Глава двадцатая

Ефим Сезин
261
Приезд папы после войны кардинально из-
менил нашу жизнь. Открыть частную парикма-
херскую было нелегким делом — со всех точек
зрения: самой работы, времени, места и располо-
жения самой парикмахерской. Особенно в пер-
вые годы после войны. Необходимо было иметь
выдержку, смекалку, изворотливость — другими
словами, умение выживать в чрезвычайных об-
стоятельствах.
Частная индивидуальная работа после окон-
чания ленинского НЭПа была почти полностью
ликвидирована. Редкие мелкие предприятия: са-
пожные, швейные, парикмахерские и т. д. — обла-
гались пятидесятипроцентным налогом и контро-
лировались специальными инспекторами. Чтобы
содержать (то есть прокормить) семью из шести
человек, необходим был труд и нужно было много
чего иметь в голове. Папе приходилось работать,
пока не уходил последний клиент. А это значит,
что спать, есть и отдыхать ему удавалось урывка-
ми. Обычно он вставал в четыре-пять часов утра,
а ложился спать не раньше десяти-одиннадцати
вечера.
Обладая многими качествами — чудесного
рассказчика, умеющего увлечь любого слушате-
ля, жизненным оптимизмом, веселым юмором и
внешней привлекательностью, он нравился и муж-
чинам, и женщинам. Покупая продукты у крестьян
прямо с поезда, он мог уговорить и сторговаться
гораздо выгоднее, чем кто бы то ни был, при этом
выбрать лучшее из предлагаемого. Несмотря на
то что жизнь в эти годы была довольно трудной,
особенно для него, он старался прожить ее весело
и интересно.
Маме пришлось оставить работу в больнице
и помогать папе: убирать после каждого клиента,
стирать и сменять накидки, после работы мыть
полы и, конечно, вести общее хозяйство по дому.
Мама полностью обеспечивала жизнедеятель-
ность семьи. Зная папино гостеприимство, в дом
часто приходили посторонние люди, не говоря
уже о том, что друзья собирались только у нас и
родители устраивали праздничные застолья. Мама
отлично готовила вкусные блюда, прекрасно пек-
ла всякие торты, лейкехи, печенье. В этом котле
жизнь, несмотря ни на что, кипела.
Все было: и горе, и радости. Даже изготавлива-
ли леденцовые конфеты — петушки на палочках...
Однажды папа принес мешок с сахаром и огром-
ный железный крюк. Мама варила этот сахар и
смешивала с разноцветными красителями, а папа
эту горячую массу вытягивал на крюке, пока не
образовывалось тягучее месиво. Затем разливал в
специально приготовленные формы. Получались
леденцовые конфеты в виде разных петушков на
палочках, зайчиков, птичек. Мама Нэся садилась
возле дома и продавала их поштучно. Это дало
возможность переселить бабу Нэсю в отдельную
комнату с прихожей и кухней. Мама и баба Нэся
не очень уживались вместе, а при посторонних,
которые находились почти постоянно в доме, тем
более необходимо было соблюдать определенные
нормы. После переселения бабы Нэси стало на-
много спокойнее и тише. Да и сложно было жить в
шестером в двух комнатах, включая полноценную
парикмахерскую
Окончив работу, когда клиентов было мало,
папа закрывал свою лавочку-парикмахерскую и
отправлялся к другу Хатякову. Тот с женой жил
через дорогу Первомайской улицы. В начале пере-
улка стоял их собственный одноэтажный дом. Там
жили три семьи родственников. В двухкомнатной
квартире жили Хатяков с женой. Сзади дома был
довольно большой фруктовый сад и огород, как и у
большинства жителей одноэтажных собственных
домов. Папа приходил к Хатяковым. Хозяин при-
глашал также друга Бродского и еще нескольких
друзей, и они выпивали по пару рюмочек спирт-
ных напитков, затем начинали играть в карты.
Игра интересная и захватывающая называлась
«Храп». Ставят на кон небольшую сумму денег
мелочью. Во время игры в так называемом банке
может образовываться довольно солидная сумма.
По ходу игры рассказывали анекдоты, папа прихо-
дил довольно редко и часто брал по моей просьбе
меня с собой. В это лето, они играли в беседке. А
я, пользуясь моментом, без разрешения срывал в
их саду вкусный «Белый налив»...
С переездом бабы Нэси на другую квартиру
конфетная пора, к моему огромному сожалению,
закончилась. У мамы не было времени сидеть и
торговать. Она так была занята, что даже заби-
рать меня из детского сада иногда опаздывала. А
однажды... Лучше не вспоминать тот случай... Тот
день был одним из самых страшных в моей жизни.
Мама опаздывала забрать меня. Я стоял у входной
двери и ждал. Мамы все не было. Из детсада всех
детей забрали. Только Света, чтоб я не оставался
один, уговорила своего папу подождать, пока при-
дет за мной моя мама. Поднялся ветер, и начал
накрапывать дождь. Видя, что погода портится,
папа взял сопротивляющуюся Свету на руки и
унес. Никого из детей не осталось в детском саду.
Я пошел в нашу комнату и сказал Екатерине Ва-
сильевне, что за мной пришли. Она что-то в это
время писала и, не обращая внимания, ответила:
— Хорошо, до завтра!
Тут все и началось. Дорогу домой я знал, но
сильный ветер перешел в ураганный. На улице
потемнело и полило сильным ливневым дождем.
Я уже ушел из сада и не знал, что делать. Обратно
было боязно идти: может, в детском саду уже во-
обще никого нет. Идти вперед, домой, было еще
страшнее.
Меня заливало колючим ливневым дождем и
сносило все время ураганным ветром с дороги.
Вьюга ревела, срывая провода со столбов. Я, со-
противляясь, побежал, падая и снова поднимаясь.
Было страшно не только из-за урагана и обвола-
кивающего, бьющего ливневого дождя и ветра, но
и от того, что на улице стало совсем темно. Улицы
не освещались. Огрызки темных зданий торчали,
словно живые уроды. Было такое впечатление, как
будто они желают наброситься, немедленно и все
сразу на меня. Так как разрушенных зданий было
много на протяжении всего пути, в моей напуган-
ной голове, мне начало казаться, что они гонятся
за мной. Страх и ужас овладели мной. Это было
первым, но далеко не последним ощущением стра-
ха в моей жизни...
Мне трудно сказать, как я добрался, — просто
не помню. Спотыкаясь и падая, я бежал по направ-
лению к дому. При этом я что-то кричал — навер-
ное, с перепугу. То ли мама услышала мой крик
и стук в дверь, то ли я сам открыл — не помню.
Помню только, как мама расплакалась, увидев
меня. Радость и слезы одновременно нахлынули
на нее. Она набросилась на меня, не в состоянии
вымолвить ни слова, только, как сумасшедшая,
целовала и обнимала меня.
Немного успокоившись, она рассказала, что
произошло:
— К папе пришел инспектор. Обязательно
надо было его накормить и дать выпить. Если бы
он ушел недовольным, то неизвестно, что бы было.
От него зависела наша жизнь. Папа мог лишился
работы, и тогда нам не на что было бы жить. Я уже
выходила за тобой, и в это время пошел сильный
ливень. Я была уверена, что тебя ни за что не от-
пустят из детского сада в такую погоду.
— Мама, прости меня, я сказал Екатерине Ва-
сильевне, что ты за мной пришла.
Мама снова обняла меня и только ласково ска-
зала:
— Больше не надо так делать.
После этого я снова заболел. Меня даже хотели
отправить в больницу.
Несколько дней была высокая температура. Я
что-то кричал во сне и плакал. Но все обошлось.
Когда я пришел в детский сад, Света обрадо-
валась мне и сказала:
— Я знала, что ты заболеешь.
Мне был в то время шестой год. В детском саду
мне уже надоело, и я начал упрашивать маму, чтоб
меня приняли в школу. В то время я уже читал
и считал. Правда, не очень быстро. Мама пошла
к директору школы. Но директор школы сказала
маме:
— Пусть еще годик подождет. В следующем
году я его обязательно возьму.
Пришлось ждать и смотреть, как мой старший
брат делал уроки. Я завидовал тому, как он быстро
вырос...
Когда Яша окончил четвертый класс в школе,
ему купили скрипку. К папе пришел постричься
и побриться скрипач. Папа, как всегда, работал и
одновременно рассказывал всякие байки. Когда
ему надоедало рассказывать, как он воевал и какие
страны они освободили, он приступал к анекдотам.
После двух-трех обработок-бесед клиент уже ни
к кому, кроме папы, ни за что не ходил стричься и
бриться. Он становился если не другом, то хоро-
шим знакомым. Скрипач пока был одноразовым
клиентом. С такими папа просто знакомился:
— Я вас что-то не помню.
Это был специально продуманный ход. Он и
получил ожидаемый ответ:
— Я у вас первый раз. Я не знал, что здесь ра-
ботает такой замечательный мастер.
— Ну теперь вы знаете. Буду рад, если будете
приходить.
Когда клиент отвечал положительно, то на-
ступал третий раунд — узнавание, выгодный это
клиент или нет, то есть «фуцын» он или нет. В этот
раз скрипач ответил:
— Да, конечно. А время, когда можно прихо-
дить?
Ответ папы поразил незнакомца:
— Когда придете, тогда я и буду работать.
Короче, папа узнал, что этот музыкант игра-
ет на скрипке, преподает в музыкальной школе и
среднего типа клиент. Моя поющая мама, которая
спит и видит, как она поет, а ее дети аккомпани-
руют ей или просто играют на инструментах. Как
обычно, убирая волосы после клиента, услышала,
что клиент — музыкант, да еще и скрипач, и тут
же женила нашего Яшу на скрипке, что в перево-
де обозначало: все разузнала у клиента, где, когда,
как, сколько стоит и как долго. И через неделю
Яша стал пиликать и учиться у Якова Иосифовича
в музыкальной школе. Надо отдать должное Якову
Иосифовичу, он не только взялся Яшу обучать, но
и определил отличные способности у навязанного
ему ученика.
Итак, Янкель начал учиться музыке. Первона-
чально его скрипка так сильно выла, словно дворо-
вые собаки в сильный мороз, не евшие не менее
двух недель. Я им иногда приносил что-то поесть, а
они, немедленно проглатывая, смотрели на меня с
несказанной любовью, при этом пытаясь лизнуть
меня и пойти со мной хоть на край света. Яша не
пытался меня лизнуть, когда я к нему подходил
во время его занятий на скрипке. Однажды я по-
смотрел ему в глаза — печальней этого я в жизни
ничего не видел. Его глаза смотрели то на меня, то
на окна, давая мне понять о его затаенном желании
— как можно быстрее пойти гонять мяч на улицу.
Тогда я подходил к маме и говорил:
— Мама, мне надо делать уроки, — тогда я уже
ходил в первый класс, — а его скрипка мешает.
Она заставляет меня делать ошибки. Ведь ты же
слышишь и понимаешь...
Но его учитель Яков Иосифович говорил:
— Надо потерпеть. Потом меня будете благо-
дарить.
Но он не сказал, сколько терпеть и когда долж-
но наступить благодарение... Надо снова отдать
должное учителю: через несколько лет Яшина
скрипка заиграла. Но особо хорошо зазвучала
через много лет спустя.
Прошел еще год. Я учился не так, чтобы уж
очень, но и не плохо. Мне больше нравилось чи-
тать и представлять себя в образе героя, принца
и побеждать всех и каждого. А в жизни было по-
всякому... Яша продолжал пиликать на скрипке.
Она так жалостно звучала, словно говорила ему:
«Не трогай меня, тебе же лучше будет». Но бла-
годаря маминой настойчивости и умению Якова
Иосифовича учить и убеждать скрипка потихонь-
ку смирилась, и Яков и его инструмент уже так
не страдали.
Софа окончила после десятого класса курсы
стенографисток, пошла работать секретарем и
продолжала заниматься в драматическом круж-
ке Дома культуры. Там она достигла довольно
значительных успехов: играла разные роли,
особенно много шуму было по поводу спекта-
кля «Враг не пройдет», где Софа играла одну из
главных героинь. В пьесе она разоблачила немец-
кого шпиона. Под видом любовницы Кэти она
его куда-то завлекла. Шпион, увлеченный ею,
утратил бдительность и в разговоре себя выдал.
Шпиона Дитриха удалось поймать с доказатель-
ствами шпионской деятельности.
В конце спектакля Софа произносит заклю-
чительные слова:
— Враг не пройдет! Победа будет за нами!
Зал очень тепло принял игру артистов. Пьеса
публике понравилась, а Софа чувствовала себя
настоящей артисткой.
Опыт нескольких лет встреч с Юрой не про-
пал даром. Юра был для Софы образцом воспи-
танности, начитанности, выдержки и сдержан-
ности. Но Юра остался в прошлом, и, судя по
всему, возврата к нему не будет. Мне кажется,
для Софы у него явно был избыток скромности и
недостаточной настойчивости. Познакомившись
с ним в юном возрасте, она еще не понимала
притягательности опытного рыбака, не дерга-
ющего удочку, а заманивающего рыбу на крю-
чок с закрученной на него аппетитной и вкусной
приманкой. Повзрослев, Софа быстро набралась
опыта и, обладая умом и хитростью, научилась
сдерживать свой темперамент и не показывать
свою опытность в любовных делах своим по-
клонникам. Когда дело доходило до поцелуев и
объятий, Софа вспоминала анекдот о трех розах:
белой, желтой и красной. В анекдоте говорится:
«Надо знать, где, когда и кому...». Поэтому по-
клонников хватало, и она не торопилась выразить
свою симпатию кому-то одному. С годами теле-
сные формы Софы стали определеннее, одежда
и внешность приобретали черты современной
классики, а в походке ощущались элегантность
и чувство собственного достоинства.
Обладая бойким языком, чувством юмора и
умением останавливать невоздержанность юно-
шей, она ловко обходила пикантные ситуации,
как опытный капитан морского корабля обходит
в море рифы и опасные места. Подруг она сама
себе выбирала, не боясь их красоты и прочих
достоинств. Самые главные качества, на кото-
рые она обращала внимание при выборе подруг,
— веселость, умеренность и чтобы не плелись
в хвосте, а были рядом. Для нее дружба — это
не выпячивать себя, а гармонично быть в стаде,
как хорошо настроенный и слаженно звучащий
оркестр. Софа не стремилась дирижировать, она
хотела участвовать в жизненном спектакле как
одна из главных героинь. При этом чувствовать,
ощущать, переживать и наслаждаться всеми со-
ками жизни.
В любовных играх она была опытнее своих
подруг. Среди них были красивые девушки. Даже,
если она уступала в красоте, то в интригах была
изворотливее, умнее и хитрее. Она играла, как
опытный игрок в карты, знающий, когда брать
и ставить, а когда воздержаться и повременить.
Поэтому почти никогда не проигрывала. Чутко-
стью, осторожностью и хваткой она была похожа
на пантеру. Уж если прыгает, то наверняка пой-
мает. Софа чувствовала себя победительницей,
ведущей и направляющей. И если подпускала к
себе, то сознательно, по своему собственному же-
ланию и уровню. Партнер должен был следовать
ее порывам и настроениям, как поется в песне:
«В урочный день, в урочный час мы снова рады
видеть вас».
Все это было до той поры, пока Софа не встре-
тила Борю...
Боря довольно быстро понял все достоинства
и недостатки Софы. Не кидался, не приставал, не
говорил комплиментов и держался немного в сто-
роне. Не подставлял себя под удары насмешек и
вызовов. Он не вступал в пустые и ничего не зна-
чащие разговоры и ненужные споры. Если шутил,
то умно, к месту и со вкусом. Держал себя в рамках
тех ситуаций, которые он сам определял, наблю-
дая за окружающими. Ему нельзя было навязать
что-нибудь, тем более уже кого-нибудь. Это был
ястреб после сытной и вкусной еды. И вел он себя
так, как будто сыт, но не по горло.
не очень большой город, с двумя центрами встреч.
Улица Ленина была центральной и золотой моло-
дежью называлась Бродвеем. А в летнюю пору по-
лукругом окутывала город набережная Днепра. На
набережной встречались уже соединенные пары,
то есть ищущие укромные места. Именно на на-
бережной в связи с обилием зеленой листвы воз-
можностей при желании спрятаться, чтоб никто
не видел, было много...
Зрительно Софа и Борис были знакомы еще до
того, как появились в одной компании. Конкрет-
ный контакт произошел, когда Боря поздравил
Софу со сценическим триумфом в самодеятель-
ном спектакле «Всем врагам назло». Боря дождал-
ся, пока толпа поздравляющих почти исчезла, и по-
дошел к Софе, когда она собиралась уже уходить.
В руках у него была шикарная красная роза. Он
попросил уделить ему пару минут. Софа, устав-
шая после спектакля и встречи с поклонниками,
хотела ему отказать, но в последнюю минуту, она
даже сама не знала почему (возможно, из-за по-
нравившейся пышной розы), решила выслушать
любезного почитателя ее таланта.
Он просто сказал:-В этой пьесе вы были гораздо
лучше этого цветка,-и преподнес ей
приготовленную розу, собираясь уйти.
Софа заинтригованная такой короткой встречей,
приостановила заинтересовавшего ее молодого
человека:
- А чтоспектакл вам не понравился?- с
любопытством спросила она.
 Я остался только из-за вас. Что касается
спектакля, то мне показалось, что он
излишне идиализирован, уже в своем названии.
 Но вы сейчас устали и хотели бы отдохнуть, я
не смею вас задерживать. Спасибо за все!
 Надеюсь, что наша встреча будет не последней,-
сказал он и с достоинством, учтиво попращался,
ни о чем не договорившись, ничего не прося, не
спрашивая и не требуя...
 Безусловно, Софу эта встреча заинтриговала.
Она думала о нем больше, чем сама того хотела.
Рыжий, не похожий на других, в целом симпатич-
ный парень ее заинтересовал.
парень