Сказки для взрослых

Маргарита Бахирева
Книга Нэлли Журавлевой «Кентавресса», по названию одной из представленных в ней повестей,  состоит из 3-х разделов: повести (Бомж, Девочка на шаре, Кентавресса, Вероника), рассказы (Старый парк, Про мою любовь) и сказки для взрослых (Симпозиум в морском царстве, Предел мечтаний, Любовь художника).

Если рассматривать произведения автора с читательской позиции, то все они – достаточно увлекательны, благодаря искусно разработанной драматической интриге, читаются с интересом, написаны легким, профессиональным языком, композиционно выстроены.

Если попытаться проанализировать написанное, по возможности, профессионально, то я бы хотела отметить следующее.

Все вещи пронизаны социальной тематикой. Автор пытается разрешить в них многие вопросы, волнующие человека, например, такие как: конфликт общества (или системы) и человека (Бомж, Вероника). В обеих повестях отдельный человек в противостоянии с обществом терпит поражение (становится асоциальным типом - падает на дно, как в повести Бомж). В повести «Вероника»  герой – тот же асоциальный тип. Но если в первом случае его «падение» как–то мотивировано, то во – втором  - нет. Здесь просто внутренний конфликт личности, стремление к внутренней свободе. Хотя это тоже можно рассматривать как противостояние  несвободного общества, подавляющего личностную свободу, и отдельной личности.

В первой повести просматривается  еще и внутренний конфликт личности (предательство любви), который тоже приводит к падению человека.

И третий, на мой взгляд,  конфликт, имеющий место в обеих повестях – это  «мужчина и женщина», где женщина – сильная личность, а мужчина – слабая. В обоих случаях женщина  является как бы спасительным поплавком для мужчины, но все же не спасает мужчину, а тоже терпит поражение, превращается в тот же, по сути,  асоциальный тип (Вероника). Еще Руссо говорил: «…заключая брак с особою более высокого звания, он (мужчина – М.Б.) и ее унижает, и сам не возвышается».

Идея повести «Девочка на шаре»  -  отцы и дети, материнское самопожертвование и эгоизм ребенка, противоречие в понимании нравственных ценностей старшим и младшим поколением.  Но отличие этого произведения от предыдущих – оптимистический финал. Хотя он, как и в предыдущих вещах, выглядит несколько театральным, сделанным.

В повести «Кентавресса» автор решает вопросы жизненного выбора творческого человека,  который особенно труден для женщины: духовное призвание, может быть, предназначение (в данном случае - художника) или другое, не менее важное предназначение: материнство, семья и самопожертвование ради этого. Здесь же рассматривается  извечное противоборство, в том числе и творческое, мужчины и женщины: кто генетически талантливее, умнее и т.п. По этому поводу Эдвард Трондайк сказал: «Несмотря на то, что мужской и женский типы весьма сходны между собой в отношении умственных способностей, существует одно важное различие в отношении отклонения от общей нормы. Наиболее высоко стоящий мужчина в любой способности более одарен, чем женщина, а низший мужской тип стоит ниже всех женских. И хотя среди мужчин встречается больше выдающихся умом, но также вдвое больше и идиотов».

И еще … тема любви, постоянное ощущение дефицита ее, даже в счастливой семье.
  Название повести оправдано и после прочтения понятно. Кентавресса – производная от Кентавра  - это та роль, которую приходится играть женщине в этой жизни.

И, наконец, - сказки для взрослых.
  «Любовь художника». Здесь мы находим уже знакомый нам по другим произведениям все тот же,  вечный, как мир, конфликт: выбор творца – материальное или духовное. И гибель художника при торжестве первого над вторым.
«Симпозиум в морском царстве» - в интересной фантастической форме рассматриваются экологические проблемы человечества: природа и человек - их противостояние.

В «Пределе мечтаний» автор снова пытается рассмотреть ту же проблему  приоритета жизненных ценностей  для человека, но  на примере  современного молодого поколения нашего общества, идеалы которого уже ориентированы на западный прагматизм, но не лишенного некоторой рефлексии,  по причине «русской души», и в конечном счете победы ее, то-есть духовного, над первым (прагматизмом). Хотя мне кажется это все же слишком оптимистичным.
Обобщая, хочется сказать: все произведения проникнуты социальной тематикой, но решены в художественной, иногда даже фантастической форме с искусно построенной интригой, так что  все они кажутся мне романтическими сказками.

Вопросы художественных особенностей написанного, психологической разработки характеров, какой-то глубокой философии, вложенной в сюжеты и образы  мною не рассматривались. Для данного жанра, выбранного автором, используемый им способ представления  материала, мне кажется оправданным. И книги Нелли Журавлевой, несомненно, найдут своего читателя.