Попутчики

Юрий Иванников
В последнее время мне часто приходится ездить в Москву – для прохождения лечения. Обычно я уезжаю поездом Воронеж-Москва, фирменным, он отправляется в 21-30. А поскольку это вечерний рейс, то после посадки большинство пассажиров уклоняются от общения, расстилают бельё, быстренько пьют чай и отправляются спать.
Но в этот раз всё вышло по-другому. В этот раз попутчики у меня оказались необычные и интересные.

Напротив меня сидел мужчина лет 30-35 с типично еврейской внешностью. Чёрные волосы, чёрная же подстриженная бородка, худощавый, бледная кожа, тонкий нос, интеллигентные очки в блестящей оправе – он как-то привлекал внимание своей не то что бы красотой, но был очень симпатичен. У него было много сумок, и пришлось похлопотать при посадке, чтобы всё это разместить. Говорил он с каким-то непонятным для меня акцентом. Но было видно, что ему очень хочется пообщаться.
Я не спросил о его национальности, но это сделала молодая проводница, которая подсела к нам в купе и стала вести себя раскованно и экстравагантно, я бы даже сказал – хамовато:
- Вы, наверное, еврей?
С этого вопроса началось наше знакомство.
– Нет, я из Туниса.
Ответ был неожиданным, мы очень удивились.
– Я приехал в Воронеж, чтобы получить образование, у вас это дешевле, чем в Европе. А потом и женился здесь – у меня русская жена.
- А где вы живете?
- Живём мы всё-таки в Тунисе. Моя жена имеет медицинское образование, а это у нас ценится, она хорошо зарабатывает.
- Наверно, ей пришлось учить ваш язык? Кстати, на каком языке говорят в Тунисе?
- Тунис – это бывшая французская колония. Поэтому у нас желательно знать два языка – французский и арабский.
- А вы что, тоже говорите по-французски? Сколько же языков вы знаете, ведь сейчас мы говорим по-русски!
- Ну, собственно, нормально эти три, и ещё немного английский и немецкий.
Вот это да! Я был приятно удивлён, в нашей российской глубинке не часто встретишь таких интересных людей…

И тут в наш разговор вступил молодой парень, который сидел справа от меня. Он был высокий, светлоглазый, светловолосый, одет небрежно, но со вкусом: куртка, кроссовки, светлые брюки.
- А знаете, ведь я собираюсь поехать в Париж, я хотел бы там закончить своё образование.
А потом он сказал несколько фраз по французски, и между моими попутчиками завязался небольшой разговор на французском языке. Я не понимал, о чём они говорят, но мне почему-то была невероятно интересна сама ситуация – французская речь в нашем провинциальном поезде. Впрочем, продолжать дальше беседу они, по-видимому, посчитали неэтичным и перешли на русский.

Я обратился к молодому человеку, сидевшему от меня справа:
- А почему вы говорите, что вам надо закончить высшее образование, вы уже где-нибудь учились?
- Я учился в МФТИ, в Москве.
- Да, я слышал, это в Долгопрудном. Вы знаете, это  была мечта моего детства – поступить в МФТИ. Я даже посылал запрос в этот вуз, и мне присылали брошюрку для поступления. Но я вырос в деревне, и у нас не было сильной подготовки, я не решился поступать.
- Дело в том, что я являлся одним из победителей Российской олимпиады по физике. Это помогло мне поступить…
- А на каком факультете вы учились?
- На факультете аэрофизики и космических исследований.
- Надо же, именно на этот факультет мне и хотелось поступить.
- Но я не закончил это образование. Мне хотелось большего, и я перевёлся в Канаду, в Торонто.

- Как тесен мир, - вступил в разговор сидящий напротив мужчина из Туниса. В Канаде, в Торонто живёт моя тётя.  А кстати, в Париже у меня много друзей. И, кстати, интересное наблюдение. Вам, наверно, кажется, что Париж заполнен чистокровными французами? Но на самом деле там живёт очень много людей других национальностей, в частности тунисцев и алжирцев. Вы же видите их например в сборной Франции по футболу. Ведь все знают Зинедина Зидана.
 
Мы с сыном ярые футбольные болельщики, и этот пример показался мне интересным. Но я опять обратился к молодому человеку:
- И что же было потом, в Торонто?
- Я проучился там 9 месяцев. А потом не хватило денег. Если работать и учиться, то на учёбу, как правило, не хватает сил. Я не смог потянуть, вернулся в Воронеж.
- Жаль, а чем же вы теперь занимаетесь?
- Я работаю в фирме моего отца. Она занимается изготовлением печатей. Мы делаем не какие-нибудь халтурные дешёвенькие печати, а очень хорошего качества. Мне приходится работать на станках с ЧПУ.
- И что, хороший спрос?
- Наши заказчики – солидные фирмы, в основном банки. Отец умело ведёт дела, а мне это позволяет иметь стабильно высокую зарплату. И вообще, многие из моих друзей мечтают о собственном бизнесе, я же хочу работать наёмным специалистом, но хорошего высокого уровня, с хорошей западной зарплатой. Я вот поэтому и хочу закончить образование во Франции, выучиться на хорошего инженера.
- Мне кажется, жаль, что имея такую умную голову, вы всю жизнь проработаете на изготовлении печатей…
- Ну не думаю, такого не будет, моя жизнь поменяется…

Поезд подполз к какой-то остановке, и мой молодой попутчик захотел выйти и покурить.
- Возьмите меня с собой, прошусь я. Я некурящий, но когда приезжает мой брат, я с ним курю для компании, для братства, что ли… Мне не то чтобы хотелось покурить, мне жалко было расставаться с собеседником.
- Но я курю не просто так. Я табачный гурман. У меня дома более 30 сортов табака, я выписываю их из Европы и Америки. Я сделаю вам скруточку.
Парень достал сигарету, вынул из неё фильтр, потом обмотал его папиросной бумагой и засыпал туда табак из коробочки. Получилась скруточка.
- Хотя бы не насыпал туда наркоты – думаю. Но нет, табак оказался очень каким-то мягким, душистым, приятным на вкус, если можно так сказать об аромате. Мне понравилось. К этому моменту мы были уже почти что друзья.
- Знаете, я могу подарить вам эту коробочку табака, предложил молодой человек.
- Спасибо, это очень приятно, но всё-таки я не курильщик, наверное, не надо.
- Ну ладно. А знаете, редко встретишь таких приятных собеседников, как сегодня в нашем купе.
- Да, и я так чувствую. Но всё-таки уже время ложиться спать – половина первого.
Кое-как мы отбились, кое-как поспали, подремали. Утром первым проснулся мужчина из Туниса. Когда я встал, он уже сидел с другим арабом, который вызвался помочь донести ему сумки до вокзала.
- Вы из Москвы полетите в Тунис?
- Нет, сперва в Париж, дела…

Я смотрел и удивлялся, как это люди могут путешествовать по всему миру. Мне вспомнилось, что этот человек получил у нас образование учителя физкультуры.
- А кем вы работаете?
- А я и работаю учителем физкультуры в школе. У нас красивый курортный городок на берегу Средиземного моря. У нас бывает много туристов и революции до нас не докатываются. И ещё работаю в спортивной школе, она открылась недавно. Так что у меня две работы. И потом, учёба на факультете физвоспитания, вы наверное думаете, что это игра в футбол? На самом деле изучаются серьёзные дисциплины – педагогика, психология и т.д.
 
Потом они поговорили между собой – два араба на арабском. По их лицам я понял, что один спросил у другого
- Сколько у тебя детей?
- У меня трое, два мальчика и девочка.
- И у меня трое, только две девочки и мальчик.
И тогда я не утерпел и жестами показал им:
-У тебя – 3. И у тебя – 3. И у меня – 3. Это было интересно. Мужчины заулыбались.

В это время, за 10 минут до прибытия в Москву, наконец-то проснулся наш молодой ночной собеседник и ушёл в туалет. У нас так и не получилось с ним попрощаться. А вот с арабами я простился как с лучшими друзьями.

Вот как бывает: неважно, какой люди национальности или веры, но всё равно могут быть невероятно интересными.