Кузнец

Миша Белый
В деревне летом особый воздух. Не городской, но и не полевой и не лесной. Деревенский. Очень приятно им дышать.

Поэтому, свернув на просёлочную дорогу, я приоткрыл окно машины. Большая скорость на этой дороге – не самое умное решение, поэтому можно ехать тихонько, дышать приятным деревенским воздухом и наслаждаться пейзажами. Тем более что и движения на дороге никакого, моя машина единственная в пределах видимости.

В прошлом году я купил дом в этой деревне. Я работаю в Интернете, поэтому могу работать в любой точке мира. А летнюю деревню люблю, вот и решил летом работать здесь. Можно будет чередовать работу с рыбалкой, походами за грибами и ягодами, пить парное молоко, жарить шашлыки в огороде. Летом в деревне сказка. А вот зимой - суровая быль, поэтому уже с начала осени здесь нечего делать. Ни сажать что-либо, ни тем более держать скотину я не собираюсь.

В прошлом году только удалось ознакомиться с домом и немного привести его в порядок – купил я его в конце лета, у мужика, который сюда лет десять не ездил. У него здесь жила бабушка, потом умерла, а дом начал разваливаться потихоньку. Мужик, видимо, не был любителем деревни, даже летней, вот и решил его продать. Достался он мне по дешёвке – деревня хоть и большая, но относительно глухая, работы здесь нет, каждый четвёртый дом пустует, поэтому недвижимость не стоит почти ничего.

Загнав крузак в проулок, я вышел, с наслаждением потянулся и осмотрелся. Работаться здесь должно хорошо. Я занимаюсь программированием, техническими переводами, а также немного пишу фантастику, с уклоном в мистику. Возможно, здесь удастся раскопать пару каких-нибудь местных легенд, которые дадут материал для творчества.

-Правда, знать, приехал – разделся сзади старушечий голос.

Я обернулся и увидел бабу Катю, соседку из дома напротив. Познакомился с ней в прошлом году. Парное молоко у неё брал.

-Приехал, да, здравствуйте – отозвался я.

-Ну вот и хорошо. Значит, немножко за домом будешь смотреть. Дом, когда в нём не живут, на глазах разваливается. А мне его жалко, дом-то, хоть и не свой. Это дом старинный, знаменитый, у него дух особенный.

-Чем же он знаменитый, баб Кать?

-Здесь до революции купец жил, не шибко богатый, но душевный очень. Много добрых дел сделал. А в войну здесь госпиталь был, с фронта раненых привозили. Много людей спасли, даже тяжёлых, безнадёжных. Тот купец много денег жертвовал на медицину, вот, говорят, и после смерти людям помогал. А после войны в нём жила обычная семья, потом вот все умерли, а Васька-то не приезжал, за домом не ухаживал…

-Погодите, это не тот Васька, у которого я дом купил?

-Видно, тот. Он же наш, отсюда родом, да в город перебрался. Женился там. А у него жена страсть какая ревнивая. Ей всё казалось, что у него здесь его прошлые девки всё живут, да у него ещё с кем-то, да чего-то… Они приезжали сюда раза три, она ему каждый раз скандалы устраивала, на почве ревности. А потом убедила и вовсе сюда не ездить, а потом и дом продать. Он подкаблучник и слабак, Васька-то. И никаких девок у него здесь отродясь не было, кому он нужен. В армии и то не служил.

У бабы Кати явно был дефицит общения. Но нужно было осмотреть дом, расположиться, а главное – настроить комп и интернет. В прошлом году я не тот USB-модем привёз, не того оператора, который здесь ловит. Сейчас узнал, какая связь у них лучше работает, привёз какой надо. Но кто его знает, может, он не будет ловить как раз в моём доме. Тогда дольше двух дней я здесь не пробуду, я без Интернета как без рук.

Поэтому я вежливо свернул разговор с бабой Катей, пообещав вечером купить у неё молока, и пошёл открывать дом.

Протёр полы, немного запылившиеся за год, вкрутил пробки, проверил электричество. Подключил ноут, к нему модем. Огонёк загорелся зелёным. Это плохо. Значит, ловит почти никак. А за этим столом работать удобней всего. Но ничего, это я предвидел. Достал пятиметровый USB-удлинитель, подключил модем через него и начал ходить с ним по комнате. Наверно, есть смысл поднять повыше… Ура! У одного окна огонёк загорелся синим. Я повесил модем за удлинитель на гардину этого окна – огонёк остался синим. Подключил инет. Связь отличная.

Ну всё, значит, остаюсь здесь минимум на неделю, а максимум – вообще на всё лето. Сейчас конец мая. Поработаю и проведу лето на чистом воздухе, вдали от городской суеты. Какая мне разница, одинокому и имеющему возможность работать в любой точке мира, где работать летом? А при прочих равных деревня имеет куча плюсов.

Так, баню, пожалуй, уже завтра буду топить, а сейчас надо сполоснуться с дороги.
Натаскал воды из колонки в бачок, стоящий в огороде, разделся до плавок – вроде не видно меня тут ниоткуда в зелени, но всё же, мало ли… Пока и так сойдёт. С удовольствием ополоснулся холодной водой, вернулся в дом, вытираясь на ходу полотенцем. Сделал кофе и сел за комп. Ответил на сообщения, которых за пол-дня, что меня не было онлайн, накопилось уже прилично. Сделал некоторые самые неотложные вещи, о которых просили заказчики. Потом вышел из винды и загрузил с другого диска кое-что другое. Это была как бы тоже операционка, но не совсем… По монитору побежали ряды символов, которые ничего не сказали бы ни программисту, ни лингвисту. Это мои маленькие секреты. В любом бизнесе полезно иметь свой секрет.

А вечером вышел из дома и пошёл за молоком к бабе Кате. Она меня уже ждала, вышла навстречу с банкой. Я отдал ей деньги, взял банку, поблагодарил и направился было к себе.

-А ты посиди хоть пять минут со мной на скамеечке, покалякай – попросила баба Катя. –Мне тут скучно одной-то, не с кем словечком переброситься. Считай, круглый год одна.

-А что, совсем пообщаться не с кем? Я ехал, видел – бабушки какие-то на скамейке сидят.

-Да, и я с ними сижу иногда, а не надо бы – отмахнулась баба Катя – Они как начнут всем косточки перемывать… Тот такой, этот сякой… И сама с ними в это же ударяешься. Грех это.

Я еле сдержал улыбку, вспомнив её откровения про продавшего мне дом Ваську. Да, пословица про соринку в чужом глазу придумана народом не зря.

-Ну сейчас молоко отнесу домой, выпью пару кружек да приду – пообещал я – пока оно парное, а то будет уже не то.

Молоко действительно было отменным. Деревенские говорят, что в городах пьют из пакетов коровью мочу, и они не сильно далеки от истины. Правда, деревенское молоко не для каждого желудка, потому что количество лактозы в нём зашкаливает, а жирность – примерно как у купленных в городе сливок. Но я переношу его замечательно.

Выпил три кружки, почти целый литр, и вышел на скамейку к бабе Кате. С ней, как я понял, надо держать ухо востро, ей свежий человек нужен. Своим-то уже всем косточки перемыли. Но я надеялся услышать от неё какую-нибудь местную легенду. В каждой деревне они есть, вдруг что интересное раскопаю.

-А внуки к вам не ездят, что ли? – спрашиваю я её.

-Да ездит, он у меня один, внук… На неделю, не больше. В середине июля, может, приедет. Больше не хочет с бабушкой жить. Да и то торчит в своём компьютере весь день. Раньше-то внуки к бабушкам в деревню приезжали – на рыбалку бегали, за грибами, за ягодами, играли весь день, шалаши всякие строили… А сейчас – сидит и сидит весь день. Что они там делают? Ты хоть, я помню, говорил, деньги зарабатываешь. И хорошо, видать, зарабатываешь – вон машина у тебя какая. А они что?

-Да какая уж машина, старая она.

-Ну, всё равно, красивая, большая. Американская, наверно, или немецкая?

-Японская.

-Ну вот, японская. Ты понятно зачем в компьютере сидишь. А они что там делают? Играют?

-И играют, и общаются друг с другом.

-Как будто так общаться нельзя. И ведь не один он такой. Приедут – и друг с другом не встречаются даже, каждый сидит дома, в компьютере своём. Как отшельники. Как вон кузнец, не к ночи будь помянут…

И баба Катя быстро перекрестилась, с опаской взглянув куда-то в сторону.
Я проследил за её взглядом. Деревня состояла из двух улиц, расположенных под углом друг к другу, в виде большой буквы V. А между ними, примерно к середине, начинался неглубокий, но широченный овраг, скорей ложбина, которая чем дальше, тем гуще была зарощена бурьяном. В самом конце, где улицы максимально расходились, бурьян был выше человеческого роста уже сейчас. А ведь ещё даже июнь не начался.

-Что за кузнец? – поинтересовался я.

-Был у нас тут кузнец когда-то… Слухи всякие ходят… И странные, и страшные… Вон там его дом и поныне стоит – баба Катя показала на тот самый бурьян и снова перекрестилась.

Кажется, я нашёл какую-то местную легенду.

-Расскажите подробней, пожалуйста.

-Ну, был тут кузнец до революции. Не местный, приехал откуда-то. Говорят, раньше работал у какого-то богатого дворянина, а потом забрался в нашу глушь. Мастер был отменный. Он не только ковать умел, к нему обращались и больной зуб выдрать, и с другими болезнями… Знал травы, заговоры всякие… Ну, и боялись его. Жил он отдельно от всех, один, ни с кем толком не общался. Или в кузнице, или дома. В деревне таких не шибко любят, кто от людей сторонится. Но кто с ним ругался – с теми вскоре что-нибудь приключалось. В драку-то с ним никто не лез, он силищи был неимоверной, а кто скандал какой заведёт – вскоре или умрёт, или в тюрьму угодит, или ещё что… В общем, таинственный был человек.

-Видимо, сильно таинственный, если жил до революции, и до сих пор так подробно о нём помнят?

-Так после революции самое странное и началось. Сначала-то он работал как раньше. Потом начался НЭП, у него заказов прибавилось, деньги хорошие завелись. Деревянный дом снёс, построил там же каменный, в один этаж. Он так там в бурьяне и стоит, отсюда не видно просто. Дом странный, в наших краях такие не строят. Не знаю, откуда он приехал…

-Дизайн необычный?

-Вот-вот, дизайн. А потом его раскулачить решили. Приехали сельсоветчики, он их с крыльца и спустил. Они в тот же день вернулись с подмогой – аж восемь человек. Так он всех восьмерых вышвырнул, как котят. Здоровенный был мужичище, не приведи Господи… После этого приехали солдаты…

-Наверно, не солдаты, а чекисты?

-Наверно… В форме, в общем, и с винтовками. Только подошли к его дому – один ногу сломал. На ровном месте. Из-за этого заминка у них вышла, а потом они ещё послушали, что про кузнеца говорят, и вовсе забоялись соваться…

-Ну а потом что? Власть бы этого так не оставила, тем более тогдашняя.

-А потом приехал комиссар из города. Поговорил с солдатами, поговорил с народом местным, да и пошёл к нему один. Его отговаривали – не ходи, страшный он человек. Но комиссар и сам был не простой, никого не боялся. Пошёл. Кузнец впустил его. Долго ничего не было слышно, все думали – всё, сгинул комиссар. А он вышел оттуда, задумчивый, и скомандовал солдатам уезжать. И всё. Больше кузнеца никто не трогал, но кузницу его закрыли и опечатали. А он после этого заперся у себя в доме и больше не вышел. От кузницы уж давно ничего не осталось, а дом вот стоит.

-Значит, так и умер в доме? И не похоронили его?

-Может, и умер, от тоски, без любимой работы. А может… Ходили туда люди. И все, кто пытался проникнуть в дом, вскоре умерли.

-И никто даже внутрь не пробрался?

-Никто. Как кузнец закрылся изнутри на засов, так дом и стоит. Подходили, пробовали в окна заглядывать… Один парень, не из нашего села, из соседнего, заглянул, а друзья его поодаль стояли. Смотрят – он упал от окна, прямо как стоял, так и упал. Подбежали, а он мёртвый и весь седой. Был чёрный, а стал в один миг как столетний дед. Его унесли, а в окно никто больше не заглянул.

-Что, это реально всё было?! Или так, кто-то кому-то говорил на завалинке?

-Мне моя мама покойная сказывала. Правда ли, нет ли… Может, что-то уже и придумали, с годами. Да только кузнеца иногда и сейчас видят. То здесь, то в соседних деревнях.

-Ну, это уж точно фантазируют люди.

-Может, и фантазируют… Да только все, кто говорил, что его видел, вскоре умирали или с ума сходили. На моей памяти только пяток случаев, с шестидесятых годов, и в нашей деревне, и в соседних. Да раньше, рассказывали, ещё с десяток… Не знаю уж, станет ли кто так фантазировать после всего-то…

-Что же ему надо, кузнецу этому? Что ему на том свете не живётся, как всем нормальным людям?

-Зря ты смеёшься… Я тебе вот что скажу. Все, кто пытался в тот дом влезть – все умерли. И ты не вздумай даже ходить в ту сторону, если мысль такая появится – лучше сразу уезжай, дольше проживёшь.

-Да не собираюсь я лазить по заброшенным домам, что я там забыл? А история действительно интересная.

Весь остаток вечера, пока я работал, подкрепляясь молоком бабы Кати, этот кузнец не шёл у меня из головы. Если хотя бы десять процентов из того, что она рассказала, правда – история сильно выбивается за рамки обычной местной легенды… Надо будет поинтересоваться ещё у кого-нибудь про этого кузнеца.

***

На следующий день, проработав до обеда, я решил после обеда открыть купальный сезон в этом году. Погода стояла относительно жаркая уже больше недели, вода если и не очень комфортная, то во всяком случае не ледяная. Баба Катя сказала мне, где тут пруд. Проплывусь туда-сюда, потом в машине включу печку и согреюсь, если уж сильно замёрзну. Вот, и термос с чаем надо взять ещё.

Приехав на пруд, я увидел, что не один такой. На берегу стояла ушатанная БМВ лохматых годов, на её капоте стояла бутылка и стаканы, и два молодых парня в плавках «согревались» спиртным, громко хохоча.

-Здорово, братан! – поприветствовал меня один из них – Купаться?

-Да, хочу вот купальный сезон открыть. Здорово, парни. Как водичка?

-Ну, как… Сначала показалось холодно, а сейчас вообще ништяк! – заржали парни. «Согрелись» они уже прилично.

-Ну вот и я сейчас окунусь. Давайте познакомимся, что ли. Вы вроде не местные, не деревенские?

-Нет, откуда бы сейчас здесь деревенские взялись, они работают все. Это мы отдыхаем. Приехали вот на недельку, вина побухать, шашлычков поесть…

-Ну да, доярки местные опять же…

-Гыгыгы, точно, братан! Правда, в этой деревне нормальных доярок что-то нет, вот соседнее село побольше, там есть. А ты как, тоже по дояркам?

-Я – нет, я старый уже. Вам же, наверно, лет по двадцать-двадцать пять?

-По двадцать три. А тебе сороковник, наверно?

-Кто сколько даёт, от тридцати до пятидесяти. Вот сколько дадите – столько и будет.

-Ахаха, ещё один таинственный! Тоже кузнец, что ли?

Да, местную легенду парни явно тоже слышали. Но говорить с ними сейчас было не очень приятно, трезвому с пьяными. Поэтому я, завершив знакомство, быстро проплыл туда-сюда и ушёл в машину греться. Водичка и правда пока холодновата, но всё равно удовольствие получил. Парни – одного звали Макс, а другого Серёга – дважды подходили к моей машине, предлагая выпить. Я, понятно, отказывался, ковыряясь в телефоне. Хотел ещё раз окунуться, но эта парочка уже совсем набухалась, орали на всю округу, врубили музыку, поэтому находиться там стало некомфортно. Уехал домой.

***

На следующий день один из них – Макс – подошёл к моему дому и постучал в дверь. Я вышел.

-Здорово, братан. Я тебя по машине нашёл. Ты это, извини, если мы чего-нибудь барагозили на пруду. Но вроде нормально пообщались?

-Да нормально всё.

-Я чего хотел спросить… Слышал, ты в Интернете работаешь?

-Ну?

-Да мне бы в контакт войти, на минутку, на сообщения ответить. Планшет забыл, а с телефона здесь не дождёшься, пока хоть что-то откроется. Мобильная связь нормально ловит, а инет вообще никакой.

-Ну заходи.

Макс вошёл в свой аккаунт вк, посидел пять минут, вышел, поблагодарил.

-А ты один, что ли? Неженатый? Или жена работает?

-Неженатый я. А вы тоже?

-Ну, нам-то рано ещё. Успеем. Вот по колхозницам угораем пока, в отпуске.
-Тоже хорошее дело.

-А ты вообще не пьёшь, что ли?

-Да мне, можно сказать, никогда нельзя. Я же всегда должен быть на связи – в интернете, по телефону.

-Ну да, понимаю. Спасибо, что выручил.

-Да не за что. Друг-то твой где? Со вчерашнего мучается?

-Ага – растянулся в улыбке Макс – У меня вот вообще похмелья не бывает, а он лежит, охает. И пива не хочет попить – говорит, видеть его не может.

-Пусть чай с лимоном пьёт.

-Да он молока холодного попросил. Я вон к бабе Кате забежал, за молоком, а её нет… О, вон она идёт! Ну давай, братан, увидимся! А, это… Телефон мой запиши, на всякий случай.

Обменялись телефонами. Надо будет расспросить у них, что они слышали о таинственном кузнеце.

Я не выдержал, заглянул в аккаунт вк Макса. Он, конечно, вышел из него, но, чтобы найти в своём компьютере введённые им данные – не надо быть компьютерным гением. Я не собирался читать его личные переписки или извлекать из этого какую-то выгоду, но информация никогда не помешает.

Ничего особо интересного там не было – ни на страничке, ни в переписках. Оба они, как я понял, работали какими-то недоменеджерами в очередной конторе по отмыванию бабла. Вино, девки, немного спорт – вот и все интересы. Единственное, что меня заинтересовало – Макс состоял в куче групп, связанных с кладоискательством. А в одной из переписок сообщал, что новый металлоискатель ещё не опробовал, но скоро появится хорошая возможность… Похоже, парни сюда не только побухать приехали, но и по заброшенным домам пошарить. Ну а что, большинство стоящих здесь домов строились до революции, найти какую-нибудь нычку – хоть невеликий шанс, но всё же реально.

***

На следующий день я пошёл прогуляться по деревне. Нашёл магазин, купил в нём кое-что по мелочи, оценил красоту старинных домов на фоне летней природы, пообщался с парой местных, узнал, где тут в перспективе могут появиться грибы и ягоды – сейчас-то рано ещё. И как бы невзначай, пройдя вдоль оврага, нашёл место, откуда видно таинственный дом кузнеца.

Видно было только железную крышу, когда-то красного цвета, но уже давно серую, и верх стен из тёмно-красного кирпича. Дом был мрачный. Он был бы мрачным, даже если бы был новым, стоял на хорошем месте и не был овеян таинственными легендами. Просто сам стиль постройки был мрачным. В дизайне-то я кое-что понимаю. Интересно, неужели те, кто его проектировал, этого не замечали? Или так было задумано?

Я подошёл немного поближе и встал на краю ложбины. И тут мне показалось, что на меня что-то взглянуло, причём не из дома, а как будто из всего оврага, или даже откуда-то с горизонта. Что-то огромное, мрачное и холодное. Как будто где-то приоткрылась щель, и гигантский глаз, размером в пол-неба, недовольно выглянул в наш мир – мол, кто тут шляется? Аура у этого места была явно тревожная.
Существуют на нашей планете «нехорошие места», мне доводилось бывать в таких. И компас там не туда показывает, и часы останавливаются, и мобильная связь не ловит, и людей охватывает беспричинная паника, и заблудиться можно в трёх соснах, особенно если такое место в лесу. Вот и здесь, похоже, что-то подобное. Такие места всегда обрастают мрачными легендами. А если здесь ещё и жил не совсем обычный человек – неудивительно, что легенду привязали к нему.

Я услышал сзади шорох травы, обернулся и увидел двух своих знакомых.

- О, здорово, братан! Ты вон на тот дом смотришь? Рассказывали уже про него что-нибудь?

- Рассказывали кое-что.

- Баба Катя, наверно?

- Да, она. А вам тоже?

- Нам и она, и ещё одна бабулька, но они неохотно об этом говорят. А нам вот интересно стало… Разузнали, что есть тут один дед, который может рассказать побольше, хотим вечером к нему сходить.

- А чего вечером?

- А он пастух. Ему лет уже дохренища, а он всё пасёт. Вечером вернётся.

- Можно я с вами схожу, послушаю?

- Да пойдём, жалко, что ли? Только деду проставиться надо будет. Сложимся?

- Да не вопрос.

***

Вечером пошли к деду, на другой конец села. По дороге парни пересказали то, что узнали про него. Возраст деда толком никто не знал, только пожилые люди говорили, что когда они были маленькими – он был такой же как сейчас. В деревне его считали чудаком и фантазёром. Дед мог рассуждать о таких вещах, о которых никто из деревенских обычно не задумывается – о космосе, об истории человечества, о философских вопросах… Жил он один, работал пастухом и любил выпить, однако пьяным его никто никогда не видел.

-Его даже чуть выпившим никто не видел – говорил Серёга. Хотя выпивает. То ли у него дозняк огромный, то ли…

-То ли на него просто спиртное не действует – предположил я. Есть такие люди, очень мало, но есть, процента полтора-два. Такие, как правило, и не пьют вообще, а он вот выпивает… Странно.

-Да ему, наверно, скучно просто одному, а когда бухаешь с кем-то – общение лучше идёт – предположил Макс.

Дед ждал нас на лавочке около своего старого бревенчатого дома. Это был типичный деревенский старик, лет семидесяти на вид, сухонький, маленького роста, с живыми молодыми задорными глазами.

-О, пришли – прищурился он – Что, на троих-то не соображается, четвёртого надо? Или хотите послушать, что старый выживший из ума дед болтать будет, когда выпьет?

Такой приём мог показаться не очень добрым, если бы дед не говорил это добрым голосом. И смотрел он тоже по-доброму, как обычно смотрят старики на детей. Интересно, сколько ему на самом деле лет?

-Ну пошли вон в огород, я уж там стол накрыл – поднялся дед с лавочки.

-Простите, как вас звать? – спросил я. Я только слышал – Кузьмич да Кузьмич.

-Вот Кузьмичом и зови. А ты, смотрю, постарше их будешь. Ты отдельно приехал?

-Отдельно, мы здесь познакомились. Вот услышал про вас, решил тоже сходить пообщаться. Говорят, вы много интересного знаете.

-Вот за это меня сумасшедшим и считают – хихикнул Кузьмич. – А может, это они все сумасшедшие, а я-то как раз нормальный? Как думаешь?

-Может, и так. Всё относительно же.

-Вот-вот. Соображаешь.

Огород у Кузьмича был на удивление ухоженным. Нигде никаких сорняков, как по линейке прочерченные грядки и дорожки. И большой деревянный стол с двумя скамейками под большой берёзой. Очень уютное место.

Мы расположились за столом – парни на одной скамейке, а мне досталось место на другой, рядом с дедом. На столе были огурцы, помидоры, хлеб, банка с компотом. Мы достали из пакетов бутылки.

Я сразу предупредил, что бухать не буду, только прикладываться символически. Никто не возражал. Значит, двое нас будет трезвых – я и Кузьмич, если верить тому, что он действительно не пьянеет. Ну и хорошо. Можно будет узнать больше интересного. Про кузнеца, в частности.

Разговор про кузнеца зашёл достаточно быстро, после первых банальных тостов и общих фраз. Кузьмич повторил своими словами то, что рассказывала мне баба Катя, и похоже было, что для него этот кузнец такой же живой и реальный, как любой из нас, сидящих за столом.

-А вы его не боитесь? – спросил Макс.

-А чего мне его бояться? Я его не трогаю, он меня не трогает. Он вообще никого не трогает, кроме тех, кто может ему помешать.

-А как ему можно помешать? – спросил Серёга.

-Хмм… Ладно. Слушайте. Он раньше работал у одного дворянина…

-Да это мы знаем.

-А ты не перебивай старших. Дворянин этот был очень непростой. Кузнец у него всему и научился.

-Чему всему? Ковать? – спросил уже окосевший Серёга.

-Да не ковать, а колдовать – поправил его более трезвый Макс. – Правильно, Кузьмич?

-Колдовать… - Дед словно попробовал слово на вкус, сомневаясь, стоит ли оно того – Ну, можно сказать и так… А потом уехал от него. И, видно, какие-то обещания не сдержал, что-то не сделал, что должен был, или просто не должен был уезжать…

-Кинул учителя, короче! – гыгыкнул Макс.

-Вроде того. Спрятался здесь. И если этот учитель его найдёт – всё, отходил кузнец своё по Земле. Вот он и просчитывает, кто его может засветить в перспективе. И тех убирает.

-Нормальная версия – кивнул я – А вы-то откуда это знаете?

-Я? Я ничего не знаю – усмехнулся Кузьмич. – Я просто так думаю. Версия.

Интересный ты человек, Кузьмич – сказал уже заметно заплетающимся языком Серёга – давайте, пацаны, выпьем за знакомство с хорошим человеком – дедом Кузьмичом!

Выпили. Я просто приложился к рюмке губами, а Кузьмич всё пил до дна. И хоть бы в одном глазу. Вот это дед!

-А сколько тебе лет, Кузьмич? – спросил Макс.

-Вот сколько дадите – столько и будет.

-Ну, нет, это моя фишка! – засмеялся я – Это я так всегда говорю!

-И я так говорю – улыбнулся Кузьмич. – Много мне лет, ребята. Так много, что столько и не живут.

-Ну, кузнецу-то побольше?

-Ну, кузнецу… Что он, живёт, что ли? Что бы он там ел, во что одевался, где мылся? Так, шляется призраком по нашим краям, боится, что его вычислят, да людей губит иногда почём зря.

-Ты по ходу единственный в этой деревне, кто его не боится – заметил Макс.

-Я в жизни много чего видел… Испугать меня трудно. В мире много чего есть непонятного и таинственного – если всего бояться, с ума сойдёшь.

-А как думаешь, Кузьмич, что за комиссар к кузнецу приезжал? – спросил Макс.
-Тоже такой же, непростой человек. В те годы таких много было, по обе стороны… Они на своём уровне сражались, не физически.

-Но с кузнецом-то договорились?

-Договорились. Думаю, комиссар пригрозил ему, что выведет на него его учителя. Кузнец только этого и боялся. И сейчас боится. Ну и договорились, что тот исчезает с глаз людских и существует себе тихонько.

-Значит, есть люди, которые веками живут?

-Конечно, есть. У них свои дела, обычным людям непонятные. И свои интересы.

-А вампиры? Вампиры есть, Кузьмич? – встрял совсем опьяневший Серёга.

-Много чего есть на этом свете… Только не всё надо знать. Наливай, что ли.

Сидели долго, разговор переходил с мистики на обычные бытовые вещи и возвращался обратно к мистике. Фантазия у деда была очень богатая, слушать его было интересно. Солнце спряталось за горизонт, со стороны пруда потянуло прохладой, в воздухе приятно пахло зеленью. Звенели комары, немного портя идиллию деревенского вечера. Но от перегара и сигарет Макса и Серёги они всё-таки шарахались не доставая особо. Дед не курил. Я тоже.

Обратно шли уже за полночь. Ночи в это время уже относительно светлые, так что всё можно было разглядеть. В траве громко стрекотали кузнечики, с пруда доносилось кваканье лягушек. Макс придерживал под руку пьяного Серёгу. А Серёга, запинаясь, спрашивал его:

-Ну что, Макс, идём туда? Когда, завтра?

-Да помолчи ты – шикал на него Макс.

-А… Понял, понял.

-Да ладно, парни – усмехнулся я – хотите туда с металлоискателем слазить? Мне ведь это по барабану, конкуренции не составлю.

-Ну, типа да – признался Макс, повертев головой и убедившись, что никого больше в пределах видимости нет – Ты только это… Никому, ладно?

-Я же сказал, мне по барабану. А не боитесь?

-Чего там бояться? – фыркнул Макс. – Местных легенд? У деда, конечно, фантазия богатая, но ты-то образованный человек. Разве можно верить в такую чушь? И лет ему не девяносто и не сто, как здесь говорят. Семьдесят от силы.

-Вроде семидесятилетние говорят, что когда они были маленькие, он был такой же как сейчас.

-Кто говорит? Ты хоть от одного семидесятилетнего это слышал? Он сам тумана и напускает. Нравится ему, что люди его считают таинственным.

-По-моему, люди его считают просто сумасшедшим фантазёром – улыбнулся я.

-Ему это… Слышь, пацаны… - Серёга, запинаясь, встал между нами, чуть не упал, кое-как удержал равновесие – Ему слава кузнеца покоя не даёт, во!

-Точно, точно – засмеялись мы оба.

-В общем, в следующую ночь… Серёга, стой, не падай! В следующую ночь, думаю, сходим туда – прошептал Макс, снова предварительно оглядевшись по сторонам – прикинь, там с революции никто не был. А чувак явно не бедный был, раз его раскулачить хотели.

-А если он на нас наедет, мы это… - Серёга повис на руке Макса – мы его учителя позовём, во! Он ему таких пропишет…

-Тише говори, дома уже близко – прошипел Макс. – В деревне из каждого второго дома ночью бабулька смотрит и уши греет.

***

На следующий день я проснулся поздно и сразу сел работать. Дел по работе накопилось много. Просидел почти весь день, только вечером выйдя на крыльцо и сразу увидев бабу Катю.

-А вы чего вчера, к Кузьмичу ходили? – сразу спросила она, вместо приветствия.

-Да, пообщались. Интересный дед.

-Сумасшедший он – фыркнула она – На него все приезжие ходят посмотреть, как на обезьяну в зоопарке. Послушать его фантазии да посмеяться. А он и рад.

Спорить с бабой Катей я не стал. Мне было интересно, чем закончится ночная вылазка Серёги и Макса.

***

Лёг спать в этот день я поздно, а в шесть утра проснулся, не выспавшись, от того, что захотелось в туалет. Сейчас схожу и посплю ещё… Интересно, как там ночью Серёга с Максом слазили?

Туалет был на улице. Выйдя из него, я уже зашёл было домой, как вдруг услышал с другого конца улицы шум быстро приближающейся машины. Сейчас посмотрю, кто там ездит, и пойду дальше спать.

Рядом с моим домом взвизгнула тормозами старая БМВ. Из-за руля выглянуло бледное лицо Макса. Серёга скорчился на заднем сиденье.

-Братан, привет. Мы это… В город поехали – запинаясь, проговорил Макс. Давай, пока, приятно было познакомиться.

-А что случилось? Вы вроде не собирались ещё?

-Да Серёга…  Ногу сломал.

-Где, там? –полуутвердительно спросил я.

-Да… До дома метров тридцать оставалось ещё… На ровном месте! А за остаток ночи, пока я вещи собирал, её у него так разнесло… Вон, глянь, не нога, а бревно. Надо срочно в больницу. Но дело даже не в этом… Что-то там реально не так… Страшно нам… Ты это, братан… Не ходи туда!

-А я вам говорил. Ладно, езжайте, чем быстрей помощь окажут, тем лучше. Созвонимся, если что. Или в контакте спишемся. Удачи, пацаны.

БМВ рванула с места. А я, зевая, пошёл домой. Помочь парням я ничем не могу, а поспать всё равно ещё надо.

Проснулся только после обеда, проспав на удивление много. Умылся, поел, включил компьютер. И услышал стук в дверь. Открыл. На пороге стояла баба Катя. Какая-то взбудораженная.

-Проходите, баб Кать. Нужно что-нибудь?

-Эти двое парней молодых, дачники, сегодня утром около тебя останавливались – сказала баба Катя вместо приветствия. – Что, к дому кузнеца ходили?

-Не знаю я, кто куда ходил. А что?

-Ты знаешь, что с ними случилось?!

-Один ногу сломал вроде.

-Ногу сломал… Ничего ты не знаешь! Разбились они, насмерть! И километра от деревни не отъехали!

-Ничего себе…

-Что они тебе говорили? Ходили к дому кузнеца? Ходили?!

-Баба Катя, что за агрессия? Я им не друг и не родственник. Да и вам, простите, не внук, не надо на меня кричать.

-Оххх… Да не агрессия… Прости ты меня… Я просто тебе хотела сказать… Если ты с ними ходил… То это всё…

-Да не ходил я никуда, я спал как слон, утром только проснулся ненадолго, как раз когда они тут проезжали, и дальше спать.

-И слава Богу! Слава Богу! Ты вроде хороший мужик. Я тебе хотела сказать ещё раз – не ходи даже в ту сторону, не думай даже об этом! Тоже сгинешь! И с Кузьмичом, дураком этим, не дружи, а то надоумит…

-Да не дружу я ни с кем, я работаю здесь. Не переживайте за меня. Вечером молоко будет?

-Будет, конечно, будет. Приходи. Не хочу я, чтобы с тобой что-то случилось. Пусть этот дом будет в хороших руках…

-Будет, баба Катя, будет.

Вечером я взял у неё молока. И допоздна сидел за компьютером, глядя в монитор, на котором бежали символы, которые не сказали бы ничего не программисту, не лингвисту.

А после полуночи надел тёмную одежду, чтобы меньше светиться, и вышел из дома.

Сорняки по мере спускания в ложбину были всё выше. А ведь только первые числа июня. Со стороны мрачного дома шла волна густой, чёрной угрозы, которая ощущалась почти физически. Это не было похоже на злость. Так смотрит на тебя дуло пушки – равнодушно, холодно, черно. Но сразу понятно, что смерть оттуда может вылететь быстрая и неумолимая.

Наконец-то пробрался. Тьфу ты, весь в репьях. Вот и стена из тёмно-красного кирпича. Окно с крестообразным переплётом. Стекло с одном месте чуть треснуто – интересно, от времени треснуло или кто-то пытался влезть? Но стёкла целы.
Перед дверью всё заросло сорняками особенно густо. Замучишься туда продираться. Да и ни к чему, дверь наверняка закрыта.

Я нажал ладонью на окно. Дерево затрещало, и окно со скрипом открылось внутрь.

Залез. Типичная комната типичного старого дома. Старинная мебель. На всём – толстый слой пыли. И исходящая отовсюду, от каждой стены, от каждого стула и шкафа, прямо-таки вопящая чёрная плотная угроза.

Я прошёл через всю комнату и остановился перед противоположным окном. Чёрная угроза начала сгущаться за спиной, превращаясь в сверлящий спину взгляд. И наконец явно сформировалась во что-то материальное. За своей спиной, примерно в метре, я услышал густой насмешливый бас:

-Таких наглецов у меня ещё не было.

Я обернулся. Кузнец был одет в сермяжную рубаху, штаны и сапоги. Почти всё лицо закрывала густая чёрная борода, спускающаяся до груди. Огромные мускулы играли сквозь рубаху – его хоть сейчас на соревнования по бодибилдингу.

И в этот момент ток угрозы пропал. Он стоял передо мной – обычный, живой, материальный человек. В следующую секунду он сделал шаг назад и на лице его отразился ужас.

-Да нет – усмехнулся я – Это у меня таких наглецов ещё не было. Ты что, реально думал, что я тебя не найду? Или что ты сможешь меня вычислить, когда я появлюсь?

***

На следующий день я сидел за компом, по монитору которого бежали символы, которые не скажут ничего не программисту, ни лингвисту. В любом деле полезно иметь свой секрет. У меня, например, это использование компа в моих делах. Непонятных простым людям, как верно сказал Кузьмич. Двадцать первый век на дворе, однако… Я барабанил по клавишам, пощёлкивал мышкой и думал: сколько лет здесь ещё будет жива легенда про кузнеца? И когда такие, как Серёга и Макс, наконец-то проникнут в его дом и безнаказанно вынесут оттуда ценности? А взять там есть что…

После обеда я собрал вещи и начал закрывать дом.

-А ты уезжаешь, что ли? – расстроенно проговорила баба Катя. А я думала, подольше поживёшь…

-Да я, может, ещё приеду этим летом – успокоил я её – есть просто дела кое-какие… Надо ещё кое-куда съездить.

-Приезжай, приезжай. А за домом я присмотрю, чтобы чужие не шлялись.

Я выехал на поворот, откуда открывался вид на всю деревню. И что-то меня дёрнуло остановить машину, выйти и окинуть её взглядом ещё раз. Ложбину с домом кузнеца отсюда было почти не видно, но если знать где она – казалось, что можно разглядеть верхушку крыши… Я снова подумал о том же, о чём думал вчера. И в этот момент чей-то скрипучий голос сзади озвучил мою мысль:

-Дааа… Долго здесь ещё будет жива легенда про кузнеца.

Я обернулся. Сзади стоял Кузьмич.

-Ну ты-то сразу понял, что к чему – усмехнулся я.

-Конечно, понял… Да мне-то что? Я уже давно ни во что не лезу. Это ваши дела. Я никого не трогаю, и меня никто не трогает.

-Наверно, оно и правильно, Кузьмич.

-Ты уж не приедешь больше?

-Почему? Приеду. Места здесь очень хорошие. Зря, что ли, я дом купил?

-Места хорошие, да. Это ты ещё нашу рыбалку не видел. Приезжай, я тебе покажу, какая рыбалка бывает. Только надо не на пруд, там давно всю рыбу распугали, а подальше, на речку…

-Обязательно приеду – улыбнулся я и крепко пожал руку Кузьмичу – Бывай… Комиссар.