Глава двадцать пятая. Ах, Феодосия, Феодосия!

Светлана Красавцева
   Не знаю, как вы, а я замечала, что когда что-то планируешь и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО это хочешь получить ( не на уровне: "Я опять хочу в Париж!" - "А что-уже был?" - "Нет, уже хотел!"), то все это сбывается, и иногда самым непредсказуемым образом!
   Андрюша всю зиму мечтал поехать на море. Говорил об этом по телефону, писал в письмах. Я ОЧЕНЬ хотела поехать в Крым вместе с Андреем и Толиком. А в результате съездила туда ДВА раза за лето! И вот как это получилось.
   В Харькове у меня живет подруга Люба, с которой мы дружим с шестнадцати лет - когда я училась там в техникуме, мы вместе жили на квартире. Это были, пожалуй, самые замечательные и беззаботные годы моей жизни! Нас было семеро девчонок, самых разных! Мы с Татьяной учились в одной группе, трое - были будущие токари, самая старшая -  двадцатилетняя мама Таня (так мы её называли) - будущий юрист, а Любаша - киномеханик. С тремя из них я поддерживаю дружбу и спустя сорок лет! Мы время от времени встречаемся (самое смешное, что они, живя в одном городе, встречаются только тогда, когда я приезжаю в Харьков и всех их собираю, а так текучка заедает - некогда!). Так вот, в начале лета мне позвонила Любаша и предложила:
   - Свет, есть возможность очень дешево отдохнуть в Феодосии! У нас от туристического клуба арендуют там интернат на все лето, и продают недорогие путевки: с питанием и проживанием на 10 дней. Я бы хотела, чтобы ты поехала со мной за компанию!
   Цена отдыха была названа настолько смешная, что я вначале даже не поверила:
   - Что-неужели за такие деньги можно отдохнуть в Крыму?!!
   - Ну, понятно, что комнаты на 4-5 человек, удобства на этаже. Но мы ведь собираемся не в помещении сидеть, а на море время проводить! Правда?
   И конечно же я решила: еду! А С Андрюшей и Толиком съезжу еще раз, потом, в августе, когда у Андрея будет отпуск.

   Я человек неприхотливый, могу приспособиться к любой обстановке. В интернате мы действительно только ночевали, да завтракали, обедали и ужинали. Компания подобралась разношерстная, но неплохая, уживались мирно и дружно. Но КАК дети здесь могут ЖИТЬ годами?!! Комнатушки на 4-6 человек такие крохотные, что кроме кроватей с панцирными сетками, провисающими почти до пола, да тумбочек на двоих больше ничего поместиться не могло! Где дети могут хранить какие-то личные вещи? Как и где они отдыхают друг от друга? Ведь невозможно постоянно находиться в коллективе и все делать "по свистку"! В душ ходить мы просто не рисковали - обходились морскими купаниями, а голову мыли в умывальнике над раковиной, нагрев воду кипятильником, без которого я никогда в поездки не езжу. Туалет постоянно забивался... Бедные дети, которые вынуждены влачить здесь такое существование!
   Начальником лагеря был Владимир - замечательный человек и очень хорошо знающий историю Крыма и Феодосии. Он нам устраивал бесплатные экскурсии в крепость, а рассказывал так интересно, что лучшего экскурсовода и желать не надо было! На меня огромное впечатление произвела небольшая церквушка в Карантине. Я так и представляла себе, как свозили туда рабов, а накануне торгов им разрешалось помолиться в церкви. Сколько слез пролито, сколько горя видели эти стены! А ещё женщина, продающая там свечи и иконы рассказала интересную историю о том, как вор украл у них очень ценную икону. А вскоре умер. И его сестра принесла в замен украденной семейную реликвию - старую, всю почерневшую икону. Через некоторое время заметили, что икона самоочищается! Нам показали эту икону Божьей Матери - она полностью очистилась от черноты!
   Ездили мы на экскурсию и в Свято-Параскевиевский женский монастырь. Тоже с очень интересной историей, а главное - с тремя целебными источниками, в каждом из которых мы купались, не смотря на холодную воду. И я решила, что обязательно привезу сюда Андрюшу.
   По утрам я организовала что-то наподобие группы здоровья с желающими. Мы бегали по территории интерната, а потом на спортплощадке делали зарядку. И почему-то именно эти занятия сблизили тех, кто не ленился встать утром пораньше!
   Погода была великолепная, я много плавала, и каждый раз ощущала особую связь с морем. Я воспринимаю его, как огромное живое существо, и мне кажется, что оно меня слышит, когда я мысленно с ним общаюсь: желаю ему Мира, Счастья, Радости, Добра и Здоровья. Я не забывала его благодарить за прекрасную теплую воду, за то, что однажды совсем близко подплыли к берегу дельфины. Наверное, от каких-то далеких предков-язычников мне досталась чувствительность ко всему живому. Ведь Земля, на которой мы живем - тоже огромное живое существо, и я благодарна ей за то, то она такая прекрасная!
Десять дней пролетели незаметно. Мне понравилась Феодосия, и я решила, что в августе мы приедем сюда с Андреем и Толиком.

   Почему-то в тот год не продавали на поезд обратных билетов! До Феодосии билеты взяли заранее, а вот обратно - не смотря на все мои знакомства среди железнодорожников, взять не удалось! И там мне пришлось два утра вставать в пять часов и бежать в кассу. В первый день билетов не удалось купить, а на следующий день купила, но на 4 дня позже, чем мы планировали. Вместо десяти дней отдыха получилось четырнадцать! Все бы ни чего, но денег я брала из расчета на десять! И пришлось платить на четыре дня больше за квартиру, и прокормить трех человек тоже надо было лишних четыре дня! Мы и так шиковать не рассчитывали, а теперь и вовсе надо было экономить!
   Квартиру мы сняли минутах в десяти ходьбы от моря. Это и не квартира была даже, а крохотный сарайчик, в котором стояли только две кровати и тумбочка. На ночь ставили в проходе раскладушку, на которой спал Толик, и оставался только узенький проход между ею и кроватью, где спал Андрей. Удобства, естественно были во дворе - будка с дыркой в полу, в душе вода нагревалась от солнца - на крыше стоял огромный бак. Еду готовили на газовой плите, которая стояла во дворе под навесом из винограда. Там же - стол и стулья. Так что в нашем "доме" мы только спали. Все остальное время проводили на воздухе.
   Первая ночь на новом месте выдалась бессонной. Мы вечером открыли дверь -обрадовались, что спала жара и можно поиграть в карты или почитать на свежем воздухе, и на свет налетели тучи комарья! Всю ночь мы прыгали по кроватям с газетками, свернутыми в трубочку и били кровопийц. А когда возвращались с моря в одиннадцать часов, купили "раптор" . Надо было видеть эту картину, как мы лежим на кроватях днем, включив "раптор" и наблюдаем за комарами, уснувшими на потолке - свалятся замертво или нет?!! Смотрели-смотрели, да и заснули! Бессонная ночь взяла свое! Но комары и правда, больше не донимали нас. Да мы ещё подстраховались - попросили у хозяйки тюль на дверь, и при включенном свете дверь больше не открывали! Научились!
Андрюша в это лето мне понравился - спокойный, даже какой-то умиротворенный. Мы так же, как и в предыдущую поездку на море, береглись от солнца. Андрей проводил почти все время или под навесом, или в море. Мы с ним плавали довольно далеко, правда, вдоль берега. В одиннадцать часов уже возвращались домой (заходили на рынок, готовили все вместе обед, а потом ложились подремать). Возвращались на море уже часов в пять, когда жара слегка спадала. И купались, пока не надоест. А после ужина шли гулять на набережную. К нам присоединились наши знакомые, приехавшие на несколько дней позже и снявшие недалеко от нас квартиру. Это были бабушка с внучкой - ровесницей Толика. Поэтому ему тоже было нескучно - они уходили гулять вдвоем, вместе дурачились в море, ходили на аттракционы.
   Всю нашу компашку я сводила на экскурсию в крепость и уже сама выступила в роли гида, рассказав все, что запомнила от предыдущей поездки. А Андрюшу, как и мечтала, свозила в монастырь, чтобы искупаться в трех целебных источниках. Ему эта поездка очень понравилась, и он о ней потом долго вспоминал. Толик на эту экскурсию не поехал, остался с подружкой. Зато они потом съездили в Новый Свет, куда я Андрея не рискнула повезти - нагрузка была бы для него великовата.
   Однажды после шести часов вечера, когда ничего, вроде бы не предвещало грозы: ярко светило солнце, море было ласковым и теплым, вдруг откуда ни возьмись набежали черные, толстые, как огромные раздутые подушки, тучи, и хлынут такой дождь, какого мы ещё никогда не видели! Он шел стеной! Как будто с неба кто-то лил потоки воды из гигантского ведра. Все, кто были на берегу, столпились под навесом и с удивлением наблюдали это необыкновенное буйство стихии. А гроза, как неожиданно началась, так так же неожиданно и закончилась! Буквально через полчаса снова ярко светило солнце! Но все, кто находились на пляже, оказались отрезанными от города бурными потоками воды, стекающими с улиц в море через туннели, идущие под железной дорогой, которая проходит вдоль берега моря. Море превратилось в мутную, пенистую кашу. Хотелось есть и домой. Поэтому мы не стали ждать, когда поток в туннеле полностью иссякнет, пошли по колено в воде, преодолевая бурное течение. И вдруг раз - и тапок с моей ноги уплыл вместе с потоком! Возвращаться не стали - где тут его найдешь в таком водовороте?!! Так и пошла домой босиком. Хотела выбросить оставшийся, но Андрюша меня остановил:
   - Мама, а мы давай утром пораньше выйдем на море и поищем, вдруг найдем?!!
   Я согласилась, хотя где можно найти тапок, унесенный в море?!! Как же я была удивлена, когда в ямке, вымытой потоком, мы нашли мою пропажу - он зацепился за какую-то проволоку и его не унесло в море! Интуиция и тут у Андрюши сработала! Я давно уже замечала за ним такое свойство: если в чем-то сын уверен, значит, надо к нему прислушиваться!
   На набережной вечерами выступало множество разных артистов, желающих подзаработать: певцы, танцоры, музыканты. Толик с Катей шли на дискотеку или ещё куда по своим молодежным делам, а у нас с Андрюшей любимым местом вечернего отдыха стала беседка неподалеку от выступающего музыканта из Мексики (как я потом узнала, он учился в Харьковском институте искусств). Он играл на каких-то духовых музыкальных инструментах, представляющих из себя трубочки разной длины. Звук выходил нежный и печальный. И даже знакомые мелодии превращались в нечто необыкновенное, космическое, затрагивающее самые глубины души. Его можно было слушать бесконечно! Андрюша даже купил себе несколько дисков:
   - Я куплю дома DVD-плейер и буду слушать!

   Перед самым отъездом домой У Толика был день рождения. И не просто день рождения, а ВОСЕМНАДЦАТЬ лет! И мы решили отметить его вечером на берегу моря вместе с Катей и её бабушкой. Купили шашлыков, фруктов, из дома взяли приготовленные салаты, прекрасное крымское вино, расстелили покрывало прямо недалеко от воды и на зависть отдыхающим устроили пир горой!
   А на следующий день мы уже уезжали домой. А вскоре и Андрюша вернулся в Москву - отпуск у него закончился.
   Это был последний раз, когда я видела сына таким - относительно здоровым, веселым, жизнерадостным - как мы и привыкли его видеть...

   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/28/1470