Дорогие мои старики

Надежда Мурзина
 
          Осень, как добрая мать и хозяйка, обняла и приласкала природу. Леонид любил это время года. Бабье лето очаровывало своим великолепием и какой-то таинственностью. Сентябрь будто шептал:
 - Смотрите на меня, люди, наслаждайтесь калейдоскопом моих красок, запоминайте всё: и нежный вальс падающей листвы, и её шуршание под ногами, и сдобренный запахом хлеба воздух, и аромат плодов, и трепетное, божественное прикосновение тёплых солнечных лучей к вашей коже.
        Этот бархатный вечер был тёплый и тихий. Пахло яблоками. Леонид любил этот запах. Он шёл с работы быстрой размашистой походкой Иногда даже маршировал, как солдат на плацу: раз-два, раз-два, правой, левой. Люди его узнавали издалека:
 - Анчугов идёт! Во как чеканит шаг!
По нему часы сверяли: на обед – ровно в час, с обеда - без четверти два, а с работы, когда придётся: то в семь, то в десять, а то и за полночь. Он посмотрел на часы:
 - Так и есть, опять десятый час. Да ничего, зато всё проверил на предприятии.
Конечно, работа беспокойная и ответственная. Леонид Фёдорович работал директором элеватора в селе Мехонском Шатровского района. До пенсии оставался год. А сейчас осень, и началась самая горячая пора - приёмка нового урожая.
 - Во время уборки урожая дорога каждая минута - всё должно работать «как часы»!- думал он. - Да, всё сделано: отлажены все технологические линии для приёмки, обработки, отгрузки зерна, оборудование для очистки, сушки, взвешивания, обеззараживания, вентилирования и охлаждения зерна атмосферным или искусственно охлажденным воздухом. Нории и сушилки в порядке. Лаборатория готова брать пробы. Скоро пойдёт оно, зерно нового урожая, и я обязан провести все работы с ним на высоком уровне.
Он,вообще,к любой работе подходил очень ответственно, но волнение всегда присутствовало. 
 - Здравствуй, Леонид Фёдорович!
 - Здравствуй, дорогая Авдотья Егоровна! Как день прошёл у вас? Как здоровье? Получила ли от сына письмо?
 - Получила. Я ведь вас специально жду на дороге с пяти часов вечера, чтобы сообщить эту радостную новость. Домой едет сын. В плену был, ранен был. А я хоть не одна на старости лет буду. Спасибо, Леонид Фёдорович, что помог его разыскать.
 Пока Леонид идёт до дому, то не раз ещё остановится то с одним земляком, то с другим. Поговорит с каждым по душам, поможет, чем только может: кому советом, кому с работой, кому с отходами для хозяйства.
                ***
         А вот и дом родной. Леонид закрыл ворота на засов и вошёл в дом.
 – Добрый вечер, Зоенька, хозяюшка моя! Не ругайся, дорогая. Уборка начинается. Сейчас многим людям будет не до сна. По крайней мере, на моём предприятии. Я проверял готовность к приёмке нового урожая. Да ты ведь знаешь, так каждый год бывает, - спокойно и добродушно сказал он.
 – Да что уж там! Уборка есть уборка! Садись-ка ужинать.
Зоя Петровна поставила на стол сковородку с жареной картошкой с грибами, хлебницу с уложенными горкой ломтиками чёрного хлеба, потому что белый хлеб муж не признавал, и салат из помидоров. Он ел с аппетитом, поглядывая на жену.
 – Как дела у детей?
 Это был всегда его первый вопрос. Он любил своих детей. Любил нежно и преданно. В обществе как-то было не принято говорить об отцовской любви к детям, почему-то всегда говорили о материнской любви, но он о своей любви к детям говорил вслух и всем. Да, его любовь обусловлена. Да, он видел в своих детях не только воплощение своих желаний и надежд, но и людей, которых он, как отец, должен ввести в большую жизнь. Это точно прерогатива отца. Так он считал. И был прав.
 – Сергей звонил из города. Пишет диплом. Надежда из Каргаполья. Маленький Володя, внук, привыкает к школе. Наш первый внук - первоклассник! Как здорово, дедуля! Хорошо, что мать научила его читать перед школой, всё легче учиться. Наталью водят в детский сад. Саша так же работает в администрации. Любушка заходила после работы. Сегодня Танюшка в садике выступала на празднике осени. Стихи читала и песни пела. Люба ходила на праздник. У Валентина тоже всё хорошо. Все, слава Богу, живы – здоровы.
 – Как замечательно, Зоенька, что у нас есть дети и внуки! Помнишь, дорогая, как мы боялись за старшую, Надежду? Родилась недоношенной, едва семь месяцев, но ничего, выправилась. А Любушка-то, - Любушка наша, ну просто красавица в белом халате!
 - Лёня, да она вся в тебя: такая же кудрявая брюнетка. И голос свой ты ей подарил, красивый, бархатный.
 - А Серёжка у нас – богатырь! Хороший механик из него получится, потому что с детства с техникой возился. Скоро и у них с Леной появится кроха.
Они сидели, обнявшись, на диване и вспоминали все счастливые моменты семейной жизни.
 - А помнишь, как мы с тобой встретились, Лёня?
 - Да разве забудешь такие  жизненно-важные моменты?!
                ***
       Подвинься, молодой человек, я тоже хочу смотреть фильм!- прозвучал над головой Леонида требовательный девичий голос. Это надо же, ни одного свободного места, пришлось скамейку затащить в клуб. Этот фильм «Девушка с характером» ждали давно. Люди пришли даже из дальних деревень: Сопининой, Спицыной, Усольцевой, Мурзиной, Бахаревой. Зоя, как всегда, опоздала. Это она организовала парней, стоявших возле стенки, занести скамейки в зал. А самой места не хватило.
 – Да, пожалуйста, садись. В тесноте да не в обиде. Зоя взглянула на  молодого человека и обрадовалась. Это был он. Его нынче она видела в магазине, и он так ей понравился: среднего роста, хорошо сложенный, подтянутый, с копной чёрных кудрей на голове, с голубыми, как незабудки, ,глазами. И вот она сидит рядом с ним. Леониду тоже понравилась эта боевая симпатичная девушка. Одна коса чего стоила! Сама худенькая, а косища вокруг головы уложена великолепной короной.
 – Пожалуй, таких девушек в городе не встретишь,- думал он.
От этой девушки веяло какой-то надёжностью, теплом. Фильм смотрели на одном дыхании. Ведь он о любви. Женская половина зала глубоко вздыхала, мужчины же хранили молчание. Фильм окончился. Зоя крикнула молодым людям, которые сидели на скамейках, чтобы занесли эти сидения в кабинет директора клуба. Домой шла одна. Вдруг услышала торопливые шаги. Оглянулась. Это был он!
 – Можно вас проводить до дома и попутно познакомиться?- спросил молодой человек.
 – Можно, можно, только я уже дошла. Я живу в двух шагах от клуба.
 А потом долго сидели на лавочке перед домом и рассказывали друг другу интересные истории из жизни людей.
 – Как ты в наших краях оказался? Я тебя раньше не видела?
 - Ты хочешь всё узнать обо мне. Тогда слушай.
                ***
       Знаешь, я родился и провёл своё детство совсем недалеко от Мехонского - в деревне Ленской.
 - Вот как! А я думала городской какой-то! Я была в этой деревне с отцом. А лет тебе сколько? - тараторила Зоя.
 - А вот считай, если я родился 9 августа 1926 года, а сейчас идёт 1955 год.
 - 29 лет!
 - Так точно!
 - Женат?
 - А куда торопиться?
 – А родители у тебя кто?
 - Как кто? - люди. Мой отец - Анчугов Фёдор  Матвеевич, уроженец деревни Ленской, а мать Мария Александровна из деревни Малышевой. Слышала о такой деревне?
 – Да, конечно, слышала! И не только! Я была в этой деревне не раз. У меня несколько подружек из-за речки.
 - А сколько вас в семье?
- Кроме родителей - четверо сыновей. Я самый старший. Николай живёт в Качканаре – металлург, Юрий  учится в Воронеже, а Виктор, самый младший, учится в  школе.
 – Ты был в армии?
 - Конечно, был. Служил шесть лет на Дальнем востоке, а точнее, на острове Сахалин в погранвойсках. Сначала срочно, а потом остался ещё на три года.
 - Ой, как интересно! Расскажи о службе!
 В те годы было очень престижно служить в армии. Молодого парня, который не прошёл службу в армии, считали каким-то ущербным, неполноценным.
 – Я был начальником прожекторной станции на острове. Не сразу, конечно. Сначала был просто прожектористом. Вот она - моя работа:
 Погранзастава. Сахалин. Сорок пятый год.
 Пограничником я был - защищал восток.
 На станции прожекторной служил почти шесть лет.
 Система распыляла на все объекты свет.
 Через линзы, зеркала идёт лучей поток.
Граница будет на замке, и враг здесь не пройдёт.
Направит луч прожекторист на сказочный залив
На побережье льётся свет, и камешек блестит.
Курятся сопки вдалеке, лучи скользят по ним.
Внизу деревья и кусты, под берегом крутым.
 Погранзастава. Сахалин. Все люди начеку.
 Идёт прожекторист в наряд - быть чистым рубежу!
 - Вот это служба!- воскликнула Зоя.
 – А после армии потянуло в родные места. К тому времени мои родители
 вернулись домой. Я ведь в армию был призван из города Якутска. Когда мне исполнилось шесть лет, то семья переехала на постоянное место жительства в Якутск. Там жила моя тётка, она и переманила. Мой отец- Фёдор Матвеевич работал в Якутской золотодобывающей компании золотоискателем. Ты не думай, он не для себя искал золото, а для государства. Вы, женщины, ведь любите золотые украшения, да и золотой запас стране нужен.   Всё сдавали государству. Мама - Мария Александровна - домохозяйка. Так отец велел. Он всегда считал, что женщина не должна работать на государственных работах, а должна управлять семьёй, быть надёжным тылом. Это его принципиальная позиция. Потом отец заболел, поэтому и приехали снова в родные места.
 – Значит, вы живёте опять в деревне Ленской?
 - Нет, уже здесь, В Мехонском. Возле больницы. Хочешь, я завтра тебе покажу наш дом и, вообще, погуляем? Как ты на это смотришь, Зоя?
У Зои радостно забилось сердце.
 – Господи! Неужели я ему понравилась? - подумала она. - Конечно, погуляем. Я согласна.
 - А ты мне тоже немного расскажи о себе, Зоя. У тебя такое красивое и редкое имя.
 - Да. Это имя мне дал отец - Долматов Пётр Александрович.
 - А мама разве была не согласна?
 - Да нет, хотя думала назвать меня Машей.
 – Значит, мнения разошлись?
 - Да, разошлись, но потом мама согласилась. Вообще моя мама- Татьяна Григорьевна - самая мудрая мама! Мы с ней очень дружим.
 – А чем занимаются твои родители?
 - Мамочка, как и твоя мама- домохозяйка. Да когда же работать, если нас в семье пятеро. Я самая старшая, потом Александр, потом Леонид, потом Николай и, наконец, Нина. Мой папа - секретарь партийной организации в колхозе «Родина»
.- Вот как?- удивился Леонид.
 Да-да, - сказала Зоя. Он и председателем колхоза работал. Вообще, папа бывший военный. Воевал в гражданскую войну, и Великую Отечественную прошёл.
 - А ты работаешь, Леонид?
 - Шофёром в милиции.
 - А я работаю продавцом в книжном магазине. Мне нравится моя работа.
 – Зоя! Ты где, почему домой не заходишь?- раздался серьёзный мужской голос.
 – Я здесь, здесь, папа. На лавочке сижу.
 - Пора, дочка, пора!
Отец у Зои был очень строгий. Не потому, что бывший военный, а потому что считал, что детей надо воспитывать в строгости, чтобы в жизни толк из них получился. Молодые люди договорились, что встретятся на следующий день - вечером.
                ***
 - Да, давно ли мы были молодыми! Как быстро время пролетело, переплелась судьбины нить. А я и не думала, что ты прикипишь ко мне. Думала, что этот парень в милиции работает, да такой красивый, на меня вовсе не посмотрит, а так – время проведёт.
 - Да что ты? Я думал точно так же, как ты.
 - Правда, встречались мы только три месяца и всё - свадьба.
 - Ну и что? Мы проверили свои чувства, что было тянуть. А прожили мы с тобой ни много, ни мало тридцать лет.
 - А помнишь, как мы строили этот дом – наш дом.
 - Как не помнить,Зоенька.
                ***
 - Лёня, брёвен - то сколько привезли! Два лесовоза! Большой дом у нас будет - крестовой. Как хорошо! Сколько можно жить на съёмных квартирах?
 - Зоя, как маленькая девчонка, бегала по усадьбе и планировала: вот здесь будет вход, а здесь ограда, а вот здесь комнаты, кухня.
 - Как я рада, Лёня!
 – Знаешь, Зоя, придётся и самим принимать активное участие в строительстве, потому что финансы невелики. Да ты особо не волнуйся: поможет папа, дядя Максим Кашин и твои братья.
Стены дома росли не по дням, а по часам, но молодым пришлось попотеть: Зоя научилась шкурить лес, обивать стены дранкой и штукатурить. Леонид рубил сруб. Вот уже осень, а входных дверей ещё нет. Проём занавешивали ватным одеялом. Только к ноябрьским праздникам справили новоселье.
Леонид уже работал водителем в пожарной охране. Было свободное время. Он стал думать об учёбе. Поступил заочно в Петуховский техникум электрификации и механизации сельского хозяйства. Ему было почти сорок лет. Долгими ночами чертил, выполнял контрольные работы. Конечно, было тяжело совмещать работу, учёбу, воспитание детей, да и хозяйство к тому времени было немалое. Крутились с Зоей, как белки в колесе.
 – Если б не ты, Зоя, разве б я работал директором сейчас? Ты взяла на себя бОльшую часть забот о семье. А сколько времени я проводил на партийных собраниях, в командировках.
Леонид Фёдорович был коммунистом с большим стажем. В ряды партии вступил в 1950 году, когда служил в армии. Он входил в партийный актив села Мехонского долгие годы.
 - Всё, Леонид, пора спать. Уже первый час ночи. Хватит вспоминать. Завтра на работу.
 – Давай немного ещё посидим, Зоенька. Слышишь, как соловушка поёт за окном? Послушаем. Ай да молодец, ай да выводит трели. Все двенадцать колен слышу.
 - Как это двенадцать колен?- поинтересовалась жена.
 – А он сначала пулькает - «пуль-пуль», потом клыкает, потом дробит.
 - Лёня,- прервала его Зоя,- а ведь ты не хуже соловья поёшь! Сколько ты песен перепел на сцене нашего села. Ведь ни один концерт без тебя не проходи. А сколько стихов прочитал!
 - Да, Зоенька, люблю я петь. Через песню душа раскрывается, а когда людям нравится, хочется ещё и ещё доставлять им радость. Ты ведь знаешь мою любимую песню. Давай, тихонечко споём.
Они сидели уже на крылечке, обнявшись, и пели самую  дорогую для них песню:
    
     Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново.
     Я люблю тебя, жизнь, я люблю тебя снова и снова.
     Вот уж окна зажглись, я шагаю с работы устало.
     Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала.
                ***
        Вскоре Зои, Зоеньки, Зои Петровны не стало. Она ушла в 63 года от неизлечимой болезни, тихо, с улыбкой на лице, наказав всем детям беречь Леонида, беречь друг друга и жить дружно. Со временем чёрную шапку кудрей Леонид Фёдорович сменил на седую папаху, но память, её ведь не сменишь, не выбросишь. Вспоминал он свою жёнушку:

Я помню голос нежный, тихий,
Я помню рук твоих тепло.
На свадьбах так плясала лихо,
А пела, что в душе светло!
Умела жить и веселиться,
Работать и детей растить.
И было некогда лениться-
Обиды все могла забыть.
         Леонид ещё долго жил. Он радовал своих родных оптимизмом, неподдельной добротой, безмерной любовью к жизни. Его бархатный баритон долго звучал со сцены Мехонского дома культуры. Он - истинный коммунист, до последних дней был верен партии. Он не сдал партбилет, как сделали многие. Партбилет с фотографией лидера коммунистов Зюганова Геннадия Андреевича носил всегда с собой, у сердца.
 – Жизнь прожить - не поле перейти,- часто говорил он. Я прожил её честно. Богатства не нажил - факт, но моё самое главное богатство- это моя совесть,моя семья: дети, внуки, правнуки, мои земляки и непоколебимая вера в лучшее будущее. Я люблю тебя, жизнь!
         Достойный представитель рода Анчуговых ушёл из жизни в 86 лет, пережив дорогую Зоеньку на 22 года:
 
Уходят потихоньку старики:
Родные наши, добрые, седые.
Их яркий свет согреет нас в ночи,
А память унесёт в годы иные.
Обнять бы вас сейчас, расцеловать,
Прижать к груди шершавые ладони.
Простите нас, отец родной и мать,
Как жаль, что это время не догонишь...