Космические мелодии часть 11 1970 год

Дудко 3
КОСМИЧЕСКИЕ  МЕЛОДИИ 

ЧАСТЬ 11   1970 год
   
                Чем запомнился нам 1970 год?
 
   
                НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В КОСМОСЕ
   
   
  Севастьянов Виталий Иванович с 1 по 19 июня 1970 года совершил (совместно с А. Г. Николаевым) полёт на космическом корабле "Союз-9" в качестве бортинженера.

  Корабль сделал более 286 оборотов вокруг Земли за 424 часа 59 минут, пролетев около 11,9 млн. км.
   

СЕВОСТЬЯНОВ В. И.

  Севастьянов Виталий Иванович, родился 08. 07. 1935 года в Красноуральске Свердловской области. В 1953 году, окончил с золотой медалью сочинскую среднюю школу Љ 9 имени Николая Островского.

  В 1959 окончил Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе. Ещё будучи студентом он начал работать техником 9-го отдела ОКБА-1.

 По окончании МАИ с апреля 1959 года работал инженером, потом старшим инженером ОКБА-1.

В 1964 году - исполнял обязанности начальника группы, а с ноября 1964 года - начальник группы 9-го отдела. В том же году Севастьянов окончил аспирантуру 102 кафедры МАИ, а в апреле 1965 года защитил кандидатскую диссертацию, получив степень кандидата технических наук.

 В 1966 году - начальник сектора 731-го отдела ЦКБЭМ.

 В январе 1967 года Виталий Иванович был зачислен в группу гражданских специалистов Љ 3 испытателем (кандидатом в космонавты-испытатели), а в мае 1968 года - в отряд космонавтов.

  В 1967-1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л 1 "Зонд-7" и посадке на неё ЛЗ. С февраля по октябрь 1969 года Севастьянов проходил подготовку к полётам на кораблях типа "Союз" по программе полёта трёх кораблей со стыковкой в качестве бортинженера основного экипажа (вместе с А. Николаевым).

 С 13 по 18 октября 1969 года, во время полёта космического корабля "Союз-8", был дублёром А. Елисеева.

  С января по май 1970 года проходит подготовку в качестве бортинженера основного экипажа космического корабля "Союз" по программе автономного длительного полёта (вместе с А. Николаевым).

  За полёт на корабле "Союз-9" Севастьянов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1970 года получил звание Героя Советского Союза, медаль "Золотая Звезда" и Орден Ленина.
   
  Николаев Андриян совершил свой первый полёт на "Востоке-3" в августе 1962 года. С его биографией мы уже знакомились. В этом полёте на "Союз-9" Николаев должен был: провести ряд медико-биологических исследований, испытание бортовых систем, отработку ручного управления и ещё целый ряд научных наблюдений и экспериментов.
   
  В этом полёте космонавты впервые провели сеанс шахматной игры. Матч состоялся 10 июня 1970 года между экипажем космического корабля "Союз-9" и Центром управления полётом.

 За команду "Космоса" выступали космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов, а против них - руководитель подготовки советских космонавтов генерал-полковник авиации Николай Каманин и космонавт Виктор Горбатко.

 Матч длился в общей сложности около шести часов, с 141-го по 144-ый виток корабля вокруг Земли.

 Первый ход был сделан из космоса, а дальше всё развивалось, как в обычной шахматной партии. Дважды её пришлось прерывать для "домашнего анализа" на то время, когда корабль находился вне зоны радиовидимости. А завершилось всё, как и следовало ожидать, боевой ничьей.
   
  Для игры в невесомости обычные шахматные фигуры не очень подходят. Требовалось создать что-то необычное, что и сделал сотрудник Института авиационной и космической медицины Михаил Иванович Клевцов. Космическая разработка признана изобретением, и имеет патенты в России, Индии Японии, США, Великобритании, ФРГ, Швеции, Испании, Италии, Венгрии и Дании.
   
  Когда встала проблема создания космических шахмат, оказалось, что ни одна из существующих конструкций не подходит для игры в невесомости. Мало того, улетевшая фигура с шахматной доски могла создать определенные проблемы, окажись она в ненужное время и в ненужном месте. Например, маленькая фигура могла забрести в рот спящего космонавта, и попасть в дыхательные пути. А тогда бед не оберёшься. Приступив к разработке шахмат, использование которых было бы возможно в условиях невесомости, Клевцов исходил из двух основополагающих требований:

  1. Шахматные фигуры должны были давать наглядное представление об игровой ситуации на доске.

  2. Полостью должна была быть исключена ситуация потери фигур во время игры.

  Оба эти требования удалось реализовать благодаря применению специальных устройств на шахматной доске и в каждой фигуре. Доска была снабжена разветвлённой системой пазов, а каждая фигура - узлом зацепления и фиксации. Таким образом, одновременно решалось две, на первый взгляд не совместимые задачи - постоянная связь фигур с доской и возможность их передвижения в процессе время игры. Для выбывших из игры фигур предусматривались собирательные пазы на краях доски.

  Доступность и увлекательность игры, а также существенный выигрыш по габаритно-весовым характеристикам определил место космических шахмат среди предметов активного отдыха космонавтов.

  Шахматы Клевцова получили высокую оценку среди первых космонавтов, которым пришлось ими воспользоваться - Андрияну Николаеву и Виталию Севастьянову. Долгое время они демонстрировались в Москве, в павильоне "Космос" на выставке Достижений народного хозяйства СССР. А их автор был удостоен Золотой медали "За успехи в народном хозяйстве".

   
  В полёте всё происходило штатно. Все системы сработали нормально. Более того, восходящие потоки воздуха были такими мощными, что вертолетчики, сопровождавшие спускаемый аппарат (СА), заметили - "Ребята, а вы зависли. Возвращаться не хочется?". И сел СА с космонавтами на свежевскопанное поле очень мягко.

  Группа поисковиков через несколько минут была на месте.

  Первым вытащили Андрияна. Ему было очень плохо, и понадобились реанимационные действия врачей.

  Севастьянов вспоминал: "Когда меня вытащили из СА, я увидел, что Андриян сидел, опершись на ещё горячий СА, и по его щекам текли слёзы. Он этого не замечал, а лишь прикладывал к лицу горсть свежей земли".

  Сами космонавты встать на ноги не могли. Их на носилки внесли в вертолёт.

  Андрияна положили на тахту, Виталия - на пол, около бака с керосином... Полетели. Вдруг врачи кинулись к Андрияну, и засуетились около него. Космонавт потерял сознание. С трудом его привели в чувство...

  Вскоре экипаж опять на носилках перегрузили на самолёт, и привезли в Звёздный.
   
  Объективные данные свидетельствуют: за время полёта периметр бедра космонавтов уменьшился на 7,5 см., периметр голени - на 3,5 см., тонус мышц ног упал на 78 %, т. е. была полностью растренирована система мышц. Сердце уменьшилось на 12,57 гр. По площади, а по объёму на 20 %. Минутный обмен крови сократился в 2 раза, т. е. сердце прокачивало в 2 раза меньше крови. По сути у Николаева уже было прединфарктное состояние.

  Несколько дней космонавты пролежали пластом в профилактории Звёздного городка. Только через неделю они смогли на 15 минут выбраться на прогулку. Реадаптация проходила очень тяжело. И, если Виталий Севастьянов через некоторое время более или менее восстановился (ведь он был на 6 лет моложе), и спустя пять лет совершил второй космический полёт, то Андриян Николаев в течение года перенес два инфаркта и больше в космос не летал.

   
  За этот полёт Николаеву присвоено генеральское звание и наградили второй Золотой Звездой. Его назначили на новую должность - заместителя начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

  Андриян постепенно, как мог, восстановился. Конечно, путь в космос ему был закрыт, но, будучи уже генерал-майором, он работал в ЦПК ещё 22 года. - заместителем начальника по летно-космической подготовке, а с 1974 года - первым заместителем начальника по Центра (сейчас эти две должности совмещены).

  В августе 1992 года Николаев, ровно через 30 лет после своего легендарного полёта, был уволен в запас по возрасту.

  Николаев написал книги - "Встретимся на орбите" и "Космос - дорога без конца".

  3 июля в столице Чувашии, в городе Чебоксары, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР Љ 3, генерал-майор авиации в отставке Андриян Григорьевич Николаев скоропостижно скончался.

  Похоронили его 6 июля с республиканскими почестями в селе Шоршелы Мариинско-Посадского района Республики Чувашии во дворе дома, где он родился и провел детство. Сейчас это музей космонавтики.
   
  В ноябре 1970 года с космодрома Байканур стартовала ракета-носитель "Протон" со станцией "Луна-17". Через неделю - 17 ноября - в Море Дождей с её посадочной платформы сошел "Луноход-1". На спутнике Земли начала работать первая в мире передвижная лаборатория.
   
  Был проведён отбор в группу "сидячих космонавтов". Из 45 отобрали 11.
   
   - Изначально перед передвижной лабораторией, рассказывает водитель "Лунохода" Вячеслав Довгань Ю - ставилась задача обследование района прилунения пилотируемого космического корабля, который после выполнения программы должен был вернуться на Землю. В случае возникновения нештатных ситуаций "Луноход" планировалось использовать для доставки космонавта на резервный корабль. К сожалению, первоначально задуманной программе тогда не суждено было воплотиться в жизнь.

  После теоретической подготовки (продолжает Довгань) - нас направили в Крым для тренировки на лунодроме.

 Здесь окончательно сформировался экипаж "Лунохода-1". Он состоял из двух расчётов: командиры - Николай Еременко и Игорь Федоров. Водители - Габдухай (Геннадий) Латыпов и Вячеслав Довгань. Штурманы - Константин Давидовский и Викентий Самаль. Бортинженеры - Леонид Мосензов и Альберт Кожевников. Операторы наведения остронаправленной антенны - Валерий Сапранов и Николай Козлитин. А также был резервный водитель Василий Чубукин.
   
  Информация об этой группе была строго засекречена, в том числе и для самой группы. Они думали, что полетят в космос. Их фамилии были названы лишь 23 года спустя в "Красной звезде". Благодаря военной газете мы были награждены орденом Почёта. До этого государственных наград у нас не было.

  Но сначала предстояло обучиться профессии "сидячих космонавтов", как нас назвал главный конструктор. Мы приехали в посёлок Горелово, где располагался ЦНИИ "Трансмаш" (ныне ВНИИ "Трансмаш"), которым руководил В. Старовойтов. Конструкторское бюро возглавил А. Кемурджиан, который со своим коллективом создал самоходное шасси "Лунохода-1". Мы познакомились с членами коллектива, среди которых были ленинградцы П. Сологуб, Л. Поляков, В. Петрига, М. Маленков, Ф. Шпак, В. Бабенко, Л. Черепанова, Б. Лубенко, Ю. Васильев и другие. Они-то и обучали нас - будущих водителей лунохода.

  После Горелова мы оказались в Химках, где, собственно, и был создан сам луноход как передвижная лаборатория. Мы изучали техническую документацию, разбирали различные схемы, искали в библиотеках и магазинах литературу о Луне, встречались с селенологами, стараясь по возможности больше узнать о естественном спутнике Земли.

  Первая попытка запуска лунохода оказалась неудачной: стартовавшая 19 февраля 1969 года (за полгода до полёта американского Apollo - 11) ракета-носитель "Протон с первым экземпляром лунохода взорвалась на 52-ой секунде полёта.

  В ходе тренировок на лунодроме было отработано множество опреций.- водили луноход "змейкой", проходили "коридор", распознавали различные препятствия - и достигли лёгкости в выполнении самых сложных заданий. Но при этом забыли о главном - о сходе лаборатории с посадочной платформы. Это был очень ответственный момент для всего экипажа. У водителя Геннадия Латыпова пульс подскочил до 140 ударов в минуту. Но в любом случае мы должны были действовать, причём сводить луноход надо было "вслепую" - с выключенными антеннами.

  Геннадий провёл операцию безукоризненно, красиво. Аппарат спустился на поверхность Луны, прошел метров 20 - только тогда мы включили телевизионные камеры и убедились, что всё в порядке. После этого эпизода мы поверили в успешное осуществление программы.

  По состоянию на конец второго лунного дня мы ушли от посадочной платформы более, чем на полтора километра. В рамках навигационной задачи, которую мы решили в третий лунный день, нужно было возвращаться к платформе, проложив новый путь, отличный от уже проторенной луноходом колеи. За семь сеансов движения мы успешно решили эту непростую задачу. По расчётам мы должны взять влево и пересечь колею. И действительно минут через 20 луноход достиг колеи, пересек её и вышел к посадочной платформе. Мы сделали, как выражаются специалисты, первый перекрёсток на Луне.

  Во второй лунный день - по земному времени 10 декабря - произошло первое погружение лунохода в кратер. Распознать его было невозможно из-за высокого Солнца - в течение девяти часов нам пришлось выводить аппарат на поверхность Луны.

  Аппарат проработал на Луне более десяти земных месяцев (11 лунных дней). Последний сеанс связи с ним состоялся 14 сентября 1971 года. "Луноход-1" перевыполнил запланированную трёхмесячную программу, пройдя 1 540 метров и обследовав площадь в 8 000 квадратных метров. За 157 сеансов телефотометры передали на Землю 21 Лунную панораму, телекамеры - почти 25 тысяч фотографий. В 537 точках определялись механические свойства поверхностного слоя лунного грунта (реголита), в 25 точках был проведен его химический анализ.

  Осуществив большую техническую работу, первый в мире телеуправляемый луноход замерз, оставшись на Луне как памятник триумфу нашей космонавтики. Наступит час, когда человек, долетев до естественного спутника Земли, сможет повторить путь этого "лунного скитальца" - такое романтическое название дали учёные своему первенцу.

  Методика управления этим аппаратом нашла практическое применение и на Земле. Когда произошел взрыв в Чернобыле, в ВНИИ "Трансмаш" была создана дистанционно управляемая машина, помогавшая в расчистке четвёртого энергоблока АЭС.

   
   
     СОБЫТИЯ В США
   
 
  11-го апреля - Запуск американского космического корабля "Аполлон-13", пилотируемого космонавтами Джеймс ЛОВЕЛЛОМ, Джоном СУАЙГЕРТОМ и Фредом ХЕЙСОМ.
  Приземление 17 апреля.
  Взрыв в блоке управления командного модуля не позволил осуществить высадку на Луне.

  5 апреля - Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин направил телеграмму президенту США Ричарду Никсону в связи с полётом космического корабля (Аppollo-13), оказавшегося в аварийной ситуации. В телеграмме содержится предложение о помощи советской стороны в спасении космонавтов.
  В экстремальных условиях, используя двигатель лунного модуля, экипажу удалось вернуться на Землю без помощи СССР.

  18 апреля - Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Викторович Подгорный направил телеграмму президенту США Ричарду Никсону в связи с благополучным возвращением на землю членов экипажа космического корабля (Аppollo-13).
   
  24 апреля - Китай запускает свой первый искусственный спутник Земли, который будет передавать в эфир песню "Алеет восток". 
   
  12 декабря - Запуск американского искусственного спутника Земли "Эксплоререр-42" с целью изучения рентгеновского излучения.
 
   
  В СССР
   
  20 января - Запуск искусственного спутника Земли "Космос-321" для изучения магнитного поля и ионосферы Земли.

 
  25 апреля - запуск в СССР с помощью одной ракеты-носителя восьми искусственных спутников Земли ("Космос-336" - "Космос-343").

  1 июня - старт космического корабля Союз-9. Экипаж - Николаев А. Г. и Севастьянов В. И. .  Приземление 19 июня.
 
  24 сентября - вернулась на Землю межпланетная станция "Луна-16", доставившая лунный грунт.

  17 ноября - Советский Союз запускает научную космическую станцию "Луна-17", которая через неделю прилунится в районе Моря Дождей.
На поверхность спутника Земли выедет первое самоходное устройство "Луноход-1", которое будет управляться с Земли и путешествовать по лунной поверхности 11 месяцев.

  15 декабря - Впервые на другую планету совершает посадку космический аппарат, посланный с Земли, - поверхности Венеры. Поверхности Венеры достигает советская межпланетная станция "Венера-7".