Эволюция мгновения...

Ирина Маркова 4
"Попробуй…" - шепнула Мечта.  "Эволюция" мгновения... Dmitryy Sh
Это последнее утро в институте  (ГОСы, несколько лет обучения в ВУЗе пролетели стремительно)  напустило на себя ханжески – доброжелательный вид,  слегка шмыгая носиком…
- Ну как, будем отстаивать интересы дела,  или побоку их? – думала она, шагая на последний экзамен, защита дипломной работы. Ситуация была вполне в духе  нашего времени (замужем за однокурсником, сыну два года, два года свободного посещения занятий, беременная вторым, да еще умудрилась подхватить фолликулярную ангину, температура тридцать девять градусов). Состроив   умильно – жалостливую физиономию – шагнула первой.  Облегченно вздохнула, комиссия доброжелательно улыбалась… Нашла глазами  Василия Прокопьевича,  взгляд которого говорил: «Желаю удачи!». Защитилась – все ГОСы и дипломная работа на «пять»!
Она ринулась по лестнице: первый поворот - «…привет» - хлопнула по плечу Шурика, одногруппника; второй поворот - «…как сдала?», - подмигнул знакомый второкурсник; третий, замешкалась, «…спешу, девчонки, муж  с сыном ждут» - вылетела в холл.
Ожидавшие ее мужчины, два Сергея, обрадовались. Муж, радостно – корректное негодование «…опять несешься сломя голову, молодец»; сын прыгал от восторга, наконец – то мама пришла. Вышли из института, счастливо прищурились, подыгрывая солнечному дню, пошли в парк с аттракционами, мороженым и распущенными в лето деревьями. Какой – то вполне самостоятельный человек, лет четырех, остановился перед ними, снисходительно и строго посмотрел на них, пробормотав что – то неодобрительное и пошел по своим делам…
- Вроде не ссорились, - задумчиво посмотрев  ему вслед, улыбнулась она.- Знаешь, мне кажется, что окружающие смотрят на меня как – то снисходительно, всепрощающе.
- Это же прекрасно, чудачка, тебе повезло, - ответил муж, - как раз это тебе и нужно, в твоем – то положении…
- Почему?
- Да уж такой ты у меня человечек.
- Какой?
- Веселый,  добрый,  умный,  мягкий, за это мы все тебя и любим. Брось мудрить, впереди – школа, а это не в бирюльки играть…
- Да что ж  такое – то, нам  с  тобой  ведь с детьми работать, а не с гремучими змеями.
Рожать второго собиралась в ноябре…
«Хе! Снова из-за меня» - улыбнулась Причина.
«Нет! Из-за меня!» - поспорила Гордость. «Эволюция" мгновения... Dmitryy Sh
Ирина, теряя мысль, пыталась изучить своих подопечных: как там по плану, ох! – первое знакомство, ох! – визуальное наблюдение! Собственно говоря, с некоторыми  из них, она уже была знакома… Вот тот,  с рыжей лохматой головой и веснушками, встретил ее на крыльце школы репликой «… дал Бог учительницу, не роди до класса». Эта десяти – одиннадцатилетняя орава настороженно, а подчас ей казалось, то хмуро, то с облегчением, то с любопытством, беспечно тоже «изучала»  ее. Толпа стриженых затылков, косичек, просьб, наставлений – она не могла удержать даже лиц… Ощутила на себе изучающий пристальный взгляд… Это был он, рыжий, лопоухий, сидевший за первой партой и жующий конфетку, кажется вместе с фантиком, и, очевидно, думающий: «А училка – то попалась –  каша манная, размазня». Он вдруг, неожиданно  одобрительно кивнул ей. Она, на всякий случай, повращала на лопоухого глазами. Тот недоуменно ухмыльнулся и, подумав, протянул ей конфетку: «Бери, у меня много еще».
Конфетку взяла и, механически жуя вместе с фантиком, сказав спасибо, подумала: «Любимые, «Золотой ключик».
Первый день ее педагогической деятельности галопом летел к обеду: первый синяк, который оказался у лопоухого, первый каверзный вопрос…, первое знакомство с коллегами, имеющими доблестное прошлое.  События первого дня неслись галопом: педагогическая пятиминутка (на час), которую кляли учителя сполна, изредка встряхивая клонившимися головами; знакомство со своей наставницей, зацепившейся за фразу «…педагогом быть обязан»; физрука, предлагавшего прийти потренироваться на спортплощадку; такого  же «молодого специалиста», как она,  девушку лет  двадцати пяти, сидевшую за три парты от нее и  предлагавшую «…как - то сообразить по поводу первого рабочего дня». 
Первый день успокоился только к четырем часам, летела забирать сына из садика, домашние дела … Дела домашние оказались особой песней: приехали в этот маленький шахтерский городок в квартиру, а оказались в угловой комнате действующего детского сада. Из  мебели две парты (на одной электрическая плитка, посуда, на второй книги и тетрадки ее и мужа), видавший виды платяной шкаф  ( от сырости,  белье в этом шкафу всегда было воглое), раскладушка сына (мама с папой спали на полу, рядом), а со стен, покрытых плесенью, постоянно сочилась вода.  Первый день она выстояла, как и , впрочем, последующие.
Сон, спасительный сон, сморил всю семью.  Она попыталась доспать свое, но вспомнив лопоухого, моментально проснулась «…надо готовиться к следующему трудовому дню». День сменялся новым днем: стоило ей только встретиться с детьми, как минуты, словно взбесившись, начинали частить друг за другом, сливались в одну барабанную дробь, под которую уследить за событиями становилось совершенно невозможно… Но она запомнила на всю жизнь, как через две недели, после урока к ней подошел лопоухий и, пожав руку, протянул ей шоколадную конфетку «… молодец, заслужила».
Память, соболезнующе, скрипнула…
«На что-то это похоже» - задумалась Память.
«Главное только не как вчера!» - предупредила Обыденность.
«Вчерашнее не повторится!» - успокоила Глупость.

«Всё будет по-другому!» - соврало Предчувствие. «Эволюция" мгновения...Dmitryy Sh
Время, спрессованное за эти сорок лет ее учительского труда,  десятками, сотнями, тысячами пар озорных ребячьих глаз резвых ребячьих пяток, судорожными рывками, расслабляясь, начинало входить в свой объем… Вызов, брошенный ей жизнью, – приняла: Учитель!..
«А вот и я!» - объявила Решительность.
«А может не надо?» - пролепетала Осторожность.
«А может лучше завтра?» - поинтересовалось Сомнение.

«Сегодня или никогда!» - отрезало Упрямство. «Эволюция" мгновения...Dmitryy Sh
Она со скрипом встала, не сумев разогнуться (а всего - то или уже 58…). Она была из таких людей, с которыми постоянно что – то происходит, но не случается: нетипичная, непоказательная.
Три года на пенсии, не работает, но каждую ночь, в полусне, проваливается в глубокую темную яму, где она штудирует энциклопедии, пишет конспекты для нетипичных лопоухих…
 «Что? Опять?!» - возмутился Опыт.

«Куда это без меня?» - вопросило Опьянение.

«Без тебя уже никуда» - ответило Спокойствие. «Эволюция" мгновения...Dmitryy Sh
 Просыпаясь,  она до сих пор  думает о том, что  «…убеждение, поощрение, наказание  - методы,  видите – ли, да любая доисторическая училка все эти методы знала…»  Но шепните хоть на ушко, как развить познавательный интерес  к наукам, привить любовь к чтению у «лопоухого»? По какому пособию изучать такого «лопоухого»? Вечно извазюканный после футбольного поля, самый  деятельный (не  ребенок  – атомная станция), не знаешь, что через пять минут он выкинет.  На какой тон откликнется, чем удивится, какое дело подхватит твой ученик – это зависит только от тебя, Учитель! Ором, унижением,  родителями, двойками – уважение не заслужишь?!. Хамов «лопоухий» не любит, точно! Ему до лампочки, что ты – взрослый, да и зачем ему себя терять? Он  из самого демократичного народа, который зовется – Дети. Только этот народ  творит новую философию. Именно с ними настоящий Учитель чувствует себя Пикассо?!.
Будь сильным, Учитель! Не копайся в собственных сомнениях: делами завоевывай детские сердца!!!

«Попробуй…» - шепнула Мечта.  "Эволюция" мгновения... Dmitryy Sh