Космические мелодии часть 9 1968 год

Дудко 3
ГЕННАДИЙ  ТРОФИМОВИЧ  БЕРЕГОВОЙ   ГОТОВИТСЯ   К  КОСМИЧЕСКОМУ 
  ПОЛЁТУ  НА  КОРАБЛЕ    «СОЮЗ-3»


КОСМИЧЕСКИЕ  МЕЛОДИИ

ЧАСТЬ  9     1968  год


                И ОПЯТЬ - В КОСМОС...

   
  В фильме ВГТРК о космическом подвиге летчика-испытателя Берегового говорится о последующих за этим событиях так:

  "Во второй половине 60-ых годов после оглушительного триумфа первых лет советская космонавтика оказалась в тупике. Тогда спасти её сумели два внешне похожих друг на друга человека. У одного было власть, у другого - талант испытателя...".

  Да и фамилии их были чем-то схожи. Первым из этих двоих был Леонид Ильич Брежнев, вторым - Георгий Тимофеевич Береговой.
   
  Брежнев познакомился с Береговым в 1961 году, когда ещё не взошел на коммунистический престол. При вручении грамот Верховного Совета СССР он обратил внимание на высокого бравого украинца, удивительно похожего на него самого.
   
  Спустя 8 лет, сходство Берегового с Брежневым неожиданно спасёт Леонида Ильича от пуль покушавшегося на него не вполне адекватного ленинградца.

  22 января 1969 года во время торжественной встречи космонавтов в Кремле, офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева. Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен. Сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.
   
  Береговой Георгий Тимофеевич родился 15 апреля 1921 года, в селе Фёдоровка, Полтавской Губернии, (ныне Карловский район Полтавской области) Украинской ССР.

  Учась в средней школе, в Енакиево, куда переехала вся семья, (1928 - 1936 г. г.) Георгий был инструктором, а затем руководителем городской секции авиа моделирования. После окончания 8-го класса начал работать на Енакиевском металлургическом заводе. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб и был призван в Красную армию. В1941 окончил Ворошилов градскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса.

  Береговой в своей книге "Три высоты" вспоминает: "...день, когда я с группой других летчиков получил назначение на Калининский фронт, наступил для меня как-то неожиданно. Вскоре случилось то, чему поначалу я просто отказывался верить. Явившись в пункт назначения, на один из фронтовых аэродромов в районе Осташково, я услышал сразу и вместе те имена, которые впервые соединились ещё в мальчишеских грёзах. Командующий 3-й воздушной армией был М. М. Громов, одним из её корпусов командовал Н. П. Каманин, а дивизией, в которую входил мой полк - Г. Ф. Байдуков. Три прославленных лётчика страны, три Героя Советского Союза, получившие это звание ещё в мирные годы, жизнь которых я брал для себя за образец".
   
  С 1943 Береговой был заместителем, а потом командиром эскадрильи. Был трижды сбит. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.

  В 1948 г. окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. Им было испытано более 60-ти типов самолётов, в том числе: МиГ-15 (1949 г.), МиГ -19П (1955 г.), СМ-12 (1957 г.), СМ-30 (МиГ-19) (1956 г.), Як-25 (1949 г.), Як-27К (1956 г.), Су-9 (1958 г.), Ту-128 (1962 г.). Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4.

  В 1949-м году испытывал МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора.

  В 1956-м году окончил Военно-воздушную академию (с 1968 г. имени Ю. А. Гагарина).

  В 1961-м был удостоен звания "Заслуженный лётчик испытатель СССР.
   
  В 1963-м году зачислен в отряд советских космонавтов. Более молодые коллеги встретили его в штыки: "Престарелый любимчик пришел за славой". Они имели в виду то, что Береговой в свое время служил под началом военачальника Николая Каманина, опекавшего будущих космонавтов.

  Прошел полный курс подготовки к полётам на кораблях типа "Союз".
   
  Когда Генсеку, занявшему сей пост в октябре 1964 года, доложили о непрекращающихся трудностями с кораблём "Союз" он сказал: - "Ну, там же у вас в отряде есть летчик-испытатель...".
   
  26 - 30 октября 1956 года Береговой совершил космический полёт на космическом корабле "Союз-3".
   
  В полёте была выполнена попытка стыковки с беспилотным кораблём "Союз-2" в тени Земли.
   
  Береговой не сразу понял, что произошло в космосе.

  Удачный старт. Выход на околоземную орбиту. Первый виток. Подлёт к беспилотному кораблю, с которым надлежит состыковаться... И - неудача. Повторить попытку стыковки оказалось невозможным - топлива осталось только на посадку.
   
   А потом каким-то чутьём осознал, что корабль подошел к беспилотнику в перевёрнутом виде. Необычное состояние невесомости на первых порах не позволяет космонавту сориентироваться в пространстве. Но отчёт о полёте и возможных недочётах конструкции корабля он составил очень подробный.

  Позже инженеры назовут приказ стыковаться на первом витке глупым, но для Георгия Тимофеевича это было слабым утешением. До конца дней ему казалось, что он "не выполнил задание". Хотя на самом деле он его перевыполнил. Генерал-майор медицинской службы Владимир Понаморенко сказал: - "Он, Береговой, был первым космонавтом, который не побоялся сказать конструкторам - то, то и то, что счёл неудачным в конструкции космического корабля". Он не стал оправдываться - он искал причины. Нашел, и, по сути, стал соконструктором "Союза", который и по сей день считается самым надёжным космическим кораблём.

  Береговой привёз на Землю ценнейшие сведения по конструкции корабля и причине сорвавшейся стыковки, о чём рассказывал после полёта. А во время полёта в очередном сеансе связи с ЦУПом, после попытки стыковки, на вопрос о самочувствии, космонавт ответил: "Самочувствие нормальное, настроение паршивое".
   
  До того момента, пока Береговой окончательно, осязаемо не вернулся на землю, коллеги считали его смертником, и называли - космическим камикадзе.

  Несколько раз это страшное слово прозвучит в показанном по телеканалу "Россия-1" замечательном фильме Руслана Божко и Александра Островского "Космический камикадзе". Угол атаки космонавта Берегового (сценаристы А. Островский и А. Мержанов).
   
  Почему назвали смертником Берегового знающие люди? Потому что, они действительно знали, что очередной космонавт летит на обречённом корабле: до этого погибли подряд четыре "Союза". Три первых - беспилотные. В четвёртом в апреле 1967 года в космос поднялся Владимир Комаров. В результате у дважды Героя Советского Союза В. М. Комарова две могилы: в Кремлёвской стене и в оренбургской степи...
   
  Полёт Берегового продолжался 3-ое суток 22 часа 50 минут 45 секунд.
  За совершение космического полёта Береговой был награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза (первую получил на войне), и орден Ленина.

  Свой космический полёт Береговой совершил, когда ему было 47 лет.
   
  После полёта с 1972 по 1987 год Береговой был начальником Центра подготовки космонавтов. Защитил кандидатскую диссертацию и получил степень кандидата психологических наук.

  В 1981 году - лауреат Государственной премии СССР.
 
  В 1987 году ушел в отставку в звании генерала-лейтенанта.

  Депутат Верховного Совета СССР 8-10 созывов (1974 - 89 годы). Вел большую общественную работу.

  В 1978 году по его запросу Донецкий областной суд пересмотрел дело и отменил обе судимости жителя Енакиево Виктора Януковича - будущего президента Украины.
   
  Геннадий Трофимович Береговой скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце.

  Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

   

Здесь промелькнула информация о том,  в 1978 году по  запросу Берегового Донецкий областной суд пересмотрел дело и отменил обе судимости жителя Енакиево Виктора Януковича - будущего президента Украины.

Отыскались следующие подробности…

 Все кто жили в СССР, помнят как дотошно проверялись биографии тех людей, которые попадали в "номенклатуру".

Человеку с такими "пятнами в биографии, как "темное" военное прошлое отца,
 2(две) ходки "на зону" по малолетке,- попасть в "номенклатуру", и тем более "стать выездным за границу",- было нереально.

В СССР была только одна контора которая была способна на такие "чудеса" для "своего человека".

Эта контора называлась Контора Глубокого Бурения (КГБ).

Но кто из кураторов мог тогда предположить "высоту полёта" перспективного "кадра".

Знали бы - лучше бы проработали "легенду" героя:

Виктору Януковичу от отца в наследство досталась легенда о дружбе с космонавтом Береговым, якобы с которым Федор Владимирович перед войной вместе учился летать в Енакиевском аэроклубе.

 Позже, как известно, это она понадобилась Януковичу, чтобы ликвидировать мрачные пятна в своей биографии.

 Следует отметить, что об отношениях Януковича и космонавта Берегового известно очень мало, пожалуй только то, что якобы, где-то в каких то архивах сохранилась копия обращения Берегового в Донецкий областной суд с просьбой разобраться в уголовной судьбе Януковича.

 Кто хлопотал за Януковича перед Береговым — неизвестно.

 Виктор Янукович виделся, по крайней мере один раз, с Георгием Береговым — во время посещения легендарным космонавтом города Енакиево.

 Как известно, Береговой после окончания средней школы в 1938 году начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате.

 В том же году призван в Красную Армию. В 1941 году окончил Ворошиловоградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса. О том, что Георгий Береговой открыл для себя космос в Енакиевском аэроклубе он никому не рассказал.


Вернёмся к событиям 1968 года.   

   В США…
   
  07 января - Запуск американской автоматической межпланетной станции "Сервейр-7", которая совершив мягкую посадку на Луну вблизи кромки кратера Тихо, передала 21274 телевизионных изображения и результаты химического анализа грунта материкового района Луны.

  11 января - Запуск американского искусственного спутника Земли "Эксплорер-3б" с целью проведения геодезических измерений.

  04 марта - Запуск орбитальной геофизической обсерватории "ОГО-5" с целью изучения магнитного поля земли, солнечной активности и водородного облака вокруг кометы Беннета.
  05 марта - Запуск американского искусственного спутника Земли "Эксплорер-37" с целью изучения солнечной радиации.
 
   11 октября - Первый запуск американского космического корабля "Апполон-7" с людьми на борту. Командиром корабля был Уолтер ШИРРА, для которого это уже был третий полёт в космос. Предыдущие запуски были беспилотными из-за трагедии, случившейся ранее и приведшей к гибели трёх астронавтов во время предполётной подготовки. Успешное завершение этого полёта стало важным шагом в осуществлении американской программы высадки человека на Луну. Это первый пилотируемый полет кораблей данной серии, который завершается 22 октября.

   07 декабря - Запуск первого американского астрономического искусственного спутника Земли.

  19 декабря - Запуск американского стационарного связного искусственного спутника Земли серии "Интелсат-ЗВ".

 
  21 декабря - Запуск с помощью ракеты-носителя "Сатурн-5" на орбиту вокруг Земли американского космического корабля "Апполон-8" с космонавтами Ф. БОРМАНОМ,  Дж. ЛОВЕЛЛОМ и У. АНДЕРСОМ.

  23 декабря - американские астронавты БОРМАН, ДОУЭЛЛ и АНДЕРС становятся первыми людьми, достигшими лунной орбиты.

  24 декабря - Астронавты "Апполона" передают репортаж с Луны и зачитывают абзацы из "Книги Бытия".

  27 декабря - американский космический корабль "Аполло-8" завершает 1-ый пилотируемый полёт в направлении Луны.
   
    
  В СССР
   
   
  08 марта - Затонула советская дизельная ракетная подводная лодка К-129, находящаяся на боевом дежурстве в Тихом океане. На борту имела 97 человек. Одна из версий - столкновение с американской атомной подводной лодкой "Суордфиш".

  21 марта - В Советском Союзе осуществлён запуск искусственного спутника Земли "Космос-208" с целью изучения потоков рентгеновского и гамма-излучений.

  27 марта - Во время учебно-тренировочного полёта в авиационной катастрофе погиб первый космонавт Ю. А. Гагарин.

  07 апреля - Запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией "Луна-14" с целью проведения исследования Луны и космического пространства с окололунной орбиты.

  22 апреля - В Москве, СССР. Великобритания и США подписывают соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Вступит в силу 03.12.1968 года.

  26 октября - В СССР осуществляется запуск космического корабля "Союз-3", пилотируемого космонавтом Г. Т. БЕРЕГОВЫМ.

  31 октября - Осуществляется запуск ИСЗ "Космос-251" для изучения внегалактических источников гамма-излучений.

  10 ноября - В сторону Луны осуществляется запуск автоматической станции "Зонд-6".

  16 ноября - В СССР запускается космический корабль "Протон-4" с целью исследования первичных космических лучей высокой энергии и энергетического спектра электронов высокой энергии.

  30 ноября - Международная авиационная федерация учреждает золотую медаль имени Ю. А. Гагарина.

  20 декабря - В Советском Союзе произведён запуск искусственного спутника Земли "Космос-261".

  26 декабря - В Советском Союзе происходит запуск искусственного спутника Земли "Космос-262" с целью изучения ультрафиолетового и рентгеновского излучения.

  31 декабря - Первый полёт первого в мире сверх звукового пассажирского самолёта "ТУ-144".


   О трагической гибели Юрия Гагарина мы уже писали  раньше…