Мысль четвертая, Дети и БлагоДарность

Владимир Богомолов
        Великое благо - уметь прощать и не держать в себе злость или обиду. Оба чувства эти губительны и разрушительны для сознания и для души. Уметь дарить благо другим - есть талант, коим награждаются только лучшие из нас. Только избранным дано право не ждать для себя благодарности за те труды и усилия, что были уже потрачены ради блага других.

Детская неблагодарность ранит душу больнее иных. Может, она так болезненна для души оттого, что ради детей своих люди жертвуют наибольшую часть благ, коими сами владеют? Во имя чего лишать себя лучших лет жизни и наиболее удачных результатов своих усилий на пути к успеху? Ведь вместо благодарности чаще всего можно услышать от детей упрек в том, что мы недостаточно хороши для них как родители. Горько и тяжело принимать такую благодарность от них тогда, когда мы сами уже далеко не молоды, немощны и более всего нуждаемся и рассчитываем на помощь уже взрослых и самостоятельных наших детей.

Чаще всего наши надежды сменяются разочарованием от открытия того, что дарить благо и благодарить несут в себе разные понятия, хотя и содержат в себе одинаковые корни слов. Открытие того, что талантом дарить благо мы не владеем, вызывает обиду и злость даже тогда, когда нам не ведомо о том, что это редкий дар природы и дается лишь при рождении или после тяжелых испытаний в жизни.

Но самое удивительное состоит в том, что дети и их воспитание есть благо для нас, а не для наших детей. И потому все то, что мы в своей жизни делаем и дарим детям нужно лишь для нас самих, а для них благом не являются. Если задуматься, то весьма достойные люди вырастают из сирот без участия родителей вовсе. А раз так, то ждать благодарности от наших детей глупо. В такое трудно поверить, но так оно есть. Передавать свои знания и опыт потомкам, защищая их от бед до взросления есть та удивительная истина, что дает роду людскому силы для своего продолжения во времени.

И дерево, и дом, и ребенок – все это важно и нужно только нам самим и ни кому более. А значит и то благо, что мы так стремимся построить в своей жизни, является благом только для нас - и ни для кого более. Только нам важно чтобы дерево плодоносило и спасало своей тенью от жары, дом грел наши тела и дарил душе  безопасный покой для отдыха и сна. Дети же несут радость и смысл в жизнь нашу - в том и есть благо для нас, а не для детей. Вот почему все то, что мы вкладываем в детей наших - во благо только нам.

Илья Кенигштайн советует воспитать в ребенке  десять простых качеств, на которых родителям необходимо сконцентрироваться в первую очередь:

• Наличие души
• Чувство собственного достоинства
• Чувство справедливости
• Физическая сила и ловкость
• Самообладание
• Забота о внешнем виде
• Умение вызывать симпатию
• Храбрость
• Скромность
• Уместная, вежливая речь

Возможно, Илья прав в том, что сумма этих качеств рождает способность думать и анализировать, а значит специально учить детей думать и анализировать - нет необходимости. И если дети будут владеть всеми десятью качествами, то нам не зачем переживать о том, как, где и какую жизнь дети наши смогут прожить уже без нас.

Быть может, для воспитания этих качеств в детях нам потребуется куда меньше усилий и времени, нежели на те знания и навыки для своих детей, на которые мы уже потратили и тратим сегодня свой ресурс времени, сил, денег. И это все мы творим не для детей, а в первую очередь для себя, чтобы и себе и всем доказать, что достойны порождать себе подобных и готовить их к жизни не хуже, а лучше наших родители?

        Если не гоняться за модой в деле подготовки ребенка ко взрослой жизни, то можно высвободить ресурс времени и сил, чтобы успеть в свой расцвет зрелости обеспечить комфорт и покой себе в старости. При этом ребенок под нашим контролем быстрее сам найдет себе пристрастие для души, работу для рук и нужные знания для успеха. А раз так, то нам не зачем будет ждать помощи и благодарности от тех, в кого уже вложено все лучшее, чем владели и обладаем сами. Какая еще помощь нужна тем, кто уже смог подарить миру людей лучших, чем они сами!