Стояние за землю русскую

Татьяна Квашнина-Незавитина
                "Преподобный отче Тихоне,
                от всяких бед и напастей
                заступай и ограждай нас,
                пролей теплую твою молитву               
                о нас грешных"


Дети из Боровского «Православного  Центра Милосердия и культуры» посетили благословенный монастырь Калужскую Свято - Тихонову пустынь, где совершается  духовное преобразование паломников, а экскурсии имеют большое воспитательное значение. Поездка состоялась при участии гранта «Православная инициатива», накануне праздника преподобного Тихона Калужского, который отмечается Русской Православной Церковью 29 июня.
 
Отрадным было то, что в поездке по родному краю приняли участие не только дети, но и родители из многодетных семей, родители детей-инвалидов. Через участие детей в православной жизни идёт постепенное воцерковление семьи. Надолго остаются в памяти паломнические поездки.  Живёт в сердце благодать после посещения святых мест.

Программа Центра направлена не только на развитие творческого потенциала детей, но имеет цель развить в ребёнке внутреннее понимание окружающей красоты, чувства Родины и своего присутствия на Земле. На конкретных примерах дети должны увидеть и понять, что такое Патриотизм, Отечество, в котором живёшь.

 Православным центром организуются поездки по местам, где наиболее ярко и остро чувствуется вся глубина истории своей Родины и понимание той святости, которая всегда была свойственна русскому народу. Силой этой святости и одерживались победы над врагами.

Поездка в Свято-Тихонову пустынь была организована, чтобы не только ознакомиться со святынями монастыря, но и увидеть диораму "Стояние на реке Угре", которая находится во Владимирском скиту. Каждый, кого волнует судьба родной земли, может прикоснуться к этому святому месту, узнать, какие люди рождались на нашей земле, как они становились святыми, как стояли за родную землю в годы вражеских нашествий.

Мы подъезжали к пустыни.
Высокие в византийском стиле соборы предстали перед взорами паломников во всей красе и величии. Восхитила высокая колокольня монастыря и мозаика с изображением святых внутри большого арочного входа.  Мы с благоговением рассматривали росписи и иконы в Успенском и Преображенском  соборах, в храме во имя святителя Николая Чудотворца.  Храмы светились внутри неописуемой красотой. Верхние окна на барабанах соборов наполняли светом огромное внутреннее пространство. Ощущение небывалого праздника появилось в душе.

Экскурсовод, ведущая нашу группу, оповестила: «В каждом храме нашего монастыря вы увидите икону преподобного Тихона Калужского, великого подвижника Русской Православной Церкви XV века, чьё имя носит монастырь. Это знак особого почитания старца. Московским Собором 1551 года угодник Божий Тихон Калужский был причислен к лику святых». Дети услышали о такой удивительную жизнь, которой живут немногие, и не каждому дана Божья сила так жить.

История жизни преподобного Тихона, услышанная от экскурсовода, тронула детские сердца. Они узнали кто такой монах - отшельник, посвятивший жизнь Богу.  Только смелый и глубоко верующий человек может решиться на такой суровый подвиг.
Детские вопросы в начале экскурсии были непосредственными: «Разве можно семнадцать лет прожить в дупле? Там холодно и нет двери, чтобы закрыться от холода и ветра.  Чем укрывался святой, если у него не было никаких вещей?  И спичек разжечь костёр тоже не было? Как же он ходил зимой по снегу, ведь одежда и обувь износились за столько лет? Что же он там ел?»

В глазах детей -  переживание за одинокого монаха…  Лица напряжённые, серьёзные.  Дети не отрывают глаз от иконы, на которой изображён святой Тихон, стоящий в дупле исполинского дуба.
 
Экскурсовод  раскрывает детям все тяготы отшельнической жизни. Бывший монах Московского Чудова монастыря принял решение жить в безмолвии, учиться смирению, долготерпению, воздержанию и отсечению своей воли. В слёзных молитвах он просил помощи у Господа, чтобы выдержать все тяготы лесной жизни. Питался травами, кореньями, ягодами, грибами, пребывая в строгом посте. Никто из людей не приходил к нему, потому что жил Преподобный в глухом лесу в двадцати километрах от Калуги и Медыни. В уединённой от мира жизни  укреплял веру, очищал себя от греховных страстей бдением (малоспанием) и сухоедением. Одежда его превратилась в рубища, обувь давно износилась, но  угодник Божий Тихон терпеливо переносил мороз и зной, ходил босиком зимой и летом.

Долгими годами нарабатывал он в себе бесценные сокровища, которые назывались плодами  Святаго Духа.  К Царствию Небесному готовился на земле и «стяжал еси произвольною нищетою». (Канон, песнь 5).

За подвижническую и богоугодную жизнь преподобный Тихон удостоился дара рассуждения и чудотворения.  Люди узнали о благодатном старце и потянулись к заветному дубу, мечтая о построении монастыря. Но постройке обители решил помешать  медынский князь Ярослав, желая изгнать старца со своих земель.
«Неужели он его выгонит из дуба?» - переживали малыши. От дальнейшего  рассказа экскурсовода все замерли: «Онемела, окаменела  рука с плетью у князя Ярослава, поднятая над  Преподобным.  Раскаялся князь во зле. Попросил прощения. Исцелил его святой Тихон. Сам начал помогать строительству монастыря.  Потянулись  ученики в монашескую обитель. Преподобный принял священный сан и начал вести в монастыре Богослужения. Он исцелял болящих, кормил голодных, подавал нищим, как родной отец относился к монахам.  Любимый всеми Тихон дожил до глубокой старости».

Юные паломники трепетно прикладывались к иконе чудотворца, обращаясь с детскими молитвами к доброму старцу.

Из Собора Успения нас повели в нижнюю часть Преображенского храма к раке с мощами Преподобного. В храме – полумрак. Мы вместе с экскурсоводом становимся на колени и молимся святому Тихону Калужскому: «… Великий чудотворче, преподобне отче наш Тихоне, преблаженне и преславне, Духа Святаго исполнение,  пустыни украсителю  …Умоли милостивого Бога оградити нас от бед и напастей…  Испроси нам …веры укрепление, покаяние истинное, мирное безмятежное житие, непостыдную христианскую кончину… Пролей теплую твою молитву о нас грешных ко Господу».

В монастыре есть книга, куда записываются многие  чудеса исцеления, совершаемые у мощей Преподобного и на его источнике. Когда-то мощи были открыты, но во время  нашествия поляков в 1610 году  пришлось сокрыть их глубоко под землю, под спуд, где они почивают и поныне.
Калужская Свято-Тихонова пустынь за свою историю несколько раз переживала и расцвет, и запустение. В годы советской власти она была сильно разрушена. С 1991 монастырь восстанавливался семь лет.

Святая обитель живёт спустя столетия. Наши дети молятся сегодня в этом монастыре у икон Спасителя, преподобного Тихона, Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, молятся, как молились когда-то давно, много веков назад, наши предки на реке Угре во время вражеского нашествия.
 
 
Не ожидали экскурсанты, что дальнейший рассказ по истории родного края превзойдёт всякие ожидания. Нас повезли во Владимирский скит, где ребята увидели диораму, созданную художником Павлом Рыженко, посвящённую «Стоянию на реке Угре».  Художника уже нет в живых, но мечта его исполнилась. Он создал удивительное полотно, где отразил героизм русского воинства, шесть месяцев стоявших с молитвой на защите земли русской.

Когда ещё был жив преподобный Тихон,  мирная жизнь обители была нарушена в 1480 году.  Недалеко от монастыря произошло знаменитое  «Стояние на реке Угре» русских и татарских войск. Это было последнее противостояние.

Двести сорок лет продолжалось монгольское иго на Руси. После жестоких  набегов Чингиз-хана оставались пепелища и разрушенные города. Много пленных увели враги. Куликовская битва Дмитрия Донского с ханом Мамаем показала, что есть на Руси сила для борьбы с врагом. Но трудно шло объединение русских земель. Последующие усобицы  ослабили молодое Московское княжество.  Москва была сожжена ханом Тохтамышем. Русские земли были поделены татарами на улусы, а население продолжало платить ненавистным врагам непосильную дань. Новый хан Ахмат, получивший авансом в улус Калужские земли, захотел видеть у своих ног своих преклоненного князя Московского Ивана III (правнука Дмитрия Донского). Иван III оказался дерзким князем:  начал собирать русские земли в единое государство, воздвиг прочные Кремлёвские стены из красного кирпича и узаконил российский герб – двухглавого орла. Себя приказывал величать не князем, а государем.  Несметную силу собрал хан Ахмат против Ивана III и привёл её на Калужскую землю к реке Угре... 

На переднем плане диорамы мы увидели лагерь русских воинов с часовней, дымными кострами, лежащими на земле ранеными. Картина «дышит».  От костров идёт настоящий дым, разносимый ветром. Запах степных трав делает наше присутствие реальным. Полотно озвучено. Мы слышим звуки из прошлого: молитву из часовни, что находится недалеко от знаменитого дуба, бряцание оружия, гул войска, готовящегося к сражению.

Справа на полотне диорамы крестный ход с иконой Владимирской Божией Матери, во главе которого идёт преподобный Тихон Калужский. Золотой нимб над головой святого делает его различимым в большом потоке участников крестного хода.

На заднем плане диорамы река Угра. Туманные дали. Тучей летящие стрелы врага.  Тщетные попытки хана Ахмата преодолеть водное пространство.
 Впечатление от диорамы очень сильное. Но у ребят возникает вопрос: «Разве «стояние» может быть подвигом?» И вот здесь, у диорамы, они  узнают о новом и высоком значении слова «стоять». «Стоять насмерть», «стоять за землю русскую».
Слово обретает высокий смысл!   
Так вот почему «Стоянии на реке Угре» русских воинов названо великим.

Хан Ахмат увидел упорство и смелость собранных Иваном III русских полков. Русичи не испугались несметных полчищ врага и не пропустили его на родную землю, проявив мужество и твёрдость в голодном стоянии в течение нескольких месяцев. 

На полотне диорамы экскурсовод показала нам  маленькую девочку,  оказавшуюся в стане русских воинов. Она стоит перед взятыми в плен татарами. Воины Ахмата кажутся огромными великанами по сравнению с этой малышкой.  В руках у девочки  еда, которой она хочет поделиться с пленными. Маленький эпизод на огромном полотне, показывающий доброту и милосердие верующего сердца.


В здании диорамы мы посетили музейный залы, где были выставлены картины художника Павла Рыженко, миниатюры из древних книг, изображающие походы русичей,  карты боевых сражений,  воинские доспехи русских и монгольских воинов,

К доспехам выстроилась очередь, чтобы примерить воинский шлем, подержать в руках щит и сфотографироваться в воинском снаряжении. Хорошо бы одеть ещё и кольчугу, но её  невозможно  даже приподнять, настолько она тяжела.  Для некоторых участников экскурсии примерка оказалось не по силам. Юные защитники Отечества поняли, что словосочетание «сила богатырская» было применимо в XV веке к каждому русскому воину. Какими же надо быть богатырями, чтобы носить на себе такие тяжести, да ещё и сражаться. Вот такими были люди на Руси в своей крепости.
 Выставка  доспехов в музее диорамы дала возможность ребятам своими руками «потрогать историю». Они поняли, как непросто было стоять на страже родной земли нашим предкам.
Впечатление от диорамы было сильным и глубоким. Детским восторгам не было конца. Они рассказывали что им понравилось и запомнилось.

 Мы пустили эти впечатления в организованное русло и провели для детей викторину, чтобы закрепить и проверить знания любознательных путешественников. Вот некоторые из её вопросов.

Что предложил Преподобный Тихон, чтобы укрепить дух русских воинов и удержать врага на расстоянии?

Задумались… Вопрос оказался сложным. Потом всех разом осенило. Отвечали многоголосицей: «СОБОРНО помолиться и пройти крестным ходом вокруг русского лагеря».

Какое военное новшество применил Иван III для устрашения врага? 
Жубрев Сергей, Добнин Илья  Румянцев Артём: «Иван III снял пушки с крепостей и впервые применил их на ровной местности, но пушки в то время назывались «нарядами».

Как запечатлел себя художник на этой картине? Назовите фамилию автора диорамы.
Катя Зуйкова: Художник Павел Рыженко изобразил себя в группе воинов с мечом в руке и перевязанной головой». Так чувствовал себя художник в ушедшем времени: воином, патриотом, защитником земли русской, готовый жертвовать своей жизнью. 

После поездки делились впечатлениями...
Гурьева Поля (3 класс): «Мне понравился рассказ об успении Пресвятой Богородицы. Я думала, что попала в рай. Так было красиво в храмах и во дворе монастыря».

Химина Мария (2 класс): «При осмотре диорамы было ощущение, что это всё живое, настоящее». 

Гурьева Валерия(5 класс): «Поездка понравилась, потому что было много интересных рассказов по истории». 

Григорян Сейран (3 класс): «Поездка была полезной. Я понял, чтобы защищать Родину нужно быть сильным и смелым мужчиной».

С изучения истории родного края, с любви к малой Родине начинается патриотическое воспитание наших детей.  Оно растёт с каждой новой поездкой, с каждым новым рассказом по истории Родины. Ребята из Православного центра милосердия и культуры уже побывали в музее Маршала Жукова, в музее парка Победы, посетили несколько монастырей Калужской, Владимирской, Московской областей. Заметен духовный рост этих детей. Даже один такой день может создать духовный стержень в душе вашего ребёнка. Меняются в духовном плане семьи,  перед которыми история и монастыри распахивают свои двери.
Дети ведут за руку своих родителей...

Наши поездки заставляют задуматься и взрослых и детей, что значит быть патриотом земли русской, к которым относились и преподобный Тихон Калужский, молившийся за своих соотечественников, и смелый боярин Товарков, прославившийся на реке Угре, в честь которого появилось на карте село Товарково. Патриотом был русский государь Иван III, правнук Дмитрия Донского, вставший с полками на пути у хана Ахмата.
 К этому высокому слову относится и наш калужский  художник Павел Рыженко, оставившего после себя цикл знаменательных исторических картин. Взгляните в лицо изображённого им монаха Пересвета, молящегося перед Куликовской битвой, и вы увидите в нём всех героев России.
   
Дети и родители благодарят боровскую художницу  Людмилу Георгиевну Киселёву за организацию поездки в Калужскую Свято-Тихонову пустынь.