Рыжий

Иван Паластров
Федька был разбитным парнем, все ему было, как говорится, по барабану.  Был он небольшого роста, с копной огненно рыжих волос и множеством веснушек на круглом лице. По имени его никто не звал, а только "Рыжий".  На прииск он приехал откуда-то с колымских приисков и работал горнорабочим. Сколько ему было лет, определить было трудно, то ли тридцать, то ли сорок. Жены у него никогда не было и своего жилья тоже, всегда жил в общежитии. Таких как он всегда отправляли на дальние участки, куда семейные ехали с неохотой. На прииске открылся новый участок "Темный", где геологи нашли хорошее рассыпное золото. Жилья там еще не построили, и рабочий люд жил в больших палатках.  

На этот дальний участок отправили рыжего Федьку, с такими же как он холостяками. Короткое чукотское лето закончилось быстро и пришла суровая зима. На полигоне началась зимняя вскрыша верхнего слоя пустой породы. Рыжий был бурильщиком на бурильной установке  и бурил скважины для закладки взрывчатки. Жили в большой палатке, где круглые сутки топилась печка, сделанная из трехсотлитровой бочки. Днем было проще, все время кто-то был в палатке и в печку подкидывали дрова, и было тепло. А ночью нужно было кому-то дежурить, чтобы не замерзнуть. В одну из ночей дежурство выпало Рыжему. С вечера, пока свободные от смены рабочие сидели за столом и играли в карты, все шло как обычно: печка топилась, чайник стоял на печке. Но пришло время всем ложиться спать, завтра вставать  на смену. Не ложился один Рыжий, он должен следить за печкой. Набив полную печку толстыми чурками, он решил поспать пока горят дрова и лег.

Проснулся Рыжий от собачьего холода, в печке уже давно все прогорело, но люди все спали под теплыми одеялами и не чувствовали холода. Рыжий подошел к печке и, вместо того чтобы разжечь ее, он просто взял огарок свечи, зажег ее, поставил в печку и закрыл дверцу, сам обратно нырнул под теплое одеяло. Народ стал просыпаться, высовываться из-под одеяла и смотреть в сторону печки, где в отверстие поддувала светился огонь. В палатке становилось все холодней и холодней. Один из работяг не выдержал и запустил в сторону кровати Рыжего валенком: "Топи печку, Рыжий, что так холодно? Проспал, гаденыш?" Но не тут-то было, Рыжему не хотелось вылазить из-под одеяла и он не ответил. Мужику пришлось встать,  подойти к печке и то что он увидел, лишило его дара речи. В печке догорала свечка. Рабочий схватил другой валенок и стал охаживать на кровати Федьку, который с перепугу скатился с кровати и заполз под нее. "Не бей, сейчас я растоплю печку!" - вопил Рыжий из-под кровати. Рабочие все проснулись и со смехом наблюдали  это кино. Наконец мужик бросил валенок и сел к столу, где хотел глотнуть из чайника воды, но вода замерзла. Рыжий вылез из-под кровати и стал растапливать печку. Вскоре  весело загудел огонь и от печки пошло тепло. 

В небе послышался рокот вертолета, все встрепенулись и вышли его  встречать. Федька накинул на голое тело полушубок и тоже вышел к вертолету. Машина, дав круг, взбивая клубы снега пошла на посадку.  Открылась боковая дверка и из нутра вышел директор прииска с начальником участка. Все собрались в палатке. Сделав свои дела, директор собрался улетать, с ним попросился один рабочий, у которого в поселке была семья. Рыжий тоже попросился, но директор с удивлением посмотрел на него и спросил: "Ты-то чего, заболел что ли?" Федька, почесав свою рыжую кудлатую голову просто сказал: "К корешам в общагу слетать надо, давно не виделись". Нет, не к корешам нужно было Федьке, а в магазин за спиртным. Директор с усмешкой посмотрел на Рыжего и сказал: "Знаю я по каким корешам ты скучаешь, иди на смену, работай".  Улетающие вышли и залезли в вертолет, летчики запустили двигатель и взлетели. Набрав высоту, вертолет взял курс на поселок прииска.

Минут через пятнадцать-двадцать, когда пролетели уже половину пути, кто-то из пассажиров увидел в иллюминаторе чьи-то пальцы, которые скребли по стеклу. Вертолет тут же пошел на посадку, когда сели и выскочили из вертолета, то увидели такую картину... На шасси, обняв стойку сидел Федька рыжий, у которого было белое лицо и такие же волосы. Рыжего отцепили от стойки и заволокли во внутрь. "Что ж ты делаешь, нас посадить в тюрьму хочешь?" - заорол на него командир машины. "Куда тебя понесло, а если б сорвался, так никто и никогда бы не узнал, куда ты делся! - накинулся на Рыжего и директор - Уволю тебя к чертовой матери", - пригрозил он. Федька чуть отогревшись сказал: "Вы же не взяли, а мне выпить страсть как захотелось, взял бы пару пузырей и вернутся бы на машине с кем- нибудь". "Ладно, как прилетим в поселок, сразу ко мне в кабинет, ты у меня получишь", - пригрозил директор.  Но как только вертолет сел на площадку, Федька, запахнув на груди полушубок, кубарем вылетел из вертолета и скрылся в мастерских.  Взяв в магазине пару бутылок спирта, он на попутном наливе, в тот же день уехал обратно на участок.  Федьку не уволили с прииска, только лишили премии и дали строгий выговор, все-таки как рабочий, он был спецом.
P. S. Федька так и не дожил до старости, вскоре он заболел и умер прямо на кровати у себя в комнате общежития. Похоронили его на приисковом кладбище, родных у него не было,  оказалось,  что он  детдомовец.