О том, что в памяти моей неизгладимо сохранилось

Вячеслав Чаплинский
Лев Николаевич Толстой в своей автобиографии писал,что он начал помнить себя с очень ранних младенческих лет.Он помнил облик своей кормилицы,молодой русской крестьянки,которая кормила его своей грудью.Большенство же людей начинают помнить себя в более поздний период своего детства.Фрагментами, я помню себя ,примерно,с четырёх лет. Но это  были довольно-таки отрывочные и смутные фрагменты. Зато о своём шестилетнем возрасте у меня сохранились вполне яркие и подробные впечатления.

Я,к примеру,хорошо  помню Ригу поры моего шестилетия,когда на улицах города  было много извозчиков и совсем мало автомобилей.Если на нашей улице останавливался автомобиль то мы, мальчишки , немедленно его окружали чтобы посмотреть на это чудо техники.В то время как извозчики со своими резвыми лошадками  нас нисколько не интересовали.Теперь всё  наоборот.Теперь на лошадку мальчишки будут смотреть с куда  большим интересом нежели на автомобиль.Улица наша была совсем небольшая и второстепенная,а звучное  её  название Католическая ,получила она из-за величественного костёла ,который украшал её с незапамятных для меня времён.


Улица была переиминованна в период большевизма,но теперь она вновь обрела своё старое название,а костёл как и прежде возвышается над ней.Он,этот знаменитый костёл,будет  украшать эту улицу ещё не одно столетие.А вот пятиэтажный дом,в котором мы тогда жили,украшением улицы быть не может,поскольку обветшал и не красился наверно ни разу с того  довоенного времени.Многие деревянные домики стоявшие когда-то на этой улице снесли а в замен так ничего и не построили.Вместе с теми домишками исчезли и многочисленные магазинчики или просто лавочки,которых в то время было великое множество

Я их так хорошо запомнил потому,что был частым их посетителем.Бывало,получив  от Мамы несколько сантимов я шустро бежал в одну из этих лавочек за леденцами.Вкуснее и слаще тех леденцов,мне кажется,я с тех пор ничего и не изведал.В Риге я жил осенью и зимой  а весной с первым теплом меня отсылали  в деревню.В деревню - это значило на хутор  к  моему зажиточному Деду и Бабушке или  же на хутор к моему родному Дяде тоже далеко не бедному хуторянину.Оба эти хутора очень прочно сохранились в моей памяти а всё лучшее в моём детстве происходило  именно на этих хуторах.( Сейчас они исчезли с лица земли) Много приятных воспоминаний о той жизни  в период моего детства сохранилось в памяти.


Но очень чётко мне запомнился один день,казалось бы ни чем не примечательный. Старый и большой дядин сенной сарай.Полдень солнечного,яркого летнего дня.Мне лет  шесть  и   Я на сеновале,на пахучем сене и  я пытаюсь уснуть.Рядом со мной на пёстрой простыне уснул и давно уже спит  мой Дядя.Это молодой крепкий и красивый мужчина он устал и этот его полуденный сон  сладок. А я не устал и заснуть никак не могу.Я ,как обычно,поздно встал утром.За ночь хорошо выспался а потом быль плотно накормлен Бабушкой .Дядя же с самого  раннего утра трудился,он устал и вот он спит а меня сон не берёт.И ещё мне мешает заснуть ...Ветер.


Ветер дует как -то очень напористо и сильно.Он разноголосо шумит в соломенной крыше сарая в листьях деревьев и кустарника и этот шум не даёт мне уснуть.По приставной лестнице я спускаюсь на земляной пол сарая и выхожу наружу.Солнце почти в зените и на небе ни облачка.Всё вокруг ярко освещено солнечным светом.Сарай и хутор Дяди расположен на  пологом холме и от него вокруг простирается широкая покатая равнина сплошь покрытая колосящимися  нивами.Высокая рожь волнуется от сильного и сухого ветра.По полям бегут  непрерывные длинные волны до самого горизонта.С этой возвышенности  во все стороны видны дальние дали на десятки километров.


Синеватая зубчатая полоса на горизонте это  далёкие леса Белоруссии где то там за Двиной.Всё видимое пространство покрыто разноцветными квадратами  разных  полей.Где-то  голубеет льняное поле,где-то желтеет овёс а где-то синеет клевер.Всё это красиво волнуется под сильным тёплым ветром.На этом широком пространстве местами видны небольшие хутора.Здешний хутор - это обычно  небольшой бревенчатый дом окружённый дворовыми постройками.В отдалении  банька а перед домом небольшой сад из нескольких яблонь ,груш,слив и вишен.В саду зачастую пчелиные  домики.И у редкой хозяйки нет  кусов георгин и других цветов.


В эту полуденную пору на всём видимом пространстве не видно  ни одной живой души .Хутора словно вымерли. Народ отдыхает переживая полуденный зной.И ещё этот ветер своим напором  и монотонностью как бы угнетает всё живое.Говорят,что где-то в дальних краях дует ветер по названию "Сирокко",который порою сводит людей с ума.Слава Богу у нас не  "Сирокко" а просто сильный и сухой ветер.Он приносит некоторое облегчение  домашним животным сдувая с них слепней.которые досаждают летом коровам и лошадям.Теперь они  спокойно лежат на местах своего выпаса  лениво обмахиваясь хвостами.А я как неприкаянный уныло брожу по усадьбе Мне некуда себя деть ,нечем заняться.


Бабушка тоже отдыхает у  себя в прохладных просторных  сенях,где стоит её летняя кровать.Со мной только мой преданный пёсик Дружок.Он очаровательно красив в своей  пышной многоцветной шубке.Это шикарная шубка ,теперь летом, доставляет ему много проблем.Ему явно жарко.Он бы предпочёл подремать где-нибудь в тени но узы дружбы обязывают и он преданно таскается за мной по пятам .То,что мы с Дружком неразлучные друзья  известно всем в округе.Нас можно видеть только в паре.Но какой же необычно настырный  этот тёплый и сухой ветер.Как он угнетающе действует на мою неокрепшую душу.Потом,много лет спустя,я однажды вспомнил тот,запомнившийся мне в детстве ветер.


Я узнал его по силе и настырности.Такой же ветер только более сильный и холодный обдувал нас в центре Атлантического Океана.Когда мы моряки небольшого научного-исследовательского судна несколько суток уныло штормовали стараясь удерживать судно строго носом на волну.Жизнь на судне словно замерла и все моряки свободные от вахт отлёживались в своих койках по каютам и кубрикам.Кто-то спал,кто-то читал а кто-то,как Я,просто лежал и думал о прошлом и будущем.А ветер монотонно завывал в снастях судна и гнал над огромными волнами белую солёную пену.Мне было тепло и привычно удобно в своей койке и в своей каюте.До заступления на вахту было ещё несколько часов.


Я безмятежно предавался своим мечтам и воспоминаниям.А вспомнить мне уже было что.В свои 33 года я успел  уже прожить довольно-таки пёструю  бурную жизнь.Было у меня  что вспомнить а было и такое,что луче бы и не вспоминать.Приходили разные мысли.Иногда приятные а иногда и не очень.Но впереди,если не заглядывать слишком далеко,ожидалось только хорошее.На берегу меня ждала любимая жена и маленькая очаровательная дочка.Строилась где-то трёхкомнатная кооперативная квартира. Но для того  чтобы всё хорошее осуществилось мне надо было долго и упорно ходить в моря и Океаны. Штормовать вот так,как теперь мечтать и надеяться на лучшее будущее.


Но штормы всегда когда-нибудь кончаются. К сожалению а иногда к счастью кончается ВСЁ! Закончится вот этот шторм,потом закончится рейс.Потом будет короткая стоянка и свидание с любимыми людьми но и стоянка скоро закончится.А там,смотришь,закончится молодость и наступит старость но и старость закончится когда-нибудь.А что дальше ???
"Что там за чёрной занавеской тьмы.? Гадают и великие умы.Когда же с треском лопнет занавеска.Быть может сильно удивимся мы".Это написал великий Омар Хаям. А я бы у него  спросил.Будет ли у нас такая возможность ...удивиться ? Настоящая моя жизнь ,я подозреваю,закончится тогда,когда я перестану ходить в море.


Потом будет уже не жизнь а медленное дожывание.Но унывать я наверно не буду.На жизнь я привык смотреть трезво.Конец приходит всему,придёт конец даже нашей цивилизации.  Всё идёт к тому . Исчезнет с лица земли человек уничтожив сам себя и себе подобных.Возможно в этом ему кто-нибудь поможет.А когда с лица земли исчезнет человек то  очень скоро исчезнут и следы его пребывания на планете Земля. Очень быстро или медленно но Земля  залечит раны нанесённые человечеством на её теле.Быстро разрушатся все творения человека.Большие города  мощные плотины на реках.Разрушится даже тот величественный католический костёл на улице моего детства в Риге.И от самой Риги ничего не останется.


Но останется ВЕТЕР .Он по прежнему будет завывать над  землёй.Он будет поднимать радиоактивную пыль над  землёй  и солёную пену над волнами Океанов.Возможно этот  ветер  будет холодный-ледяной а возможно  горячий испепеляющий всё живое и не живое.Будем  надеяться,что всё это произойдёт не так скоро.Или вообще не произойдёт.Что  случится ЧУДО и человечество  перестанет деградировать и возмётся за УМ!?  Хотя судя по последним событиям на планете Земля  чуда ожидать не стоит.Этот рассказ я написал давно, когда мне было 33 года.Сейчас мне 83 года. Появился Интернет.Появилась Проза РУ. И я решил опубликовать свой старый рассказ.Появилось кое-что  и полезное для человека.Но  потер несравненно больше.Ну кто бы мог подумать,что  продадут  жемчужину  России  Байкал..... китайцам???