрелой  высокоразвитой  и  совершенной  Личности.  Однако  сейчас  я  хочу  заострить  ваше  внимание  на  следующем:  гигантское  количество  подходов,  точек  отсчета  личного  и  общественного  создают  такую   запутанную  и  противоречивую  структуру,  что  даже  специалисту  сложно  во  всем  этом  разобраться.

Кроме  того,  каждый,  кто  пытается  понять  Высший  Замысел  во  всей  его  полноте,  находится  на  определенной  стадии  развития,  не  позволяющей  ему  ощутить,  прожить  и  описать  стадии  более  высокие.

Далее,  апологеты  высших  ментальных  абстракций  не  стремятся  что-либо  испытать,  прожить  или  стать  чем-то;  в  итоге  возникает  грандиозная  виртуальная  реальность,  в  которой  человеку  не  остается  места.  Иногда  у  меня  возникает  мысль,  что  все  эти  многотрудные  построения,  умножаемые  сверх  меры,  ни  на  что  не  влияют  и  повлиять  не  могут.

В  общем  и  едином  мире  все  определяет  эволюционная  необходимость,  оперирующая  множествами  и  отражающая  их  понимание  Универсума,  самих  себя,  господствующую  систему  принципов,  идеалов,  ценностей  и  потребностей.  Именно  эта – уже  не  виртуальная,  а  тонкая – реальность  совместного  существования  и  будет  формировать  на  всех  планах  свои  миры,  а  не  наши,  не  чьи-то,  а  собственные.  Это -- совместное  владение,  в  котором  каждый  имеет  свою  долю  наследства  соответственно  личному  участию  в  делах  обоих  миров.

Мы,  живущие  «здесь»,  практически  не  имеем  возможности  оценить  ни  «вклад»,  ни  «долю»,  ни  собственную  значимость,  поэтому  вынуждены  пользоваться  усредненными  стандартами  личностных  и  межличностных  отношений  и  суммой  общечеловеческих  ценностей.
 
За  последние  10  лет  мне  пришлось  видеть  немало  людей,  серьезно  интересующихся  духовно-религиозными,  эзотерическими  и  всяческими  иными «запредельными»  проблемами.  Некоторые  из  них  по-настоящему  чувствуют  связь  с  духовными  Учителями  и  их  непосредственное  руководство,  но  только  тех,  кто  хочет  не  просто  быть  ознакомленным  со  знанием,  но  желает  ЗНАТЬ  и  ИСПОЛЬЗОВАТЬ  это  знание  в  трансформации  собственной  личности  для  перехода  на  более  высокие  ступени  личностного  и  духовного  развития,  это  знание  действительно  меняет.

Абсолютное  же  большинство  людей  или  отталкивается  от  всего,  не  имеющего  практической  пользы,  или  просто  довольствуется  осведомленностью,  соприкосновением  с  тонким  миром,  который  остается  для  них  виртуальным  и  не  имеющим  никакого  отношеня  к  их  собственному  реальному  бытованию.

Согласно  М. Ньютону,  даже  Души  (по  его  терминологии)  очень  высокого  уровня  в  своем  земном  существовании  практически  не  помнят  о  «Доме  Небесном»  либо  изредка  «что-то  такое»  чувствуют – очень   слабо  и  неуверенно.  Живут  себе  и  живут  в  обычной  земной  реальности,  решая  обычные  житейские  проблемы  и  не  занимая  каких-либо  высоких  постов  на  всех  уровнях  человеческой  иерархии.

  Конечно,  здесь  надо  учитывать  и  тот  факт,  что  ВИП-персоны – нечастые  гости  психотерапевта-регрессиониста;  с  другой  стороны,  еще  Иисус  утверждал,  что  в  Царстве  Божьем  «последний  выше  первого».  Почему  же  не  согласиться  и  с  тем,  что  высокоразвитая  Душа  или  ее  предтеча  не  претендует  на  какое-либо  высокое  земное  воплощение?

Объяснить  этот  странный  парадокс  можно  и  так:  универсальные  личности  и  Души  более  высокоразвитые,  прошедшие  путь  от  ментальной  и  эгоической  стадии  к  стадии  трансментальной  и  вступающие  в  стадию  духовную  просто  переросли  стремление  к  какому-либо  чисто  карьерному  или  политическому  росту  и  не  видят  в  нем  особого  смысла.  (Ментальная  и  эгоическая  стадия  развития  сознания – соответственно  стадия  абстрактного  (вербального)  мышления  и  формирования  абстрактного  образа  самого  себя  (Эго),  выступающего  в  качестве  субъекта  всех  мыслей,  желаний  и  действий  человека.  Трансментальная  стадия  знаменует  уход  от  абстрактного  мышления  и  переход  от  Эго  к  Самости,  или  подлинному  Я;  духовная  стадия – переход  к  прямому  восприятию  опыта  трансцендентального  существования.).

Собственно  говоря,  все  построения  М. Ньютона  основаны  именно  на  этом.  Для  него  высокоразвитая  Душа  не  просто  соответствует  высокоразвитой  личности,  но  и  является  ею.  Правда,  он  оговаривается:  «Если  структура  этой  личности  не  слишком  усложнена».  Есть  у  него  и  понимание  конвенциональной  и  постконвенциональной  стадий:  «Высокоразвитая  Душа  просто  не  может  позволить  личности  совершать  низкие  либо  неправильные  с  точки  зрения  морали  поступки».  И  тут  же  за  этим  следует:  «Конечно,  неразвитая  Душа – не  особо  приятный  подарок  для  личности.»...

Вот  так  и  происходит  постоянная  миграция  смыслов,  неизбежно  возвращающихся  либо  к  Личности,  либо  к  Сущности.  Создается  впечатление,  что  исследователь  вообще  мог  бы  отказаться  от  термина  «Душа»,  которому  не  место  ни  в  психологической,  ни  в  умственной  сферах.  Однако  такое,  вполне  допустимое  и  логически  обоснованное  упрощение  столкнулось  бы  с  неприятной  необходимостью  объяснения  факта  реинкарнации  и  опыта  прошлых  жизней,  как  и  к  переоценке  описываемых  реалий  Духовного  Мира.

Сам  автор  не  претендует  на  истинность  и  научность  своих  построений,  осознавая,  что,  во-первых,  он  лишь  озвучивает  то,  что  рассказывали  ему  его  пациенты,  а  во-вторых,  то,  что:  «Существа,  которые  еще  воплощаются,  еще  очень  и  очень  далеки  от  совершенства».  Помню,  однажды  наш  Учитель  сказал  весьма  странную  фразу:  «Факт  того,  что  мы  можем  общаться  друг  с  другом,  сам  по  себе  ничего  не  значит  и  никуда  не  ведет...».  Над  этим  стоит  призадуматься...

Что  же  касается  меня  лично,  то  в  течение  этих  более,  чем  10  лет  в  меня  вместилось  столько,  что  иногда  я  чувствую  себя  «неопределямым»  в  принципе,  т.е.  чем-то  таким,  к  чему  неприменимы  понятия  ни  Личности,  ни  Самости,  ни  Души,  хотя  все  они  реально  присутствуют  и  функционируют  там  и  так,  где  и  как  им  положено.

  Иногда  я  чувствую  себя  не  просто  старым,  а  древним – еще  более  древним,  чем  вымершие  динозавры  и  отнюдь  не  мифические  драконы.  Тогда  я  ощущаю,  что  могу  вместить  в  себя  не  только  свои  прожитые  жизни,  но  и  все  человеческие,  и  все  уровни  того  Духовного  Мира,  о  котором  повествуют  пациенты  М. Ньютона  со  всем  и  всеми,  в  нем  проживающими.
 
Когда  же  я  спускаюсь  в  себя  как  в  личность,  то  испытываю  почти  мистический  ужас  перед  тем,  что  находится  внутри  меня  и  вне  меня – перед  тем  «Я»,  который  «давно  уже  НЕ-Я»... Я  испытываю  чувство  своей  сокрушительной  малости,  неразвитости,  нереализованности  и  временности...

Когда  же  выпадает  редкое  счастье  чувствовать  себя  Душой – это  всегда  РАДОСТЬ  и  ВЕРА... Это  ЛЮБОВЬ,  МУЗЫКА,  ЧИСТОТА  и  ПОЭЗИЯ... Это  СВЕТ  солнечного  дня  и  СВЕТ,  рожденный  сиянием  звездного  неба  ночью... Еще  это – ДОРОГА,  по  которой  я,  доверчивый  и  улыбающийся,  иду,  сжимая  теплую  надежную  руку  такого  большого,  родного,  мудрого  и  бесконечно  любящего  тоже  Я... Меня  «маленького»  абсолютно  не  интересует,  кто  он,  почему  он  и  откуда,  я  лишь  знаю – мы  созданы  друг  для  друга,  мы  были,  есть  и  будем  ВСЕГДА... Как  и  эта  Дорога,  и  эти  цветы, и  эти  реки,  и  другие  люди,  и  другие  Души... Так  кто  же  я,  что  же  я  и  зачем  я – так  же,  как  и  каждый  из  нас,   человеков?..   

*** 

Иллюстрация: Бенни Андерссон