Советско-японская война 1945 года

Михаил Иванович Лапшин
          Советско-японская война 1945 года была главной составной частью последнего периода  Второй мировой войны и особой кампанией Великой Отечественной войны Советского Союза  1941- 45 годов.
         Ещё на Тегеранской конференции 1943 года глав правительств СССР, США и
Великобритании советская  делегация, идя навстречу предложениям союзников и стремясь укрепить антигитлеровскую коалицию, дала принципиальное согласие вступить в войну против   милитаристской Японии после разгрома фашистской Германии.
         На Крымской конференции 1945 года Президент США Ф. Рузвельт и У. Черчилль, не надеясь на быструю победу над  Японией, вновь обратились к Советскому правительству  с просьбой о вступлении в войну на Дальнем  Востоке. Будучи верным  союзническому долгу, Советское  правительство дало обещание выступить против Японии после окончания войны с фашистской Германией.
         11 февраля 1945 года  Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали секретное соглашение, в котором  предусматривалось вступление СССР в войну на Дальнем Востоке через 2 –  3 месяца после капитуляции Германии.
          5 апреля 1945 года Советское  правительство денонсировало Советско-японский пакт о нейтралитете, подписанный 13 апреля 1941  года. В заявлении о мотивах денонсации говорилось, что пакт был подписан "...до нападения Германии на СССР и до возникновения войны между Японией, с одной стороны, и Англией и Соединенными Штатами  Америки, с другой. С того времени обстановка изменилась в корне. Германия напала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает последней в её войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками Советского Союза. При таком положении Пакт о нейтралитете между Японией и СССР потерял смысл.
          Трудные отношения СССР с Японией имели длительную историю. Они начались после  участия Японии в интервенции на советский Дальний Восток в 1918 году и его захвата до 1922 года, когда Япония была изгнана с его территории. Но опасность войны с Японией существовала многие годы, особенно  со второй половины 1930-х годов. В 1938 году произошли известные столкновения на озере Хасан, а в 1939 году советско-японское сражение на реке «Халхин-Гол»  на границе Монголии и Маньчжоу-Го. В 1940 году был создан советский Дальневосточный фронт, что указывало на реальный риск начала войны.
         Японское вторжение в Маньчжурию и позже в Северный Китай превратило Советский Дальний    Восток в зону постоянной напряжённости. Непрекращающиеся конфликты держали всё    население  и особенно войска в ожидании войны. Каждый день они ждали настоящих сражений – вечером никто не знал, что будет утром. 
       Японцев ненавидели: каждый дальневосточник, от мала до велика, знал,  как тогда писали в книжках и газетах, что  это они бросили живыми в топку  паровоза партизана Лазо и его товарищей.  Хотя в это время мир ещё не знал, что  творил с русскими в Харбине перед войной секретный японский «731 отряд».
          Как известно, Советскому Союзу приходилось в начальный период войны с Германией держать значительный контингент своих войск на Дальнем Востоке, часть которого удалось направить на оборону Москвы в конце 1941 года. Переброшенные дивизии  сыграли важную роль в обороне столицы и разгроме немецких войск.  Передислокации войск способствовало вступление США в войну с Японией после её атаки на военно-морскую базу США Пирл-Харбор. 
         Очень важно отметить, что Япония завязла в войне с Китаем, в которой он, кстати, потерял 35 миллионов человек. Эта цифра, которую наши СМИ стали печатать совсем недавно,  говорит о необычайно жестоком характере войны для Китая, что, в общем, характерно для азиатского менталитета.
         Именно это обстоятельство объясняет невступление Японии в войну против СССР, а   не донесения нашего разведчика Рихарда Зорге (который, скорее всего, был двойным агентом, что нисколько не умаляет его заслуг).Полагаю, что именно поэтому Зорге, конечно великий разведчик, не выполнил приказ Москвы о возврате в Союз, где он был бы расстрелян намного раньше до своей казни в японском застенке.
        Нужно сказать, что Советский Союз задолго до 1945 года начал готовиться к схватке с Японией, что объяснялось возросшей мощью армии и мастерством её штабов.  Уже с конца 1943 года часть пополнения Советской армии поступала на Дальний Восток на замену тех, кто служил здесь ранее и прошел хорошую военную выучку. Весь 1944 год формируемые войска в ходе непрерывных учений готовились к будущим боям.
          Войска Советского Союза всю войну с Германией, находившиеся на Дальнем Востоке, справедливо считали, что пришел их час постоять за Родину, и нужно не уронить честь. Пришел час расплаты с Японией за неудачную русско-японскую войну начала века, за потерю своих  территорий,  Порт-Артура и русских кораблей тихоокеанского флота.
       С начала 1945 года на Дальний Восток стали поступать войска, высвобождавшиеся на Западном фронте. Первые эшелоны с советско-германского фронта в 1945 году стали прибывать  уже с марта, потом месяц за месяцем интенсивность движения нарастала и к  июлю стала максимальной. Армия с момента, когда стало ясно, что наши войска выдвинутся, чтобы покарать, как тогда говорили «милитаристскую» Японию, жила ожиданием возмездия за годы японских угроз, провокаций и нападений.
          Войска, перебрасываемые с Запада на восточный театр военных действий, имели хорошую технику, отточенную годами жестоких сражений, но, самое главное, Советская армия прошла   школу великой войны,  школу боёв под Москвой и под Курском, школу уличных боёв в Сталинграде,  Будапеште и Берлине,  штурма укреплений Кёнигсберга, форсирования больших и малых рек. Войска получили бесценный опыт, вернее, опыт, оплаченный миллионами жизней наших солдат и  командиров. Воздушные бои советской авиации над Кубанью и в других войсковых операциях показали возросший опыт Советской армии.
          В конце войны с Германией это был опыт победителей, способных решать любые задачи, не считаясь ни с какими своими потерями. Это знал  весь мир, и это понимало военное руководство  Японии.
          В марте-апреле 1945 года Советский Союз в войска своей Дальневосточной группировки   направил дополнительно 400 тысяч человек, доведя численность группировки до 1.5 миллиона человек, 670  танков  Т-34 (а всего 2119 танков и САУ), 7137 орудий и минометов  и много  другой боевой техники. Вместе с дислоцированными на Дальнем Востоке войсками перегруппированные соединения и части составили три фронта.
            При этом в частях и соединениях японской Квантунской армии, противостоящей советским войскам в Маньчжурии, где разворачивались основные боевые действия,    совершенно отсутствовали автоматы, противотанковые ружья, реактивная артиллерия, мало было артиллерии РГК и крупнокалиберной (в пехотных дивизиях и бригадах в составе артиллерийских полков и дивизионов в большинстве случаев имелись только 75-мм пушки).
            Замысел   этой  крупнейшей   по   размаху   во   Второй   мировой   войне операции   предусматривал      военные  действия  на  территории   площадью   около   1,5   миллионов   квадратных километров, а также в акватории Японского и Охотского морей.
       Советско-японская война имела огромное политическое и военное значение. Так 9 августа 1945 года на экстренном заседании Высшего совета по руководству войной японский премьер-министр Судзуки заявил: «Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны».
        Советская Армия разгромила сильную  Квантунскую армию Японии. Советский Союз, вступив в войну с Японской империей и, внеся весомый вклад в её разгром, ускорил окончание Второй мировой войны. Американские руководители и историки не раз заявляли, что без вступления в войну СССР она продолжалась бы ещё не менее года и стоила бы дополнительно нескольких миллионов человеческих жизней.
         Главнокомандующий американскими вооруженными силами в бассейне Тихого океана генерал Макартур считал, что «Победа над Японией может быть гарантирована лишь в том случае, если будут разгромлены японские сухопутные силы».  Государственный секретарь США Э. Стеттиниус утверждал следующее:
«Накануне Крымской конференции начальники американских штабов убедили президента Рузвельта, что Япония может капитулировать только в 1947 г. или позже, а разгром её может стоить Америке миллиона солдат».
          Сегодня опыт Советской армии, осуществившей эту военную операцию, изучается во всех военных академиях мира.
         В результате войны СССР  вернул в свой состав территории, аннексированные Японией у Российской империи по окончании Русско-японской войны 1904 – 1905 годов  по      итогам  Портсмутского мира (южный Сахалин и, временно, Квантун с Порт-Артуром и Дальним), а также ранее уступленную Японии в 1875 году основную группу Курильских островов и закреплённую за Японией Симодским договором 1855 года южную часть Курил.
          Боевые действия против Японии показали пример взаимодействия нескольких стран, прежде всего: СССР, США и Китая. 
         Сегодняшние отношения между Россией-государством наследником и правоприемником СССР и Японией осложнены отсутствием мирного договора между нашими странами. Современная Япония не хочет признавать итогов Второй мировой войны и требует возврата всей южной группы Курил, полученных Россией, как неоспоримый итог победы, оплаченный жизнями советских героев-воинов.
         Нам видится сближение позиций наших стран в совместном развитии спорных территорий.
                *   *   *
         Отдельно следует остановиться на наших потерях в этой, мало вспоминаемой войне. По разным источникам советские войска потеряли более 30 тысяч человек, в том числе погибшими 14 тысяч. На фоне жертв и разрушений, которые понесла страна в войне с немцами, это, кажется, немного.
        Но хочется напомнить, что в результате японской атаки воскресным утром 7 декабря 1941 года по центральной базе тихоокеанского  флота военно-морских сил США американцы потеряли 2403 человека убитыми и 1178 ранеными (в этот день японцами было потоплено 4  линкора, 2 эсминца американского флота, несколько кораблей получили сильные повреждения).   
          Этот день Соединенные штаты Америки отмечают как национальный День памяти, погибших в Пирл-Харборе.
         К сожалению, советско-японская война, грандиозная битва II Мировой войны, несмотря на свою уникальность и масштабность, до сих пор остается в России малонеизвестной и малоизученной историками. Дату подписания капитуляции Японии не принято отмечать в стране.
         В нашей стране никто не отмечает павших в этой войне, потому что кто-то решил, что  эти цифры невелики, по сравнению с неисчислимыми потерями на советско-германском  фронте. 
         А это неправильно, мы должны дорожить каждым гражданином своей страны и помнить всех, кто отдал жизнь за нашу любимую Родину!