Космические мелодии часть 14 1973 год

Дудко 3
КОСМИЧЕСКИЕ  МЕЛОДИИ

ЧАСТЬ  14    1973 год



                КОСМОС  ЖДЁТ

   
  В конце года возобновились запуски кораблей, пилотируемые космонавтами.
   
  Еще во второй половине 1969 года в ЦКБЭМ шли работы по созданию долговременной орбитальной станции (ДОС). Для доставки на станцию экипажей было решено создать транспортный корабль на базе Союз 7К-ОК. Данная модификация "Союза" получил обозначения "7К-Т" (транспортный).

  В начале 1972 года в ЦКБЭМ была проведена работа над модификацией эскизного проекта Союз 7К-Т для реализации возможности использования данного корабля для обеспечения орбитальной станцией "Алмаз".

  Конструкция корабля "Союз 7К-Т" позволила транспортировать на низкую околоземную орбиту экипаж из двух человек. Длина корабля составляла 7,48 м, а максимальный диаметр не превышал 2,72 м. Объем жилого отсека - 11 куб. м. Общая масса корабля составляла 6,85 тонны, из которых на топливо приходилось не больше, чем 500 кг .

   
  (7.01.2001 2:11 | А. Б. Железняков/Энциклопедия Космонавтика).

  Корабли серий "Союз 7К-ОК", "7К-Т" и "7К-Т/А9" были оборудованы корректирующе - тормозной двигательной установкой (ДУ) КТДУ-35, разработанной в 1962-1967 годах коллективом Конструкторского бюро химического машиностроения (ныне - КБХМ им. Исаева).

  ДУ КТДУ-35 имеет два ЖРД - основной и резервный, работающий при отказе основного двигателя или при отклонении в работе вспомогательных двигателей.

  Основной ЖРД - представлял собой однокамерный ЖРД открытого цикла многократного включения с насосной подачей самовоспламеняющегося топлива.

  В качестве топлива использовался гептил в комбинации с азотнокислым окислителем - АТ. Для управления автоматикой ДУ использовался сжатый азот.

  Основной ЖРД позволял развивать максимальную тягу до 4,09 кН, удельный импульс до 280 секунд. Давление в камере сгорания не более, чем 3,92 МПа, давление на выходе из камеры - 3,9 кПа, максимально допустимое число включений до 25 при длительности работы от долей до несколько сотен секунд. Максимальное время работы свыше 500 секунд.
  Резервный ЖРД - двухкамерный с рулевыми соплами, работающими на генераторном газе, позволял развивать максимальную тягу до 4,03 кН с удельным импульсом не более, чем 270 секунд.

   
  26 июля 1972 года "Союз" под шифром "Космос-495" совершил беспилотный полет.

  Этого оказалось недостаточно.
   
  В апреле 1973 года был осуществлен первый запуск станции "Алмаз". В официальном сообщении о выводе на орбиту её назвали "Салют-2".
 
  На середину апреля намечался старт корабля "Союз-12" с экипажем в составе Павла Поповича и Юрия Артюхина в качестве основной экспедиции на эту станцию. Однако вскоре этот запуск пришлось отменить. На тринадцатые сутки полета на борту "Салюта-2" произошла авария, которая привела к разгерметизации станции.

  29 апреля ОПС-1 прекратила своё существование.
   
  11 мая 1973 года состоялся запуск "Салюта-3". Станция вышла на орбиту, однако уже на первых витках полета обнаружились серьёзные неполадки, которые исключили возможность её эксплуатации в пилотируемом режиме. Тогда станцию назвали "Космос-557".
   
  15 июля 1973 года был выполнен ещё один беспилотный "Союз" под шифром "Космос-573". Только после этого мы осмелились на пилотируемые летные испытания нового космического корабля, который для печати получил наименование: транспортный "Союз".
   
  Первыми космонавтами, проверившими этот "Союз" после гибели экипажа Георгия Добровольского, были Василий Лазарев и Олег Макаров. Они полетели только в сентябре 1973 года на "Союзе-12". Эксплуатация "Союзов" с экипажем из двух человек продолжалась до 1981 года. За это время было проведено 18 пилотируемых полетов.
   
   
  27 сентября - был осуществлен старт космического корабля Союз-12. Экипаж - Лазарев В. Г. , Макаров О. Г. Приземление 29 сентября.
   
   
  Свой первый космический полет, О. Г. Макаров совершил в год своего 40 -летия, в качестве бортинженера космического корабля (КК) "Союз-12" по программе автономного испытательного полета вместе с В. Г. Лазаревым. Продолжительность полета около двух суток.

  Василий Григорьевич Лазарев был командиром экипажа "Союза-12".
   
  В этом полете проведено испытание в пилотируемом режиме модифицированного космического корабля "Союз" и спасательных скафандров "Сокол".
   
  Когда просчитали затраты массы на все намеченные мероприятия, то прослезились. Чтобы сохранить лимит массы космического корабля "Союз", проектанты уговорили Мишина убрать солнечные батареи.

  Довод был простой: "Союз" отныне будет только транспортным кораблем для доставки экипажа на орбитальную станцию и возвращения его на Землю. Самостоятельные длительные полёты "Союзов" больше не потребуются. После пристыковки к ДОСу химические батареи "Союза" перед возвращением на Землю будут заряжены за счет энергетики ДОСа. Однако доработка затягивалась.
   
  Экипаж был сокращен с трех до двух космонавтов, поскольку со скафандрами трое в корабль не помещались. Была проведена проверка системы спасения экипажа в случае аварийной разгерметизации космического корабля. Космонавты использовали скафандры во время операции подъема - спуска и потенциально опасных маневров, таких, как стыковка.
   
  В этом полете проведено также испытание в пилотируемом режиме модифицированного космического корабля "Союз".

   После полёта космонавты в шутку говорили, что с ними всё же был третий член экипажа - товарищ Сухов. Начиная с этого экипажа все перед полетом смотрели накануне фильм "Белое солнце пустыни", это стало нерушимой традицией.

  К. П. Феоктистов так оценил результаты работы экипажа во время полета. "Пожалуй, трудно припомнить другой запуск, программа которого была бы так насыщена динамическими операциями, то есть работой самого корабля, его двигателей. Всё выполнялось спокойно, без суеты. Такая аккуратность особо важна для всесторонней проверки усовершенствованной аппаратуры и приборов. И. конечно, это в первую очередь заслуга экипажа. Сказалось отличное знание техники космонавтами. Скажем, Макаров уже много лет занимается космической техникой и прекрасно понимает все её возможности и особенности. Это не просто его работа. Это вся его жизнь, мир, которому он целиком посвятил себя. Словом, лично мне этот экипаж как-то особенно симпатичен своей сосредоточенностью, уверенностью действий в различных операциях".

  Ссылки:
   1. "САЛЮТ-2" И ДРУГИЕ ОРБИТАЛЬНЫЕ СТАНЦИИ"
  2."Космос-496"
  3. "Космос-573"

   
  За проявленное мужество и героизм в этом полете О. Г. Макарову и В. Г. Лазареву было присвоено звание Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина и медалей "Золотая звезда".

  Успешно закончившийся полет открыл дорогу для следующих полетов и уже в этом же 1973 году был осуществлен космический полет экипажа в составе П. И. Климука и В. В. Лебедева.

   

  18 декабря - был осуществлен запуск космического корабля "Союз-13". Экипаж - Климук П. И. , Лебедев В. В. Приземление 26 декабря.
   
   
  Петр Климук свой первый полет выполнил 18-26 декабря 1973 года в качестве командира экипажа "Союз - 13" вместе с В. Лебедевым.
   
  Полет продолжался более 7-и суток. Экипаж проводил различные астрофизические наблюдения и исследования.

  На Байконур Петр Климук прибыл командиром дублирующего экипажа. Экипаж, прошедший этап дублирования, выходит на прямую дорогу подготовки к самостоятельному космическому полету.

  За день до старта Государственная комиссия приняла решение отправить в полет дублирующий экипаж.

  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1973 года за мужество и героизм, проявленные в полете, полковнику Климуку Петру Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
   
  "Союз-13" был задуман как орбитальная астрофизическая обсерватория.

  Разработанная Бюроканской обсерваторией, программа восьмисуточного полета предусматривала проведение важных для астрономии и звездной лоции сеансов спектрографирования звезд с помощью установленной на борту системы телескопов "Орион-2". Вывод этой системы в космос позволял астрономам избавиться, наконец, от влияния земной атмосферы, сдерживающей почти весь спектр электромагнитного излучения, идущего от небесных тел.

  В основу проекта была положена идея "привязать" установленный на орбитальной станции или космическом корабле телескоп к звездам используя для этого звездные датчики и очень точные механизмы, и заставить его объектив следовать за звездой, как подсолнух за солнцем. В результате планировалось получить спектограммы звезд, которые до этого на Земле никто не получал.
   
  Тему вела Академия наук Армении. Руководителем проекта был член-корреспондент армянской Академии наук Григор Арамович Гурзадян.

  Во время подготовки к полету Климук и Лебедев неоднократно бывали в Армении. Десятки дней провели в обсерватории. Всматривались в ночное небо, слушали лекции специалистов. Там познакомились с Гурзодяном. Он возлагал на космонавтов большие надежды.

  - Сколько звезд вы мне заспектрографируете, столько звездочек будет на бутылке коньяка, которым я вас встречу после полета, - пошутил как-то ученый.

  Полет прошел успешно. Специалисты остались очень довольны результатами. Были получены спектры тысяч звезд до тринадцатой - рекордной для того времени - величины яркости. Вуаль от свечения ночного неба, мешающая наблюдать звезды с Земли, почти отсутствовала. Удалось сделать прекрасные фотографии.

  - Где я такой многозвездный коньяк найду? - сокрушался счастливый Гурзадян, приехавший лично поблагодарить космонавтов за отлично проделанную работу. - Такого даже в Армении нет!...
   
  Коллектив ученых, работающий над этим проектом, вместе с Климуком и Лебедевым был впоследствии удостоен премии комсомола Армении.

  Петру Климуку было присвоено почетное звание Героя Советского Союза и внеочередное воинское звание - полковник.

   
  Текс можно прочесть полностью http://www.interfax.by/article/22390

   
 
 После успешного завершения полёта 2 октября 1973 года за проявленное мужество и героизм ему было присвоено воинское звание - полковник, почетное звание "Герой Советского Союза" с вручением медали "Золотая звезда" и награждением орденом Ленина, почетное звание Летчик-космонавт СССР и присвоен класс - "Летчик-космонавт 3-ьего класса".


   
 
    Лебедев был зачислен в отряд космонавтов в 1972 году.

  В 1973 году совместно с П. Климуком выполнил полет на космическом "Союз-13" по астрофизической программе с системой телескопов "Орион-2".
   
  Слово о космонавте В. В. Лебедеве.
   
  (Отрывок из книги А. И. Осташева "Испытания ракетно-космической техники - дело моей жизни. События и факты»).
   
  Начну теперь нелегкий рассказ о моем видении Валентина Васильевича Лебедева как человека, специалиста, ученого, космонавта, руководителя и исследователя.

  Нелегким рассказ называю потому, что В. В. Лебедева можно отнести с полным правом к деятелям, подобным С. П. Королеву: с одной стороны такие детали с первой встречи и знакомстве предельно ясны, потому что для них вся их деловая жизнь - не профессия, а образ жизни; с другой стороны они всегда новы, непредсказуемы, сложны и даже неузнаваемы.

  Мое знакомство с В. В. Лебедевым началось с периода, по времени это середина семидесятых годов, когда он пришел к нам на предприятие в наш испытательный комплекс, в куст подготовки экипажей и управления полетом космическими аппаратами, непосредственно в группу поиска, послеполетного обслуживания и эвакуации экипажа и материальной части с места посадки космического корабля.

  Этой группой руководил А. И. Халутин - бывший летчик - генерал, ученик В. П. Чкалова, участник Великой Отечественной войны. В. В. Лебедеву очень повезло, что начальником отдела, в который он пришел, был Сергей Николаевич Анохин - заслуженный летчик испытатель СССР, Герой Советского Союза, человек - легенда в авиации, обладавший высочайшим летным мастерством с душой удивительной доброты, щедрости и обаяния. С. Н. Анохин имел тайную мечту слетать в космос, к сожалению оказавшуюся невыполнимой. Причиной невыполнения его задумки, по-моему, оказалась смерть С. П. Королева.

  Становление Лебедева, как специалиста проходило в прекрасном коллективе среди людей, которые обладали огромной жизненной школой высокого профессионализма, ответственности к работе в сочетании с мудростью человеческих отношений. В этом коллективе знания воплощались в опыт практической работы по созданию ракетно-космических комплексов и проведению их летно-конструкторских испытаний.

  Свой первый восьмисуточный космический полет В. В. Лебедев совершили в 1973 году на космическом корабле "Союз-13" с командиром экипажа П. И. Климуком. В ходе подготовки и осуществления этого космического полета у Лебедева проявились лучшие черты и качества, как специалиста, так и присущие вообще русскому человеку - личная смекалка, задор, юмор с добавкой лихости, иногда доходящей до "воздушного" хулиганства.

  Приведу один пример. В программу подготовки космонавтов входили полеты на учебно-тренировочных самолетах Як-18А. В. В. Лебедев позволял себе залеты из выделенных для 1-го Московского аэроклуба воздушных зон и коридоров и появлялся в районе Подлипок для "крылатых" приветов с бреющего полета своей пассии.

  Полный рассказ о результатах первого полета в космос и проведенных астрофизических исследованиях потребует отдельной книги. Поэтому позволяю себе привести только выдержку из книги "Обсерватория в космосе: "Союз-13" –
"Орион-2", под непосредственным автографом В. В. Лебедева: "Только в одной области неба, вокруг яркой звезды Капелла, на пленках телескопа "Орион-2" удалось зарегистрировать свыше двух тысяч слабых звезд до тринадцатой звездной величины. Среди них оказались объекты с совершенно необычной спектральной структурой. Впервые удалось получить в ультрафиолетовом диапазоне длин волн спектрограмму интереснейшего объекта, "планетарной туманности", экспериментально подтвердить наличие хромосферы у звезд. Исследования с помощью системы телескопов "Орион-2" дали возможность получить спектры многих тысяч звезд в недоступной на Земле ультрафиолетовой части спектра".

  Столь богатый итог исследований по программе "Орион-2" - заслуга космонавтов Климука и Лебедева, которые ещё на Земле сумели не только вжиться в методы и сами инструменты, с которыми им предстояло работать в космосе, но и многочисленными тренировками на тренажерах, на живой аппаратуре в Бюраканской и Гарнийской обсерваториях, в ЦПК, во время неоднократных бесед и консультаций со специалистами, длительного и тщательного изучения задач космической астрономии, довели свои будущие действия в полете до творческого в полете до творческого совершенства.

  В. В. Лебедев, как главный исследователь - экспериментатор, в этом полете проявил одно из главных своих качеств - поиск новых решений.
   
  Достигнутые результаты полета подтверждение этому. Тенденция быстрого и всестороннего освоения работы испытателя проявилась у Лебедева с создания бортовой документации для экипажей, а затем - руководстве группой "Т" - ячейке управления полетом космическими аппаратами на космодроме Байконур, включая подготовку и выдачу необходимых исходных данных по динамическим характеристикам космических кораблей и орбитальных станций.

  Автор этих строк взял на себя миссию знакомства Лебедева с методикой и технологией подготовки космических аппаратов на технической и стартовой позициях, при этом Лебедев проявил талант быстрого усвоения нового для него дела, показывая незаурядные способности разумно критиковать устоявшийся порядок и традиции подготовки космических аппаратов к пуску.

  Именно в этот период мы с Лебедевым по-настоящему сблизились, оказавшись единомышленниками.

   
  За успешное выполнение этого полета и программы научных исследований ему были присвоены звания "Летчик - космонавт СССР и "Герой Советского Союза".

   
      
  СОБЫТИЯ В МИРЕ
   
  20 января - США. Вступление Ричарда Никсона в должность президента США на 2-ой срок.   

      14 мая - Запуск американской орбитальной станции "Скайлэб", сошла с орбиты и разрушилась 11 июля 1979 года.
   
  25 мая - В 13:00 с космодрома Cape Canaveral осуществлен пуск ракеты-носителя "Saturn - 1B" , которая вывела на околоземную орбиту космический корабль "Appolo 116".

  Космический корабль пилотирует экипаж в составе:
  Charad CONRAD, командир корабля, США (4-ый полет в космос);
  Joseph KERWID, космонавт - испытатель, США (первый полет в космос);
  Paul WEITZ, космонавт - исследователь, США (первый полет в космос).
   
   28 июля - В 11:10 с космодрома Cape Canaveral осуществляется пуск ракеты-носителя "Saturn - 1B", которая вывела на околоземную орбиту космический корабль "Appolo 117".

  Космический корабль пилотирует экипаж в составе:

  Alan BEAN, командир корабля, США (2-й полет в космос);
  Owen GARRIOT, космонавт - исследователь, США (1-й полет в космос);
  Jack LOUSMA, космонавт - исследователь, США (1-й полет в космос).
  На участке выведения возникла утечка в одном из четырех блоков вспомогательных двигателей корабля и этот блок был выключен.   
 
  16 ноября - С космодрома Cape Canaveral осуществлен пуск ракеты-носителя "Saturn - 1B", которая вывела на околоземную орбиту космический корабль "Appolo 118" с третьей и последней экспедицией посещения орбитальной станции "Skilab".

  Космический корабль пилотирует экипаж в составе:

  Gerald CARR, командир корабля, США (1-й полет в космос);
  Edward GIBSON, космонавт - исследователь, США (1-й полет в космос);
  William POGUE, космонавт - исследователь, США (1-й полет в космос).


   РАЗНОЕ
   
     6 - 24 октября - Война Судного дня.
   
  23 октября - Совет Безопасности ООН принял резолюцию  338 о прекращении огня в Войне Судного дня.
   
  Война началась 6 октября 1973 года в Йом-Кипур, самый святой день еврейского календаря. В 1967 году в результате "Шестидневной войны" Израиль занял территорию, на которую теперь вторглись одновременно два государства - Египет и Сирия. Египет напал на Синай, а Сирия - на Голландские высоты.
 
  В честь религиозного праздника израильские солдаты были распущены по домам. Поэтому и Египетским и Сирийским войскам удалось легко прорвать оборону. Но отпущенные домой на праздник военные в Йом-Кипур, были или дома, или в синагоге. Поэтому их легко было вернуть на позицию. Через неделю еврейские войска отбросили нападающих на их первоначальные позиции. Но цена победы была трагичной. Погибло 2700 еврейских солдат. Это в 4 раза больше, чем когда-то полегло в Шестидневной войне.

  В первые дни войны Израиль потерял много военной техники. И только Соединенные штаты поставили ему новое вооружение. Ричард Никсон организовал широкие поставки оружия в Израиль.
   
  Несмотря на огромные жертвы, война имела и положительные моменты. Президент Египта Анвар Садат понял, что арабам не победить Израиль военным путем.
  Через 4 года после войны Йом-Ки-Пура Садат совершил свой знаменитый поход в Иерусалим, а затем заключил в Кэмп-Дэвиде мирный договор с Израилем.

  Война Судного дня надолго подорвала уверенность израильтян в своих силах. Под давлением арабов большинство африканских государств прервали с Израилем дипломатические отношения. И только два года спустя, при активном пособничестве СССР, арабы сумели провести через ООН резолюцию, осуждающую "сионизм как форму расизма".
   
   
  СОБЫТИЯ  В  СССР
   
   
  16 января - После мягкой посадки на поверхность Луны в восточную часть Моря Ясности советской межпланетной станции "Луна-21", в путешествие по спутнику Земли отправляется "Луноход-2".
   
  27 апреля - Пленум ЦК вывел из состава членов Политбюро ЦК КПСС Г. И. Воронова, П. И. Шелеста. Членами Политбюро были избраны председатель КГБ Ю. В. Андропов, министр обороны СССР А. А. Гречко и министр иностранных дел СССР А. А. Громыко.
   
  2 февраля - Дмитрий Полянский назначен министром сельского хозяйства СССР.
   
  16 февраля - При обмене СССР партийных документов билет № 1 выписан Ленину, а № 2 - Брежневу.
   
  11 мая - Состоялся запуск "Салют-3". Станция вышла на орбиту, однако уже на первых витках обнаружились неполадки в системе ориентации. И вот, когда стало ясно, что эксплуатировать станцию в пилотируемом режиме невозможно, её назвали - "Космос-557". Планировавшиеся полеты космонавтов вновь отменили, началась переподготовка экипажей...   
   
  21 июля - В СССР произведен запуск АМС "Марс-4" для комплексного исследования Марса. Из-за дефектов в электронике тормозные двигатели не сработали, и Марс-4 пролетел мимо планеты на расстоянии 2200 км. Станция впервые передала информацию по обнаруженной ионосферы Марса.
   
  25 июля - В СССР произведен запуск АМС "Марс-5" для комплексного исследования Марса. Станция успешно вышла на орбиту планеты. Однако из-за разгерметизации приборного отсека проработала только 17 суток.
   
  5 августа - В СССР произведен запуск АМС "Марс-6" для комплексного исследования Марса с орбиты, и обеспечения связью с посадочными модулями.
   
  9 августа - В СССР произведен запуск АМС "Марс-7" для комплексного исследования Марса. Из-за нарушения в работе одной из бортовых систем станция прошла около планеты на расстоянии 1300 км. от её поверхности.
   
  27 сентября - старт космического корабля Союз-12. Экипаж - Василий Григорьевич Лазарев, и Олег Григорьевич Макаров. Приземление 29 сентября.
   
  Дублирующий экипаж: Алексей Александрович Губарев, СССР; Георгий Михайлович Гречко, СССР.
   
     18 декабря - Старт космического корабля "Союз-13". Экипаж - Петр Ильич Климук, и Валентин Витальевич Лебедев. Приземление 26 декабря.
  Дублирующий экипаж: Лев Васильевич Воробьёв, СССР; Валерий Александрович Яздовский, СССР.
   
   
  РАЗНОЕ
   
     17 мая - Во время авиарейса Ту-104 Москва - Чита неожиданно встал пассажир Рзаев и закричал, что у него бомба, самолет захвачен и направляется в Китай. Один милиционер выстрелил ему в спину. Прогремел мощный взрыв. Погиб 81 человек. После этого случая в СССР прекращено милицейское сопровождение авиарейсов.
   
  11 - 24 августа - премьера телефильма "Семнадцать мгновений весны" на Центральном телевидении СССР.